Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 00:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование особенностей государственного аппарата в России начала XX века.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
- Исследовать изменения в государственном управлении в 1905-1906 гг.;
- Исследовать особенности общественного и государственного строя в России начала XX века;
- Рассмотреть предпосылки преобразования государственного строя Российской империи;
- Изучить основные Законы Российской империи;
Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. ……………………………………………………………………….
6
. Особенности развития России в начале 20го века.…………………….
6
1.2. Система государственного управления в России в начале 20го века...
14
1.3. Изменения в государственном управлении в 1905 - 1906 гг. (манифесты от 06 августа 1905г. и 17 октября 1905г.)…………………….
22
Глава 2. ……………………………………………………………………….
30
2.1. Манифесты от 06 августа 1905г. и 17 октября 1905г. как нормативно-правовая база для системы государственного управления в России в начале 20го века.…………...............................................................
30
2.2. итоги и значения принятия манифеста от 06 августа 1905г. и манифеста от 17 октября 1905г.……………………………………………..
37
Заключение…………………………………………………………………...
42
Список использованной литературы………………………………………..
44
Манифест 17 октября 1905 г., который был разработан известным русским государственным деятелем С.Ю. Витте, был подписан царем в дни самой первой политической Всероссийской стачки, которая парализовала правительственный аппарат и уже грозила превратиться в полноценное вооруженное восстание. Манифест заключал в себе следующие обещания: гражданских свобод; всеобщего избирательного права, в том числе и для тех классов, которые были лишены их указом об учреждении Думы от 6 августа 1905 г. и предоставления избранной Думе прав не законосовещательного, но законодательного органа. Несмотря на то, что манифест фактически давал всего лишь одни обещания (в самый день его опубликования, 18 октября 1905 года, был также издан и приказ петербургского генерал-губернатора Д.Ф. Трепова - «холостых залпов не давать и патронов не жалеть», направленный на подавление уличных волнений во время Всероссийской стачки в Петербурге), он все же имел большое значение, как первая реальная уступка царского правительства начинающейся революции. Издание этого манифеста стало переломным пунктом в отношении к самодержавию среди различных общественных групп империи. До 17 октября против абсолютизма, за конституцию, так или иначе стояли все существовавшие на тот момент группировки страны: "почти не было правых или если они были, то втихомолку, в скрытом состоянии. 17 октября заставило многих опомниться, образовало партии, заговорил патриотизм, чувство собственности, и русская телега начала волочить оглобли направо" – так позже написал С.Ю. Витте в своих "Воспоминаниях". Один лишь настоящий виновник появления этого манифеста - революционный пролетариат – абсолютно правильно оценил царское обещание. Ответом Совета Рабочих Депутатов на этот манифест было решение продолжать забастовку. 15
Манифест от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» - это документ, который представлял собой самый первый шаг к введению в России конституции. Он был подписан царем Николаем II в качестве уступки всеобщему недовольству народа действиями правительства и поражением в войне с Японией. В манифесте обещались гражданские свободы и декларировался созыв Государственной Думы (российского аналога западных парламентов).
Также в этом же Манифесте провозглашались и предоставлялись гражданские права и свободы, такие, как свобода совести, свобода слова, свобода собрания и свобода формирования объединений. Таким образом, манифест по сути своей был предшественником российской конституции и этот законодательный акт был первым актом в истории Российской Империи, в котором император открыто заявлял о буржуазно-демократических свободах, пусть даже эти заявления носили чисто декларативный характер. С формированием законодательного органа (Государственной Думы) Николай II отказывался также от единоличного законотворчества, существовавшего до того момента.
Манифест от 17 октября, вкупе с Манифестом Николая II от 6 августа 1905 года, учреждал Государственную Думу - парламент, без одобрения которого не должен был вступать в силу ни один закон страны. Но в то же время за Императором по-прежнему сохранялось право распустить Думу или заблокировать её решения своим правом вето. И впоследствии Николай II не раз воспользовался этими оставленными за собой правами.
К сожалению, Высочайший манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (Октябрьский манифест) - законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 17 (30 по старому стилю) октября 1905 года, разработанный Сергеем Юрьевичем Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою», новое правительство страны во главе с С.Ю. Витте не сумело провести в жизнь.
Либеральная общественность России встретила этот манифест с огромным ликованием. Представители фактически существовавших на тот момент партий среднего класса расценили манифест как разрешение на легализацию и сразу же сформировали две партии - Конституционных демократов (кадетов) и «Союз 17 октября» (октябристы) Многие либералы, тяготеющие к правому крылу, вообще считали цель революции достигнутой. Однако восторженный энтузиазм либеральной среды разделяли далеко не все. Один из известнейших русских политических деятелей, будущий лидер конституционно-демократической партии П.Н. Милюков в момент опубликования Манифеста находился в Москве. Там, в Литературном кружке, при получении известия о выходе Манифеста, восторженные посетители подняли его на руки, принесли в центр ресторанного зала, поставили на стол, дали в руки бокал шампанского и заставили произнести речь. И будущий бессменный глава кадетской партии с бокалом шампанского в руке сказал то, чего от него никто не ожидал: «Ничто не изменилось, война продолжается». Таким образом завершилось оформление партии кадетов, возник «Союз 17 октября» и другие партии.
Что касается большевиков, то они сразу же объявили Октябрьский манифест обманом и призвали все левые силы не признавать его.
На волне Манифеста в стране возникает и легализуется множество других политических партий, которые в своих программах формулируют требования и пути политического преобразования существующего строя.
Поскольку самые многочисленные классы общества (рабочих и крестьянство) манифест не удовлетворил, началась очередная стачка: забастовщики требовали свободы стачек, амнистии всех пострадавших за свои убеждения и, наконец, созыва Учредительного собрания, которое приняло бы Конституцию страны. Со своей стороны, император считал, что и так немало уступил населению и не мог удовлетворить требования забастовщиков. 23 ноября правительство объявило, что введение гражданских свобод откладывается до созыва Думы.
Историческое значение Манифеста заключалось в распределении существовавшего до этого единоличного права Российского Императора на издание законов страны между собственно монархом и законодательным (представительным) органом - Государственной Думой.
Манифест послужил толчком к созданию многих законодательных актов, например Указа от 11 декабря 1905 года «Об изменении положения о выборах в Государственную Думу», согласно которому уже все слои населения получили избирательное право и были поделены на 4 курии.
К сожалению, публикация манифеста также привела к наиболее массовым во всей истории Российской империи еврейским погромам - 690 погромов в 660 населенных пунктах. В период с 18 по 29 октября 1905 года вот время погромов было убито около 4 тысяч человек, ранено - около 10 тысяч.
Таким образом, право свободы слова и собраний привело к стремительному росту различных организаций и союзов по всей стране.
Глава 2.
2.1 Манифесты от 06 августа 1905г. и 17 октября 1905г. как нормативно-правовая база для системы государственного управления в России в начале 20го века.
18 февраля 1905 г. Николай II издал рескрипт на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина580, в котором написал: «Я вознамерился отныне с Божией помощью привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений». Царь также отметил, что деятельность такого собрания должна осуществляться при сохранении «незыблемости основных законов империи». Самому А.Г. Булыгину вышеупомянутым рескриптом было поручено возглавить особое совещание для разработки законопроекта, который бы регламентировал порядок формирования этого нового представительного учреждения.
С 12 марта 1905 года начались регулярные заседания совещания под председательством А.Г. Булыгина и в мае им были подготовлены проект учреждения Государственной думы (так называемая «булыгинская» дума), пояснительная записка к нему и примерное «Положение о выборах». Этот законопроект должен был быть посвящен созданию первого всероссийского выборного учреждения с законосовещательными функциями. Название нового учреждения - Государственная дума, уже содержалось в проекте М. М. Сперанского, еще с 1808 года, и нужно отметить, что это название было очень популярно в России начала XX в.
Согласно проекту А.Г. Булыгина, Государственная Дума должна была бы обладать только ограниченным правом законодательной инициативы. Рассмотрению Думой подлежали законопроекты, которые должны были быть подготовлены министерствами и другими учреждениями. Заключение Думы по рассмотренному законопроекту должно было поступить на рассмотрение в Государственный совет. Затем мнения обоих учреждений по поводу законопроекта направлялись бы императору. Законопроект, отвергнутый Думой и Госсоветом, считался бы отклоненным.
Помимо определения прав и полномочий Думы, значительное внимание в проекте Булыгина было уделено разработке основ законодательства, регламентирующего порядок выборов ее членов. Российское правительство того периода не могло принять идею подлинно демократических выборов; принцип сословного представительства также был отвергнут как явно устаревший.
А.Г. Булыгин остановился на варианте, при котором выборы производились по той же самой системе, что и существовавшие в тот период выборы земских гласных. Цензы и другие ограничения активного и пассивного избирательного права сохранялись. 24 мая 1905 г. материалы, подготовленные на совещании под председательством А.Г. Булыгина, поступили для рассмотрения на совещание при Совете министров.
В Манифесте от 6 августа говорилось: «Ныне настало время... призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение Росписи государственных доходов и расходов.
В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской Империи о существе Самодержавной Власти, признали Мы за благо учредить Государственную Думу и утвердили положение о выборах в Думу...»
Избирательная система «булыгинской» думы предусматривала выборы по разрядам избирателей – так называемым куриям, складывающимся на основе социальной принадлежности подданных и имущественного ценза. Порядок проведения выборов предусматривал избрание депутатов по трем куриям - «уездных землевладельцев» (34% от общего числа выборщиков), «городских избирателей» (24% от общего числа выборщиков) и курией «уполномоченных от волостей и станиц» (42% от общего числа выборщиков). Для избирателей двух первых курий выборы должны были быть двухступенчатыми. В третью курию были объединены крестьяне-домохозяева, самый многочисленный класс населения России, для них выборы проходили в четыре этапа.
Такая система выборов, безусловно, давала значительное преимущество дворянству, купечеству, буржуазии, зажиточному крестьянству, и одновременно позволяла не допустить в Думу так называемые «нежелательные элементы» - интеллигенцию, рабочих, малоземельное крестьянство, средние и низшие слои городского населения. Непрямой характер проведения выборов способствовал тому, что власти страны могли бы манипулировать избирательным процессом в собственных интересах.
Но обнародованные 6 августа Законы фактически не были реализованы на практике.
В октябре 1905 года к царю с предложением принять программу преобразований, выдвинутую либерально-демократической общественностью, обратился тогдашний председатель Совета министров С.Ю. Витте. Суть этих преобразований он выразил одним словом - «конституция». В течение нескольких дней в придворных кругах шла напряженнейшая борьба вокруг текста документа, который должен был бы стать «русской конституцией». В 6 часов вечера 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» в присутствии великого князя Николая Николаевича, барона Фредерикса и С.Ю. Витте. Вот что он гласил:
«Смуты и волнения в столицах и во многих местностях Империи Нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце Наше. Благо Российского Государя неразрывно с благом народным и печаль народная Его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству Державы Нашей.
Великий обет Царского служения повелевает Нам всеми силами разума и власти Нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, Мы, для успешнейшего выполнения общих пред- намечаемых Нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего Правительства.
На обязанность Правительства возлагаем Мы выполнение непреклонной Нашей воли:
1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2) Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.
3) Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.
Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с Нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле»
Этот манифест 1905 г. был издан императором Николаем II под значительным давлением нарастающего народного волнения: в Москве и во многих других городах происходили ожесточенные вооруженные восстания, в целом в стране происходила всеобщая политическая забастовка. Издание Манифеста смогло удовлетворить некоторую часть бастующих, так как это все же был реальный шаг к переходу от абсолютной монархии к ограниченной конституционной. Манифест стал самым первым либерально настроенным законодательным актом царской России.