Возможности внедрения достижений кадрового менеджмента в практику управления персоналом в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – на основе анализа эффективности организации кадрового менеджмента предприятия определить пути его совершенствования и дать экономическое обоснование внедрения мероприятий в кадровую практику.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

- рассмотреть теоретические основы построения системы кадрового менеджмента предприятия, выявить основные функции кадрового менеджмента;

- изучить взгляды специалистов на сущность и содержание кадрового менеджмента с точки зрения отличия его от управления персоналом;

- выявить и рассмотреть основные элементы кадрового менеджмента, характерного для современного предприятия;

- дать характеристику основных технологий кадрового менеджмента, специфических для данного направления менеджмента;

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Возможности внедрения кадрового менеджмента в практику управления персоналом организаций.

1.1. Сущность кадрового менеджмента современного предприятия..........5

1.2. Основные элементы кадрового менеджмента……................................ 8

1.3. Инструменты и технологии кадрового менеджмента….......................18

1.4. Понятие кадрового менеджмента.............................................................20

Глава2. Кадровая политика и кадровый менеджмент.

1.1. Кадровое планирование как содержание кадрового менеджмента........24

1.2.Основные направления и методы управления кадрами..........................28

Заключение........................................................................................................30

Список литературы...........................................................................................31

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

 

     5. Профориентация  и адаптация: введение  нанятых  работников в организацию   и ее подразделения, развитие  у работников понимания того, что ожидает от него организация   и какой труд в ней получает  заслуженную оценку;

 

     6. Обучение: разработка программ для  обучения  трудовым навыкам, требующимся   для эффективного выполнения  работы;

 

     7. Оценка  трудовой деятельности: разработка  методик оценки трудовой деятельности  и доведения ее до работника.

 

     8. Повышение,  понижение, перевод,  увольнение: разработка методов  перемещения  работников на должности  с  большой или меньшей ответственности,  развития их профессионального   опыта путем перемещения на  другие должности или участки  работы, а также процедур прекращения  договоры найма;

 

     9. Подготовка  руководящих кадров, управление  продвижением по службе: разработка  программ, направленных  на развитие  способностей и  повышение  эффективности труда  руководящих  кадров.

 

     Можно распределить этапы по отдельным управленческим функциям.

 

     Так первый  этап (планирование трудовых ресурсов) является ни чем иным как  функцией планирования.

 

     Потребность  в персонале, его численности   на различных предприятиях или  фирмах определяется величиной спроса на изготовляемую  ими продукцию, производимые работы или услуги. Процесс планирования включает в себя три этапа: оценка наличных трудовых ресурсов, оценка будущих  потребностей, разработка программы  развития трудовых ресурсов4.

 

     Одна  из главных задач кадрового планирования – обеспечение рабочих мест на длительную перспективу с учетом постоянного технического и технологического обновления производства.

 

     Планирование  численности кадров предполагает  ее расчет на основе полной трудоемкости, т.е. подсчета численности необходимого количества рабочих различных специальностей, способных выполнить весь объем работ производственной программы. Далее определяется необходимое число специалистов, служащих и управленцев по видам трудоемкости и нормам обслуживания и управляемости.

 

     Численность  основных рабочих определяется  исходя из плановой или фактической  трудоемкости. Исходя из норм  обслуживания и числа  рабочих  мест, определяется численность   вспомогательных рабочих.

 

     На  нормируемых работах применяется  метод расчета трудоемкости. Численность  определяется делением установленного объема работ в нормо-часах на полезный фонд времени одного работающего (в часах) и на процент выполнения норм.

 

     При планировании, среднесписочной численности рабочих-сдельщиков (Чсд) используется формула:

 

     Чсд = Тт.пл.сд / (Фвр.пл ? Квн.пл) (человек), (1)5

 

     где Тт.пл.сд  – плановая технологическая   трудоемкость сдельных работ,  нормо-час;

 

     Фвр.пл –  плановое число часов работы  одного среднесписочного рабочего в  год (по балансу рабочего времени);

 

     Квн.пл –  планируемый коэффициент выполнения  норм.

 

     Численность  рабочих-повременщиков планируют   по рабочим местам и по нормам  обслуживания. Расчет численности  по нормам обслуживания определяется по формуле

 

Чрп = [(А  ? Чсм) / Но] ? Кпн (человек), в том  числе Кпн = Фф / Фпл,         (2)6

 

     где. А  – число объектов обслуживания (станков, рабочих мест);

 

     Чсм –  число смен;

 

     Но  –  норма обслуживания одним рабочим-повременщиком;

 

     Кпн –  коэффициент, учитывающий плановые  невыходы на работу;

 

     Фф  –  фактический фонд рабочего времени;

 

     Фпл –  плановый фонд рабочего времени.

 

     На  основе  норм обслуживания, трудоемкости, запланированного  объема работ и  нормативов численности планируется  численность непромышленного персонала. Численность дополнительных рабочих  кадров определяют так же, как и  потребность в основных кадрах.

 

     Численность  специалистов и служащих определяется  на основе целей, стратегий  деятельности предприятия, структуры и схемы  управления им, нормативов, разработанных  самим предприятием.

 

     Численность административно-управленческого  персонала  предприятия (АУП)  может быть рассчитана с применением  формулы Розенкранца

 

                         (3)7

 

     где Ч  – численность административно-управленческого   персонала определенной профессии,  специальности, подразделения и   т.п.;

 

     n – количество  видов организационно-управленческих  работ, определяющих загрузку  данной категории специалистов;

 

     mi – среднее  количество определенных  действий (расчетов, обработки заказов,  переговоров  и т.п.) в рамках i-го  организационно-управленческого  вида  работ за установленный  промежуток  времени (например, за  год);

 

     ti – время,  необходимое для выполнения  единицы m в рамках i-го организационно-управленческого  вида работ;

 

     Т – рабочее  время специалиста  согласно  трудовому договору (контракту) за  соответствующий промежуток календарного  времени, принятый в расчетах;

 

     Kнрв   – коэффициент необходимого распределения  времени;

 

     Кфрв  –  коэффициент фактического распределения   времени;

 

     tр  –  время на различные работы, которые  невозможно учесть в  предварительных  (плановых) расчетах.

 

     В общем  виде формула Розенкранца   служит для проверки соответствия фактической  численности (например, какого-либо подразделения) необходимой численности, которая  задается загрузкой данного подразделения.

 

     Качественная  потребность, т. е. потребность  по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается на основе:

 

     - профессионально-квалификационного   деления работ, зафиксированных   в производственно-технологической   документации на рабочий процесс; 

 

     - требований  к должностям и  рабочим местам, закрепленным в  должностных и рабочих инструкциях,  описаниях рабочих мест;

 

     - штатного  расписания организации  и  ее подразделений, где фиксируется   состав должностей и рабочих   мест;

 

     - документации, регламентирующей различные   организационно-управленческие процессы  с выделением требований по  профессионально-квалификационному  составу исполнителей.

 

     Для определения  общей потребности  в персонале  суммируется количественная потребность  по отдельным качественным критериям.  Расчет качественной потребности  по профессиям и специальностям сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности.

 

     Следует  отметить, что принципиальных различий  в подходах к определению численности  персонала, принятых в отечественной  и зарубежной практике, не выявлено.

 

     Функция  организации реализуется на этапах  набора, отбора адаптации и частично  при формировании системы оплаты  труда (организация условий работы, к которым относится и разработка основы системы оплаты труда).

 

     Рассмотрим  элементы второго этапа кадрового   менеджмента - набор персонала. 

 

     Осуществляя  набор, служба персонала должна  исходить из определения оптимальной  численности  персонала. Не  должно быть как недостатка  в работниках, последствиями которого могут быть срывы производственных программ, производственный травматизм, конфликтные ситуации в коллективе, так и избытка, который может повлечь увеличение денежных затрат по фонду заработной платы, снижение заинтересованности в качественном и высококвалифицированном труде, отток квалифицированных работников.

 

     Различают  внутренние и внешние источники   комплектования организации кадрами8.

 

     Источники  кадровых ресурсов предприятия  бывают внутренними и внешними. Рассмотрим достоинства и недостатки различных  источников комплектования организации  кадрами.

 

     Внутренние  источники - это люди, работающие  в  организации. В ряде зарубежных  стран, например Японии, при появлении  вакансий в аппарате управления  принято вначале  объявлять внутренний конкурс на замещение должности из своих  сотрудников и только затем, в  случае отрицательных результатов, приглашать к участию в конкурсе специалистов со стороны. Считается, что  это улучшает моральный климат в  коллективе, укрепляет веру сотрудников  в свою организацию. При работе с  резервом во всех крупных фирмах существуют так называемые матрицы перемещений, в которых находит отражение  настоящее положение каждого  руководителя, его возможные перемещения  и степень готовности к занятию  следующей должности (готов занять немедленно через год, через два  года, но для этого необходимо повышение  квалификации в определенных областях и т. д.)9.

 

     Использование  внутренних источников позволяет  использовать нематериальные методы стимулирования работников. Возможность самореализации внутри организации и дальнейший профессиональный рост воспринимается работниками как поощрение успешной работы. Также для организации  при использовании внутренних источников обеспечения кадрами важно то, что продолжается работа с сотрудниками, которые уже известны, а также  сокращаются финансовые затраты  на подбор персонала.

 

     К внешним  источникам подбора персонала   относится все то неопределенное  количество людей, способных работать  в организации, но не работающих в ней в настоящий момент. Среди них могут быть как люди, с которыми руководители организации и работники службы персонала раньше встречались по вопросу трудоустройства (из так называемого списка ожидания), так и специалисты, с которыми подобные встречи еще предстоятоят.

 

     Выделим  основные источники внешнего  набора: Центры занятости; Агентства  по найму (кадровые агентства); Самостоятельный  поиск через  средства массовой информации.

 

     Использование  внешних источников также имеет   свою плюсы и минусы. Преимущества заключаются в возможности выбора из большого числа кандидатов. Также  новые люди способствуют возникновению  новых идей и приемов работы. Сложности  заключаются в том, что требуется  некоторое время для адаптации  нового сотрудника (что связано с  временным снижением производительности), а также может возникнуть ухудшение  морально-психологического климата  среди давно работающих11.

 

     Рассмотрим  третий этап кадрового менеджмента  - отбор персонала.

 

     Цель  профессионального отбора кадров заключается  в том. чтобы обеспечить организацию  таким персоналами, который по своим  индивидуальным качествам может  достигнуть высокой эффективности  в определенном виде трудовой деятельности при условии получения удовлетворения от избранного ее вида (деятельности).

 

     Для обеспечения  эффективного отбора необходимо  использовать методы оценки: тестирование; рабочие задания для отбора  персонала; метод краткосрочного  обучения с  последующей оценкой;  исследование биографии и проверка рекомендаций; графология12; отбор по физическим данным и проверка на использование наркотиков; интервью.

 

     По  данным  ряда исследователей можно говорить  о различиях в экономической   эффективности используемых сегодня   методов поиска и подбора персонала. В качестве оснований для сравнения  этих методов можно остановиться на общих затратах организации, соотнесенных с числом принятых работников.

 

     Определение  зарплаты и льгот: разработка  структуры  заработной платы  и льгот в  целях привлечения,  найма и сохранения служащих.

 

     Организация  заработной платы на современном   предприятии осуществляется в  целях  формирования адекватного  материального  стимулирования  работников и поддержки  трудовой  мотивации. Говоря о системах  оплаты труда или видах заработной платы, следует рассмотреть деление  ее по двум основаниям.

 

     По  первому  основанию заработная плата   делится на два вида: основная  и  дополнительная. Основная заработная  плата начисляется за фактически  проработанное время и выполненные   на предприятии работы. Дополнительная заработная плата - это установленные  законом выплаты за непроработанное  время. К дополнительной заработной плате относится13: оплата отпусков; выходных пособий; льготных часов для подростков.

 

     По  второму  основанию заработная плата  бывает компенсационной и стимулирующей.

 

     Компенсационный  характер заработной платы должен  ориентировать  работника на  достижение нужного  предприятию  результата, поэтому  заработная  плата связывается с  показателями  эффективности работы организации (оборот компании, прибыль, объем продаж, выполнение плана, улучшение качества и т.д.), рабочей группы, самого работника. Такая зарплата должна сочетать в себе жесткость правил определения денежного вознаграждения и гибкость в реагировании на изменения внутренней и внешней ситуации в организации, т.е. компенсации должны выступать не только мотиватором трудовой деятельности, но и средством управления, рычагом для руководителя. Руководство организации должно иметь возможности как поощрения, так и наказания в системе компенсации.

Информация о работе Возможности внедрения достижений кадрового менеджмента в практику управления персоналом в россии