Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 18:22, курсовая работа
Актуальность исследования - в последнее время остро встала проблема использования новых, эффективных инструментов в государственном управлении обществом, его сознанием и поведением как на теоретическом, так и прикладном уровне. Мы живем в мире, где правят визуальные и идеологические образы - чиновники и политические деятели, даже президенты признают необходимость хорошо выглядеть и грамотно, на близком потребителю языке формулировать свою точку зрения на экране телевизора. Они, как знаменитости нанимают стилистов и специалистов по коммуникационным стратегиям, а государственные ведомства, как и коммерческие компании, тратят немалые средства на создание привлекательного имиджа. Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и акцентировании значения коммуникаций как связующего процесса в системе управления обществом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ. 6
1.1 Социальная группа «Государство» 8
1.2 Социальная группа «Бизнес» 15
1.3 Социальная группа «Общество» 23
2 МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА 28
2.1 Место коммуникационной стратегии 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Определение задачи бизнеса, довольно затруднительно в силу разнообразия форм, сфер деятельности, внешних и внутренних условий, а так же непостоянство целей в процессе деятельности. Главной функцией бизнеса, является экономическая деятельность.
Цель экономической деятельности, по существу - удовлетворение практически неограниченных потребностей людей при ограниченных ресурсах, которыми они располагают в виде труда, природных богатств и ранее произведенного оборудования с учетом их ограниченных технических знаний. (Морис Алле, Франция, Нобелевский лауреат)
Важно отметить, что организация - это комплекс отношений, где действуют разные индивидуальные и коллективные субъекты, и у каждого из них есть свои цели, причем полностью они совпасть не могут. Более того между ними постоянно возникают противоречия. Организация есть объединение противоречий между целями, интересами, действиями ее участников. Можно выделить четыре источника целей в организации :
1. Собственник (или собственники).
2. Бизнес (как деятельность в социальном контексте).
3. Менеджеры.
4. Персонал.
Возьмем за основу два определения:
Цель предпринимателя(собственника) - систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг.
Цель бизнеса - в коммерциализации прибыли путём удовлетворения потребностей рыночных агентов.
Чтобы выжить, большинству организаций приходится периодически менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям внешнего мира.
Альтернативные мнения: Получение наибольшей прибыли или в трактовке развитых зарубежных стран формулировка другая - это привлечение наибольшего количества клиентов. Привлечение наибольшего количества клиентов приводит к увеличению объемов реализации продукции и к росту прибыли. Таким образом, между этими двумя определениями есть прямая связь. Но имеется и существенное отличие. Оно отражает перенесение акцента современного маркетинга с продукта на покупателя.
Цель бизнеса - есть конкретные конечные состояния или желательный результат , достижение которого представляется ценным и побуждает группу людей к совместной работе.
Цель менеджмента - разработка, создание, максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем или превратить толпу, в организованную эффективно работающую группу людей- основатель менеджмента (Питер Друкер). Здесь необходимо отметить, что в зависимости от собственника, истинные цели управляющих могут кардинально смещаться в сторону личной выгоды, вплоть до обратных целей, по отношению к целям собственника и бизнеса, что несет в себе большое количество рисков.
Цель персонала - качественное выполнение поставленных задач, входящих в сферу компетенции определенного наемного работника и получение платы за выполненную работу.
Современный российский бизнес сформировался в условиях перехода от социально-ориентированной, командно-административной, чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной, в сжатые сроки, но при формировании социального государства. Он в значительной мере унаследовал черты прежней, административно-командной системы. Многие современные организации, использующие новые организационно-правовые формы, образованы на основе прежних советских предприятий. Многие ключевые посты в них занимают менеджеры, воспитанные в советское время.
Вместе с тем организации – хозяйствующие субъекты уже несколько лет функционируют в условиях рыночной, хотя пока и весьма неэффективной российской экономики и обрели некоторые важнейшие черты, характерные для субъектов рыночных отношений.
Формирование российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. Современный российский менеджер должен отличаться гибкостью в определении целей и задач управления и твердостью, когда цель выбрана, в неуклонном стремлении к ее достижению.
Российское предприятие, становится самостоятельным объектом товарно-денежных отношений, полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, должно сформировать у себя систему эффективного управления (менеджмента), который смог бы позволить предприятию добиться конкурентоспособного и устойчивого положения на рынке.
По сравнению со старой системой управления, существовавшей много лет на российских предприятиях, в новых условиях появляются новые функции: разработки стратегии и политики развития, поиск необходимых материальных и трудовых ресурсов, совершенствование производственной и организационной структур управления предприятием.
В этих условиях резко возросли требования к российским менеджерам за своевременность и качество принимаемых решений. Усилилась роль научно-технического прогресса, дающего возможность путем нововведений удовлетворять потребности рынка. В российском бизнесе появилась острая необходимость проведения маркетинговых исследований, позволяющих изучить эти потребности. Для осуществления производства конкурентоспособной продукции в условиях минимизации издержек производства все большее значение приобретают вопросы, связанные с управлением персонала, который в новых российских реалиях становится основным ресурсом.
Российский менеджмент - творческое осмысление зарубежного опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры. Проще говоря, все у нас пока на стадии становления и мы пытаемся найти среднее между Японской школой менеджмента и Американской и ищем приемлемые методы из той и другой.
1.3 Социальная группа «Общество» (Рис 3.)
В современной культуре социальное поведение предполагает не столько сохранение человеком своего статуса (что характерно для традиционной), сколько умелое и разумное приспособлении его к конкретной ситуации. Наиболее высоко оценивается не буквальное соблюдение правил, а умение в случае необходимости нарушать их. В связи с этим резко возрастает и роль личности. Личность вынуждена вместо выполнения обязательных предписаний и запретов ритуализированного поведения творчески обыгрывать существенно более мобильные нормы. Создавая социальные формы своего бытия, человек может как утвердить себя в мире, так и уничтожить. Выбор будущего возможен и в «восходящем» направлении социального совершенствования и по пути «нисходящему», выявляющему деструктивность. Основная задача для человека видится в том, что бы устоять перед деструктивными силами мира.
Сегодня личность стала свободна в своей самореализации и предоставлена самой себе в социальном плане. Свобода принимает новую степень проявления: она уже не связанна не с добродетелями общины, не с законами правового общества, а с глубинной личностной основой - ценностно-смысловой. Реальность, с которой соотносится эта свобода, и есть реальность поступка, как целостной жизненной позиции человека. При этом многие люди просто не способны на личностный поступок, они
предпочитают руководствоваться сложившимися в обществе стандартами поведения, не желают, а порой не могут следовать свободе.
Общество, с одной стороны, от человека требует гибкого, быстро приспосабливающегося конструктивного поведения, с другой - порой само порождает условия для опасного авантюрного поведения. Опасность наблюдается в преобладания иррациональной сферы влечений, страстей, характерных для инфантильно-импульсивного поведения. Это объясняется тем, что общество предоставило человеку «негативную свободу», не предоставив возможностей для обретения «позитивной». Поэтому процесс "освобождения" сопровождается все большим усилением чувства изолированности, отчуждения человека от других. В сложных ситуациях действия людей сведены к процессам приспособления, главной целью которых является сохранение существующего, а не создание нового.
Гражданское общество - это совокупность тех межличностных, семейных, общественно-экономических, культурных, религиозных отношений и структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без непосредственного вмешательства государства и обеспечивают условия для самореализации индивидов и коллективов. Гражданское общество предполагает сбалансированный взаимоконтроль и взаимоограничение государственных и негосударственных органов и движений, чтобы государственные органы и движения всегда были в поле зрения негосударственных органов и движений, а негосударственные - сообразовывали свою деятельность с законом и учитывали объективные потребности государства.
Граждане имеют возможность принимать активное участие в политической жизни общества. Политическая жизнь общества - это форма социального взаимодействия, совокупность взаимодействий и взаимоотношений людей (индивидов, групп, партий) по поводу активного или пассивного участия в политической системе общества, конечной целью которых является перераспределение или удержание политической власти. Кто-то организуется в партии, сколачивает блоки, выдвигает себя в депутаты или в президенты, добиваясь поддержки электората, кто-то пассивно наблюдает за событиями по телевизору, изредка или никогда не посещая избирательные участки.
Под механизмами участия граждан в политической жизни, как правило, имеются в виду такие политико-правовые институты и формы организации, которые обеспечивают представление и защиту их интересов в законодательных, судебных и исполнительных органах власти. В качестве примера таких механизмов можно назвать избирательное право и голосование, выдвижение кандидатов и баллотирование, организацию политических партий и ассоциаций, институт представительства (народные трибуны в древности и народные депутаты сегодня), институт гражданства, деятельность СМИ и т.д.
Под избирательным правом понимают правовую систему, в которую входят:
Выборы предполагают, что гражданам в процессе голосования предлагаются два и более кандидатов, одного из которых они могут выбрать по свободному волеизъявлению. Круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию или кандидата на парламентских, президентских или муниципальных выборах, называется электоратом (от лат. elector - избиратель).
Степень участия в выборах зависит также от социального статуса и образования. Чем выше статус человека, тем сильнее выражена его готовность участвовать в политической жизни. Более образованные люди охотнее занимаются политикой, особенно когда ощущают, что это может способствовать социальным изменениям в обществе. Доля активно участвующих в выборах зависит даже от того, насколько просто зарегистрироваться и проголосовать.
Голосование - одна из форм участия граждан в политической жизни страны. Наряду с ней имеются и другие: в частности, организация и участие в политических и общественных движениях, обращение в парламент и местные законодательные органы власти с предложениями и проектами, участие в собраниях и митингах, агитация за ту или иную партию, работа в качестве партийного функционера, членство в политическом клубе или организации, денежные пожертвования в пользу партии.
Цели общества – обусловлены сущностью
человеческой природы. Смысл жизни человека
- философская и духовная проблем
Цель общества – удовлетворение потребности человека.
Потребности человека можно представить в виде пирамиды(или обратной пирамиды) по А. Маслоу.
(низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
Потребность в принадлежности и любви.
Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
(высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
2. Модели Взаимодействия Государства, Бизнеса и Общества. (Рис 4.)
Взаимодействие основных социальных групп интересов протекает по определенным моделям, что обусловлено отношением групп друг к другу по определенным алгоритмам в рамках системы.
Взаимодействие Государства и Общества протекает в рамках общественного договора.
Модель 1: Агент – Принципал.
В этой модели Принципал (Общество), выбирает Агента (конкретизированную правящую элиту – Президента, Парламент, Главу субъекта РФ - государство) наделяет его легитимной властью для управления обществом в интересах абсолютного большинства на базе существующей правовой системы, выработанной в процессе эволюции этого общества, инструментов регулирования и монопольного аппарата принуждения. Принципал подчиняется решениям принятым Агентом. Принципал – смысл и причина существования Агента.
Информация о работе Государственное управление обществом и массовым сознанием