Анализ системы обучения кадров в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – на основе оценки системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ОАО «Приборостроительного завода» разработать технологию совершенствования обучения кадров, обеспечивающую гибкое соответствие профессиональных знаний и практических навыков работников завода изменяющимся и усложняющимся требованиям производства, а также обосновать экономическую эффективность и социальную значимость предлагаемых мероприятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………2
Глава 1 Методологические основы обучения и оценки эффективности её
1.1 Понятие обучения персоналом его виды…………………………………………………………………..……………4
1.2 Методы оценки эффективности обучения……………………………………………………………………….…..5
1.3 Механизмы управления профессиональным управлением кадров………15
Глава 2 Анализ системы обучения кадров в современных условиях ( на примере ОАО «Приборостроительный завод»)
2.1 Краткая технико-экономическая и организационная характеристика предприятия……………………………………………………………….……..20
2.2 Организация процесса обучения кадров на предприятии……….…..……22
2.3Оценка эффективности системы обучения…………………………………28
Глава 3 Технология совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
3.1 Рекомендации по развитию профессионально-технического обучения с учетом специфики предприятия…………………………………………………………………….34
3.2 Приоритет качественной составляющей рабочей силы при оценке эффективности обучения персонала ОАО «Приборостроительный завод»..41
Заключение…………………………………………………….…..…..………..44
Список использованной литературы………………………….………………49
Приложения…………………………………………………………………..…50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая управление персоналом 2.docx

— 95.14 Кб (Скачать файл)

        Заводские  программы для рабочих, связанных  с обслуживанием и ремонтом  оборудования должны согласовываться  с технадзором. Для того чтобы  обучение было для обучаемого  посильным, программа в целом  и каждый ее раздел построены  так, что все новое основывается  на уже известном, и обучаемый  постепенно переходит от простого  к сложному.

       Каждая  программа содержит:

  • объяснительную записку;
  • производственно-квалификационную характеристику по данной профессии и квалификации;
  • тематический план и программу теоретического обучения;
  • тематический план и программу производственного обучения;

-    перечень рекомендуемой  литературы и наглядных пособий.

  Обучение уже сложившегося  профессионала, работающего в  организации, важно в первую  очередь для самой организации.  Для успешного функционирования  необходимо, чтобы руководство осуществляло  деятельность в двух основных  направлениях — внешняя адаптация  и внутренняя интеграция.

   Резюмируя, стоит  отметить, что перед системой  управления персоналом на предприятии  стоят следующие задачи в области подготовки, переподготовки  кадров и повышения их квалификации:

1. выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;

2. определение потребности в обучении по отдельным его видам;

3. правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

4. выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса как важного условия качественного обучения;

5. изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.

Существует еще одна разновидность  задач производственного обучения, которая делится следующим образом :

  1. При подготовке новых рабочих:

а) привитие обучающимся профессиональных навыков;

б) изучение наиболее рациональных рабочих приемов на основе опыта  передовых производств;

в) освоение норм выработки, достижение качественных показателей;

г) усвоение правил техники  безопасности и промышленной санитарии.

  1. При повышении квалификации рабочих:

а) совершенствование имеющихся  навыков;

б) освоение новых, более  сложных работ и навыков;

в) освоение новой техники  и технологии, изучение передовой  организации производства;

г) освоение новых методов  и приемов труда и его организации.

На основании анализа  литературных источников по названной  тематике можно сделать следующие  выводы:

1. Подготовка и повышение квалификации работников в настоящее время должны носить непрерывный характер и проводиться в течение всей трудовой жизни.

2. Предприятия должны рассматриваться затраты на подготовку персонала как инвестиции в основной капитал, которые позволят наиболее эффективно использовать новейшие технологии.

3. Подготовка кадров заключается в обучении их трудовым навыкам, необходимым для качественного выполнения работы. Для эффективности непрерывного обучения необходимо, чтобы работники были в нем заинтересованы. Администрации необходимо создать климат, благоприятствующий обучению.

4.  Система подготовки может быть эффективной только в том случае, если будет проанализировано существующее положение, оценена перспектива и сформирован образ желаемого будущего, спрогнозированы изменения, подготовлены проекты изменения, определены сроки и затраты.

5.  Обучение полезно  и нужно в трех случаях:

а) когда человек поступает  на работу;

б) когда работника назначают  на новую работу;

в) когда установлено, что  у работника не хватает определенных навыков для работы.

   

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Анализ системы  обучения кадров на ОАО «Приборостроительный завод»

2.1. Краткая технико-экономическая и организационнаяхарак теристика предприятия

Объектом исследования послужило  акционерное общество открытого  типа «Приборостроительный завод». Местонахождение предприятия – европейская часть России, г. Улан-Удэ. Общая площадь завода – 201900 м2, в том числе производственная – 153500 м2. Численность работающих – 2455 человек.

        ОАО  «Приборостроительный завод» входит в число наиболее современных промышленных компаний Северо-запада России, является одним из ведущих предприятий г.Улан-Удэ. Завод специализируется на разработке, производстве и ремонте оптико-электронных и оптико-механических приборов для комплектования военной техники, выпускает высокотехнологичную продукцию гражданского назначения. Система качества «Приборостроительного завода» соответствует международным стандартам DIN EN ISO 9001-94 и ГОСТ Р ИСО 9001-96, что удостоверено авторитетной сертификационной фирмой TUV (Германия). Предприятие обладает сертифицированной ЦНИИ Минобороны испытательной станцией и полевым полигоном для контроля качества и надежности выпускаемых изделий. Продукция неоднократно отмечалась дипломами конкурсов «Российская марка» и «100 лучших товаров России». Изделия широко представлены в РФ, экспортируются в страны Европы и Юго-Восточной Азии.

       О широких технологических возможностях  свидетельствует тот факт, что сегодня располагает исключительно разнообразной гаммой технологических переделов, позволяющих изготавливать обширную номенклатуру сложных изделий. Перечень применяемых технологий следующий:

  •   литье под давлением алюминиевых и латунных сплавов (объем литья в год – 200 и 10 тонн соответственно);
  • литье, прессование деталей из пластмассы, резины. Объемы производства:
  • литье пластмасс – 110 т/год, прессовка пластмасс и резины (40 и 3 т/год);
  • холодно-листовая штамповка;
  • металлическая обработка стальных и цветных сплавов (на многоцелевых обрабатывающих центрах с ЧПУ, токарных и фрезерных станках с ЧПУ, шлифовальных, координатно-расточных станках и станках-автоматах);
  • термообработка (закалка, отжиг, нормализация, отпуск, старение, обработка холодом, цементация);
  • гальванические и лакокрасочные покрытия различных видов;
  • изготовление печатных плат;
  • изготовление оптических деталей (линзы, призмы, зеркала, светофильтры, сетки, клинья – оптические покрытия с коэффициентом отражения 97%);
  • электромонтаж – изготовление электронных узлов, жгутов, кабелей;
  • сборка изделий и приборов;
  • сертифицированные испытания изделий, в том числе механические, транспортные, климатические, электрические;
  • изготовление инструментальной оснастки.

Организационная структура , а именно верхние уровни управления предприятием, схематически представлены в приложении Е.

Обеспечив положительную  динамику роста продаж, значительную часть полученных средств направляет на развитие заводской социальной сферы услуг. В феврале 2003г на площадях предприятия оборудован спортивно-оздоровительный комплекс. Энергосистема завода снабжает теплом свыше 300 жилых домов и других объектов центрального района города. Около 70 % производимого котельной предприятия тепла ежедневно передается населению.

Одной из постоянных статей расходов является финансирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров завода. Особенности организации  обучения представлены в следующем  разделе работы.

 2.2. Организация процесса обучения кадров на предприятии

В условиях рыночной экономики  потребности предприятий в квалифицированных  рабочих кадрах в значительной степени  удовлетворяются за счёт их подготовки и переподготовки непосредственно  на производстве.

         Подготовка и повышение квалификации работников завода осуществляется на основании специального внутреннего документа предприятия – СТП АЩВ – 00.014 – 2003, разработанного отделом обучения кадров (отд. №627) и введенного в действие  09.04.2003. Указанный стандарт называется «Порядок подготовки и повышения квалификации персонала» [3]. Рассмотрим его основные положения.

На заводе установлены  следующие виды профессионального  обучения, обеспечивающие непрерывность  производства:

-  для рабочих:

   а) подготовка новых  рабочих

   б) обучение 2-ой  профессии, переподготовка

   в) повышение квалификации  рабочих

-  для руководящих работников  и специалистов:

   а) обучение с  отрывом от производства (семинары, курсы лекций)

   б) обучение без  отрыва от производства (курсы  целевого назначения, лекции,  школа  молодого инженера).

 Подготовка новых рабочих осуществляется по профессиям согласно перечню, утвержденному Министерством общего и профессионального образования РФ и Минтруда и социального развития РФ. Подготовка рабочих – это первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых учениками на предприятие и заключившими с ним ученический договор. Для организации обучения руководитель подразделения назначает приказом организатора производственно-технического обучения. Сроки составляют до 6 месяцев (с учетом сложности профессии). Подготовка производится  по утвержденным учебным планам и программам, используются индивидуальная и курсовая формы обучения. Не позднее 2-х дней после выхода ученика на работу руководитель закрепляет за ним инструктора производственного обучения и инженера-консультанта, оформляется трудовое соглашение. При индивидуальной форме обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно, используя консультации инженера (до 20 часов). Результаты подготовки заносятся инженером-консультантом в карточку учета теоретического обучения (срок хранения в отделе 627 – 5 лет). При курсовой форме для изучения теоретического курса формируются группы численностью 5-15 человек. К обучению привлекаются специалисты с высшим и средним специальным образованием. Производственное обучение осуществляется индивидуально на рабочих местах под руководством квалифицированного рабочего-инструктора с образованием не ниже среднего специального и стажем работы более 1 года. Получаемые обучающимися практические навыки и умения заносятся в дневник учета производственного обучения (хранится в отделе 627 5 лет). Затем обучаемый выполняет квалификационную работу, которая должна соответствовать тарифному разряду (в соответствии с ЕТКС). Ее подбирает мастер производственного участка. По результатам работы мастер и организатор ПТО оформляют заключение на квалификационную работу (также хранится 5 лет в отделе обучения завода). Все документы (карточка, дневник, заключение) организатор ПТО за день до квалификационных экзаменов сдает в бюро 627 02. При успешной сдаче экзамена обучаемому присваивается квалификационный разряд. Срок обучения может быть сокращен при успешном обучении и отличных показателях профессиональной подготовки. После оформления протокола заседания квалификационной комиссии отдел обучения готовит проект приказа о переводе обучившегося на работу по соответствующей профессии и разряду. Перевод производится приказом по предприятию. Обучение по профессиям, связанным с обследованием объектов котлонадзора и подъемных сооружений, водителей автомобилей, организует бюро 627 02 в учебно-курсовом комбинате (УКК), технических школах по заключаемым с ними договорам и на основании заявок подразделений.

Обучение вторым профессиям и переподготовка – согласно стандарту предприятия, это обучение лиц, уже имеющих профессию, с целью расширения их профессионального уровня, выполнения необходимых работ или смены профессии высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям. Руководитель издает приказ по подразделению, назначается инструктор производственного обучения и инженер-консультант. Устанавливаются сроки (до 3-х месяцев) и плата труда рабочего в период обучения. Завершается обучение выполнением квалификационной работы и сдачей квалификационного экзамена. На основании протокола заседания комиссии  личного заявления рабочего отдел обучения готовит проект приказа по предприятию о переводе  его по соответствующей профессии и разряду.

Повышение квалификации рабочих (ПК) – это профессиональное обучение, направленное на совершенствование их профессиональных знаний, умений, навыков, трудовой мотивации, рост мастерства по имеющимся профессиям. По утвержденным планам и программам на предприятии проводятся следующие формы повышения квалификации:

-  производственно-технические  курсы (ПТК)

-  курсы целевого назначения (КЦН)

ПТК проводятся в целях  углубления и расширения знаний, умений и навыков для получения более  высоких разрядов в соответствии с требованиями производства. После  обучения на ПТК и сдачи квалификационного  экзамена рабочему присваивается повышенный квалификационный разряд. Также ПТК  проводятся для рабочих, у которых  фактический уровень квалификации не в полной мере соответствует имеющемуся тарифному разряду. Периодичность  обучения составляет раз в год (в  случае отличных показателей может  быть сокращена до 6 месяцев). Обучение на ПТК проводят по курсовой и индивидуальной формам обучения. Основанием для зачисления на курсы является личное заявление  рабочего. Комплектование учебных групп  бюро 627 осуществляет из рабочих одной  или родственных профессий близкой  квалификации. Численность группы –  от 5 до 15 человек. При отсутствии возможности  создать группу допускается индивидуальное обучение, при котором рабочий  сам изучает теоретический курс и консультируется с инженером-консультантом (не более 20 часов консультаций). Бюро подбирает преподавателей, определяет режим работы учебной группы и  место занятий. Результаты обучения фиксируются в журнале учета  теоретических занятий или карточке учета теоретических занятий  для индивидуальных консультаций. Ответственность  за качество проведения занятий возлагается  на преподавателей. Допускается ПК при самостоятельной подготовке. Обучение завершается выполнением  квалификационной работы и сдачей экзамена на очередной разряд.

Информация о работе Анализ системы обучения кадров в современных условиях