Государственная молодежная политика в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 07:00, курсовая работа

Краткое описание

Российское общество в последние годы находится в стадии глубоких экономических и политических трансформаций, которые коренным образом изменяют уклад жизни и менталитет российских граждан.
Преимущественное выделение молодежи среди остальных групп населения может быть аргументировано тем, что она знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного обновления, связывает с ними свои жизненные перспективы, обладает необходимыми качествами для ответа на глобальные вызовы современности.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная молодежная политика в современной России.docx

— 81.97 Кб (Скачать файл)

Современные концепции ООН в отношении подрастающего поколения предусматривают (несмотря на множество специфических проблем, с которыми сталкивается молодежь в различных государствах и регионах планеты) наличие определенных общих черт и качеств, характеризующих молодежь как специфическую группу населения, которая вовлечена вместе с тем в проблемные ситуации наиболее общего порядка. Формируется новое видение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого целого.

С 2000 г. начинают развертываться единые международные информационно-научные комплексы, широкая сеть региональных социальных служб, работающих по общим международным программам, но обязательно учитывающих местные, региональные аспекты. В той или иной мере к 2010 г. в реализацию молодежных программ будут вовлечены многочисленные категории молодежи, проживающей в разных странах - членах ООН.

В развитых странах Запада реализуется 2 основные стратегии молодежной политики:

1)неоконсервативная предусматривает  государственную помощь лишь  отдельным, наименее социально защищенным  и «неблагополучным» категориям  молодежи при жесткой регламентации  расходования средств и категорий нуждающихся в помощи, стратегия распространена в США и Канаде.

2)разработанная социально-демократическими правительствами ряда стран Центральной и Северной Европы, исходит из ответственности государства за интеграцию всей молодежи и предусматривает разработку социальных программ, доступных для всех молодых людей. Молодежная политика базируется на признании ответственности государства за успешное вхождение в общественные отношения всей молодежи и Молодежная политика направлена на реализацию долгосрочных программ, «ориентированных на всех». Претензии на разработку всеобъемлющих законов о молодежи в этих странах не дали пока обнадеживающих результатов, хотя в Германии молодежное законотворчество наиболее продвинуто. Здесь нормотворчество долгое время шло и идет по пути дополнения существующего законодательства поправками, учитывающими как интересы специфических категорий молодого поколения, так и реалии изменяющейся действительности.

Анализ зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы:

-молодежная политика  в развитых странах превратилась  сегодня в самостоятельное направление  деятельности государства (то связано  с процессами усложнения условий  воспроизводства трудовых и интеллектуальных  ресурсов),

-государство проводит  молодежную политику через систему  органов управления и координации, причем вмешательство государства  тем сильнее, чем слабее активность  региональных «свободных носителей»  молодежных услуг,

эффективность реализации программ зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.

Ясно одно, что осознание всех названных выше проблем, а тем более их решение - дело чрезвычайно сложное, что это глобальная и потому долговременная задача, обращенная, прежде всего к нынешней молодежи, что эта задача требует титанических усилий всех, кто занят просвещением, обучением, воспитанием, научными исследованиями. Иначе говоря, что все глобальные проблемы человечества имеют молодежное измерение, молодежное лицо.

Решение проблем молодежи нельзя отдать в руки только самой молодежи. Молодежная политика - это политика приоритетов, это дело не отдельного комитета в системе государственных органов, а дело всего государства и общества, взятая в полном объеме.

Таким образом, государственная молодежная политика - это внутренняя политика государства с точки зрения интересов всего общества и самой молодежи. Это система идей, взглядов по поводу молодежи и ее роль в общественном развитии, а также практических действий различных структур гражданского общества, направленных на претворение этих идей и взглядов в жизнь в целях достижения общественных перспектив, одобряемых большинством.

 

2. Особенности  регулирования государственной  молодежной политики в Российской  Федерации

 

.1 Формы государственной  поддержки детских и молодежных  организаций

 

Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека. Далее, мы рассмотрим основные направления и формы государственной поддержки молодежных и детских объединений.

В первую очередь, необходимо информационное обеспечение молодежных и детских объединений, для этого Федеральные органы исполнительной власти обязаны информировать молодежные и детские объединения о планируемых и реализуемых мероприятиях в области государственной молодежной политики, а также по запросам молодежных и детских объединений организовывать подготовку и переподготовку кадров этих объединений в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на эти цели. Кроме того, участие органов юстиции Российской Федерации сводится к осуществлению информирования и государственной регистрацию общероссийских и международных молодежных и детских объединений. Во-вторых, государственная поддержка молодежным и детским объединениям выражается в предоставлении налоговых льгот, а также возможности пользоваться имуществом, находящимся в государственной собственности и возмещении государством расходов, связанных с безвозмездным либо на льготных условиях предоставлением в пользование молодежным и детским объединениям зданий, помещений, сооружений, оборудования и иного имущества, в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на государственную поддержку молодежных и детских объединений. В-третьих, Федеральные органы исполнительной власти могут привлекать молодежные и детские объединения к выполнению государственного заказа на создание социальных служб, информационных, инновационных центров и центров досуга для детей и молодежи, на разработку и реализацию проектов и программ по организации социальной работы, дополнительного образования, деятельности в сфере культуры, здравоохранения, экологии, деятельности по предупреждению беспризорности и правонарушений среди детей и молодежи, а также на научные исследования и осуществление иных видов деятельности, являющихся приоритетными при реализации государственной молодежной политики.

Для гарантии своевременной реализации федеральных и межрегиональных программ государственной поддержки молодежных и детских объединений, разрабатываются они Федеральными органами исполнительной власти с учетом предложений молодежных и детских объединений. Решение о государственной поддержке проектов и программ молодежных и детских объединений принимается федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики по результатам конкурса, в соответствии с которым конкурсный проект или программа молодежного или детского объединения должен отражать цель, основные задачи, содержание и план реализации данного проекта или программы, финансовые, материальные, кадровые ресурсы и организационные возможности этого объединения по реализации проекта. В некоторых случаях Федеральный орган исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики оказывает помощь молодежным и детским объединениям в надлежащем оформлении их проектов и программ и проведении расчетов. Объем средств для вышеуказанных проектов и программ выделяется Федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики из средств федерального бюджета в форме бюджетных ассигнований, а также из средств внебюджетных фондов Российской Федерации, в срок не превышающий трех месяцев после принятия положительного решения по данному проекту и программе. Федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться целевой порядок использования указанных средств.

Если, конкурсные проекты и программы молодежных и детских объединений получили одобрение то они могут финансироваться в полном объеме, конечно, при условии решения федерального органа исполнительной власти по реализации государственной молодежной о том, что привлечение иных финансовых средств невозможно. Также, одним из направлений государственной молодежной политики по поддержке детских и молодежных организаций, включенным в Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой является выделение субсидий молодежным и детским объединениям один раз в год. Критерием выделения объема субсидий считается пропорциональность числу членов детских и молодежных организаций, с учетом итогов их деятельности в предыдущем году и приоритетности планируемых для реализации проектов и программ и соответственно, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Универсальным и эффективным средством обеспечения проектной активности молодежи станут механизмы грантовой поддержки. Эффективность применения грантовых механизмов развития общественной активности и привлечения институтов гражданского общества к решению общенациональных проблем убедительно доказана мировым опытом, успешно применяющим эти механизмы в течение нескольких десятилетий.

 

2.2 Нормативно-правовые  акты регулирующие государственную молодежную политику

 

Рассмотрим законодательное положение государственной молодежной политики в современной России. Нынешнее российское законотворчество по молодежи находится в стадии становления. Это в полной мере относится к правоположениям, касающимся формирования и реализации государственной молодежной политики в России и в субъектах Федерации. Молодежная политика в стране последние семь лет осуществлялась на единой концептуальной базе - документе «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации». Это постановление не нормативный правовой акт и не является аналогом союзного молодежного закона 1991 года. В то же время при подготовке и принятии в 1995 г. Государственной Думой Федерального Закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» ссылка на данный документ 1993 г. стала важным аргументом.

Специальным Указом Президента России в 1992 г. молодежная политика провозглашена «приоритетной социально-экономической политикой государства». Указом Президента 16 сентября 1992 г образован Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи, ставший преемником результатов и направлений деятельности полномочного представителя Правительства России по делам молодежи, работавшего с февраля 1992 года. Исходной предпосылкой названных указов стала необходимость проведения целостной и эффективной государственной молодежной политики в Российской Федерации. Объективность формирования молодежной политики следовала из общих требований проведения адресной и специализированной социальной политики в отношении различных групп и слоев населения, в том числе и такой социально-демографической группы, как молодежь. Кроме того, основное отличие государственной молодежной политики в Российской Федерации от общей (традиционной) социальной политики в отношении других социально незащищенных категорий населения состояло в том, что она не сводилась только к компенсаторным и распределительным механизмам. Российская молодежная политика должна была содержать активный инновационный и производительный аспекты, опирающиеся на трудовой и творческий потенциал молодого поколения, что позволило бы рассматривать молодежную политику как часть общей политики экономического и социального развития общества.

Процесс создания исполнительных структур (комитетов, управлений, отделов) по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик Российской Федерации начался постепенно (еще с весны 1990 г.) после формирования постоянных молодежных комиссий в Советах народных депутатов всех уровней. В 1993 г управления и комитеты по делам молодежи действовали на 79 территориях России.

Основные направления их деятельности заключались в решении проблем занятости молодежи (в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих), включении молодежи в производительные формы деятельности (предпринимательство и фермерство), формировании системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью, профилактике преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних, поддержке социально значимых программ молодежных и детских организаций, участии в организации досуга и летнею отдыха детей и подростков.

В России были приняты многочисленные постановления и распоряжения центральных и местных органов власти, касающиеся подрастающего поколения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов» и в целях дальнейшего развития государственной молодежной политики, направленной на «создание правовых, социально-экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив», Правительство России постановило утвердить Федеральную программу «Молодежь России 1998-2000 годы», которая получила затем статус президентской. Отдельные целевые подпрограммы и мероприятия были признаны впоследствии Государственной Думой нецелесообразными для реализации.

Федеральная программа «Молодежь России 1998-2000 годы « включала в себя множество направлений молодежной политики, за которые было ответственно государство в центре и на местах (в регионах - субъектах Федерации).

Основной целью программы являлось дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.

В этой связи предусматривалось решение следующих основных задач:

1.формирование законодательно-нормативной  базы, разработка и поэтапное  внедрение системы долгосрочного  кредитования и иных форм финансовой  поддержки молодежи в целях  получения образования, поддержки  деловой активности, строительства  жилья и обзаведения домашним  хозяйством;

2.формирование системы  органов, занимающихся вопросами  временной и вторичной занятости  молодежи, развития и поддержки  молодежного предпринимательства;

.дальнейшее развитие  системы социальных служб и  информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуга, отдыха, массовых видов спорта  и туризма, в том числе международного;

Информация о работе Государственная молодежная политика в современной России