Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в Республике Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 19:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта – выработать предложения по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в регионе. Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
– исследовать систему государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– изучить правовые основы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– обобщить зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого бизнеса,
– проанализировать современное состояние и выявить основные тенденции развития малого бизнеса в регионе,
– дать оценку эффективности методов защиты среднего и малого бизнеса в Республике Мордовия,

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования и развития системы
государственного регулирования и поддержки малого бизнеса 8
Система государственного регулирования и поддержки малого
бизнеса в РФ 8
Правовые основы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в РФ 17
Зарубежный опыт государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса 27
Анализ и оценка эффективности системы государственного
регулирования и поддержки малого бизнеса в Республике
Мордовия 37
Современное состояние и тенденции развития малого бизнеса
в регионе 37
Исследование механизмов государственного регулирования
малого бизнеса в Республике Мордовия 48
Оценка эффективности системы государственного
регулирования малого бизнеса в Республике Мордовия 58
Совершенствование системы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в регионе 77
Совершенствование форм и методов государственной
поддержки малого бизнеса в регионе 77
Разработка проекта, направленного на развитие молодежного
предпринимательства, – «Центр поддержки предпринимательства
Республики Мордовия» 81
Заключение 100
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

_Дипломный проект Ягудин М.К._20.12.13.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

– выработать приоритетные направления по развитию субъектов малого предпринимательства,

– предложить основные направления совершенствования методов защиты малого бизнеса в Республике Мордовия,

–  разработать проект, направленный на развитие молодежного предпринимательства  – «Центр поддержки предпринимательства  Республики Мордовия».

Объектом исследования является система государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в Республике Мордовия.

Предмет исследования – элементы внешней и внутренней среды индивидуального предпринимательства, характер их взаимодействия и факторы, влияющие на них.

Методологической и теоретической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных ученых. Проблемам формирования и развития предпринимательства в России еще в 90-е годы ХХ в. было посвящено относительно большое количество научных работ.

Исследованию закономерностей и тенденций развития предпринимательства в современном научном российском сообществе посвящены труды Р.Ф. Абубакирова, М.В. Бабунько, Т.И. Барашевой, Р.А. Баркенхоева, А.В. Бусыгина, О.П. Громову, Деревянченко А.А., Т.И. Заславской и др. Вопросы методологии, теории формирования и развития малого бизнеса исследовали В.С. Ефремов, , Н.Я. Калюжнов, Л.А. Колесников, Ю.И. Молиборг, О.Н. Муштук, Е.В. Орлов, К.В. Симонов, В.Г. Смольков, А.А. Шулус, Л.И. Якобсон и др.

Среди зарубежных авторов, исследовавших значение предпринимательства для экономического прогресса и развития экономики рыночного типа отмечаются С.Л. Брю, Т. Веблен, Д. Гобсон, В. Зомбарт, Ф. Котлер, К.Р. Макконелл, А. Маршалл, Й. Шумпетер, П. Друкер, Ф. Хайек, О. Уолкер-мл., Е. Фредерик и др.

В той или иной степени содержание работ указанных ученых проанализировано в нашей работе.

В начале ХХI в. появились более глубокие исследования рыночной экономики, в которых бизнес рассматривался с точки зрения реализации государственных и корпоративных интересов в экономике. Получил подтверждение тезис о том, что российская экономика постепенно приобретает рыночный характер в наибольшей степени благодаря появлению в нашей стране достаточно новой социально значимой фигуры – предпринимателя. В этот период все большее число ученых и специалистов обращаются к анализу складывающейся системы поддержки малого и среднего бизнеса, основой которой является поддержка его развития со стороны государства. Однако практически во всех проведенных исследованиях рассматриваются либо проблемы становления предпринимательства как субъекта социально-политической и экономической жизни, либо различные аспекты взаимоотношений бизнеса с обществом и государством. 

Между тем пока явно недостаточно исследовательских работ, в которых действия органов государственной власти, направленные на развитие малого и среднего бизнеса в России, анализировались бы с точки зрения оценки результатов государственной поддержки и социально-экономической эффективности развития этого вида бизнеса.

Информационной базой исследования явились данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства экономического развития Российской Федерации, Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, Министерства экономики Республики Мордовия, Министерства торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Бизнес–инкубатора Республики Мордовия.

Обоснованность и достоверность исследования определяется использованием нормативных правовых актов федеральных, региональных и муниципальных органов власти Российской Федерации, а также данных федеральной и региональной статистики, материалов исследований практики развития индивидуального предпринимательства. При разработке основных положений дипломного проекта информационную базу составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации по проблемам защиты и поддержки предпринимательства, статистический ежегодный сборник РМ, а также научная литература.

 

1 Теоретические аспекты формирования  и развития системы 

государственного регулирования и поддержки малого бизнеса                                                  

 

    1. Система государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в Российской Федерации   

                                                                                                   

В настоящее время в России, как экономистами, так и политиками уже осознано, что предпринимательство является главной движущей силой экономики, а его всемерное развитие представляет собой один из ведущих факторов экономического подъема. При соответствующей поддержке государства малый бизнес обеспечивает не только формирование конкурентной среды и насыщение платежеспособного спроса, но и необходимые структурные сдвиги в экономике, вносит существенный вклад в бюджеты всех уровней. Тем не менее, малое предпринимательство в Российской Федерации продолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего предпринимательства.

На долю малого бизнеса в экономике развитых стран приходится значительная часть производства продукции и занятого населения. Доля сектора малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте (ВВП) развитых стран составляет 50–60 процентов. В России, где обеспечение занятости, повышение уровня жизни населения и рост ВВП остаются первоочередными задачами, развитие малого бизнеса весьма актуально и имеет огромный резерв роста. Наиболее полное и эффективное использование этого резерва возможно лишь при активизации усилий государства в сфере поддержки малого бизнеса.

Недостаточная эффективность управления развитием малого бизнеса, отсутствие обоснованной политики в сфере финансового обеспечения поддержки предпринимательства, невнимание к специфическим национальным задачам и региональным особенностям его развития существенно снижают эффективность принимаемых мер стимулирования развития малого бизнеса в России. Особенно остро данная проблема проявляет себя в экономически слабых регионах.

Эффективность механизма поддержки малого бизнеса во многом определяется эффективностью распределения и использования бюджетных ресурсов на поддержку предпринимательства. Поэтому особую актуальность, наряду с изучением возможностей совершенствования финансовых механизмов поддержки предпринимательства, приобретают вопросы повышения эффективности методов принятия решений о формах, объемах и направлениях государственной поддержки и вопросы контроля результативности использования средств, направленных на поддержку предпринимательства.

Существуют как объективные, так и субъективные трудности, препятствующие деятельности субъектов малого предпринимательства: недоступность кредитов, отсутствие понимания потребностей малого бизнеса со стороны структур, предоставляющих финансовые услуги, высокая рискованность и объективная ограниченность располагаемых в России кредитных ресурсов для поддержки малого бизнеса. Вопрос ограниченного доступа малого предпринимательства к финансированию обсуждается уже довольно долгое время, и для решения этих проблем был предложен ряд инициатив зарубежными донорскими организациями, международными финансовыми организациями и, в меньшей степени, Правительством РФ. Тем не менее, одним из наиболее серьезных препятствий развитию малого бизнеса в РФ является ограниченный доступ к финансированию. Недостаточные возможности и часто неспособность привлечь внешнее финансирование сказываются на всех стадиях развития предприятия.

           Вопрос  об актуальности поддержки малого  бизнеса постоянно ставится как на уровне федерального правительства, так и на уровне региональных властей, реальные меры, которые предпринимаются в этом направлении, явно недостаточны по сравнению с масштабом проблем, которые могут быть решены посредством развития малых форм предпринимательства.

За последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:

– государственные нормативно–правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;

– государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

– государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них:

а) В 2009 году Д. Медведев издал указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», в целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства.

Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.

б) Государственный аппарат системы поддержки малого предпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне.

В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП.    

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства – это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных фонда имеют организационно–правовую форму «фонд», 11–«учреждение», 1 – «бюджетный фонд» как подразделение администрации.

Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их – более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.

Региональные фонды учреждены правительствами субъектов федерации, муниципальные фонды – органами местной администрации. Состояние и деятельность государственных и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», который предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётся реализовать.

Направленность структурных изменений отечественной экономики, предполагающая ориентацию, прежде всего, на высокотехнологичные отрасли, в этом смысле совпадает с идеологией поддержки малого бизнеса, работающего на внешних рынках, и концентрированная государственная поддержка должна осуществляться именно по этому направлению (с учетом ограниченности ресурсов и затруднительностью, а подчас и неэффективностью их рассредоточения). К числу основных косвенных мер в этой области относятся:

Информация о работе Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в Республике Мордовия