Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 18:22, курсовая работа
Актуальность исследования - в последнее время остро встала проблема использования новых, эффективных инструментов в государственном управлении обществом, его сознанием и поведением как на теоретическом, так и прикладном уровне. Мы живем в мире, где правят визуальные и идеологические образы - чиновники и политические деятели, даже президенты признают необходимость хорошо выглядеть и грамотно, на близком потребителю языке формулировать свою точку зрения на экране телевизора. Они, как знаменитости нанимают стилистов и специалистов по коммуникационным стратегиям, а государственные ведомства, как и коммерческие компании, тратят немалые средства на создание привлекательного имиджа. Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и акцентировании значения коммуникаций как связующего процесса в системе управления обществом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ. 6
1.1 Социальная группа «Государство» 8
1.2 Социальная группа «Бизнес» 15
1.3 Социальная группа «Общество» 23
2 МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА 28
2.1 Место коммуникационной стратегии 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Государственное управление обществом и массовым сознанием
Федоренко Иван Вячеславович
Специалист по государственному
и муниципальному управлению –
Master of Public Administration (МРА)»
Форма обучения: заочная
№ группы З-MPA-12-01
Научный руководитель
к.экон.н.,
доцент
Попов Б. Е.
Оценка
«_______________»
«_____» __________ 2013 г.
Москва – 2013
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
1 |
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ. |
6 |
1.1 |
Социальная группа «Государство» |
8 |
1.2 |
Социальная группа «Бизнес» |
15 |
1.3 |
Социальная группа «Общество» |
23 |
2 |
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА |
28 |
2.1 |
Место коммуникационной стратегии |
31 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
44 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
46 |
Введение.
Цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом.
В связи с этим особенно актуальным становиться вопрос переосмысления концептуальных основ, поиск более эффективных инструментов и новаторских подходов организации процессов, которые составляют основные функции государственного управления.
Актуальность исследования - в последнее время остро встала проблема использования новых, эффективных инструментов в государственном управлении обществом, его сознанием и поведением как на теоретическом, так и прикладном уровне. Мы живем в мире, где правят визуальные и идеологические образы - чиновники и политические деятели, даже президенты признают необходимость хорошо выглядеть и грамотно, на близком потребителю языке формулировать свою точку зрения на экране телевизора. Они, как знаменитости нанимают стилистов и специалистов по коммуникационным стратегиям, а государственные ведомства, как и коммерческие компании, тратят немалые средства на создание привлекательного имиджа.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и акцентировании значения коммуникаций как связующего процесса в системе управления обществом.
Выявлена и обоснована значимость контроля за информационным пространством и формирование коммуникационного воздействия на общество и массовое сознание.
На основе комплексного анализа всей модели взаимодействия основных социальных групп общества, обоснована важная роль коммуникационных стратегий и их влияние на эффективность системы государственного управления.
Новизна исследования так же заключается в рассмотрении основных наиболее экономически и политически активных групп интересов прогрессивного общества, установлении их истинных стратегических целей, установлении взаимосвязи процессов и движении ресурсов (двухсторонние связи) между ними. Так же в работе будет определено место фактических результатов деятельности всей системы общества и государства, независимой системы управления государства и системы коммуникационного воздействия на общество и массовое сознание как взаимосвязанных элементов влияющих на эффективность друг друга.
Государственное управление обществом и массовым сознанием важнейшая часть не только стратегии внутренней политики эффективного государства, но и важнейший элемент внешней политики.
Объект курсовой работы – система взаимодействия основных социальных групп интересов в жизни общества в целом.
Предмет исследования – место и актуальность коммуникационных стратегий государства, как инструмента управления обществом и массовым сознанием.
Целью курсовой работы является исследование системы взаимодействия основных экономически активных групп интересов, определение их целей и задач, условия и формы взаимодействия групп во внутренней среде государства. Определение места части государственной политики, являющейся коммуникационными стратегиями по формированию общественного мнения и массового сознания, как элемента повышения эффективности системы государственного управления обществом.
В настоящий момент наше государство стоит перед важной задачей формирования культурной привлекательности российского общества, сплочения национальностей и культур в рамках единой системы, которая способна эффективно управляться, модернизироваться и прогрессировать. Одним из основных инструментов воздействия на систему общества являются государственные коммуникационные стратегии управления общественным мнением и массовым сознанием.
Внутренняя политика государства в области манипулирования общественным сознанием должна формировать отношение общества к тем или иным сторонам жизни страны, формировать поддержку власти, лояльность общества государственной стратегии развития, поддержку и понимание принимаемых решений, уважение к своей стране и ее представителям. Вызывать гордость за то, что индивидуум является частью этой системы, формировать имидж, престиж и общую культурную привлекательность.
Глава 1
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ ОБЩЕСТВА.
В науке возникло несколько толкований (подходов) сущности общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия (материальное производство, организационную деятельность, духовную деятельность), организационное, которое рассматривает общество как систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.
Социолог Р.Марш определил общество через следующую систему признаков:
Человеческом обществе огромную роль инрают социальные институты - мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать. Но не отдельному человеку, а всему обществу. Их предназначение - удовлетворять важнейшие потребности общества .
Это потребности
Возникновение социальных институтов
Социальные институты никто не "придумывает", они вырастают постепенно как бы сами собой, из той или иной потребности людей. К примеру, из потребности в охране общественного порядка в свое время возник и утвердился институт полиции (городской администрации). При этом сам процесс утверждения в обществе того или иного явления в качестве социального института называют институализацией . Если конкретнее, институализация состоит в упорядочении, стандартизировании, организационном оформлении и законодательном регулировании тех связей и отношений, которые "претендуют" на превращение в социальный институт.
Виды социальных институтов:
Экономические институты - Собственность, Рынок, Деньги, заработная плата
Политические институты - Государство, Суд, Армия, Политические партии
Духовные институты - Наука, Образование, Воспитание, Мораль
Институты в сфере семьи - Семья, Брак, Отцовство, Материнство
Общество можно определить как самую крупную совокупность (группу) людей, связанных между собой разнообразными устойчивыми взаимодействиями, а также общей территорией, историей и культурой.
Классифицируем основные группы интересов в обществе, принимающие основную часть экономическо-политической системы общества в целом.
Общество - совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных вторичных. Группа - фундамент человеческого общества, и само общество - тоже группа, только самая большая. Численность групп на Земле превосходит численность индивидов, один человек способен состоять сразу в нескольких группах.
Если проанализировать общество современной, прогрессивной, демократической страны с рыночной экономикой, можно классифицировать основные группы интересов. Для более наглядного примера, мы будем рассматривать Российскую Федерацию, но в состоянии уже достигнутого теоретически наилучшего баланса между группами интересов. Будем учитывать уникальные разнонаправленные цели групп, а так же двухсторонние связи между группами и форму отношений между ними.
1.1 Социальная группа «Государство» (рис 1.)
Государство - есть организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определённой территории.
Государство - совокупность политических институтов, главной целью которых является сохранение целостности общества.
Власть - это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, а властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
Формы осуществления власти: господство, руководство, координация, организация, контроль.
Средства осуществления власти: право, авторитет, убеждения, традиции, манипуляции, принуждение, насилие.
Отличительными чертами политической власти являются:
легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической;
многообразие ресурсов.
В соответствии со сферами жизнедеятельности можно выделить следующие основания и ресурсы власти: экономические (собственность, золотой запас и др.), социальные (социальные группы и слои), юридические (законы и законодательные акты), административно- силовые (совокупность властных учреждений), культурно-административные (система организаций, аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал страны, СМИ). Также ресурсы могут быть разделены на организационные (структуры управления), поощрительные (материальные и социальные блага, с помощью которых власть "подкармливает" определенные слои населения и политиков), принудительные (меры административного воздействия и угрозы санкций при невыполнении приказа) и нормативные (средства воздействия на ценностные ориентации и морально-этические нормы объектов власти).
Власть становится политическим институтом общества, который оформляет свое влияние в законных решениях, принимающих вид королевских указов, парламентских законов, принятых судом постановлений, приказов директора или генерала и т.д. Кроме первого лица в государстве законной властью обладает первое лицо в любом учреждении, даже самом маленьком, если оно создано законным путем. Первые лица делегируют часть своей власти, т.е. делятся ею, со своими подчиненными, передавая им часть контрольных и управленческих функций. Так возникает разветвленная пирамида власти. Люди подчиняются приказам руководителей (начальников), образующих эту пирамиду, не из личных симпатий или физического принуждения, а потому что выполняют предписанные роли. Под авторитетом (от лат. - власть, влияние) следует понимать способность и возможность влиять на поведение других людей с их согласия и желания. В широком смысле авторитет - общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте, репутации; в узком - одна из форм осуществления власти. Основа авторитета - уважение.
Высшим проявлением легальной власти в современном обществе является механизм разделения властей. Он опирается на принятие законов, их исполнение и контроль за правильным принятием и исполнением законов. Соответственно вся политическая власть делится на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную.
Информация о работе Государственное управление обществом и массовым сознанием