Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в Республике Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 19:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта – выработать предложения по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в регионе. Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
– исследовать систему государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– изучить правовые основы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– обобщить зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого бизнеса,
– проанализировать современное состояние и выявить основные тенденции развития малого бизнеса в регионе,
– дать оценку эффективности методов защиты среднего и малого бизнеса в Республике Мордовия,

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования и развития системы
государственного регулирования и поддержки малого бизнеса 8
Система государственного регулирования и поддержки малого
бизнеса в РФ 8
Правовые основы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в РФ 17
Зарубежный опыт государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса 27
Анализ и оценка эффективности системы государственного
регулирования и поддержки малого бизнеса в Республике
Мордовия 37
Современное состояние и тенденции развития малого бизнеса
в регионе 37
Исследование механизмов государственного регулирования
малого бизнеса в Республике Мордовия 48
Оценка эффективности системы государственного
регулирования малого бизнеса в Республике Мордовия 58
Совершенствование системы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в регионе 77
Совершенствование форм и методов государственной
поддержки малого бизнеса в регионе 77
Разработка проекта, направленного на развитие молодежного
предпринимательства, – «Центр поддержки предпринимательства
Республики Мордовия» 81
Заключение 100
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

_Дипломный проект Ягудин М.К._20.12.13.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

Данный закон определяет, что в числе прав юридических лиц независимо от организационно–правовой формы в соответствии с уставными документами, индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю имеется право осуществлять защиту своих прав и законных интересов в порядке, установленном российским законодательством.

Объединения юридических лиц, индивидуальные предприниматели, саморегулируемые организации вправе:

– обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

– обращаться в суд в защиту нарушенных при осуществлении государственного контроля, муниципального контроля прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся членами указанных объединений, саморегулируемых организаций.

Также данный закон предусматривает ответственность органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверки, в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон, направленный на обеспечение санитарно–эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду – это Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52–ФЗ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения». Статья 54 предусматривает: «Действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно–эпидемиологический надзор, могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно – эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд». Лицо, подающее жалобу должно помнить, что в исковом заявлении оно имеет право просить суд о приостановлении действия административного акта.

Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре» предусматривает, что «действия (решения) должностных лиц Государственной противопожарной службы и послужившая основанием для совершения действий (принятия решений) информация могут быть обжалованы в установленном порядке». Под «установленным порядком» следует понимать судебный порядок или подача жалобы прокурору. Особенностью обжалования является отсутствие возможности приостановления выполнения обжалуемого решения.

Пункт 3 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит указание: «Решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации». Таким образом, предусматривается судебный порядок и обращение в органы прокуратуры. Лицо, обратившееся за защитой своих прав, имеет право на возмещение вреда, если докажет, что действиями должностных лиц органов власти причинен ущерб. В соответствии со статьей 1069 Части II Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 г. № 14–ФЗ «вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению».

В зависимости от того, какой орган производил проверку, вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны при возмещении вреда за ее счет выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 ст. 125 Гражданского кодекса РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Отсюда, каждый предприниматель или юридическое лицо должен помнить, что финансовые органы соответствующего уровня должны указываться в исковом заявлении в качестве третьих лиц без самостоятельных требований. Это предусмотрено ст. 51 Арбитражно–процессуального кодекса РФ от 04.07.2002 г. № 95–ФЗ.

Существенной особенностью функционирования средних и малых предприятий является то, что субъекты малого предпринимательства не всегда имеют финансовую возможность содержать в штате квалифицированных юристов, создавать юридические службы, которые обеспечивали бы правовое сопровождение их деятельности, защиту их прав и законных интересов.

Необходимо обязательное предварительное обсуждение всех законодательных актов, программ и мероприятий, касающихся вопросов регулирования и развитии малого предпринимательства, с участием общественных объединений предпринимателей. Но этот процесс совершенно необходимо институционализировать, зафиксировав в соответствующих нормативных документах, как конкретно, через какие бюрократические процедуры взаимодействие и согласование интересов между властью и бизнесом.

Одной из форм общественных объединений предпринимателей могут выступать профессиональные союзы, действующие на основании Федерального закона от 12.01.1996 г. № 10–ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Предметом регулирования закона являются общественные отношения, возникающие: в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение. Статья 30 Конституции РФ говорит о том, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Далее рассмотрим нормативное правовое регулирование отношений в сфере развития малого и среднего бизнеса посредством международных актов. Прежде всего, нормы Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Так, например, п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона в качестве одной из целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства предусмотрено оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств, а в ст.24 Закона определено, что оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства, что, безусловно, требует соответствующего нормативно–правового регулирования.

Полагаем, что в данном случае допустимо руководствоваться нормами Конституции РФ, в ч. 4 ст.15 которой закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. При этом необходимо обратить внимание, что международный договор РФ, устанавливающий иные по сравнению с национальными нормами правила, не отменяет действия последних. Его преимущественная сила может проявляться только на стадии правоприменения.

 

 

 

1.3 Зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого бизнеса

 

В Западной Европе малый бизнес занимает важное место в экономике и обеспечивает социальное спокойствие, предоставляя людям возможность самостоятельно решать проблемы материального обеспечения, самоутверждаться и эффективно использовать свою собственность. Такой подход особенно важен для России, поскольку значительная часть её населения инертна, так как привыкла работать по найму в стабильных условиях на больших государственных предприятиях. Другая, меньшая, часть активно адаптируется к рыночным отношениям. Эту категорию населения следует увеличить за счет желающих открыть свое дело. Их энергию нужно направить на решение общегосударственных и региональных социально–экономических задач. Создать условия для мотивации предпринимательства, хозяйственной инициативы, превращения малого бизнеса в отдельный самостоятельный сектор и федеральной, и региональной экономики [39, с. 238].

Во многих субъектах Российской Федерации поняли значимость малого предпринимательства и уже активно его используют для повышения занятости населения, пополнения своих бюджетов, насыщения местного рынка товарами и услугами. Последнее имеет принципиальное значение в федеральном масштабе, поскольку экономическое развитие России предполагает увеличение доходов населения, что должно активизировать потребительский рынок. Это направление обосновано, поскольку все крупные страны в основном развиваются за счет расширения внутреннего рынка, а малые – с помощью роста экспорта.

В субъектах Российской Федерации существуют разные точки зрения на необходимость стимулирования среднего и малого предпринимательства. Количество малых предприятий меньше всего в дотационных регионах с высоким уровнем безработицы. Именно здесь региональные органы власти не принимают конкретных решений по развитию данного предпринимательства. Исправить положение можно только при наличии федеральных законов, регулирующих малое предпринимательство и определяющих границы законодательной инициативы на региональном уровне. Без них невозможно создать равные условия для субъектов среднего и малого предпринимательства.

Это подтверждается опытом стран Европейского союза (ЕС), где федеральные законы обеспечивают право на малое предпринимательство, и на этой основе предприниматели вынуждают региональные власти оказывать им внимание. В федеральных социально–экономических программах решение проблем безработицы, экологии, развития отдельных производств (сельское хозяйство, строительство, инновационная сфера) предусматривается через целевое стимулирование среднего и малого бизнеса. Именно ему предназначаются финансовая помощь, налоговые и другие льготы [39, с. 543].

В странах Западной Европы региональные и местные органы власти не получают дотации от федерального правительства для повышения уровня доходов населения до среднеевропейских показателей. Они имеют организационные и материальные возможности для создания новых рабочих мест на малых предприятиях, что обеспечивает рост доходов населения и дополнительные налоговые поступления.

Мировая практика свидетельствует, что в странах с развитой рыночной экономикой среднее и малое предпринимательство оказывает серьезное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников, способствуют развитию инновационного потенциала экономики, поиск и внедрение новых форм деятельности производства, а также сбыта и финансирования. В Федеративной Республике Германии в малом легальном бизнесе занято 65% рабочей силы, бюджет получает примерно половину налогов. В Венгрии, Чехии, Польше и других странах с переходной экономикой именно благодаря развитию малого и среднего бизнеса спад производства продолжался всего несколько лет (по сравнению с целым десятилетием, как в России).

Малый бизнес эволюционировал вместе с развитием рынка и занимал все новые и новые ниши. Современный зарубежный малый бизнес в отличие от исторического предшественника является высокоспециализированным и технологичным. В настоящее время сосуществуют различные формы малого бизнеса: высокотехнологичный в производственной сфере; в сфере услуг; малый бизнес, встроенный в систему взаимоотношений с крупным бизнесом; промысли, ремесла, базирующиеся на ручном труде.

В Германии, к примеру, реализуется специальная программа по стимулированию накоплений для основного финансирования, которая позволяет малым организациям получать льготные субсидии на перспективные проекты. Обучение и консультирование в Германии проводят, в основном, торгово–промышленные палаты.

Правительство Польши выдвинуло на первый план необходимость стимулирования побудительных мотивов к предпринимательской деятельности и производственным инвестициям. Его основные усилия сосредоточены на создании благоприятных стартовых условий для малого бизнеса: предоставление дотаций и льготных кредитов; информационноконсультационная поддержка.

В Японии система поддержки предпринимательства направлена на обеспечение условий деятельности малых предприятий в качестве полноправных элементов рыночной конкуренции, на проведение мер по их поддержке. Большое внимание уделено модернизации и совершенствованию отраслевой структуры. Малым предприятиям в Японии предоставлено право для защиты своих интересов объединяться в консорциумы и картели без применения к ним антимонопольных санкций, сформирована система кредитно–финансовых и страховых институтов, ориентированных на обслуживание сектора малого бизнеса. Японским правительством принят также ряд мер по развитию франчайзинга, предоставлению госзаказов и содействию экспортным возможностям.

В Великобритании значительная роль в развитии малого бизнеса принадлежит бюджетно–налоговой и кредитной политике правительства. К мерам общего характера относятся установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций, отложенная оплата счетов, эффективная система скидок при уплате просроченных долгов. Существенно, что основная помощь малому бизнесу в Великобритании реализуется посредством программ «Схема грандов»; «Схема содействия в создании предприятий», предусматривающих финансовую помощь безработным, намеренным организовать собственное дело, страхование кредитов.

В Канаде реализуются целевые программы по поддержке предпринимательства и предоставляются информационноконсультационные услуги. Центры занятости Канады активно включены в систему поддержки малого бизнеса – ему предоставляется помощь по подбору и найму персонала, консультирование и бесплатные семинары по кадровой стратегии организации, социальному страхованию.

Информация о работе Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в Республике Мордовия