Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 07:00, курсовая работа
Российское общество в последние годы находится в стадии глубоких экономических и политических трансформаций, которые коренным образом изменяют уклад жизни и менталитет российских граждан.
Преимущественное выделение молодежи среди остальных групп населения может быть аргументировано тем, что она знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного обновления, связывает с ними свои жизненные перспективы, обладает необходимыми качествами для ответа на глобальные вызовы современности.
Следовательно, можно остановиться на самых важных факторах новых подходов работы с молодежью, которыми является: активность самой молодежи, связанная с расширением потенциальных возможностей в ее социальном становлении; реализация потребностей каждой возрастной группы молодежи (17-19 лет, 20-24 года, 25-30 лет); формирование целевых проектов и программ на региональном и федеральном уровнях, подтвержденных нормативной базой, механизмом государственной поддержки, финансовыми средствами. Основой системы работы с молодежью должна стать социально-педагогическая триада: государство - общество (представленное широким спектром молодежных и детских общественных объединений) - социальные и возрастные группы молодежи.
Как мы уже рассматривали выше, основными принципами государственной молодежной политики в первую очередь необходимо, считать ответственность государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи и приоритетность государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути. Следовательно, для того, чтобы подтвердить эти доводы, мы остановимся подробнее на приоритетных направлениях государственной молодежной политики и основных механизмах их реализации:
1.Государственная поддержка
молодых граждан в сфере
2.Содействие и поддержка
молодых граждан в области
охраны их здоровья, в профилактике
опасных заболеваний и
.Содействие обеспечению
экономической
.Государственная поддержка молодых семей.
.Государственная поддержка
молодых граждан, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации, в
их социальном обслуживании, в
социальной реабилитации и
.Поддержка общественно
значимых инициатив, общественно-политической
деятельности молодежи, молодежных
и детских общественных
Прежде всего, для реализации основных направлений молодежной политики необходимо создание эффективной системы управления. Построение эффективной системы управления требует регламентации взаимоотношений федеральных органов, регулирующих вопросы государственной молодежной политики, и соответствующих органов субъектов Российской Федерации в части разграничения полномочий, межведомственной координации.
Сложившаяся практика требует также разграничения полномочий органов управления по организационно-правовым подходам к реализации государственной молодежной политики как межотраслевой сферы, с одной стороны, и как самостоятельной отрасли, имеющей свои институты, организационно-финансовые механизмы, систему соподчиненности, собственные кадровое, информационное, научно-методическое обеспечение, стандарты деятельности.
Особое внимание в новой системе управления государственной молодежной политикой должно быть уделено координации деятельности всех государственных структур и взаимодействию с органами образования, здравоохранения, труда, физической культуры и спорта, обороны, внутренних дел, иными социальными, политическими, общественными образованиями по работе с молодежью.
Вторым аспектом, который мы рассмотрим, является совершенствование нормативной правовой базы. В целях существенного совершенствования федеральных нормативных правовых актов в области государственной молодежной политики было бы целесообразно системно осуществить следующие меры.
. Проработать вопрос об
утверждении в соответствии с
законодательством Российской
. В соответствии с основными
обозначенными приоритетами
Специальная правовая регламентация должна быть проведена в вопросах, недостаточно отработанных в федеральном законодательстве (вопросы кредитования молодых семей, социальной службы для молодежи, поддержки молодежного предпринимательства и др.).
Законодательством должно предусматриваться решение вопросов, связанных с привлечением внебюджетных источников, созданием благоприятных условий для организаций, реализующих программы поддержки молодежи, способствующие формированию здорового образа жизни; спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на развитие молодого поколения. Одним из приоритетных направлений в реализации государственной молодежной политики можно назвать государственную поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития для этого необходимо расширить доступность образования, повысить его качество и эффективность, разработать долгосрочные меры по обеспечению занятости выпускников профессиональных образовательных учреждений, по поддержке их стабильной, полноценной трудовой деятельности. Следует сформировать и реализовать целевые программы и проекты по поддержке общественных объединений, действующих в образовательных учреждениях.
Крайне важны разработка и реализация федеральных, региональных, местных целевых программ по гражданскому становлению молодежи, ее культурному и физическому развитию, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, а также координация и поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений в области военно-патриотического, духовно-нравственного, экологического воспитания, профориентационной работы, потребительского образования, введение в практику конкурсов программ и проектов в данной области. Для поддержки вышеперечисленного необходимо проведение конкурсов, олимпиад и фестивалей по различным направлениям творческой реализации детей и молодежи, в том числе в области профессиональной, предпринимательской деятельности, а также поддержка и развитие различных форм воспитательной работы в специализированных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, в подростковых и молодежных клубах по месту жительства. В области охраны здоровья молодых граждан, в профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни необходима со стороны государства реализация следующих мер: совершенствование мер государственной поддержки и помощи молодым гражданам, в том числе оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обеспечение здорового образа жизни молодых граждан, активизация мер по профилактике наркомании и зависимости от наркотических средств и психотропных веществ, по лечению и реабилитации молодых граждан, больных наркоманией, по сохранению психического здоровья молодежи. стимулирование мер по пропаганде здорового образа жизни, по развитию у молодых граждан потребности и обеспечению активных занятий физической культурой и спортом, развитие практики проведения всероссийских, межрегиональных и региональных спортивных соревнований, турниров молодежи по массовым видам спорта. Необходимо расширить систему учреждений социального обслуживания для молодежи и сформировать меры поддержки деятельности детских оздоровительных, образовательных учреждений, экспериментальных площадок в целях внедрения инновационных технологий и методик в области формирования здорового образа жизни, полноценного детского, молодежного, семейного отдыха, досуга, творческого развития.
Следующим положением направления государственной молодежной политики является обеспечение экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей - а это прежде всего создание условий для занятости молодежи в том числе разработка и принятие мер по квотированию рабочих мест для молодежи, формирование программ содействия социальной адаптации, повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда и поддержка молодежного предпринимательства.
Не менее важным, можно считать государственную поддержку молодых семей, осуществлять, которую необходимо посредством разработки и принятие федеральных, региональных, местных целевых программ и проектов по государственной поддержке молодых семей, в первую очередь малоимущих, по оказанию им материальной и иной помощи в решении социально-экономических, социально-бытовых проблем, по обеспечению занятости молодых родителей и по формированию здорового образа жизни. Прежде всего, для этого необходимо совершенствование законодательства по вопросам поддержки молодых семей в строительстве и приобретении жилья (например, по осуществлению субсидирования, целевого льготного кредитования, ипотечного кредитования, по внедрению механизмов аренды государственного и муниципального жилья и др.) Далее рассмотрим следующие аспекты участия государства в молодежной политике- государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, например, с недостатками физического и (или) психического развития, с этой целью необходимо усовершенствование целого ряда мер, в том числе нормативно-правовых оснований поддержки общественных объединений и иных юридических и физических лиц, осуществляющих помощь и поддержку молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Приведем более конкретные примеры существующих программных мер поддержки молодежи и молодежных инициатив на некоторых, мы уже останавливались выше. Ввиду недостаточности ресурсного обеспечения решения крупных задач в сфере государственной молодежной политики необходимо осуществить ряд приоритетных начинаний в области государственной поддержки молодежи и, прежде всего, инициатив самой молодежи в рамках реализации новых элементов Федеральной целевой программы «Молодежь России», разработанных Департаментом по молодежной политике Минобразования России, региональных целевых программ в области государственной молодежной политики:
. подпрограмма федеральной
целевой программы «Молодежь
России (2001-2005 годы)» - «Государственная
поддержка социальных
. Программа содействия
занятости молодежи, впервые вступающей
на рынок труда, предполагающая:
совершенствование нормативной
правовой базы, регулирующей занятость
молодежи; развитие финансовых
. Программа дополнительного
ресурсного обеспечения на 2003-2015
годы по теме "Обеспечение жильем
молодых семей", предлагающая
следующую систему мер: разработку
и внедрение в практику
создание новых организационно-правовых форм объединения молодежи с целью решения жилищных проблем; координацию и поддержка на конкурсной основе проектов и программ молодежи, предприятий и организаций, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в регионах; разработку механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей по строительству (приобретению) жилья; создание нормативно-правовой основы государственной поддержки молодых семей по строительству (приобретению) жилья; обеспечение государственной поддержки инициативы молодежных организаций по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей.
Заключение
Оценивая в целом деятельность государства по формированию молодежной политики в России за последние годы, ее можно характеризовать всего лишь как этап зарождения. К настоящему моменту в стране сложилось положение, когда можно констатировать полное отсутствие молодежной политики со стороны государства.
Именно поэтому сегодня лишь 10-17% молодых людей из всех опрошенных считают, что Правительство РФ проводит целенаправленную молодежную политику в ряде особо значимых для молодежи сфер жизнедеятельности, а 55-69% считает, что этого не делается.
Молодежная политика до настоящего времени так и не стала приоритетной политикой государства, а финансирование ее мероприятий практически не осуществляется или осуществляется по остаточному принципу. Большинство решений, постановлений, целевых программ, охватывающих молодежную сферу, носят декларативный или рекомендательный характер. Они напрямую зависят от позиций центральных и местных властей и наличия соответствующих сумм в региональных бюджетах. Положения непосредственно касающиеся государственной молодежной политики, носят краткосрочный и фрагментарный характер. Они не увязаны с единой концепцией решения острых социальных проблем подрастающего поколения в условиях активного реформирования общественной системы и глубокого системного кризиса - как результат этого реформирования. Процесс становления молодежной политики носит характер бесконечных, как правило, плохо подготовленных, экспериментов и отработки отдельных положений, направленных на создание основ молодежной политики.
К наиболее существенным недостаткам развития и реализации государственной молодежной политики в РФ относится отсутствие:
-глубокой научной
-законодательного закрепления
понятия «молодежь» как единой
социальной группы по
логической взаимосвязи с другими сферами государственной политики, что приводит к искусственной замкнутости молодежной проблематики.
Следует также признать, что формирование и реализация государственной молодежной политики, активизация законотворческой деятельности в отношении молодежи часто инициируются властными структурами страны по конъюнктурным соображениям - накануне очередных выборов или возможной социально-политической нестабильности.
Информация о работе Государственная молодежная политика в современной России