Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в Республике Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 19:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта – выработать предложения по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в регионе. Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
– исследовать систему государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– изучить правовые основы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– обобщить зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого бизнеса,
– проанализировать современное состояние и выявить основные тенденции развития малого бизнеса в регионе,
– дать оценку эффективности методов защиты среднего и малого бизнеса в Республике Мордовия,

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования и развития системы
государственного регулирования и поддержки малого бизнеса 8
Система государственного регулирования и поддержки малого
бизнеса в РФ 8
Правовые основы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в РФ 17
Зарубежный опыт государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса 27
Анализ и оценка эффективности системы государственного
регулирования и поддержки малого бизнеса в Республике
Мордовия 37
Современное состояние и тенденции развития малого бизнеса
в регионе 37
Исследование механизмов государственного регулирования
малого бизнеса в Республике Мордовия 48
Оценка эффективности системы государственного
регулирования малого бизнеса в Республике Мордовия 58
Совершенствование системы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в регионе 77
Совершенствование форм и методов государственной
поддержки малого бизнеса в регионе 77
Разработка проекта, направленного на развитие молодежного
предпринимательства, – «Центр поддержки предпринимательства
Республики Мордовия» 81
Заключение 100
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

_Дипломный проект Ягудин М.К._20.12.13.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

Доля предприятий торговли и общественного питания в объеме производимой малым бизнесом продукции и в общей численности на малых предприятиях существенно ниже их доли в общей численности предприятий.

Малые предприятия сферы торговли и общественного питания мельче других предприятий, их экономический и социальный эффект в расчете на одно предприятие ниже, чем в целом по малому бизнесу. Подобное положение в немалой степени обусловлено многочисленностью предприятий указанного профиля, более высоким уровнем конкуренции, которая вынуждает жестко контролировать цены и количество занятых.

Иная картина складывается в строительстве и промышленности. Здесь малый бизнес имеет практически одинаковые параметры.

В сфере материального производства малый бизнес преимущественно действует в пищевой промышленности (производство полуфабрикатов, фасовка выпечка и другие, технологически несложные производства), производстве отдельных видов бытовых и специальных приборов, узлов (домофоны, радиоустройства), комплектующих для жилого фонда (окна, двери, решетки, заборы и т.д.), деревообработке (изготовление доски обрезной) и другие.

Выделение в качестве отраслевого ядра малого бизнеса торговли и общественного питания, строительства и промышленности не означает, что прочие его сферы носят второстепенный характер, в том числе с точки зрения перспектив его развития. В оставшейся части малого бизнеса примерно 40% числа предприятий и 25% выпуска и занятости падает на такие перспективные сферы, как наука, научное обслуживание и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка [100, с. 47].

Именно инновационные и консалтинговые фирмы способны быстро развиваться и давать импульс всему малому бизнесу. Их можно рассматривать как второй центр роста этого сектора хозяйства.

Несмотря на своеобразные пути развития, малый инновационный бизнес в России набирает силу. Предприниматели начинают все яснее видеть, что распознавание тенденций спроса и определение перспективных ниш, умение просчитывать технико–экономический эффект и навык взаимодействия с разнообразными, в том числе и с государственными, структурами, эффективная организация дела – не менее важные факторы, чем уровень продвигаемой научно–технической разработки. Есть основания надеяться на то, что в ближайшие годы произойдет образование эффективных тандемов предпринимательских и изобретательских команд, которые дадут новый импульс развитию малого инновационного бизнеса.

В условиях современной России сложилась разнообразная картина в сфере среднего и малого бизнеса. На его развитие оказывают воздействие факторы, как доставшиеся в наследство регионам от прошлого (отсутствие последовательной и ясно выраженной региональной экономической политики федеральных властей, не всегда грамотных действий местных органов власти), так и после реформенные (неурегулированность правовой базы, особенно на региональном уровне). Перед последними в настоящее время стоит задача, что и перед федеральными органами, – создание на местном уровне благоприятного хозяйственного климата для развития предпринимательских начал. От ее успешного решения во многом зависит будущее регионов.

 

1.2 Правовые основы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ

 

Существуют различные формы предпринимательской деятельности, установленные законодательством Российской Федерации. Одной из них является предпринимательская деятельность граждан. В том случае, если вы решились самостоятельно на свой риск осуществлять деятельность, но при этом не создавать фирму (ОАО, ЗАО, ООО), а представлять свои интересы перед государством в своем лице, вы можете осуществлять деятельность как индивидуальный предприниматель. Согласно статье 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Началу создания малых предприятий в стране послужило принятие Постановления Совета Министров СССР от 8 августа 1990 года № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». С 1994–1995 годы стали разрабатываться специальные государственные программы поддержки малого предпринимательства как инструмент координации усилий государства, включая как федеральный, так и региональный уровни, и частных фирм, общественных организаций в направлении защиты малого бизнеса.

До 1 января 2008 года Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» являлся базовым нормативным актом для развития в России малого предпринимательства. Он служил основой при принятии субъектами Российской Федерации региональных нормативных актов по вопросам малого бизнеса. Ряд положений данного закона противоречили Гражданскому, Бюджетному и Налоговому кодексам РФ. В законе не были установлены виды и формы государственной поддержки малых предприятий, а также правовой механизм оказания им финансовой, имущественной и информационной помощи, поддержки их внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества. В законе отсутствовали понятия организации инфраструктуры поддержки предпринимательства, не были предусмотрены меры, сконцентрированные на развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого предпринимательства – начинающих предпринимателей, а также субъектов отвечающих за поддержку, развитие и регулирование деятельности малого предпринимательства.

В настоящее время законодательство Российской Федерации в области регулирования деятельности субъектов среднего и малого бизнеса имеет развитую структуру.

Нормативно–правовое регулирование вопросов в сфере среднего и малого предпринимательства базируется на положениях Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми в Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34). При этом ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Таким образом, именно Конституция Российской Федерации закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности в целом и занимает высшую (первую) ступень в иерархии нормативного правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в России.

На второй ступени основное место отведено Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», положения которого подлежат применению в совокупности с нормами других федеральных законов (смежное законодательство). Согласно ст. 8 данного закона формируется и ведется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности.

В Законе № 209–ФЗ закреплено одно из важнейших новшеств – принципиально иные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. Впервые установлены понятия среднего предпринимательства и микропредприятия (таблица 1). Предусмотрен дополнительный критерий, которого не было раньше. Это предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые Правительством РФ (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209–ФЗ).

 

Таблица 1 – Средняя численность работников для категорий субъектов

 малого и среднего предпринимательства (чел.)

 

Виды малых форм хозяйствования

Предельная численность занятых

(человек)

Микропредприятия

До 15

Малые предприятия

До 100

Средние предприятия

От 100 до 200


 

С 1 января 2010 года вступила в силу часть 2 статьи 4 Закона № 209–ФЗ. В соответствии с этой нормой предельные значения выручки, а также балансовой стоимости активов устанавливаются один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений.

Среди федеральных законов в определенной степени соотносящихся со сферой развития субъектов среднего и малого бизнеса можно также отметить федеральные законы: от 08.08.2001 г. № 128–ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; от 29.11.2001 г. № 156–ФЗ «Об инвестиционных фондах»; от 29.10.1998 г. № 164–ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»; от 08.02.1998 г. № 14–ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; от 08.05.1996 г. № 41–ФЗ «О производственных кооперативах»; от 22.04.1996 г. № 39–ФЗ «О рынке ценных бумаг»; от 26.12.1995 г. № 208–ФЗ «Об акционерных обществах» и др.

Помимо перечисленных выше нормативных правовых актов в сфере регулирования развития и системы защиты субъектов предпринимательства в той или иной степени имеют отношение следующие федеральные законы:

а) от 27.12. 2002 г. № 184–ФЗ «О техническом регулировании», который регулирует отношения, возникающие при:

– разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

– разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

– оценке соответствия.

б) от 28.12.2009 г. № 381 – ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Данный Закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности;

в) от 22.07.2008 г. № 159 – ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов РФ или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день его вступления в силу, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества;

г) от 30.12.2008 г. № 307 – ФЗ «Об аудиторской деятельности». Данный Закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации;

д) от 26.07.2006 г. № 135–ФЗ «О защите конкуренции». Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ;

е) от 08.08.2001 г. № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

На третьей ступени иерархии нормативного правового регулирования развития среднего и малого предпринимательства в России занимают нормативные правовые акты Российской Федерации. Это подзаконные нормативные правовые акты федерального уровня: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ занимают четвертую ступень иерархии нормативного правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в России, а нормативные правовые акты органов местного самоуправления – пятую.

Целый ряд нормативных правовых актов предусматривает возможность субъектов предпринимательской деятельности защиты своих прав.

В связи с увеличением неправомерных действий представителями органов исполнительной власти при проведении контрольно–надзорных мероприятий в отношении субъектов среднего и малого бизнеса, был принят Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и устанавливает:

– порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

– порядок взаимодействия органов, при организации и проведении проверок;

– права и обязанности органов, при проведении проверок;

– права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, меры по защите их прав и законных интересов.

Информация о работе Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в Республике Мордовия