Внешнеэкономическая деятельность предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Первыми, кому удалось сформулировать полезность внешней торговли, явились меркантилисты. Для истории экономической мысли меркантилистская теория внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) ценна не только, а может быть, и не столько выводами в отношении экономической политики, сколько развивающимся искусством экономического анализа. Именно тогда были разработаны многие идеи и ключевые понятия рождавшейся новой науки.

Содержание

Введение. 3
1. Теоретические основы ВЭД.. 10
1.1 Основные теории внешнеэкономической деятельности. 10
1.2 Правовые основы ВЭД.. 27
2. Сущность и основные понятия ВЭД.. 37
2.1 Характеристика основных операций ВЭД.. 37
2.2 Проблемы международной торговли на современном этапе. 43
2.3 Россия и Всемирная торговая организация. 51
3. Анализ ВЭД ОАО " АнтиМонополь". 54
3.1 Политико-экономическая деятельность. 54
3.1.1 Методы нетарифных ограничений ВЭД.. 55
3.1.2 Лицензирование. 58
3.1.3 Квотирование. 62
3.1.4 Контингентирование. 64
3.1.5 Контроль за экспортом и импортом.. 65
3.2 Анализ результата от ВЭД предприятия ОАО " АнтиМонополь". 68
3.2.1 Функции ОВЭС.. 72
3.2.2 Оборот оборотного капитала. 75
3.2.3 Накладные расходы по экспорту товаров. 78
3.2.4 Эффективность экспорта товаров. 79
3.2.5 Анализ импортных операций. 82
3.2.6 Характеристики динамики импорта товаров и услуг. 84
3.2.7 Накладные расходы по импорту товаров. 85
3.2.8 Эффективность импорта товаров. 85
3.2.9 Обобщение результатов анализа. Коэффициент отдачи оборотного капитала 88
3.3 Проблемы и пути улучшения внешнеэкономической деятельности. 90
3.3.1 Пути улучшения. 93
Заключение. 100

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа .docx

— 316.17 Кб (Скачать файл)

3.3.1 Пути  улучшения

Но все-таки наиважнейшей проблемой является мировой финансовый кризис.

Если страны мира хотят вылезти из создавшейся ямы, которая как оползень образовалась в районе США и тянет за собой остальные страны, им надо объединить все свои усилия. Что бы могли сделать страны? - тривиальный вопрос.

Автор видит, что один из путей должен привести страны к тому, чтобы создать новую общемировую структуру, как в области финансов, так и в области мировой торговли. Данные структуры являлись бы прообразом множества современных союзов, но более совершенные мощные, и которые действительно являлись бы общемировыми. Это были бы сложнейшие структуры создаваемые когда либо человечеством. В неё входили бы члены от всех стран, и не зависимо от того будь то развитая или развивающаяся страна, они имели бы одинаковое право голоса. Вопросы непосредственно решали эти структуры были бы мировые проблемы торговли, экологии. Для начала она играла бы роль наблюдателя и аналитика, но впоследствии переросла в действенный орган не посредственно влияющий на торговлю и управляющий ею. Здесь не говорится о том, что эти органы станы определенным рычагом в руках недобросовестных людей, это будет двигатель мировой торговли. Чем-то это будет напоминать плановое устройство, но более совершенное не ограничивающее предпринимателя в его деятельности, а помогающая ему действовать. В свою очередь эта помощь будет не безвозмездная, часть того, что производят предприниматели во всём будет перераспределяться на мировые нужды. Конечно же перераспределение средств будет направлено на страны отстающие, для поддержания жизненного уровня. Но это не говорится о том, что остальные страны как паразиты приклеятся к ведущим и не будут знать бед, от них также будет требоваться отдача и за эту отдачу они получат помощь. Конечно же круг задач поставленный перед этими организациями не окончательный, это не только помощь отстающим, это и развитие мировых технологий, борьба с различными негативными проявлениями в мире.

Также один из способов улучшения ВЭД авторы видят в электронной коммерции. В настоящее время её все больше используют компании разных стран – это удобно, в режиме реального времени можно купить что либо в любой точке Земли, скорость - в рыночных условиях это очень важно.

В настоящее время не существует четкого общепринятого определения электронной коммерции, часто в это понятие включаются любые деловые транзакции, проводящиеся через компьютерную сеть, под электронной коммерцией понимается любая форма бизнес-процесса, в котором взаимодействие между субъектами происходит электронным способом.

В современной экономической литературе часто используется определение электронной коммерции, данное УМСТАО: Под "электронной коммерцией" понимаются все формы сделок, связанные с коммерческой деятельностью организаций и физических лиц, которые основаны на обработке и передаче цифровой информации, включая тексты, звуки и визуальные данные. Иногда подчеркивается, что к электронной коммерции можно отнести только те сделки, в результате которых передаются права собственности на реальный или виртуальный товар (услугу). Согласно определению комиссии ЕС "электронная коммерция" предполагает электронное ведение бизнеса и включает много разнообразных видов деятельности, в том числе: электронную торговлю товарами и услугами; доставку в режиме реального времени цифровых данных; электронный перевод денежных средств; электронную торговлю ценными бумагами; выписку коммерческих документов (коносаментов, счетов); проведение коммерческих аукционов; осуществление в режиме онлайн правительственных закупок; документы по дизайну и проектированию; прямой потребительский маркетинг и послепродажное обслуживание. Она охватывает как товары (потребительские товары, специализированное медицинское оборудование), так и услуги (информационные, финансовые и юридические), как милиционную деятельность (здравоохранение, образование), так и новые сферы деятельности (виртуальные магазины). [20]

Весьма важным исходным пунктом для выработки внешнеэкономической стратегии российских предприятий является анализ рынков сбыта. Поэтому для предприятия весьма целесообразно проводить маркетинговые исследования для повышения эффективности от выхода на внешние рынки. Должен проводиться анализ географии, емкости, специфических особенностей и требований рынков сбыта, возможных изменений в величине и характере спроса. То есть определению экспортной политики предприятия должно предшествовать выявление перспектив реализации конкретной продукции на определенных рынках.

Очевидно, что выдержать конкуренцию на внешнем рынке смогут лишь те производители. Которые в состоянии чутко улавливать изменения в характере спроса, гибко приспосабливаться к нему. Такой подход представляется более продуктивным, по сравнению с традиционной подготовкой программ, исходя из производственных возможностей и финансовых потребностей российских предприятий.

Также, следует сказать, что дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности российских предприятий и их интеграция в мировое хозяйство невозможно без наличия кооперационных связей с иностранными партнерами. анализ тенденций в мировом хозяйстве убеждает в необходимости приоритетного развития международной кооперации в производстве и экспорте наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Кооперирование производства позволит предприятиям осваивать новые технологии, методы организации и управления в производстве. Кооперация производства дает российским предприятиям возможность беспрепятственного выхода на внешние рынки, а также успешно реализовывать кооперированную продукцию на внутренних рынках.

Включение российских предприятий в мировой кооперационный процесс должно идти синхронно с налаживанием или поддержанием ранее сложившихся кооперационных связей внутри страны. Без этого трудно налаживать МКП с зарубежными партнерами. Такая кооперация представляет собой реальную интеграционную основу, на которой может лучше развиваться МКП, так как она имеет громадный интеллектуальный, научно-технический, производственный и природно-ресурсный потенциал.

Также российским предприятиям в мировом интеграционном процессе необходима двухрыночная ориентация, то есть одновременное изготовление продукции и на российский и на внешний рынок. Только таким путем можно постепенно заполнять отечественный рынок продукцией высокого качества, побудить наши предприятия к повышению конкурентоспособности своей продукции на внутреннем и внешнем рынках. Ведь включение в МКП выдвигает главным требование высокой конкурентоспособности.

Всем предприятиям России требуется обновление основных производственных фондов, по причине их физического и морального устаревания, а также обновление технологического уклада и структуры производства. Все это требует существенного объема инвестиций. А так как в стране наблюдается дефицит собственных инвестиционных ресурсов, то возникает необходимость в привлечении иностранных. Для этого необходимо заинтересовать иностранного инвестора рациональным инвестиционным проектом, который, к сожалению, отсутствует у большинства предприятий. Хотя и в последнее время были привлечены инвестиции в большом количестве, но большого сдвига в вопросе о ОФ не произошло.

На стадии формирования планов стратегического партнерства российские предприятия должны иметь четкую оценку мотивов и целей инвестора. При разработке механизмов сотрудничества необходимо учесть такие, которые не позволяют партнеру блокировать вхождение нашего предприятия на новые рынки и тем самым выводить из конкуренции его перспективную продукцию.

Привлечение иностранных инвестиций и приходящих с ними новых технических разработок и методов управления дает отечественному производителю мощный толчок для становления собственного конкурентоспособного производства. В качестве наглядного примера можно привести Южную Корею. Они отличаются высокой динамикой роста продаж за рубежом и уже начинают конкурировать с прежними и нынешними стратегическими партнерами (Daewoo – General Motors, KIA – Ford, Mazda).

Но стоит сказать, что иностранные инвесторы не особо стремятся делать масштабные вложения в отечественную экспортоориентированную промышленность. Западные фирмы, как правило, инвестируют капитал в основном в добывающие отрасли, и совсем не заинтересованы в создании конкурирующих производств в финишных отраслях.

Нужно сказать, что эффективное осуществление внешнеэкономической деятельности российских предприятий невозможно без государственной поддержки. В частности, для государства целесообразно финансировать конкурентоспособные отрасли и предприятия. Финансирование и кредитование может осуществляться из специально созданного фонда, формируемого за счет части доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности государства, таких как таможенных платежей, а также зарубежных активов российских экспортеров и коммерческих банков, представляющих собой, по сути, кредит России Западу. Целесообразно было бы использовать средства фонда для государственного кредитования экспорта продукции с длительным циклом изготовления, страхования экспортных кредитов. При этом кредиты могли бы предоставляться на более льготных условиях, чем это делается коммерческими банками.

Государством также должны применяться такие меры по стимулированию экспорта, как льготное налоговое и таможенное обложение приоритетных отраслей и их субсидирования. Правительство также должно ограничить открытость российской экономики, в целях защиты собственных предприятий.

Реализация вышеобозначенных предложений требует подкрепления соответствующими правовыми и организационными мерами. Для их осуществления необходимы совершенствование налогового законодательства, кредитование и финансирование приоритетных производств из федерального бюджета.

Со стороны государства необходимо заключение договоров со странами дальнего зарубежья, их союзниками и группировками, в которых бы четко фиксировались принципы недискриминационного к российским предприятиям.

Важно также дальнейшее расширение границ таможенного союза стран СНГ.

Большое значение имеет усиление координации действий экспортеров и импортеров на внешнем рынке.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что существуют следующие пути развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий и выхода их из кризиса:

обновление производственных фондов, внедрение новейших технологий производства;

повышение научно-технического потенциала, проведение НИОКР и внедрение их результатов в производство, разработка программного обеспечения;

повышение уровня конкурентоспособности производимой продукции, доведение уровня ее качества до мировых стандартов;

повышение наукоемкой продукции в общем производстве и экспорте;

торговля патентами и лицензиями;

широкое применение маркетинга в сфере внешнеэкономической деятельности;

привлечение иностранных инвестиций в производство;

включение в мировой процесс интеграции и МКП, международного научно-технического сотрудничества;

применение современных форм управления и организации производства, повышение уровня квалификации персонала;

создание отечественными предприятиями союзов производителей и экспортеров;

государственная поддержка и стимулирование внешнеэкономической деятельности российских предприятий, создание единой государственной сети внешнеэкономической информации.

 

Заключение

Обобщая материалы исследования, автор делает выводы о том, что предприятия любой формы собственности имеют право участвовать во внешнеэкономической (включая внешнеторговую) деятельности, заключать экспортные и импортные сделки с иностранными партнерами. В той или иной мере многие тысячи предприятий включены во внешнеэкономическую предпринимательскую деятельность. При этом за некоторым исключением, для участников внешнеэкономической деятельности не требуются ни особая регистрация, ни специальные разрешения. Роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности заключается в формировании концепции и стратегии внешнеэкономических связей, выработке законодательной базы их осуществления, заключении международных договоров и соглашений. Государственная внешнеторговая политика осуществляется путем таможенно-тарифного регулирования, нетарифных ограничений, а также государственного стимулирования экспорта.

Бреттон-Вудского соглашения была значительная доля влияния на мир США, поэтому, как только внутри этой мощной страны "лидера" произошел кризис, то она потянула за собой и остальные страны.

В США 15 ноября 2008г. прошёл саммит 20 стран мира. В ней также приняла участие и Россия её представлял президент РФ Дмитрий Медведев. На этом саммите обсуждалась тема о мировом финансовом кризисе. В связи с этим каждая из стран представила различные планы по его урегулированию. Но с самого начала было объявлено, что принятые на этом саммите решения, будут иметь консультационный характер, каких-то радикальных мер не будет предприниматься, только после согласования со всеми будет утверждено. Для России этот саммит был очень важен в плане того, что сейчас идет новый этап "передела" влияния каждой страны на мир в целом (политического влияния). До этого после подписания. После саммита Дмитрий Медведев участвовал на собрании очень влиятельных людей в области, международных экономических отношений председателем которой была Мадлен Олбрайт. Ему было задано множество вопросов на счет саммита, конечно же, вспомнили и отношениях США с Россией (установление системы ПРО). Насчет саммита Медведев сказал, что российские предложения были учтены в полной мере. Главное что они хотят, как и многие страны, участвовавшие на этом саммите – это создание нового мощного мирового финансового института. И о том, что ущемления в правах боле слабых стран не должно быть. Также о, отношениях с США Медведев сказал, что с новым президентом Обамой у него складывается вполне взаимопонимаемый диалог, что даёт надежду о налаживании их отношений.

В общем, для России и для российских предприятий очень важны такие мировые события. То на сколько грамотно, поведет себя в этой ситуации российское правительство, и будет зависеть в будущем успех ВЭД российских предприятий.

Готовясь работать на внешнем рынке, предприятие должно тщательно взвесить свои реальные возможности, позаботиться о кадровом и информационном обеспечении внешнеторговой работы. Изначально важно обстоятельственное знание организационно-правовой базы ВЭД и международных торговых правил. Квалифицированная подготовка конкретной сделки - это залог успешного проведения внешнеторговой операции в целом. Работа по подготовке внешнеторговой сделки достаточно сложна и трудоемка. Она складывается из нескольких взаимосвязанных этапов.

На первых этапах подготовки сделки определяется ее объект - товар, намечаемый к экспорту или импорту, выбирается страна продажи или покупки и подыскиваются подходящие иностранные контрагенты.

Фундаментальное значение имеет рациональная постановка конъюнктурно-ценовой работы. Российским участникам ВТД необходимо ориентироваться на уровень цен, складывающихся на мировом рынке, и овладевать методикой анализа внешнеторговых цен на конкретные экспортные и импортные товары.

Существует несколько способов заключения сделок. В большинстве, предпочтительно оформлять сделку путем подписания сторонами единого документа - контракта.

Вся подготовительная работа завершается переговорами с иностранными контрагентами с целью заключения сделки. Для достижения выгодных условий сделки необходима обстоятельная подготовка к переговорам.

Внешнеэкономическая деятельность является особым видом экономической деятельности, тесно взаимодействуя с другими отраслями хозяйственной системы страны. Одновременно ВЭД играет важную роль во всей международной деятельности России.

ВЭД достаточно многообразна, поскольку этой деятельности присущи различные виды и формы и она осуществляется на нескольких уровнях. В основе ВЭД лежит внешняя торговля товарами, услугами, работами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Коммерческая деятельность на внешнем рынке существенно отличается от подобной деятельности внутри страны.

В ВЭД участвуют государственные органы, крупные отрасли экономики, множество отдельных экономических субъектов, содействующие им организации, а также загранучреждения по торгово-экономическим вопросам, в совокупности образующие внешнеэкономический комплекс России.

Вопросы неотложного укрепления ВЭК страны и повышения его эффективности занимают значительное место среди общих проблем социально-экономического развития страны.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность предприятий