Государственное управление обществом и массовым сознанием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования - в последнее время остро встала проблема использования новых, эффективных инструментов в государственном управлении обществом, его сознанием и поведением как на теоретическом, так и прикладном уровне. Мы живем в мире, где правят визуальные и идеологические образы - чиновники и политические деятели, даже президенты признают необходимость хорошо выглядеть и грамотно, на близком потребителю языке формулировать свою точку зрения на экране телевизора. Они, как знаменитости нанимают стилистов и специалистов по коммуникационным стратегиям, а государственные ведомства, как и коммерческие компании, тратят немалые средства на создание привлекательного имиджа. Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и акцентировании значения коммуникаций как связующего процесса в системе управления обществом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ. 6
1.1 Социальная группа «Государство» 8
1.2 Социальная группа «Бизнес» 15
1.3 Социальная группа «Общество» 23
2 МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА 28
2.1 Место коммуникационной стратегии 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Федоренко И.В..docx

— 318.90 Кб (Скачать файл)

Бурное развитие информационных систем и их глобализация, активное распространение массовой культуры, проникновение огромного потока информации в повседневный быт широких слоев населения и ряд других обстоятельств создают благоприятные условия для использования средств управления общественным и индивидуальным сознанием. Примерами активного применения средств управления общественным мнением в политических интересах может служить использование так называемых черных PR-технологий в избирательных кампаниях, а в социальном управлении – агрессивной рекламы для формирования потребительских стандартов и поведения. В связи с этим изучение практики применения манипулирования общественным мнением и социальном управлении имеет актуальное значение.

Манипулирование общественным мнением исследуется многими отраслями гуманитарных наук. На теоретическом уровне социологических исследований внимание концентрируется обычно на изучении социальных механизмов манипулирования, а в прикладных исследованиях выявляется его содержание, конкретные формы и степень воздействия на сознание и поведение различных категорий людей.

В определенных исторических условиях идеологической разновидностью такого манипулятивного социального управлении является пропаганда — открытое утверждение общественной значимости тех или иных (классовых, сословных, иных групповых) идеалов и соответствующих им систем социальных ценностей.

Как известно, общественное мнение характеризуется динамичной внутренней структурой, в рамках которой принято выделять несколько стадий: зарождение, формирование, функционирование, спад, отмирание. Каждая из этих стадий характеризуется своими техническими возможностями и приемами, путями, средствами, формами и механизмами властного использования социального манипулирования.

Сама по себе массовизация общественной жизни – естественное явление воспроизводства социальной структуры общества. Масса – одна из переходных форм социального группирования и субъект массового сознания как совокупности духовных ценностей, разделяемых нацией, различными классами и общественными группами. Но существуют ее критические пределы, когда масса обретает самодостаточный характер, а массовое сознание порывает связи с национальным самосознанием, с ментальными качествами социума и становится системой с такими характеристиками, что эффективное управление этой системой крайне сложно.

Надындивидуальное массовое сознание не только ассимилирует утверждаемые манипуляторами идеалы, но и, воздействуя на массу индивидуальных сознаний, «организует» их распространение. Формирование такого надындивидуального массового сознания и механизмы осуществляемого посредством его социального манипулирования обеспечиваются многообразными технологиями информационной обработки общества.

В качестве мощнейшего канала манипуляции общественным мнением используются средства массовой информации. С их применением осуществляется масштабное воздействие на общественное мнение различных социальных групп и слоев, создаются различные стереотипы, достигаются цели манипулирования сознанием и поведением людей.

Основу составляет создание информационных потоков и управление ими. Формируется «информационный вал» — всеохватный поток несистематизированной, но объективной информации, направляемой в адрес масс или интересуемых манипуляторов общностей, притом в формах, способных вызвать их максимальный интерес и доверие. Отслеживается реакция адресатов на различные информационные блоки этого потока. Когда воспринимаемость информации и доверие к ее источнику укреплены, начинается выборочное, дозированное «сегментирование информационного потока» с помощью следующих приемов:

- умолчания - невыгодная манипулятору информация из потока изымается, а выгодная подается в выигрышных для восприятия на фоне нейтральной информации формах;

- перестановок - значимая для выработки общественной позиции информация подается как малосущественная, а малосущественная, но необходимая манипулятору, выносится в анонс или начало информационного потока;

- привлечения в качестве субъектов или доведения до сведения, озвучивания необходимой для социального манипулирования информации авторитетных для данной массы или социальной группы источников или деятелей, солидных изданий, государственных и общественных институтов и структур.

Снова отслеживается реакция потребителей такой информации, и если доверие к ней не снижается или снижается несущественно, к вышеуказанным приемам добавляются следующие:

- фальсификация истории или реальности путем целенаправленного подбора цитат, статистики и т.д., которые в комплексе работают на требуемый результат;

- фабрикация цитат, статистики и особенно данных выборочных опросов и обследований;

- эмоциональная подпитка путем использования вместо конкретных фактов и цифр эмоциональных словесных оборотов, образных клише и т.д., а также такого монтажа фото-, видео-, аудиоматериалов, который обеспечивает необходимое для успеха социального манипулирования психологическое воздействие на сознание масс и социальных общностей.

Применяются такие присущие этим методам приемы, как «наклеивание ярлыков», или «маркирование», когда разрушаемый идеал или авторитетный носитель его ценностей наделяется оскорбительными кличками и уничтожается привлекательность соответствующего образа, «рекомендации», вкладываемые в уста популярных актеров, певцов, спортсменов, которые благодаря своей популярности должны привлечь необходимое для целей социального манипулирования вниманием к определенным идеалам, их источникам или носителям. «Перенос», или внушение «оценок по ассоциации», когда разрушаемые идеалы или дискредитируемые их носители отождествляются с явлениями, известными своими позитивными качествами. Апелляция к мнению «простых людей» - идентификация интересов манипулятора с интересами масс и больших общественных групп путем передачи функций рупора внушаемой информации рядовым представителям последних; «подтасовка карт» — подмена содержания известных реальных фактов и данных путем соответствующей их интерпретации (интеллектуальное мошенничество); «блестящая посредственность» — оперирование привычными для масс, но абстрактными понятиями (свобода, общечеловеческие ценности и т. п.) с приданием им или односторонним акцентированием присущих им качеств, обеспечивающих потребности социального манипулирования; «общий вагон» — стимулирование определенной реакции путем внушения мысли о ее общепринятости: «все так думают, все так поступают».

Политическая стратегия – это динамичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить и интерпретировать приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего.

Политическая культура – это часть духовной культуры общества, представляющая собой систему устойчивых идей, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, объединенных в знаково-символических и институциональных формах, передаваемых из поколения в поколение, которые служат упорядочиванию политического опыта и регулированию политических взаимодействий индивидов, общества и органов власти.

Выделяют два основных типа политической культуры: гражданской активности и подданническую. Первая характеризуется высокой активностью граждан и их широкими политическими правами, вторая – признает сильную и неконтролируемую власть, ограничение прав и свобод граждан.

Политическая культура связана с наиболее устойчивыми, внутренне значимыми для человека представлениями. Она характеризует самые устойчивые представления человека и наиболее типичные формы его взаимоотношений с властью, стиль его политической деятельности, демонстрирует, насколько им восприняты и усвоены общепризнанные нормы и традиции государственной жизни, как в повседневной активности сочетаются творческие и общепризнанные приемы реализации ими своих прав и свобод, освоены и не освоены человеком нормы политической игры, стандарты гражданского поведения и т.д.

Особой сложностью отличается стиль массового политического поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти, т.е. политическая культура общества в целом. Она, стремясь закрепить нормы, стереотипы, приемы общения в политическом языке, придавая особую значимость атрибутам государственности, стремится тем самым объединить общество, обеспечить стабильность отношений различных его слоев.

На базе определенных коммуникационных стратегий, формируются ценностные установки, которые представляют собой предрасположенность объекта политического действия к определенному воздействию управляющего субъекта. Ценностные установки ориентируют индивида и социальные группы в политической ситуации, направляют и стимулируют его деятельность, определяют уровень управляемости и мотивации, в том числе формируя и цели деятельности этого субъекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проработки заявленной темы курсовой работы я пришёл в следующим выводам и рекомендациям:

В настоящее время Государству необходимо прибегнуть к разработке ясной комплексной коммуникационной стратегии в корреляции со стратегическими планами развития всего Общества. Это должно раздвинуть границы возможностей в принятии сложных решений, детали которых, возможно слишком трудны, а иногда и совсем необязательны для понимания обывателем, при условии большого горизонта планирования и целеполагания, направленного на процветание всего общества.

Мягкое влияние и управление общественным мнением, мониторинг и анализ информационной среды, формирование здорового информационного пространства, оптимизация работы средств массовой информации, продуманная и организованная работа с представителями гражданского общества, диалог Государства, Бизнеса и Общества. Прозрачная и вызывающая доверие коммуникационная стратегия, грамотно сформулированная позиция, обратная связь, реакция на вызовы современного общества должны стать неотъемлемой частью внутренней политики.

Массовое сознание постоянно «модифицируется», меняет свои формы и носителей, в силу чего его проявления требуют к себе адекватного и внимательного подхода. Только синтез рациональных моделей управления и коммуникационного влияния на Общество возможно обретение единства и стабильности в массовом сознании.

Необходим новый методологический подход в практике управления всем обществом и его сознанием в целом. Нам необходимо обратить внимание на особенности управления массовым сознанием на базе коммуникационных стратегий, которые в свою очередь базируются на устоявшихся и реально существующих связях взаимодействия основных групп интересов общества и традициях, что в перспективе способно привести к высокой культурной привлекательности, социальной стабильности и экономической эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. М. ван Ассен, Г.ван ден Берг, П.Питерсма «Ключевые модели менеджмента» (60 моделей, которые должен знать каждый менеджер)
  2. Минеева «Основы социологии и политологии» Уч. пособие по дисциплине "Социология" для студентов, Волгоград 2005 г.
  3. Кара-Мурза С.Г. «Манипуляция сознанием» - М.: ЭКСМО, 2006.
  4. «Социология управления: Фундаментальный курс»: Учеб. пособие для вузов. Изд.4, испр. и доп. - , 2008
  5. Доценко Е.Л. «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита» - , 2004.
  6. СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА: АНАЛИТИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК 
    Под общей редакцией академика РАЕН, д.э.н. Г.Б. Клейнера 
    Москва, «КОНСЭКО»,1998
  7. Р.М. Мельников  «Эконометрика» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ, Москва, 2011
  8. Пономаренко Е.В. «Экономика и финансы общественного сектора»  Учебник для магистров, Москва, 2011
  9. Н.А. Волгина, В.К. Егорова, С.В. Калашникова «Социальная политика в муниципальных образованиях»: Учебник /Под общ. ред.. – М.: Изд-во «Альфа –Пресс», 2006.
  10. Шевелев В.Н. Социология управления: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  11. Портер М., Кетелс К. и др. Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики. Научный отчет, выполненный по заказу московского ЦСР, 2006 г.
  12. П.Дойль «Менеджмент:Стратегия и Тактика» Издю "Питер" 1999 г
  13. Друкер  «Энциклопедия менеджмента» изд Вильямс Москва 2004
  14. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. - М.: Инфра-М, 2000
  1. Войтик А.И., Прожерин В.Г. Экономика информационной безопасности. – СПБ.: НИУ ИТМО, 2012
  1. Журнал «Экономические стратегии» Института Экономических стратегий ООН, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ

 


Информация о работе Государственное управление обществом и массовым сознанием