Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении текучести кадров на предприятии.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
изучение и систематизация полученных знаний по вопросу текучести кадров в коллективе;
анализ текучести кадров в коллективе на примере реальной организации;
составление рекомендаций по уменьшения уровня текучести кадров в коллективе.
Введение ………………………………………………………………………………….
3
1.
Теоретические основы текучести кадров в коллективе ……………………………….
4
1.1.
Основные понятия процесса текучести кадров в коллективе …………………
4
1.1.1
Причины текучести кадров …………………………………………….
5
1.1.2
Виды текучести кадров ……………………………………...................
7
1.1.3
Управление процессом текучести кадров …………………………….
8
1.2.
Методика снижения текучести кадров в коллективе ………………………….
12
1.3.
Влияние коэффициента текучести кадров на деятельность организации .......
13
2.
Исследование процесса текучести кадров в коллективе ………………………………
16
2.1.
Характеристика организации: предмет, цели, задачи деятельности ………….
16
2.2.
Описание процедуры исследования: цели, задачи, метод, ход исследования, инструментарий, критерии оценки полученных результатов, процедура сбора информации………………………………………………………………...
17
2.3.
Регистрация полученных данных по текучести кадров ……………………….
18
2.4.
Анализ текучести кадров .....................................................................................
19
2.5.
Оценка экономического эффекта и экономического ущерба от текучести кадров …………………………………………………………………………….
31
3
Рекомендации по снижению текучести кадров в коллективе ………………………...
35
3.1.
Выводы по проведенному исследованию ………………………………………
35
3.2.
Рекомендации по снижению уровня текучести кадров ……………………….
36
Заключение …………………………………………………………………………….....
40
Список использованной литературы …………
Они помогают подчиненным достигать их личных целей, одновременно способствуя успеху организации, короче говоря, они культивируют особую, позитивную связь с организацией на протяжении длительного времени. четкое структурирование производственного процесса во времени и пространстве - привлечение работников при планировании работы, различных нововведений, режимов работы проведение серий семинаров-тренингов с руководителями среднего и низшего звена (по типу "мозгового штурма") по выявлению и решению проблем на производстве анализ кадрового состава отдельных подразделений по выявлению специальностей, которые необходимо провести через переобучение контроль.
Виды текучести:
Основой управления движением персонала является установление закономерностей процесса текучести кадров. Знание этих закономерностей делает возможным определение наиболее эффективных управленческих воздействий.
Зависимость
интенсивности текучести кадров
от социально-демографических
Поэтапно
приведение уровня текучести к приемлемому
значению можно представить в
частности через возможность
планирования предстоящих увольнений,
увязки процессов увольнения с процессами
найма, помощи увольняемым работникам.
Для решения этих и других вопросов,
которые будут обозначены после,
необходимо исходить из конкретной ситуации
на предприятии. Рассматриваемая ниже
методика предполагает упорядоченную
поэтапную деятельность, осуществление
которой следует возложить
Рассмотрим содержание каждого из этапов более подробно.
на этой стадии необходимо ответить на главный вопрос - является ли уровень текучести настолько высоким, что приводит к необоснованным экономическим потерям, недополучению прибыли предприятием;
это очень важный этап и в то же время один из наиболее трудоемких, поскольку для его проведения необходимы специальные данные. Дело в том, что с началом проведения в стране экономических реформ одним из первых управленческих аспектов, которым стали пренебрегать предприятия, стало нормирование труда, изначально призванное выявлять резервы производительности труда. Предприятий, на которых ведется учет затрат рабочего времени, разрабатываются, соблюдаются и регулярно пересматриваются трудовые нормы, на сегодняшний момент можно назвать единицы.
высокий уровень текучести кадров может быть вызван спецификой производственно-хозяйственной деятельности предприятия либо несовершенством системы управления им. В первом случае проблемы, как таковой нет и никаких решений не требуется. Во втором - следует приложить усилия, чтобы отыскать узкие места в системе управления предприятием. Причины увольнений работников с предприятия можно анализировать в двух аспектах. Первый будет основываться на формальном критерии, разделяющем основания увольнений законодательным путем - оснований расторжения трудовых отношений, перечисленных в КЗоТ РФ. В данном случае перечень оснований будет исчерпывающим, поскольку соответствующие нормы КЗоТа не предусматривают принципиально иных оснований для расторжения трудовых отношений. Кадровая статистика предприятий по вопросам увольнений в основном складывается из следующих оснований: по собственному желанию, в связи с переводом, временные работники, прогул без уважительных причин, по уходу за ребенком, за появление на работе в нетрезвом состоянии, по сокращению численности, в связи со смертью, выход на пенсию, некоторые другие. Отсутствие или появление прецедентов увольнений по тому или иному основанию ведет соответственно к сужению или расширению этого перечня. Поэтому одним из исследований может быть анализ кадровой статистики предприятия. Очевидной возможностью данного анализа является его сопоставимость - с аналогичными данными других предприятий, отрасли в целом.
Второй аспект связан с определением мотивационной структуры выбытия кадров. Она основывается на реальных причинах, побуждающих работника принять решение об уходе с предприятия. В этом случае статистика службы кадров в лучшем случае лишь частично может дать ответ на вопрос - почему уволился работник.
Если же детализировать такие
критерии, как «причины личного характера»
или «неприемлемый режим
Наконец, в рамках данного этапа «Определение причин текучести кадров» возможно провести исследование позиции менеджмента (в качестве представителей администрации будут выступать не только руководитель предприятия, но и его заместители, начальник отдела кадров, менеджер по персоналу, мастера, бригадиры и т.п.). Метод исследования - интервью либо анкетирование.
Таким образом, собственными усилиями возможно провести три типа исследований в рамках этого этапа, что даст фактический материал для дальнейшего анализа.
для этого меры можно разделить на три основные группы:
Наконец, при разработке программы устранения излишней текучести необходимо будет также провести сравнительный анализ издержек на проведение названных мероприятий и потерь из-за излишнего уровня текучести. Руководству предприятия в данном случае следует поступить так же, как и с финансированием, любой-другой бизнес - идеи - если затраты на решение проблемы превысят экономический эффект от снижения текучести, возможен поиск других, более "дешевых" вариантов совершенствования работы с персоналом.
в коллективе
Поскольку
в подавляющем большинстве
Бороться с самой текучестью бессмысленно. Для того, чтобы ее снизить, необходимо устранить причины, приводящие к ее росту или способствующие сохранению на высоком уровне. Поэтому следующей задачей должна стать разработка комплекса управленческих решений, направленных на нормализацию уровня текучести, то есть приведение к уровню ниже критического значения.
Для того, чтобы облегчить разработку таких мероприятий, необходимо, в свою очередь, проведение факторного анализа показателей уровня текучести в различных подразделениях, должностных и возрастных категориях. Проведение подробного анализа затрудняется значительным числом факторов, оказывающих влияние на уровень текучести. Статистика использует в таких случаях метод главных компонент, который позволяет выявлять и изучать факторы, вносящие наиболее ощутимый вклад в общий результат.
Очевидно,
что для управления уровнем текучести
необходим целый ряд
Затем
необходимо проанализировать существующую
систему оплаты труда и стимулирования,
социального обеспечения
Наконец, необходимо провести анализ существующей корпоративной культуры. Несмотря на то, что это один из важнейших элементов управления любым предприятием, практика показывает, что во многих российских предприятиях четко формализованной корпоративной культуры нет как таковой, либо она существует только на бумаге. В рамках мероприятий по управлению текучестью в корпоративную культуру предприятия следует внести необходимые изменения, а также разработать мероприятия по популяризации последней среди сотрудников предприятия.
На
втором этапе выявляются подразделения
и коллективы, на текучесть в которых
не оказали должного воздействия
мероприятия, проведенные на первом
этапе. Каждый такой коллектив должен
быть изучен; должны быть проанализированы
психологический климат в этом коллективе,
взаимоотношения между
Важно отметить, что достижение положительных результатов в ходе проведения комплекса таких мероприятий вовсе не является основанием для того, чтобы забыть о текучести и сосредоточиться на других проблемах. Наблюдение за уровнем текучести следует проводить на постоянной основе, периодически возвращаясь к тем или иным элементам мероприятий по управлению текучестью персонала.
В условиях обострения конкуренции и снижения доходности многие организации ищут резервы повышения собственной рентабельности. Один из таких резервов заключен в управлении уровнем текучести персонала, от которого в немалой степени зависит эффективность деятельности предприятия.
на социально-психологический климат в коллективе
Трудится, расти и реализовывать себя – это потребности практически любого современного человека. Очень важно найти профессию по душе, достичь в этом деле совершенства и гордится результатами своей работы. Тем не менее, учеными установлено, что на производительность работника значительно влияют отношения в трудовом коллективе, в котором он находится. Человека можно сравнить с растением, которое в одних климатических условиях расцветает, а в других – засыхает. Социально-психологический климат играет важную роль в любом коллективе. Когда работнику в определенной группе людей некомфортно, и он стремится ее покинуть, не стоит рассчитывать на блестящие результаты его труда. Если же в коллективе благоприятный климат и хорошие взаимоотношения, то тут процесс развития сотрудников ускоряется, что позволяет им реализовывать себя в полной мере. В данном случае, текучесть кадров будет неукоснительно влиять на социально-психологический климат в коллективе.