Государственная молодежная политика в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 07:00, курсовая работа

Краткое описание

Российское общество в последние годы находится в стадии глубоких экономических и политических трансформаций, которые коренным образом изменяют уклад жизни и менталитет российских граждан.
Преимущественное выделение молодежи среди остальных групп населения может быть аргументировано тем, что она знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного обновления, связывает с ними свои жизненные перспективы, обладает необходимыми качествами для ответа на глобальные вызовы современности.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная молодежная политика в современной России.docx

— 81.97 Кб (Скачать файл)

.поддержка и развитие  различных форм художественного  и технического творчества молодежи, молодежных и детских объединений;

.формирование условий  для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического  становления молодежи, всестороннего  развития личности.

Программа «Молодежь России 1998-2000 годы « - одна из 229 Федеральных целевых программ - требовала на реализацию основных мероприятий государственной молодежной политики на период 1998-2000 годов дополнительные средства из бюджетов всех уровней и источников, однако, эти средства не были получены. Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы (прошлого созыва) подготовил закон РФ «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», принятый 23 июня 1999 года. До этого Госкомитет по делам молодежи организовал ряд выездных заседаний, где обсуждался и корректировался проект закона. Многочисленные претензии юристов, депутатов и представителей исполнительной власти сопровождали данный законопроект во время всего его прохождения. Однако, несмотря на ряд претензий к тексту закона, члены Совета Федерации прислушались и решили, что отклонять закон нельзя. Речь шла о той позитивной стимулирующей роли, которую рамочный закон мог бы сыграть для принятия решений по государственной молодежной политики на региональном уровне развития законодательства, совершенствования структуры региональных органов исполнительной власти и муниципальных органов. Кроме того, фиксация приоритетов молодежной политики на уровне Федерального закона должна была оказать положительное влияние на бюджетную политику, действия органов исполнительной власти.

До 2001 г. молодежная политика в Российской Федерации не стала на практике приоритетной политикой государства, а финансирование ее мероприятий практически не осуществлялось или осуществлялось по остаточному принципу. Большинство решений, постановлений, целевых программ имели декларативный или рекомендательный характер. Они напрямую зависели от позиций центральных и местных властей и наличия соответствующих сумм в региональных бюджетах. Документы, касающиеся государственной молодежной политики, носили краткосрочный и фрагментарный характер. Они не были увязаны с единой концепцией решения острых социальных проблем подрастающего поколения в условиях активного реформирования общественной системы и глубокого системного кризиса, как результата реформирования. Следует также признать: формирование и реализация государственной молодежной политики, активизация законотворческой деятельности в отношении молодежи чаще инициировались властными структурами накануне очередных выборов или возможной социально-политической нестабильности (например, в среде студенчества).

В молодежной политике на уровне Федерации до сих пор не действует современная, гибкая нормативная база. Это касается и не подписанного Президентом РФ федерального закона о государственной молодежной политике, и бюджетно-финансовых механизмов взаимодействия центра и регионов в рамках программно-целевого подхода к государственной молодежной политике.

Основные задачи современной молодежной политики - привлечение нового поколения к активной политической и социально-экономической жизни, создание современного механизма выработки и принятия решений по решению молодежных проблем с широким привлечением общественной инициативы самих молодых людей, общественных организаций и всего гражданского общества - остаются не реализованными.

В 1999 г. представители органов исполнительной и законодательной власти РФ, ряда стран-участниц СНГ, Балтии, Центральной Европы, ведущие ученые, руководители молодежных организаций (более 160 человек) обратились к высшим органам законодательной и исполнительной власти своих стран с рядом конструктивных предложений:

1.принять законы, направленные  на формирование и реализацию  государственной молодежной политики;

2.просить правительства  выделить в качестве приоритетных  государственные меры по гарантированному  обеспечению мероприятий для  осуществления прав молодежи  на полноценную жизнь, охрану  здоровья, образование, труд, жилье, гражданскую  самореализацию, творческое и духовное  развитие;

.активизировать деятельность  по совершенствованию нормативно-правовой  базы, регулирующей соблюдение и  защиту законных прав и законных  интересов детей и молодежи  в соответствии с нормами и  правилами между народно-правовых актов (которые ратифицированы и приняты в СНГ);

.рассмотреть вопрос о  создании государственного канала  на телевидении для детей и  молодежи.

Нормотворческая активность на федеральном уровне в осуществлении государственной молодежной политики в начале 2000-х гг. сменилась программно-целевым подходом, а одним из основополагающих механизмов исполнения молодежной политики стала реализация федеральных целевых программ. Среди них: федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 г. № 1015; государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (от 16.02.2000 г. № 122); подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (от 28.08.2002 г. № 638). Сейчас действуют и свыше 30 подобных региональных молодежных программ. Современная ситуация диктует необходимость принятия принципиально новой Концепции государственной молодежной политики. В соответствии с требованием времени Департамент по молодежной политике Министерства образования РФ вел активную работу по разработке данного документа. В первом квартале 2001 г. была создана рабочая группа по разработке Концепции государственной молодежной политики с участием ответственных работников департамента по молодежной политике, ведущих ученых в сфере молодежных проблем. В качестве результатов решения задач ожидалось: снижение доли лиц в возрасте 16-29 года в общей численности безработных на 10%; сокращение средней продолжительности поиска работы молодыми гражданами с восьми до пяти месяцев; увеличение количества молодежи со специальными потребностями, включенной в экономическую деятельность (повышение доли трудоустроенных или перешедших на следующую ступень образования выпускников учебных заведений для детей и подростков со специальными образовательными потребностями, на 20%); увеличение доли молодежи в органах власти разного уровня и местного самоуправления не менее чем на 50%; увеличение на 50% количества муниципальных образований, на территории которых действуют молодежные общественные объединения, ориентированные на решение проблем местного сообщества; рост числа молодых граждан Российской Федерации - участников международных молодежных обменов и проектов на 40%.

Проект Федеральной целевой программы "Молодежь России" на 2006-2010 гг. не был утвержден Правительством Российской Федерации, но регулирование молодежной политики было необходимо, поэтому, Распоряжением Правительства Российской Федерации N1760-р от 18 декабря р2006 года была утверждена стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации, содержащая указания на необходимость разработки комплексной системы измерения эффективности молодежной политики и оценки положения молодежи в России, что подразумевает выявление групп факторов и корреляторов, обеспечивающих достижение результатов молодежной политики, ожидаемых и востребованных обществом. Поскольку государственная молодежная политика ориентируется на развитие социальной сферы в отдельном возрастном сегменте, то совершенно логичным видится создание системы измерителей, коррелирующихся с общими показателями развития ситуации в стране. Подобная система измерения и измерителей должна, по мнению авторов Стратегии, обеспечить возможности прогнозирования положения молодежи, оперативного анализа мер и выявления актуальных задач молодежной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

Индикаторы и показатели достижения целей должны быть построены в иерархической системе с основным обобщающим показателем во главе. Далее в иерархическом порядке должны быть определены индикаторы достижения цели государственной молодежной политики, а также показатели реализации общенациональных проектов. В целом в Стратегии содержится система критериев эффективности молодежной политики, в качестве основного, обобщающего показателя эффективности предложен "Индекс развития молодежи". Это комплексный показатель, оценивающий продолжительность жизни, здоровье, образование, уровень жизни молодого поколения. Рассчитываемый по методологии ЮНЕСКО, данный показатель позволяет определить общие тенденции развития, оценить уровень межрегиональной дифференциации молодежи, прогнозировать вероятные изменения в ее положении.

Для оценки социально-экономической эффективности достижения целей и приоритетов, указанных в Стратегии, ее авторы планируют использовать систему показателей, характеризующих деятельностное участие молодежи в социальной, политической и экономической жизни. Индикаторы эффективности молодежной политики подразумевают определенные показатели - к примеру, показатель уровня участия молодых людей в деятельности общественных движений или уровень информированности молодых людей о потенциальных возможностях самореализации в России. Определять целевые значения подобных показателей авторы Стратегии планируют, ориентируясь на средние значения по странам, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития, что является вполне адекватным предложением.

Задача определения критериев эффективности государственной молодежной политики также может быть решена исходя из анализа целей и задач формирования и реализации молодежной политики в различных субъектах политической системы общества. К подобным субъектам политической системы общества неизменно относятся: государство, организации и движения, политические партии, социальные общности - классовые, этнические, территориальные, производственные, рядовые граждане, лидеры политических и общественно-политических объединений, бизнес-элита.

Определив цели и задачи реализации и разработки молодежной политики в каждом из субъектов политической системы, можно сконструировать некую общую шкалу критериев эффективности государственной молодежной политики Российской Федерации, чтобы затем связать ее с общесоциальными показателями жизнедеятельности российского общества и определять пути ее оптимизации.

Анализ механизма разработки и технологий реализации государственной молодежной политики Российской Федерации свидетельствует в пользу того факта, что молодежная политика в России формируется на принципах участия молодежи в процессе ее разработки и реализации. Именно поэтому приоритетным направлением государственной молодежной политики на всех уровнях - муниципальном, региональном, федеральном - является "развитие социальной активности молодежи, гражданского самосознания через участие в деятельности молодежных и детских общественных объединений, молодежных парламентов, правительств, иных консультативно-совещательных структур", созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня, органах студенческого самоуправления.

Механизм взаимодействия государства и молодежи основан на нормативно-правовых документах, призванных способствовать развитию организованного молодежного движения, а также закладывающих основы развития молодежного представительства в государственных органах власти на федеральном и региональном уровнях.

Определяя эффективность проводимой государством молодежной политики, можно согласиться с мнением В.Т. Лисовского, считающего, что "эффективной может быть только такая государственная молодежная политика, которая отвечает нуждам молодежи, воспринимается ею и в реализации которой она принимает активное участие в качестве ее субъекта". Поэтому одним из основных критериев эффективности государственной молодежной политики целесообразно считать степень участия молодежи в социальных проектах в рамках молодежной политики, в деятельности общественных молодежных движений и организаций, способствующих позитивной социализации молодых граждан. В Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации данный критерий конкретизируется, в него предлагается включить процент молодых людей, активно ищущих работу, повышающих квалификацию посредством государственных образовательных учреждений, долю молодых людей в научно-технической сфере, в среде предпринимателей, долю молодых, участвующих в выборах, состоящих в общественных организациях и структурах. В целом предложенная в Стратегии система критериев эффективности может являться концептуальной основой при оценке эффективности мероприятий государственной молодежной политики. Но она должна быть дополнена показателями социальной активности и уровня участия молодых людей в различных сферах социальной жизни страны. Кроме того, оценка отраслевой политики государства может коррелироваться с оценками общенациональных проектов, государственных программ и государственной политики по разным направлениям, для чего необходимо закрепление на законодательном уровне целей и задач не только отраслевых, но и общенациональных направлений деятельности государства.

В рамках молодежной политики особо подчеркивается необходимость создания условий для духовного воспитания молодежи, формирования нравственного образа жизни, противодействия в молодежной среде источникам экстремизма, агрессии, насилия и асоциального поведения.

Определяются пути активизации участия молодежи в процессах государственного и общественного строительства. Приоритетные направления государственной молодежной политики определены исходя из задач строительства и развития нового государства, национальной безопасности страны, обеспечения достойных условий жизни граждан, внутренней и внешней государственной политики, эффективного развития регионов.

 

2.3 Перспективы, направления  и рекомендации в государственной  молодежной политике на современном  этапе развития

 

Молодежная политика исходит из того, что молодежь имеет мощный инновационный потенциал. Вместе с тем, при определенных условиях и влиянии политических сил он может носить как конструктивную направленность, так и деструктивную, в ущерб государству и обществу, в том числе и самой молодежи. Мероприятия государственных органов призваны способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодежи, реализации ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности при формировании ответственности за сегодняшний день общества и его будущее.

В тоже время следует отметить устойчивые взгляды на молодежь, как социально пассивную, находящуюся в переходном, маргинальном состоянии социальную группу, потребителя социальных услуг, различных видов безвозмездной помощи, поддержки со стороны государства, замкнутую в системе своих внутренних, подчас сугубо экономических, интересов и потребностей.

Государству не всегда удается мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах.

Исходя из этого, следует отметить, что новые требования к государственной молодежной политике могут быть сформулированы следующим образом:

  1. «Инициативу молодых - на благо России», что включает в себя: содействие и поддержку развития гражданских инициатив молодежи, стимулирование молодежного самоуправления и активизацию деятельности молодежных и детских общественных объединений.
  2. «Диверсификация молодежной политики», подразумевает использование дифференцированного подхода к молодежи по социальным и возрастным группам и разработку новых технологий работы с молодежью, исходя из социальных и возрастных различий.
  3. «Межведомственная кооперация и интеграция», в первую очередь определяет приоритетность государственной молодежной политики как межотраслевой сферы, совместное использование материальной базы учреждений различных ведомств и разработку «молодежных разделов» в целевых и инвестиционных программах всех уровней.
  4. «Доступность социальных учреждений» должна представлять собой интеграцию источников финансирования государственной молодежной политики, усиление роли экономических рычагов привлеченных ресурсов и оснащение учреждений молодежной политики современным оборудованием.
  5. «Приближение к интересам молодежи» может реализовано посредством перепрофилирования деятельности молодежных центров с учетом современных потребностей и интересов молодежи и создания современной инфраструктуры молодежной политики.
  6. «Ликвидация упущенной выгоды» утверждает принцип долгосрочного инвестирования на затраты в сфере государственной молодежной политики и прогноза возможного объема прибыли.
  7. «Создание информационного молодежного пространства» должно формироваться с помощью интерактивного взаимодействия государства и молодежи в информационных глобальных сетях силами самой молодежи, создания всероссийского молодежного информационного портала и заключения общественного договора средств массовой коммуникации по всемерному охвату молодежи информацией.
  8. «Диалог с молодежью» должен происходить посредством организации встреч, «круглых столов» с молодежью, проведения ежегодных фестивалей молодежных инициатив и стимулирования создания общественных объединений в сфере рабочей, сельской, творческой, служащей в силовых структурах и другой молодежи.
  9. «Толерантность взамен агрессии и насилия» будет возможно только в случае создание системы уличной социальной работы силами старшей молодежи для налаживания каналов взаимодействия с неформальными субкультурами, коррекции и реабилитации.

Информация о работе Государственная молодежная политика в современной России