Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 06:57, контрольная работа

Краткое описание

Монополия означает существование одного продавца на рынке. Продукт, который он продает, не имеет заменителей. На первый взгляд, монополию довольно легко определить. В реальной жизни это сделать довольно сложно. Концентрация капитала и производства имеет два измерения – абсолютное и относительное. Какими бы впечатляющими ни казались величины абсолютной концентрации экономической мощи, их необходимо соизмерять с размерами рынка.
Величина капитала и стоимость продукции местного кирпичного завода невелик, но из-за высоких транспортных издержек он может занимать монополистическую позицию на местном рынке

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………....……….………………….…....….2
1 История и основные характеристики чистой монополии….………...…….…3
2 Поведение фирмы в условиях чистой монополии…………….…….........……5
2.1. Определение цены и объемов производства.
Максимизация прибыли…………………………….……………………….……5
2.2. ценообразование для монополиста…………………………..….….…..…...6
2.3. Кривая спроса для монополиста…………………………………..…….…...8
2.4. Воздействие и последствия налога для монополиста.
X-неэффективность…………………………………………………….……..…...9
3.Показатели монопольной власти……………………………..…….….……..11
4.Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики. …..……….14
Заключение………………………………………………………………….……16
Литература…………..……………………………...…………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 616.50 Кб (Скачать файл)

 

Рис.2а Зависимость  цены от изменения спроса при 

том же объеме производства

Рис.2в Изменение спроса при переменном объеме

производства  и постоянной цене



На рис.2b кривая спроса поднимается вверх и поворачивается. Кривая нового предельного дохода MR2 пересекает кривую предельных издержек в точке, соответствующей большему объему производства, т.е. Q2 больше Q1. Но смещение кривой спроса таково, что цена остается прежней.

Изменение спроса обычно вызывает изменения как цены, так  и объема выпуска продукции. Но особые случаи, приведенные на рис.2, показывают важное различие между монопольным и конкурентным предложением. Отрасль с конкурирующими производителями предлагает определенное количество продукции по каждой цене. Такой взаимосвязи нет для монополиста, который в зависимости от того, как изменится спрос, может предлагать разное количество продукции по одной и той же цене или одинаковое количество по разным ценам.

 

2.4. Воздействие и последствия  налога для монополиста.               

X-неэффективность.

Налог на объем производства также  влияет на монополиста иначе, чем  на отрасль с конкурирующими производителями. Введение налога на единицу продукции в отрасли с конкурирующими производителями приводит к увеличению рыночной цены на величину, которая несколько меньше налога, и что бремя налога несут как производители, так и потребители. При монополии, однако, цена может возрастать на величину, превышающую размер налога.

 

Рис.3 График изменения издержек производства

при введении налога на объем  производства

 монополистической фирмы



Проанализировать воздействие  налога на монополиста несложно. Предположим, каждая единица продукции облагается определенным налогом в t долл., так что монополист должен платить правительству t долл. за каждую проданную единицу продукции. Следовательно, предельные (и средние) издержки фирмы возросли на величину налога t. Если первоначальные издержки фирмы составляли МС, ее решение по оптимальному объему производства теперь выглядит так:

 

МК = МС + t

 

На графике мы смещаем кривую предельных издержек вверх на величину t и обнаруживаем новую точку пересечения с кривой предельного дохода (рис.3). Здесь Q0 и Р0 - соответственно объем производства и цена до обложения налогом, а Q1 и Р1 - объем выпуска и цена после введения налога.

Смещение кривой предельных издержек вверх приводит к уменьшению объема производства и повышению  цены. Иногда цена растет на величину меньше налога, но далеко не всегда (на рис.3 цена поднялась выше размеров налога). Это  было бы невозможно на конкурентном рынке, но может случиться на монопольном рынке, так как в последнем случае отношение цены к предельным издержкам зависит от эластичности спроса. Предположим, например, что монополист сталкивается со спросом с постоянной эластичностью -2. Тогда согласно уравнению (2) цена будет равна двойным предельным издержкам. При налоге t предельные издержки увеличиваются до МС + t и цена возрастает до 2 (МС + t) = 2 МС + 2t, т.е. возрастает на удвоенную величину налога.

Если в условиях совершенной  конкуренции фирма выбирает только объем пр-ва, то монополист может назначать и цену. Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции Р=MR, то на монополизированном рынке P>MR.

 

 

 

 

      цена, Р   



       Р1 


                       убыток


                 P2                                      


                                                     прибыль              


 

                                       


                                  Q1      Q2               Q

 

Обычно считают, что монопольные  цены – самые высокие. Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако следует помнить, что монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу  продукции. И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы.

Другим стереотипом  является, будто монополист всегда стремится ограничивать выпуск продукции. Это тоже не совсем верно. По мере монополизации  отрасли издержки и спрос, как правило, изменяются. На издержки действуют 2 противоположных фактора – понижающий и повышающий. Понижающий, так как в результате создания монополии можно полнее использовать положительный эффект от роста масштаба производства(экономия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта, экономия на маркетинговых операциях и т.д.). с другой стороны, действует и тенденция к их повышению, связанная с разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще. Эту тенденцию Х.Лейбенстайн обозначил как “X-неэффективность”.

Согласно Х. Лейбенстайну,  X-неэффективность возникает всегда, когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек. Объем производства сокращается с Qc до Qm, а X-неэффективность (отрезок CD) заметно увеличивается

 

 

 

ATC


D

 

 

 

                      D

                                   Х-неэффективность

ATCm

C B

                  Х-неэффективность

ATCc A

  

 

Qm Qc Q

 

 

3.Показатели монопольной власти

В качестве одного из таких критериев  используется индекс Харфиндела-Хиршмана, согласно которому безопасный с точки  зрения монополизации рынок предполагает наличие10 и более конкурирующих  фирм, при этом доля крупнейшей из них  не должна превышать 31% , двух  не более44%, 3-х – не более 44%, а 4-х – не более 64%.

 

IHH=S12+S22+S32+…+Sn2

 

где IHH- индекс Харфиндела-Хиршмана,

S1- удельный вес самой крупной фирмы,

S2- удельный вес второй по вел-не фирмы и т.д.

Если в отрясли 1 фирма-чистая монополия, то IHH=10000

 

 

Вспомним важное различие между  совершенно конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью  цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.

В частности, мы может  использовать коэффициент превышения цены над предельными издержками. Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:

Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше и монопольная власть.

Данный коэффициент  монопольной власти может быть также  выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма. По уравнению (1 ) мы знаем, что

 

 

Однако, Еd теперь означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса..

Заметим, что значительная монопольная власть не гарантирует  высокие прибыли. Прибыль зависит  от отношения средних издержек к  цене. Фирма А может обладать большей  монопольной властью, чем фирма В, но получать меньшую прибыль, если у нее значительно выше средние издержки.

Пример 

Ценообразование по принципу "издержки плюс накидка": универсамы и джинсы с наклейкой дизайнера.

Три примера помогут  понять применение универсального правила ценообразования "издержки плюс накидка". Рассмотрим сеть универсамов розничной торговли. Хотя эластичность рыночного спроса на продовольствие невелика (около - 1), несколько универсамов обычно обслуживают большую часть районов, и поэтому ни один из них не может значительно поднять свои цены без потери множества потребителей, которые перейдут в другие магазины. В итоге эластичность спроса для любого универсама нередко доходит до - 10. Подставляя это значение вместо Еd в уравнении (2), мы получаем P = MC/(1 -0,1) = MC/(0,9) = (1,11)MC. Другими словами, руководитель типичного универсама должен установить цену примерно на 11% выше предельных издержек. Для различных объемов производства (при которых размер магазина и число служащих останутся постоянными) предельные издержки включают стоимость закупки продуктов питания оптом, издержки на их хранение, расстановку на полках и т.д. Для большинства универсамов накидка, несомненно, составит 10-11%.

Маленькие продовольственные  магазины самообслуживания, которые обычно работают в воскресные дни или круглые сутки, как правило, назначают более высокую цену, чем универсамы. Почему? Потому, что у них менее эластичная кривая спроса. Посетители таких магазинов в целом меньше реагируют на цену. Им может потребоваться ночью пакет молока или батон хлеба или они посчитают неудобным ехать в универсам. Эластичность спроса для таких магазинчиков составляет -5, и поэтому согласно универсальному правилу цены в них должны быть выше предельных издержек на 25%, что обычно и бывает.

Коэффициент Лернера (Р - МС)/Р свидетельствует о том, что  у маленьких продовольственных  магазинов больше монопольной власти. Но больше ли у них прибыль? Нет. Так  как их объем реализации значительно  меньше, а средние постоянные издержки больше, они обычно получают значительно меньшую прибыль, чем крупный универсам, несмотря на более высокую накидку.

Наконец, рассмотрим производство джинсов. Хотя джинсы выпускаются многими  производителями, некоторые потребители  платят дороже за джинсы с наклейкой  фирменного дизайна. Но насколько больше они готовы заплатить (точнее насколько снизится сбыт в ответ на более высокие цены) - вот вопрос, который должен тщательно взвесить производитель, так как этот вопрос является решающим при определении цены, по которой может быть продана одежда (оптом в магазины розничной торговли для дальнейшей продажи потребителям). Для джинсов с наклейкой фирменного дизайна эластичность спроса колеблется от -3 до -4 (что типично для товаров с фирменными знаками). Это означает, что цена должна быть на 33-50% выше предельных издержек. Предельные издержки составляют 8-12 долл. за пару джинсов, а оптовая цена будет колебаться в пределах 12-18 долл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики.

 

История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других.

Накопленный опыт и научные обобщения помогли  обществу понять все “плюсы” и  “минусы” монополий, выработать по отношению  к ним определенную политику, которая  получила название монопольной.

Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или  ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание  того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на  государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства.

Главная цель этого вмешательства заключается  в защите и сохранении свободной  конкуренции, которой угрожают монопольные  тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя. Существуют две основные формы борьбы с монополиями: 1) предупреждение создания монополий; 2) ограничение использования монопольной власти.

Для проведения антимонопольной политики государство  создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

Кроме осуществления  процесса демонополизации антимонопольная  служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной  только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения  должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее.

Информация о работе Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики