Государственное управление обществом и массовым сознанием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования - в последнее время остро встала проблема использования новых, эффективных инструментов в государственном управлении обществом, его сознанием и поведением как на теоретическом, так и прикладном уровне. Мы живем в мире, где правят визуальные и идеологические образы - чиновники и политические деятели, даже президенты признают необходимость хорошо выглядеть и грамотно, на близком потребителю языке формулировать свою точку зрения на экране телевизора. Они, как знаменитости нанимают стилистов и специалистов по коммуникационным стратегиям, а государственные ведомства, как и коммерческие компании, тратят немалые средства на создание привлекательного имиджа. Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и акцентировании значения коммуникаций как связующего процесса в системе управления обществом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ. 6
1.1 Социальная группа «Государство» 8
1.2 Социальная группа «Бизнес» 15
1.3 Социальная группа «Общество» 23
2 МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА 28
2.1 Место коммуникационной стратегии 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Федоренко И.В..docx

— 318.90 Кб (Скачать файл)

Агент (государство) - после наделения его легитимной властью обязан вести деятельность в интересах Принципала. Удовлетворять его потребности, обеспечивать общественными благами, управлять с целью развития всего общество на его благо, улучшать качество жизни, создает условия для образования и развития общества, поддерживает порядок и справедливость, следит за выполнением всех условий общественного договора.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие Государства и Бизнеса протекает в рамках системы права.

Модель 2: Отец семейства.

В этой модели Государство – является отцом, по отношению ко всем остальным равным между собой представителям Бизнеса. Основная задача Государства – поддержание общих для всех правил игры на территории контролируемом им в интересах развития всех сфер общественной жизни и увеличения производства товаров и услуг. Предоставление инфораструктуры, защита частной собственности, работа над фундаментальными научными исследованиями, доступ к общественным благам, контроль тарифов монополий, справедливое распределение сырьевых источников и разрешение споров между Бизнес структурами.

Бизнес по отношению к государству должен выполнять условия присутствия на территории контролируемом определенным Государством и обязуется выполнять общие правила деятельности. Бизнес является основным источником производства благ, товаров и услуг, как организованная система (компания) является наиболее эффективным собственником и управляющим, а так же главной движущей силой прогресса всего общества.

 

Взаимодействие Бизнеса и Общества.

Модель 3: Вертикально организованных обществ, а так же Потребитель – Поставщик.

В этой модели бизнес берет на себя эффективное управление и организацию членов общества в рамках правовых отношений, для получения добавленной стоимости товаров и услуг, обязуясь платить каждому нанятому рабочему – представителю Общества, плату, эквивалентную его вкладу в производственную деятельность. Функционирование организованного сообщества Бизнес - Общество, должно отдавать часть результатов своей деятельности Государству в виде налоговых и неналоговых поступлений, в интересах большинства. Бизнес несет на себе все риски по результатам его деятельности, так-как получение прибыли не гарантируется ни со стороны Общества, ни со стороны Государства.

Общество по отношению к Бизнесу является главным потребителем производимых Бизнесом благ и оплачивает в денежном эквиваленте потребляемые товары и услуги. Общество является главным источником рабочей силы – человеческого капитала. Общество не несет на себе рисков функционирования Бизнеса, однако это не значит, что понесенные убытки не могут негативно сказаться на представителях Общества.

 

2.1 Место коммуникационной стратегии. (Рис 5)

 

Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.

Основываясь на правовом подходе, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть подотчётны и восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Рассматривая менеджерский подход, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономическая целесообразность и результативность, формулируемые, по возможности, в измеримой форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».

Однако второй и третий подход могут противоречить друг другу на некоторых этапах, без должного инструментария в рамках стратегического развития и на более низких уровнях. Неукоснительное выполнение воли преобладающего большинства, принятие управленческих решений исключительно в соответствии с общественным мнением может привести к тяжелым и непредсказуемым последствиям, с высокой вероятностью дробления общества на группы, высокому социальному антагонизму, а так же потере, либо крайне неэффективному институту государства.

Полностью автономная система управления, без обратной связи чревата тяжелыми социально-экономическими потрясениями, непониманием стратегического курса развития взятого руководством страны, оперативных решений и тактических ходов. В результате власть теряет поддержку большинства представителей общества, а значит легитимность, что так же может привести к необратимым последствиям.

Массовое сознание — один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей (“массам”). Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных “классических” групп общества (больших и малых), однако оно несводимо к ним. Это новое качество, возникающее из совпадения отдельных фрагментов психологии деструктурированных по каким-то причинам “классических” групп. В силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенности самого своего носителя массовое сознание в основном носит обыденный характер.

С содержательной точки зрения, в массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые какой-либо возникающей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов - массой. Они вырабатываются в процессе общения людей между собой и совместного восприятия ими социально-политической информации (в ходе политического митинга). Согласно такому взгляду, массовое сознание отличает, во-первых, общесоциальная, а не только групповая типичность всех образующих его компонентов. Во-вторых, его отличает их общесоциальное признание, санкционированность той или иной достаточно массовой общностью. В этом смысле массовое сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание. Хотя массовое сознание и реализуется в массе индивидуальных сознаний, но оно не совпадает, с точки зрения содержания, с каждым из них в отдельности, с индивидуальным сознанием как таковым. Для зарождения и функционирования массового сознания не обязательна совместная деятельность членов общности (“массы”), что традиционно принято считать обязательным для появления группового сознания, более низкого по количеству участвующих индивидуумов уровня.

Содержание массового сознания может быть определено практически как бесконечное, если попытаться предвосхитить все возможные варианты возникновения тех или иных значительных масс людей в рамках как отдельного общества, так и человеческой истории в целом.

Один из крупнейших рисков в этой части общественной жизни может служить факт о возможности управления (манипулирования) массовым сознанием и общественным мнением.

Манипуляция (от фр. manipulation) в политике рассматривается в следующем значении - система психологического воздействия, ориентированная на внедрение определенных, например иллюзорных представлений.

Манипулирование – такой вид управления поведением личности, социальной группы, общества или планетарного социума, при котором используются скрытые методы социально-психологического воздействия на подсознание и сознание людей.

Этот же факт может быть использован и используется в развитых странах, с высокой степенью эффективности на благо всего общества, бизнеса и государства, как фактор сплочения единой системы, ограниченной территориальными, экономическими и культурными связями взаимодействия.

В центре системы взаимодействия социальных групп интересов результаты деятельности Государства непосредственно сказывающиеся на Бизнесе и Обществе. Государство проводит независимую политику исходя из понимания в его лице интересов большинства, и воздействует на все сферы общественной жизни. Принимает стратегические, тактические и оперативные решения, для достижения наилучшего результата в рамках поставленных общественным договором, перед ним, целей. Фактические результаты работы Государства в силу многих внешних и внутренних факторов и обстоятельств могут оказаться хуже ожидаемых Обществом и Бизнесом. Этот факт не делает власть Государства не легитимной.

Если взглянуть на кибернетическую модель взаимодействия Общества, Бизнеса и Государства, то становится очевидно, что объекты управления (Общество и Бизнес), в зависимости от их желания быть управляемыми, а значит уровня эффективности системы управления, воздействующей на объекты управления, кардинальным образом влияет на эффективность работы всей системы в целом. Таким образом, на эффективность работы всей системы в целом более всего оказывают влияние два фактора:

А) Возможность достичь своих целей каждому элементу системы, а значит иметь заинтересованность в соблюдении общественного договора на основе права.

Б) Желание являться активной частью всей системы непосредственного Общества в целом и находиться под управлением субъекта управления - Государства, культурная мотивация выполнять общественный договор.

В истории есть примеры, когда есть возможность достижения целей, но нет культурной мотивации или она разрушена с помощью коммуникационно-идеологических инструментов – Революция в Российской Империи в начале ХХ века, СССР конца 80-х, практически все страны прошедшие через революции, переживали разрыв коммуникации с управляющей частью системы.

Есть культурная мотивация, но нет возможности достигать существующих целей – Китай (Обществом), КНДР (Бизнесом), Куба (Бизнесом и Обществом).

В случае с положительной ситуацией с обоими факторами, они синергически складываются и позволяют стране достичь высоких социально-экономических показателей - Канада, США, Западная Европа. А так же страны, где оба фактора находятся на низком уровне, либо вовсе негативны – наименее развитые страны Африки и Средней Азии, свидетельствует этому высокие показатели эмиграции населения и низкие социально-экономические показатели, в которых нет возможности качественно удовлетворить первичные потребности общества.

 

Достижение высоких реальных результатов функционирования всех элементов системы – Общества, Бизнеса и Государства складывается из качественного выполнения каждым своих функций, для достижения своих собственных целей. Для этого необходимо повышать эффективность работы Государственных органов и служб, повышать уровень образованности населения и привлекать более компетентных специалистов и в Бизнес, и в Государство. Стимулировать рост рынков и появление новых эффективных организаций, применять новые технологии и повышать производительность труда. Регулировать финансовые и сырьевые рынки, вести здоровую кадровую политику, защищать частную собственность, предоставлять качественные услуги и производить конкурентоспособные товары. Но нельзя недооценивать силу мотивации и культурной привлекательности всего Общества в целом.

Предопределенность исторического поражения Советского Союза стала очевидной не тогда, когда в середине 1980-х гг. страна не могла более обеспечивать военно-экономический паритет с Западом, а многим ранее, в середине 1960-х гг., когда Россия - СССР перестал поставлять на мировой культурный рынок символы и легенды. Набивший оскомину перечень из балета, цирка и космоса, тем не менее, обеспечивал некий культурный фон утверждения страны в качестве великой державы. Если американцы и выиграли «холодную войну», то не ядерными ракетами, а кока-колой и «массовой культурой». И сегодня государство, претендующее на роль мировой державы, с необходимостью обязано предоставить миру свое видение не только экономической деятельности, но и политической, культурной перспективы, пусть спорное и далеко не обязательно общепризнанное.

В истории известны разные подходы к оценке мирового лидерства. История мирового лидерства знает различные критерии, согласно которым этот статус присваивался тем или иным державам. Но очевидно главное для любого государства - обеспечить благополучие и высокое качество жизни своих граждан, сформировать тот образ жизни, который будет привлекательным прежде всего для своих собственных граждан. Другим несомненным фактором мирового признания является уровень развития науки и культуры. Лидер тот, и это очередная точка зрения, кто «производит» выдающиеся научные идеи, кто дает жизнь техническим новинкам, кто предлагает миру достижения собственной мысли – будь то социальное устройство или дизельный двигатель (опыт Японии, Германии). Лидер тот, гласит одна из теорий, на чьем языке говорят другие люди и страны. Греческий и латынь, французский и немецкий попеременно были такими мировыми языками общения. Теперь английский язык выполняет важную роль «лингва франка».

Информация о работе Государственное управление обществом и массовым сознанием