Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 07:00, курсовая работа
Российское общество в последние годы находится в стадии глубоких экономических и политических трансформаций, которые коренным образом изменяют уклад жизни и менталитет российских граждан.
Преимущественное выделение молодежи среди остальных групп населения может быть аргументировано тем, что она знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного обновления, связывает с ними свои жизненные перспективы, обладает необходимыми качествами для ответа на глобальные вызовы современности.
1.Сочетание государственных,
общественных интересов и прав
личности в формировании и
реализации молодежной
Целями государственной молодежной политики являются:
5.Реализация инновационного
потенциала молодежи в
Цели государственной молодежной политики реализуются на всех уровнях государственной власти и управления РФ. Устанавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сфере реализации молодежной политики не должны противоречить ее целям. Политика государства, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение в сфере гарантий труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи; поддержка деятельности молодежных и детских учреждений; содействие международным молодежным обменам.
1.2 Предпосылки
возникновения молодежной
Понять любое социальное явление и дать ему определение можно лишь при условии, если подойти к нему исторически, т.е. взять его в развитии, начиная с того момента, когда оно только возникло, проходя затем различные стадии становления и развития, вплоть до перехода в иное качество - распад, деградацию, гибель. Этот общий тезис справедлив и применителен к молодежной политике. Будучи фактором общественного развития, молодежная политика, несомненно, развивалась и сама по себе, претерпевая исторические трансформации во времени, достигая все новых качественных перемен и состояний. Необходимо рассмотреть становление и формирование государственной молодежной политики, а для этого мы обратимся к отечественному опыту.
В нашей стране молодежная политика выделилась в самостоятельную сферу государственной деятельности относительно недавно. Сам термин вошел в отечественную юридическую систему в 1991 г. с принятием Закона Советского Союза «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». Следует заметить, - отсутствие термина не означало, что такой деятельности государство ранее не осуществляло. Всю общественную систему советского периода отличало пристальное внимание к молодежи. Партия и комсомол заботились в первую очередь об идейно-политическом, военно-патриотическом, трудовом и физическом воспитании подрастающего поколения. Такая позиция объяснялась внутренней и внешней политикой государства, «целенаправленно строящего социалистическое общество в трудных условиях и при постоянной внешней yгрозе». Многие важные проблемы молодежи, начиная с конца 70-х годов, решались через планы социально-экономического развития областей, городов, районов, отдельных трудовых коллективов предприятий ведущих отраслей народного хозяйства СССР. Первые такие планы и специализированные разделы («Коммунистическое воспитание молодежи») появились в Ленинграде, а затем и Москве. В них делался акцент на профессиональном образовании и воспитании, трудовых мотивациях и анализе форм досуга. Главное содержание разделов составляла общественно-политическая работа в трудовых коллективах и по месту жительства. По существу это были начальные формы зарождавшейся государственной молодежной политики.
Отдельно следует сказать о правовом опыте решения проблем молодого поколения, который лег в основу первых программ и мероприятий государственной молодежной политики, а также первого закона о молодежи в нашей стране. Значительную часть нормативных правовых актов СССР по вопросам, затрагивающим воспитание, образование, трудоустройство, службу в армии, поддержку молодых семей и другие вопросы молодого поколения, составляли совместные постановления ЦК КПСС и СМ СССР. Число законодательных актов, регулирующих положение молодежи в обществе, было велико. На уровне Совета Министров СССР, союзных республик, министерств и ведомств в отношении молодого поколения насчитывалось 1300 подзаконных актов)в (в сборнике нормативов «Основные права и обязанности молодежи» их общий перечень занимал 590 страниц текста). Все инициативы правоположений, которые условно можно было бы свести к сфере молодежной политики, исходили от КПСС, в отдельных случаях - от ВЛКСМ. Последний, в лице своего руководящего органа - Центрального Комитета, был наделен в СССР правом законодательной инициативы.
Комсомол, начиная с конца 70-х годов, дважды, но безуспешно пытался разработать и внести в Верховный Совет СССР «Законопроект о молодежи». Первый вариант проекта закона о молодежи был подготовлен в 1968 г под руководством секретаря ЦК ВЛКСМ Ю. Торсуева и юриста М. Кириченко. И хотя руководство страны не поддержало эту инициативу, определенные позитивные шаги в решении вопроса были уже сделаны. В частности, созданы комиссии по делам молодежи Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных республик. Вторая и тоже неудачная попытка была предпринята в 1977 году. Лишь весной 1991 г. удалось принять Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», но он остался «на бумаге». Причины того, что Закон не был реализован фактически состоят в отсутствии должной финансовой поддержки (все положения закона носили выраженный затратный характер) и распаде СССР.
Принятый Верховным Советом СССР, этот юридический документ исходил из общенародных интересов и интересов молодых граждан при установлении принципов государственной молодежной политики в стране. Закон определял экономические, правовые и организационные условия и гарантии ее осуществления, а также закреплял систему правовых средств, направленных на обеспечение равенства социальных возможностей молодежи с другими общественными группами и слоями населения. Закон составлял основу развития законодательства Союза ССР и союзных республик и должен был обеспечивать практическую реализацию политики советского государства по отношению к молодому поколению на ближайшие десятилетия.
Центральная идея закона заключалась в регулировании путей и способов осуществления государственной молодежной политики в стране. Государство и общество не просто пытались создавать потенциальные условия и реальные возможности для удовлетворения интересов молодежи и защиты прав молодых граждан, но гарантировали их равноправное участие со всем населением в общеполитических и общесоциальных процессах.
Для этого в статье 2 закона определялись главные принципы государственной молодежной политики:
1.развитие общественно
значимых интересов и
2.ответственность молодежи
перед обществом за обновление
социализма и социальный
.участие молодежи, ее
организаций в формировании и
реализации молодежной
.расширение социальных
благ и возможностей молодого
поколения пропорционально
Главная цель государственной молодежной политики заключалась в «гармоничном соединении интересов молодежи и всего народа при формировании условий и стимулов для молодых граждан, благодаря которым они могли бы с наибольшей полнотой реализовывать свой творческий потенциал» на благо общества и принимать на себя ответственность за судьбу страны. Предполагалось, что государственная молодежная политика в Советском Союзе будет охватывать вопросы воспитания, образования, труда, быта, досуга и создавать, условия для всестороннего, гармоничного развития творческого потенциала молодого поколения, его подготовки к самостоятельной жизни, активному участию в государственном, хозяйственном и социально-культурном строительстве, управлении делами государства и общества.
Молодежная политика в СССР должна была строиться с учетом следующих положений:
1.личной ответственности
молодого гражданина за
2.обеспечения равенства
политических, экономических, социальных
и культурных возможностей
.полного политического
доверия к молодежи и ее
ответственности перед
.инициативного участия
молодежи в формировании и
реализации молодежной
Исходя из плановых начал политики государства по отношению к молодежи в составе государственных планов и программ социального и экономически о развития, бюджетов и иных финансовых планов на всех уровнях предусматривалось целенаправленное проведение мероприятий по осуществлению государственной молодежной политики. При этом в плановой деятельности должна была широко использоваться система научно обоснованных социальных норм и нормативов, характеризующих потребности и обеспеченность молодежи основными видами социальных благ и услуг.
В связи с переходом страны к рыночной экономике с конца 80-х годов и перестройки ЦК ВЛКСМ было принято решение реализовать на общесоюзном уровне две целевые комплексные программы «Социальная защита молодежи» и Занятость молодежи». Предусматривалась разработка еще трех программ: «Образование, духовное и физическое развитие молодежи», «Молодая семья» и «Повышение роли молодежи в структуре власти». Но осуществить эти программы и задачи не удалось.
В начале 90-х годов в ряде союзных республик Советского Союза были приняты «молодежные законы», в том числе Закон Азербайджанской Республики «О государственной молодежной политике», Закон Казахской Советской Социалистической Республики «О государственной молодежной политике в Казахской ССР». Также подготовлены законопроекты Республики Кыргызстан «О государственной молодежной политике в Республике Кыргызстан», Тувинской АССР «О молодежи в Тувинской АССР», Украинской ССР «О социальной адаптации и развитии молодежи». При их разработке за основу брался Закон (56 общих началах государственной молодежной политики в СССР».
Госкомитет РСФСР по молодежной политике в начале июня 1991 г. определил цель государственной молодежной политики в России: «создание социально-экономических, политико-правовых, духовно-культурных предпосылок, условий и гарантий для становления личности молодого человека, социализации молодого поколения, реализации его творческого потенциала в интересах развития личности и общества в ценим, возрождения и развития России как свободного содружества народов, связанных историческими узами совместного национально-государственного существования».
Основными задачами молодежной политики на республиканском уровне были названы:
1.разработка и принятие
законов, государственных, республиканских
и региональных программ, стимулирующих
создание необходимых условий
для свободного развития
2.финансирование
.координация деятельности
государственных учреждений и
общественных организаций в
.поощрение (включая финансирование)
деятельности
В июле 1991г. планировалось провести пленум ЦК КПСС по молодежной политике, на котором предполагалось рассмотреть механизмы реализации молодежной политики на местах, но он не состоялся. Проведенные в Ленинграде, Москве и ряде других крупных городов заседания бюро местных партийных организаций, посвященные молодежным проблемам, смогли актуализировать только частные вопросы, не затрагивающие механизмы реализации государственной молодежной политики в целом как в СССР так и РСФСР, других союзных республиках.
В 1990 г. было создано Управление по молодежной политике в рамках Государственного комитета по труду и социальным вопросам СССР. Это управление существовало около года - до момента образования Комитета по делам молодежи при Совете Министров СССР, который возглавил В.И. Цыбух .
Информация о работе Государственная молодежная политика в современной России