Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:03, курсовая работа
Цель курсового проекта – оценить современное состояние животноводства и его экономическую эффективность.
В соответствии с указанной целью в проекте поставлены и решены следующие задачи:
– изучить теоретические основы анализа производства и реализации продукции животноводства;
– дать характеристику природных и организационно-экономических условий хозяйствования;
– оценить размеры производства и специализацию предприятия;
– проанализировать финансовые результаты деятельности и финансовое состояние СПК «Солонцы»;
– рассмотреть показатели интенсификации производства;
– проанализировать динамику производства продукции животноводства;
– оценить уровень продуктивности крупного рогатого скота;
– оценить результаты реализации продукции;
– выявить резервы увеличения производства и реализации продукции животноводства.
Введение 4
1 Теоритические основы производства и реализации продукции 6
2 Организационно-экономическая характеристика СПК «Солонцы» 25
2.1 Местоположение и природно-климатические условия хозяйствования 25
2.2 Анализ размеров и специализации предприятия 27
2.3 Анализ основных средств 31
2.4 Анализ трудовых ресурсов 33
2.5 Анализ земельных ресурсов 34
2.6 Анализ финансовых результатов 35
2.7 Комплексная оценка всесторонней интенсификации производства……38
2.8 Оценка финансового состояния предприятия 41
3 Анализ производства продукции животноводства 43
3.1 Анализ производства продукции 43
3.2 Анализ оборота стада 46
3.3 Анализ структуры стада 47
3.4 Анализ обеспеченности животноводства кормами………………………48
3.5 Резервы увеличения производства продукции животноводства 51
4 Анализ реализации продукции животноводства 52
4.1 Анализ использования и реализации продукции 52
4.2 Анализ прибыли от реализации продукции………………………………53
4.3 Анализ рентабельно-сти…………………………………………………….56
4.4 Резервы увеличения объёмов реализации продукции 56
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
Выявленные резервы должны быть увязаны с конкретными и реальными мероприятиями по их использованию. При этом необходимо учитывать состояние кормовой базы, наличие трудовых ресурсов, животноводческих помещений, а также рынки сбыта. [ 13, стр. 64]
Основным источником информации для анализа производства продукции животноводства является форма № 13-АПК годового отчёта «Отчёт о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства», в котором приводятся данные о среднегодовом поголовье животных, их продуктивности, объёме производства и реализации продукции, её себестоимости, сумме выручки. Соответствующие плановые показатели отражаются в производственно-финансовом плане хозяйства. Для оперативного анализа используют первичные документы.
Часть валовой продукции,
предназначенной для
Основными показателями, характеризующими товарность сельского хозяйства и отдельных видов продукции, являются:
Уровень товарности определяется как процентное отношение размера товарной продукции к валовой:
Ут =
где ТП – размер товарной продукции;
ВП – объём валовой продукции.
Для определения уровня товарности отдельных видов продукции (зерно, картофель, молоко и др.) используют размер валовой и товарной продукции в натуральном выражении. При определении уровня товарности всего сельскохозяйственного предприятия применяют стоимостные показатели валовой и товарной продукции. В этой связи очень важно, чтобы валовая и товарная продукция рассчитывались в единых ценах.
Результаты конечной финансовой и экономической деятельности сельскохозяйственных предприятий во многом определяются объёмами и качеством реализованной продукции. Последняя выступает мерилом богатства и благополучия не только сельского хозяйства, но и других отраслей АПК.
Реализация
Под каналами реализации продукции подразумевают совокупность организаций и лиц, которые выступают как посредники или участники сбыта, принимают на себя или передают другому лицу право собственности на тот или иной товар. Это система экономических, технологических, организационных, социальных и других процессов, взаимодействующих с целью доведения продукции от производителей до потребителей.
Каналы реализации подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые каналы товародвижения предполагают перемещение товаров непосредственно от производителя до потребителя, минуя независимых посредников. По прямым каналам могут реализоваться, например, картофель и овощная продукция непосредственно на рынке, через собственные магазины, палатки или ларьки. Таким способом продукция сельского хозяйства реализуется также местному населению за наличный расчёт через кассу предприятия.
Косвенные каналы реализации связаны с использованием независимых посредников, которые приобретают продукцию у товаропроизводителей и поставляют её потребителям. В качестве посредников могут выступать государственные организации, потребительская кооперация, торговля и промышленные предприятия.
Основными каналами реализации сельскохозяйственной продукции в рыночных условиях являются: продажа государству в федеральный и региональные фонды и свободная реализация по усмотрению предприятия (рис. 1).
Реализация продукции
по различным каналам для
В отличие от промышленных, сельскохозяйственные предприятия реализуют не всю полученную продукцию. Часть её используется на производственные цели. От рационального использования продукции собственного производства зависит, с одной стороны, расширение отрасли животноводства, а с другой – рост товарности производства и финансовое состояние предприятия. Причём повышение уровня товарности не должно происходить искусственно, за счёт неполного удовлетворения потребностей хозяйства. Экономически неоправданно и создание лишних запасов, так как это приводит к уменьшению объёма реализации продукции, создаются условия её нерационального использования. Поэтому, анализируя использование продукции животноводства, необходимо в первую очередь проверить, сочетаются ли в анализируемом хозяйстве рост уровня товарности и обеспечение внутренних потребностей предприятия, определить возможности повышения уровня товарности за счёт более рационального использования продукции на производственные нужды.
Анализ проводится на основе данных годовой отчётности «Баланс продукции» и плана путём сравнения фактических данных с плановыми и показателями прошлых периодов по каждой статье прихода продукции (валовое производство, обмен продукцией, прочие поступления) и расхода (реализация, бартерный обмен, расход молока на выпойку телят, прочие расходы на собственные нужды, естественная убыль при хранении, гибель, порча и т.д.).
Особое внимание при
анализе использования
В процессе последующего анализа изучаются динамика и выполнение плана реализации продукции по каждому виду и в целом по хозяйству с учётом каналов реализации (на рынке, другим организациям, работникам хозяйства и т.д.). С этой целью фактические данные об объёме продаж каждого вида продукции сравнивают с плановыми и данными прошлых лет и определяют абсолютные и относительные отклонения. Для обобщающей оценки выполнения плана реализации продукции в целом по хозяйству её объём выражается в сопоставимых ценах:
КРП =
где КРП – коэффициент выполнения плана реализации продукции;
VРП1 – объём реализации продукции в текущем периоде;
VРП0 – объём реализации продукции в базисном периоде;
Ц0 – цена единицы продукции в базисном периоде.
Большое влияние на объём продаж оказывает качество продукции. Чем выше качество реализованной продукции, тем выше зачётная масса и цены и, наоборот, хозяйства, реализующие продукцию низкого качества, нестандартную, много теряют в зачётной массе.
Чтобы определить влияние данного фактора на объём реализации продукции, необходимо её фактическую физическую массу сопоставить с зачётной и определить потери или выигрыш хозяйства.
В процессе анализа следует также изучить выполнение плана реализации продукции по сортам (молоко), кондициям (животные), так как от этого во многом зависят финансовые результаты хозяйства.
Следует также изучить выполнение плана и динамику уровня товарности по каждому виду продукции и в целом по хозяйству. Уровень товарности – это отношение объёма реализованной продукции к объёму её производства в натуральном выражении или в сопоставимых ценах.
Изменение объёма реализации продукции складывается под влиянием многочисленных факторов (рис. 2). Важнейшими из них являются изменение объёма производства продукции (VВП) и уровня товарности (УТ).
Поскольку VРП = VВП * УТ, расчёт влияния факторов можно произвести одним из способов детерминированного факторного анализа.
В заключение анализа нужно подсчитать резервы увеличения объёма реализации продукции Р↑РП за счёт:
а) наращивания объёма производства продукции;
б) повышения качества товарной продукции;
в) экономного использования продукции на производственные нужды;
г) недопущения потерь и порчи продукции.
Резервы первого вида определяют следующим образом: предварительно выявленный резерв увеличения производства продукции Р↑ВП умножается на возможный уровень товарности УТВ:
Р↑РП = Р↑ВП * УТВ.
Рисунок 2 – Структурно-логическая модель факторного анализа объёма
реализации продукции
По второму источнику резервами увеличения объёма реализации продукции считаются фактические потери в зачётной массе от продажи низкокачественной продукции.
Резервы третьего вида определяются в процессе анализа использования продукции на внутрихозяйственные нужды за счёт недопущения перерасхода кормов на 1 голову скота по сравнению с нормой, повышения эффективности использования кормов, предотвращения потерь продукции.
Обобщение резервов увеличения объёма реализации продукции производится по каждому её виду в натуральном и в целом по хозяйству – в стоимостном измерении.
Предложения по использованию выявленных резервов должны разрабатываться в комплексе мероприятий по освоению резервов увеличения производства продукции. [ 13, стр. 66]
Совхоз «Солонцы» был организован в 1929 году. Позднее к совхозу присоединили часть земель, расположенных в Козульском районе, удалённых от центральной усадьбы совхоза на 70-100 ум. В 1976 году в связи с перебазированием Красноярского КНИИСХ из станции Солянка в г. Красноярск совхоз «Солонцы» был определён как опытно-производственное хозяйство института и передан в его непосредственное подчинение. Одновременно совхозу «Солонцы» была передана часть земли от совхоза «Элита» (1052 га пашни) с расположенным на них посёлком Минино. На этих землях предусматривалось организовать селекционно-семеноводческую базу института. В 1987 году хозяйство вновь приобрело статус совхоза, а в 1992 году – акционерного общества закрытого типа, позднее – сельскохозяйственного производственного кооператива.
Землепользование предприятия
расположено в юго-восточной
По территории хозяйства проходят дороги районного значения, имеющие твёрдое покрытие. Водоснабжение населённых пунктов и производственных центров осуществляется из артезианских скважин.
Производимую продукцию хозяйство поставляет по договорам, а также реализует через собственную торговую сеть. Пункты сдачи основной сельскохозяйственной продукции находятся в г. Красноярске, в 4 км от центральной усадьбы хозяйства. С этими пунктами хозяйство связано автомобильными дорогами с твёрдым покрытием. Состояние дорог на территории предприятия хорошее.
Гидрографическая сеть представлена реками Енисей, Кача, Ибрюль. В пойме этих рек можно орошать около 560 га пашни и 250 га естественных кормовых угодий.
Схема земельных угодий хозяйства протянулась не широкой, но длинной (до 40 км) лентой, примыкая непосредственно к городской черте у северо-западной и северной окраин города.
Почвенный покров землепользования представлен несколькими разновидностями, из которых преобладают чернозёмы. Вместе с тем, глубина гумусового горизонта не велика и в значительной части обструктурена (здесь имеют место так называемые «пухляки»). Также отметим, что средний балл оценки сельскохозяйственных угодий по плодородию в хозяйстве составляет 27,26; по району – 25,79.
Естественные кормовые угодья расположены в основном по крутым склонам увалов.
Наличие в хозяйстве большого числа
остепнённых и с крутыми
Период со среднесуточной температурой воздуха выше 0° С начинается с 11 апреля и заканчивается 21 октября. Период со среднесуточной температурой выше 10° С составляет 114 дней; сумма положительных температур за этот период равна 1790° С. Вегетационный период продолжается 154 дня.
Устойчивый снежный покров образуется 4 ноября и сходит 8 апреля. Продолжительность периода с устойчивым снежным покровом в среднем составляет 165 дней. Среднее количество осадков – 485 мм.