Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 00:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование особенностей государственного аппарата в России начала XX века.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
- Исследовать изменения в государственном управлении в 1905-1906 гг.;
- Исследовать особенности общественного и государственного строя в России начала XX века;
- Рассмотреть предпосылки преобразования государственного строя Российской империи;
- Изучить основные Законы Российской империи;
Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. ……………………………………………………………………….
6
. Особенности развития России в начале 20го века.…………………….
6
1.2. Система государственного управления в России в начале 20го века...
14
1.3. Изменения в государственном управлении в 1905 - 1906 гг. (манифесты от 06 августа 1905г. и 17 октября 1905г.)…………………….
22
Глава 2. ……………………………………………………………………….
30
2.1. Манифесты от 06 августа 1905г. и 17 октября 1905г. как нормативно-правовая база для системы государственного управления в России в начале 20го века.…………...............................................................
30
2.2. итоги и значения принятия манифеста от 06 августа 1905г. и манифеста от 17 октября 1905г.……………………………………………..
37
Заключение…………………………………………………………………...
42
Список использованной литературы………………………………………..
44
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра теории и практики управления
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
ПО КУРСУ: «»
НА ТЕМУ: «Государственный аппарат в России в начале 20го века: государственная Дума, ее роль и место в системе государственного управления (манифест от 6 августа 1905 г., манифест от 17 октября 1905 г.).»
АВТОР РАБОТЫ:
______________________________
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Должность, звание:
______________________________
______________________________
Великий Новгород
2014
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. ………………………………………………………………………. |
6 |
|
6 |
1.2. Система государственного управления в России в начале 20го века... |
14 |
1.3. Изменения в государственном управлении в 1905 - 1906 гг. (манифесты от 06 августа 1905г. и 17 октября 1905г.)……………………. |
22 |
Глава 2. ………………………………………………………………………. |
30 |
2.1. Манифесты от 06 августа 1905г. и 17 октября
1905г. как нормативно-правовая база для
системы государственного управления
в России в начале 20го века.…………..................... |
30 |
2.2. итоги и значения принятия манифеста от 06 августа 1905г. и манифеста от 17 октября 1905г.…………………………………………….. |
37 |
Заключение…………………………………………………… |
42 |
Список использованной литературы……………………………………….. |
44 |
ВВЕДЕНИЕ
Российское государство на данный момент проходит уже более чем тысячелетний путь развития и система государственного управления развивается и эволюционирует вместе с государством. И в любой период развития перед государственной властью стоит вопрос об усовершенствовании государственного и местного управления.
Система государственных органов управления Российского государства начала совершенствоваться в 19 веке, и продолжала это делать с приходом 20 века.
Внутренняя политика государства в 19 веке выстраивалась на принципах великодержавия. Система высших органов власти и управления была призвана укрепить власть императора. Нарастала социальная напряженность, обусловленная быстрым развитием новых экономических форм; углублялся конфликт между помещичьим и крестьянским секторами экономики. Пореформенная община уже не могла сдержать социальной дифференциации крестьянства. Российская буржуазия к этому времени окрепла и начала претендовать на усиление своей политической роли в обществе, но натыкалась на противодействие дворянства и государственной бюрократии. Само же дворянство, которое до этого момента являлось главной опорой самодержавия, начало терять свою монополию на власть. Оживление и развитие товарно-денежных отношений, формирование рынков товаров, сырья, финансов и рабочей силы требовали значительной перестройки политической, правовой и государственной систем.
Данный период был ознаменован значительными переменами в политической и государственной жизни страны. В это время, под сильным давлением как изнутри страны, так и извне, на международной арене, верховная власть государства была вынуждена осуществить ряд либеральных акций, в ряду которых было предпринято даже фактическое ограничение самодержавия. На практике начала реализовываться идея создания учредительного органа представительной власти и уже начала формироваться оппозиционная политическая деятельность, легализованная новыми законодательными актами.
В рамках истории российского парламентаризма белым пятном для современной науки остается тема выборов в Государственную Думу. Выборы в Первую Государственную Думу были самыми первыми общероссийскими выборами, и ни у существовавшей в тот период власти, ни у политических партий подобного опыта до этого момента просто не было.
Две первые избирательные кампании проходили в сложных условиях революции, и предсказать, как поведет себя избиратель, насколько реально смогут оценить ситуацию партии, какую роль возьмет на себя в этом событии власть и каким образом избранные депутаты смогут отстоять интересы своего избирателя, было очень сложно. Ответы на эти неразрывно связанные между собой вопросы смогут дать характеристику российскому конституционализму.
Важнейшими вехами на пути конституционного строительства в России стали Манифест от 6 августа 1905 года и Манифест от 17 октября 1905 года, которые провозгласили введение гражданских свобод и организацию законодательного органа - Государственной думы, ограничивающей монархическую власть. Созданная в контексте преобразований государственного устройства Российской империи, вызванных кризисом 1905 года, Государственная дума неизменно привлекает к себе внимание исследователей. Актуальность ее политико-правовых основ усилилась после возрождения этого представительного органа власти в 1993 году в современной России.
Провозглашение Российской Федерации правовым государством с республиканской формой правления и принятие Российской Конституции в декабре 1993 года поставило историко-юридическую науку перед необходимостью исторического анализа в области становления и развития системы государственных органов.
Основная задача исторической науки - опираясь на объективный анализ выявленных факторов, дать оптимальный прогноз развития того или иного явления, выяснить причины тех или иных явлений в настоящем, поэтому в данной работе сделана попытка описать историю появления и существования Государственной Думы.
Целью данной курсовой работы является исследование особенностей государственного аппарата в России начала XX века.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
- Исследовать изменения в государственном управлении в 1905-1906 гг.;
- Исследовать особенности
- Рассмотреть предпосылки преобразования государственного строя Российской империи;
- Изучить основные Законы Российской империи;
- Выявить особенности создания и законодательного регулирования Государственной Думы;
Объектом исследования данной курсовой работы является государственная система управления России в первое десятилетие 20 века, предметом исследования - изучение системы органов государственного управления России в первое десятилетие 20 века.
В качестве методов исследования применены метод научного анализа, сравнительно-правовой метод, историко-правовой и формально-логический методы.
Глава 1.
К концу XIX – началу XX вв. Россия, которая до этого момента на протяжении нескольких столетий неудержимо расширяла свои границы, достигла огромных размеров. Общая площадь территории государства составляла более 19 млн. кв. км, т.е. одна Россия занимала около 1/6 части суши земного шара. Ее границы простирались с запада - от польских земель по реке Висла до востока - Тихоокеанского побережья, от берегов Северного Ледовитого океана на севере до гор Памира на юге.[1]
Согласно сохранившимся данным переписи 1897 года, население Российской империи составляло 128 924 289 человек, и расселялось по территории страны крайне неравномерно, что было обусловлено природными особенностями регионов, а также исторической судьбой этих регионов. На самую западную часть империи - царство Польское, приходилась самая большая плотность населения страны, здесь проживало около 85 человек на кв. км. (всего около 9,5 млн.). Российским регионом с самой малой плотностью населения всегда была Сибирь – 0,5 человека на кв. км. (всего более 5,7 млн. человек). Примерно одинаковой была плотность населения России в Европейской части и на Кавказе – около 22 человек на кв. км (всего около 94 млн. и 9,2 млн. жителей). В Финляндии проживало около 9 человек на кв. км (приблизительно 2,5 млн.), в Средней Азии – 2,5 человека на кв. км (всего 7,7 млн.). [2]
О серьёзных переменах, приходящихся на конец XIX века, свидетельствует значительный рост городского населения. По данным все той же переписи 1897 г., в городах страны на тот момент проживало более 17 млн. человек, что составляло более 13% населения империи (если сравнить с 60–ми годами XIX века – за довольно короткий срок произошло значительное увеличение роста городского населения – число жителей городов увеличилось в два раза). При этом количество жителей обеих столиц империи- Петербурга и Москвы – превысило 1 млн. человек. Многие города, такие как Москва, Харьков, Николаев, Екатеринбург и др., уже начали приобретать промышленный облик. Однако, невзирая на все эти заметные перемены, Россия все же, в подавляющем большинстве своем, оставалась аграрной страной.
В последнее десятилетие XIX века экономическое развитие империи охарактеризовалось очень мощным промышленным подъёмом. Именно в этот период наряду со старыми промышленными регионами - Центральным, Северо-западным, Уралом , - сформировались новые – Южный (угольно–металлургический) и Бакинский (нефтяной). В новых районах промышленность развивалась особо быстрыми темпами. Именно благодаря им в стране создалась новая мощная топливная база, на основе которой активно формировалась тяжёлая промышленность: в три раза по сравнению с предыдущим десятилетием увеличилось количество производимых чёрных металлов, что позволило России почти полностью отказаться от импорта металла. Также в три раза вырос объём машиностроения. Идущее полным ходом железнодорожное строительство, налаживавшее бесперебойные транспортные связи между различными, даже значительно удаленными друг от друга регионами страны, очень способствовало промышленному развитию в целом. [3] Однако, несмотря на эти заметные перемены, Россия все равно отставала в сфере промышленного производства от ведущих буржуазных держав. Даже при имеющихся самых высоких темпах развития в мире в России сохранялась низкая производительность труда, и, кроме того, Россия была бедна своими капиталами - её внешнеторговые обороты заметно уступали оборотам ведущих держав. Перед правительством России особо остро встала проблема привлечения иностранных капиталов (инвестиций, выражаясь современным языком) для развития. В свою очередь, сама Российская империя, с её огромными запасами сырья и весьма дешёвой рабочей силой, была чрезвычайно привлекательна для западноевропейской буржуазии как объект вложения капиталов. В конце XIX – начале XX вв. в горнодобывающей, металлообрабатывающей и машиностроительной отраслях иностранные денежные инвестиции превышали российские. [4]
В новых промышленных районах стало появляться всё больше число огромнейших промышленных предприятий, на которых работали тысячи рабочих. Этот процесс носит название «концентрация производства». В России этот процесс происходил в сжатые сроки, значительно быстрее, чем в какой–либо другой стране, и открывал широкие возможности для образования монополий, т.е. таких крупных предприятий, у владельцев которых появлялась возможность устанавливать контроль над рынком и диктовать свои условия в отдельных отраслях производства, таким образом, обеспечивая себе максимальные прибыли. Для этого им нужно было всего лишь договориться между собой о том, какое количество продукции произвести и по какой цене её продавать. Монополии появляются в России в 80 – 90 – х гг. XIX в. Одной из самых первых монополий в стране стало объединение сахарозаводчиков, хотя подобные процессы все же были наиболее характерны для отраслей тяжёлой промышленности.
Крестьянская реформа 1861 г. (отмена крепостного права) все же сохранила за помещиками значительную часть их земель – конечно же, как правило, лучшую – и тем самым обрекла подавляющую массу крестьян на малоземелье. Скудные крестьянские наделы с бедной землей, дававшей плохой урожай, к тому же были обложены многочисленными платежами в пользу государства. Крестьянская община, которая пользовалась поддержкой правительства страны, со своей стороны также значительно сдерживала предприимчивость своих отдельных членов. Крестьяне были вынуждены постоянно брать у помещиков и хлеб в долг, и землю в пользование, а расплачиваться за это им приходилось своим личным трудом – отработками. Таким образом, если раньше крестьяне работали на помещика потому, что были крепостными, то теперь им приходилось делать по сути то же самое, но уже по причине нужды, голода и нехватки собственной земли. Дальнейшее развитие России не могло идти дальше без коренного изменения права собственности на землю в деревне.
Тяжёлое положение в сельском хозяйстве рано или поздно должно было оказать своё роковое воздействие на промышленное производство, связанное с ним многочисленными нитями. Например, крайне низкий жизненный уровень крестьянства порождал огромные трудности со сбытом продукции – у крестьян просто не имелось средств, чтобы покупать промышленные товары, даже самые необходимые, что сдерживало возможность более качественной обработки земель для получения лучшего урожая. В свою очередь, промышленность нуждалась в создании широкого слоя наёмных рабочих, а существующая крестьянская община со своей стороны всё же не давала окончательно разориться даже самым бедным землевладельцам, продолжающим влачить пусть и жалкое, но зато привычное, стабильное существование. В условиях постоянно углублявшегося противоречия между интересами промышленного производства и сельского хозяйства экономика России была очень уязвима и подвержена различным кризисам и потрясениям. 5