Государственная молодежная политика в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 07:00, курсовая работа

Краткое описание

Российское общество в последние годы находится в стадии глубоких экономических и политических трансформаций, которые коренным образом изменяют уклад жизни и менталитет российских граждан.
Преимущественное выделение молодежи среди остальных групп населения может быть аргументировано тем, что она знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного обновления, связывает с ними свои жизненные перспективы, обладает необходимыми качествами для ответа на глобальные вызовы современности.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная молодежная политика в современной России.docx

— 81.97 Кб (Скачать файл)

После того, как был развален СССР, вопрос о молодежной политике повис в воздухе. Но вскоре была установлена должность Полномочного представителя Правительства Российской Федерации по делам молодежи, на которую назначили Шаронова А.В. Затем он стал Председателем Комитета Российской Федерации по делам молодежи. Весной 1997 года на этом посту его сменила Новикова Т.В. В мае 1998 года этот Комитет был упразднен. Взамен его создали Департамент по делам молодежи, который ввели в структуру Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Однако вскоре Комитет был воссоздан. Председателем его стал Деникин В.И. В мае 2000 года Указом президента Российской Федерации Государственный комитет был вновь упразднен, вновь создан Департамент по молодежной политике, но теперь уже в структуре Министерства образования Российской Федерации.

Таким образом, следует отметить, что в России в целом создана вертикальная структура управления, с помощью которой государство осуществляет молодежную политику.

Во всех 89 субъектах Российской Федерации имеются органы по делам молодежи. В 2000 году это были 4 министерства, 7 государственных комитетов, 1 управление в составе министерства, 35 департаментов, управлений и комитетов по делам молодежи, 23 департамента, управления и комитеты в составе других административных органов, 1 общественно-государственный комитет по делам молодежи, 8 советников - глав администраций.

Действует система молодежных социальных служб. Насчитывается более 100 служб трудоустройства и профориентации молодежи; около 2000 социальных служб разного толка для детей и молодежи: юридические консультации, телефоны доверия, центр помощи молодым инвалидам, наркоманам, алкоголикам и т.д.; 41 центр информации для молодых людей.

Создана нормативно-правовая база государственной молодежной политики. В июне 1993 года было принято постановление Верховного Совета РФ «Об основных направлениях Государственной молодежной политики в РФ». А в 1995 году одобрен Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

Следует заметить, что до середины 1999 года молодежная политика в Российской Федерации не стала на практике приоритетной политикой государства. Большинство решений, постановлений, целевых программ имеют декларативный характер. Они напрямую зависят от позиций центральных и местных властей и наличия соответствующих сумм в бюджете.

Таким образом, государственная молодежная политика - это, своего рода, интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.

 

.3 Международный  опыт развития молодежной политики

 

В ряде стран Запада молодежная политика рассматривается как составная часть стратегии социально-экономического развития, причем речь идет не только о расходах на конкретные молодежные программы, а об инвестициях, направленных на подготовку новой рабочей силы, на развитие производительных сил в целом.

Цель такой молодежной политики всестороннее развитие личности молодых людей, их привлечение к сознательному и активному участию в жизни общества и государства.

Молодежная политика и молодежное законодательство - тематика не новая для международного сообщества. Еще в 1922 году в период Веймарской Республики в ФРГ был принят закон о молодежном благосостоянии, действующий и в настоящее время, а история молодежного законодательства в этой стране восходит к правовым актам 150-летней давности. Молодежное законодательство успешно действует во Франции, Италии, Швеции, Финляндии, Канаде, США и в других промышленно развитых странах. В большинстве случаев эти законы прописаны в рамках развитого социального законодательства. В бывших странах социалистического содружества принятие законов о молодежи также имело свою традицию. В ГДР, например, молодежные законы принимались трижды: в 1950, 1964 и 1974 годах. В Венгрии закон о молодежи принят в 1971 г., на Кубе - в 1978 г., а в Польше - в 1986 году .

Забота о подрастающем поколении была провозглашена одной из важных задач ООН с самого начала ее деятельности. С принятием в 1965 г. Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» социальные проблемы молодого поколения находятся в центре внимания этой организации. По линии ЮНЕСКО с 1979 г. принято свыше ста документов, касающихся проблем молодежи. В них подчеркивается, что молодые люди своим трудом должны реализовывать свои цели, быть в «постоянном риске» и строить свою судьбу в современном сложном мире. Под эгидой ЮНЕСКО с 1985 г. организован Всемирный конгресс по вопросам молодежи, постоянно работает «круглый стол» по теме «Молодежь. Образование. Труд».

В своей резолюции от 18 ноября 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила руководящие принципы дальнейшего планирования и осуществления

соответствующих мер, касающихся молодежи. С сорок первой по сорок четвертую сессию Ассамблея ООН регулярно рассматривала соблюдение руководящих принципов работы с молодежью. Ассамблея ООН приняла 8 декабря 1988 г. резолюцию о регулярной оценке осуществления и реализации норм, изложенных в документе «Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами», а 8 декабря 1989 г. приняла резолюцию о политике и программах, касающихся молодежи на долгосрочную перспективу.

Региональные комиссии, учреждения и органы системы Организации Объединенных Наций оказывали и оказывают помощь государствам - членам ООН в разработке, осуществлении и оценке национальной политики в отношении молодого поколения, уделяя особое внимание исследовательской работе, анализу проводимой политики, развитию инфраструктуры и определению приоритетных направлений в работе с молодежью . Межучрежденческое сотрудничество сосредоточено на оказании помощи национальным координационным механизмам. В рамках его стимулируется осуществление проектов технической помощи на местном уровне, ведется поиск путей и средств содействия принятию совместных мер в контексте руководящих принципов ООН. Именно ООН предложила правительствам государств - членов организации подготавливать ежегодные доклады о положении детей и молодежи. Научным учреждениям и исследовательским центрам ООН рекомендовано сотрудничать с национальными молодежными комитетами в подготовке докладов, ориентированных на практические действия, исследовании новых тенденций и вопросов, касающихся подрастающего поколения. Правительствам было рекомендовано разрабатывать программы действий в связи с десятой годовщиной Международного года молодежи на основе углубленной оценки положения и потребностей молодежи с определением будущих стратегий на период после 2000 года.

К изучению молодежных проблем и их разрешению подключились Международная организация труда (МОТ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Международное сообщество в целом, а также отдельные государства - члены ООН еще с конца 50-х - начала 60-х годов начали проводить целенаправленную политику в отношении подрастающего поколения. Стимулом к осмыслению положения и роли молодого поколения в обществе, интенсивному поиску решений молодежных проблем становятся серьезные изменения в сознании и поведении большой части представителей как старшего, так и младшего поколений. С конца 60-х годов западное общество обеспокоено асоциальным и антисоциальным поведением молодежи, деформациями молодежного сознания, причиной которых, по мнению ученых, стали модернизация современного общества и усложнение его структуры под воздействием научно-технического прогресса, а также «ломка» традиционных социальных ценностей и социальных институтов (семья, школа, церковь), игравших главную роль в социализации подрастающего поколения. Изменилось отношение и самого молодого поколения к школьному воспитанию, религиозной и семейной морали западного общества.

Для понимания данного вопроса необходимо рассмотреть основные этапы развития молодежной политики за рубежом.

Если в 50-х годах асоциальное поведение было свойственно лишь немногочисленным представителям маргинальных групп среди неимущих слоев населения, то к началу 60-х оно начинает проявляться уже в значительно большей степени среди молодых людей из всех «низших» слоев. Затем это поведение становится характерным и для представителей среднего класса, а в отдельных случаях - для юношей и девушек из семей политической, финансовой и интеллектуальной элиты общества. Начинают формироваться унифицированные стандарты поведения и сознания, свойственные и типичные только молодому поколению (молодежная субкультура), что делает менее заметными социально-классовые различия в среде молодого поколения.

Выделение молодежной политики в самостоятельное направление деятельности государства, социальных институтов и общественных организаций в про-мышленно-развитых странах Запада отражало одну из объективных закономерностей современного этапа мирового развития, связанную с усилением роли «молодежного фактора» в социально-экономических и политических процессах.

Государство, ранее традиционно устранявшееся от целенаправленного решения молодежных проблем, начинает активно «вмешиваться» в жизнь молодых людей. Определяется и специфическое направление деятельности государства - молодежная политика. Сегодня, спустя годы, уже можно выделить наличие нескольких исторических этапов в эволюции молодежной политики, связанных с изменениями взаимоотношений «взрослого общества» и молодежи как специфической группы в структуре населения, находящейся в состоянии активной социализации, воспитания и образования.

Условно можно выделить следующие символы этих взаимоотношений и временные этапы эволюции молодежной политики на Западе (см. прил.таблица 1):

1.«Естественный патернализм» (свойствен консервативному подходу  к молодежи со стороны общества  и государства).

2.«Молодежь - Страшная угроза»  или «Драма поколений» (неоконсерватизм).

.«Молодежь - Большая надежда» (проявление демократических начал  в формировании молодежной политики  и начало участия самой молодежи  в реализации этой политики).

.«Молодежь - это просто  Молодежь» (выраженный демократический подход к положению и роли молодежи в развивающемся обществе, в котором доминирует принцип «меньше государства и больше общества» - имеется в виду «гражданского общества» - при активном участии молодых граждан в общественных процессах).

.«Молодежь - это Мы» (планетарный  подход, характерный для активной  социализации; сплочение молодежи  различных регионов и стран  мира для решения наравне со взрослыми глобальных проблем современности).

В конце 60-х годов массовые выступления молодежи выдвинули ее, по мнению тогдашних политиков и ученых, на роль «активного носителя передовых идей и прогрессивных взглядов». Учитывая болезненные для западных обществ и государств последствия молодежного бунта, прокатившегося по Европе и Америке, промышленно развитые страны стали уделять пристальное внимание социально-экономическому положению и нравственному состоянию подрастающего поколения, его участию в политической жизни. Были предоставлены дополнительные свободы юношам и девушкам, в первую очередь в сфере идеологии и духовной культуры. Теоретики молодежной политики надеялись таким образом смягчить возникшую «драму поколений». Этот временной период можно считать первым этапом развития самостоятельной молодежной политики, реализуемой обществом в лице государства.

Во второй половине 70-х годов, когда технологии, связанные с научно-техническим прогрессом, более остро поставили проблемы образования, профориентации и трудоустройства молодого поколения, интерес к молодежной политике еще более возрос.

Общество и государство впервые начинают рассматривать молодежь как главный резерв общественного воспроизводства, важный фактор формирования экономического потенциала и социального развития. Главным направлением работы с молодежью на третьей стадии эволюции молодежной политики стало создание благоприятных условий для самовыражения, самостоятельного участия подрастающего поколения в общественной жизни, но только в присущих ей формах. Создается развернутая инфраструктура молодежных услуг, рассчитанных на удовлетворение широкого круга потребностей и интересов различных категорий юношей и девушек. Роль взрослых в многочисленных молодежных социальных службах сводится к минимуму. Появляются молодежные клубы, различные общественные органы, представляющие политические интересы молодежи во властных структурах («молодежные советы»), возникают самостоятельные молодежные организации и ассоциации. Соответственно растет и бюрократический аппарат, реализующий новые формы молодежной политики.

Четвертая стадия эволюции молодежной политики приходится на 80-е и 90-е годы и связана с очередным переосмыслением роли общества и государства в социализации молодежи. Этот период можно определить как «меньше государства и больше общества». Объективными причинами переоценок явились общее сокращение государственных расходов на социальные программы и относительно низкая эффективность государственных социальных услуг по сравнению с аналогичными услугами по линии добровольческих формирований, общественных и частных организаций, стремившихся в своей деятельности «дойти буквально до каждого» (сегодня это называется адресной социальной помощью). Сказались также и разочарования, связанные с излишне оптимистическими ожиданиями общества в отношении молодежи, всегда «устремленной в будущее и активной носительницы социально-культурного обновления». Распространяется более трезвый подход к молодому поколению и его проблемам, подход, исходящий из реальности, а не искусственно построенных идеалистических представлений (преобладающих, например, в Швеции, Дании, Нидерландах, Бельгии)25.

На протяжении последнего десятилетия органами ООН было принято более 50 резолюций, касающихся молодежи. Главная их цель - осуществление координации в решении наиболее общих молодежных проблем, достижение сотрудничества с неправительственными молодежными организациями и учреждениями, непосредственно осуществляющими решение проблем молодого поколения в различных странах мира.

Информация о работе Государственная молодежная политика в современной России