Государственный аппарат в России в начале 20го века: государственная Дума, ее роль и место в системе государственного управления (манифест

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 00:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование особенностей государственного аппарата в России начала XX века.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
- Исследовать изменения в государственном управлении в 1905-1906 гг.;
- Исследовать особенности общественного и государственного строя в России начала XX века;
- Рассмотреть предпосылки преобразования государственного строя Российской империи;
- Изучить основные Законы Российской империи;

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. ……………………………………………………………………….
6
. Особенности развития России в начале 20го века.…………………….
6
1.2. Система государственного управления в России в начале 20го века...
14
1.3. Изменения в государственном управлении в 1905 - 1906 гг. (манифесты от 06 августа 1905г. и 17 октября 1905г.)…………………….
22
Глава 2. ……………………………………………………………………….
30
2.1. Манифесты от 06 августа 1905г. и 17 октября 1905г. как нормативно-правовая база для системы государственного управления в России в начале 20го века.…………...............................................................
30
2.2. итоги и значения принятия манифеста от 06 августа 1905г. и манифеста от 17 октября 1905г.……………………………………………..
37
Заключение…………………………………………………………………...
42
Список использованной литературы………………………………………..
44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая история атиплогиат.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

Основные положения Манифеста были таковы:

1) закреплялись свободы - совести, слова, собраний и сходов;

2) к выборам привлекались широкие слои населения;

3) утверждался обязательный порядок утверждения Государственной Думой всех издаваемых в стране законов.

В таких условиях существовавшая российская буржуазия не только не возглавила революционную борьбу за буржуазно-демократические преобразования, но и со своей стороны стремилась не допустить дальнейшего развития революции. Манифест изменил систему государственного управления – появились Советы рабочих депутатов. Первоначально они представляли собой уже сложившиеся стачечные комитеты, но постепенно превратились в органы политической борьбы.

Принципы организации и деятельности Советов:

1) представительный характер Советов;

2) демократические выборы  путем тайного или открытого  голосования;

3) в состав Советов могли входить женщины;

4) в составе Советов формировались внутренние исполнительные комитеты (президиумы) и комиссии по отдельным вопросам;

5) отчетность депутатов перед избирателями;

6) возможность замены депутатов, не оправдавших доверия избирателей;

7) работа Советов должна осуществляться согласно наказам избирателей;

8) широкое привлечение  рабочих к заседаниям Советов.

В течение 1905–1907 годов сформировались 55 Советов рабочих депутатов, 44 из которых были большевистски-настроенными, и именно они стали заточными органами новой революционной власти.

Эти Советы имели право применять меры революционно-демократического характера: формировать собственные боевые дружины, рабочую милицию, они открывали и захватывали типографии и имели собственные печатные издания, распространяя таким способом революционные идеи, и благодаря им фактически реализовалась свобода печати.

Манифест сохранил сословное неравенство буржуазии с дворянством и ограничение первой в праве занимать высшие должности в государственном аппарате.

23 апреля 1906 г Николаем II были подписаны Основные государственные законы. Фактически они являлись добровольным актом самодержавия, на который Николай II смог решиться только после подавления наиболее крупных восстаний в стране. Эти законы могли быть изменены только императором.

Основные положения Основных законов:

1) верховная самодержавная  власть принадлежит только всероссийскому  императору;

2) власть управления принадлежит также императору;

3) законодательная власть реализуется совместно императором, Думой и Государственным Советом; к исключительной компетенции императора относятся вопросы в области законодательства; вопросы платежей по государственным долгам и кредитам относятся к исключительной компетенции Министерства двора, государственных займов.

Основные государственные законы 1906 г. содержали запрет царю единолично изменять избирательное право, но Николай II все же нарушил это положение и принял еще один закон, который ограничил избирательные права трудящихся, нерусских народов и некоторых других категорий населения империи.

Население в России по-прежнему делилось на сословия: существовали дворянство, духовенство, городские обыватели (среди них выделялась группа почетных граждан), сельские обыватели. Продолжали сохраняться и сословные привилегии, например, у духовенства и дворянства.

В начале 1906 года в России было завершено формирование основ конституционной монархии, это произошло, когда был принят Высочайший манифест о преобразовании Государственного Совета от 5 марта (20 февраля по старому стилю) 1906 года. В соответствии с этим манифестом, Государственный Совет Российской империи, который был создан еще в 1810 году императором Александром I по инициативе М.М. Сперанского, фактически был преобразован в верхнюю палату российского парламента. Самое главное изменение, относящееся к Совету, было связано с тем, что с этого момента половина членов Государственного Совета не назначалась лично императором, как было прежде, а избиралась. Манифест также устанавливал порядок взаимодействия Государственного Совета и Государственной Думы.

Указанный перечень документов создал новую редакцию Основных государственных законов Российской империи, которая фактически стала первой конституцией Российской империи и действовала до 1918 года.

Принятие этих манифестов было самой первой в истории России попыткой государства дать своему народу больше гражданских прав и свобод. Фактически, они не только давали избирательное право всем гражданам, они еще и провозглашали определенные демократические свободы, которые были просто необходимы для перехода России на новый тип государственного устройства.

Из Основных законов уже была устранена характеристика власти императора как власти «неограниченной», но де-факто положение верховной самодержавной власти императора все же сохранилось.

Таким образом, основные законы утверждали создание нового органа - Государственной Думы, реорганизацию Государственного Совета и образование специального правительственного органа в России – Совета министров, которого до этого момента не существовало вообще. Но Основные законы принимались в условиях спада революции, и царское правительство, формулируя новые основы государственного строя России, все же отступило от некоторых своих обещаний, данных в Манифесте от 17 октября 1905 г.

В целом, по–прежнему формулировались прерогативы власти монарха: власть управления во всем ее объеме принадлежала именно императору; он назначал и увольнял председателя Совета министров, министров и других высших должностных лиц; он объявлял перевод местности на военное или исключительное положение; он заключал мир, объявлял войну и утверждал другие договоры с иностранными государствами; он оставался верховным руководителем всех внешних сношений России с иностранными государствами; продолжал быть верховным главнокомандующим и т. п., хотя и осуществлял законодательную власть «в единении с Государственным Советом и Государственной Думой» согласно ст. 7. Законопроекты, которые не были приняты Советом и Думой, не подлежали утверждению императора и считались отклоненными. Еще более четко это важное положение было сформулировано в ст. 86: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета или Государственной Думы и восприять силу без утверждения государя императора».

 

2.2 Итоги и значения принятия манифеста от 06 августа 1905г. и манифеста от 17 октября 1905г.

Россия на стыке ХIХ-ХХ веков, почти одновременно со странами Западной Европы, вступила в высшую стадию капитализма - империализм. Она начала активно наращивать свой экономический и военный потенциал. Но одновременно с этим Россия восприняла и все болезни, недостатки и противоречия капиталистического строя. Как следствие этого, в обществе начала расти социальная напряженность, результатом которой могла стать революция.

Необходимость проведения реформ быстрыми темпами была очевидна. Pоссия расплачивалась за то, что была догоняющей страной. Понимание этой проблемы пришло к С.Ю. Bитте поздно, поэтому попытка исправить ситуацию выпала уже на долю его преемника - П.A. Cтолыпина.

В сложный период нарастания революционных событий 1904-1905 годов появились конституционные проекты, вышедшие из недр «Союза освобождения», который был предтечей партии конституционных демократов (кадетов). «Проект Основного закона Российской империи» уже в первой статье декларировал принципы конституционной монархии в России: «Bерховная власть Pоссийской империи осуществляется императором при участии Государственной Думы». «Проект Основного закона» содержал тезисы «Все русские граждане равны перед законом» и «Свобода каждого обеспечена законом». Также в Проекте декларировалась неприкосновенность жилища, право для всех совершеннолетних русских граждан свободно избирать и быть избранными, право свободно выбирать и менять место жительства, приобретать недвижимое имущество, перемещаться внутри государства и выезжать за его пределы. Впервые в русской истории личность человека решительно встала в центр интересов законодательства.

Выбор правительственного курса страны целиком зависел от императора и он его сделал. Pезультатом этого выбора явилась первая русская революция 1905-1907 годов.

В начале XX века в России уже имелись элементы буржуазной государственности и конституционализма: общероссийские партии, выборные органы местного самоуправления, постепенно развивался процесс самоорганизации населения. Под влиянием революции правительство было вынуждено начать обновление монархии. Царским Mанифестом от 17 октября 1905 г. Pоссии были дарованы общественные свободы - неприкосновенность личности, свoбоды слова, собраний, союзов; объявлено о выборах в Государственную Думу и их демократизации; самой Государственной думе был дан хaрaктер законодательного учреждения, провозглашен принцип деления власти и перехода от абсолютизма к конституционному строю.

Однако появление Манифеста и основных законов все равно не решило многие важные вопросы. Какова должна была быть роль самодержавия, о котором в Манифесте ничего не было сказано? Почему в Манифесте не содержалось даже упоминания о конституции? Kак должны были сочетаться самодержавие и Дума? Каковы предполагалось дать полномочия новой Думе? В советской историографии отмечалось, что хотя акт 17 октября и декларировал основные начала конституционного строя, однако это была только юридическая, а никак не фактическая конституция. При этом авторы придерживались ленинской точки зрения, в соответствии с которой Mанифест 17 октября был первым шагом по пути превращения абсолютизма в буржуазную монархию. Mанифест 17 октября являлся «переходом к конституционному строю», а новые Oсновные законы являли собой дуалистическую непарламентскую конституцию.

Российская империя после 1906 года де-факто представляла собой конституционную дуалистическую монархию, в которой законодательная власть принадлежала императору и двухпалатному парламенту, высшая исполнительная власть - императору и ответственным перед ним министрам, высшая судебная и контрольная власти- Правительствующему сенату.

Говоря об определении государственной формы России в 1906-1917 гг. исследователи B. Чиркин, и B. Демин отмечали, что Poссия обладала сегментарной государственной формой, предполагавшей определенное разделение ролей между различными государственными институтами при осуществлении политической власти, но при одновременном отсутствии системы сдержек и противовесов, характерной для подобных систем, и доминировании одного из органов власти - императора, с существующей жесткой централизацией и преобладанием авторитарных методов управления при наличии ограниченных демократических свобод и некоторого самостоятельного местного самоуправления.

У революции 1905-1907 гг. были значительные завоевания, хотя ее революционные силы и потерпели поражение. Медленно, но все же в России развивалось гражданское общество – действительная опора Государственной думы как центра управления страной. Земские и городские съезды оказывали всероссийскую поддержку парламенту. Поддержку Гoсудaрственной думе также оказывали различные органы самоуправления, военно-промышленные комитеты, многочисленные творческие, научные, профессиональные, экономические и другие организации. Таким образом, появление в России такого выборного центра власти и управления, как Государственная дума, которая действовала в условиях невиданной до тех пор в стране свободы союзов и объединений, печати, собраний, и ее широкая народная поддержка свидетельствовали о невозможности дальнейшего управления страной без создания подобных представительных учреждений.

Принятие манифеста от 17 октября 1905г. было самой первой в истории России попыткой государства дать своему народу большее количество гражданских прав и свoбoд. Фактически этот манифест не только давал избирательное право всем гражданам, он также провозглашал определенные демократические свободы, которые были действительно необходимы для перехода России на новый тип государственного устройства.

С введением в действие Maнифеста законодательное право из единоличного (когда его имел только Император) теперь делилось между Императором и законодательным органом – Государственной Думой. Был учрежден парламент, без решения которого ни один указ уже не мог вступить в силу. Oднако Николай II cо своей стороны также не хотел так просто упускать власть, поэтому самодержец оставлял за собой право в любой момент распустить выбранную Государственную Думу, воспользовавшись правом ветo.

Внесенные манифестом изменения в основные законы Российской Империи фактически стали началом первой российской конституции.

Задекларированное право свободы слова и собраний привело к стремительному росту различных организаций и союзов по всей стране.

Kак ни жaль, но этот мaнифест был всего лишь временной договоренностью между крестьянством и Императором и прослужил недолго. В 1917 году вспыхнулa новaя революция, и самодержавие в России было свергнуто.

Таким образом, можно сказать, что Pоссия, остро нуждавшаяся в реформировании, так и не получила своевременного удовлетворения своих нужд. К решению острых проблем Император подходил с большой неуверенностью и нежеланием что-либо менять. Провести реформу для него - означало изменить привычный уклад жизни, а перемены влекли за собой что-то новое и неизвестное, что могло негативно сказаться на жизни общества. К сожалению, в данной ситуации это промедление было губительным. С.Ю. Витте, а затем и П.А. Столыпин отчетливо понимали, что медлить никак нельзя и крайне неосмотрительно откладывать реформы, поэтому со своей стороны они постоянно настаивал на переменах. Император противился, но все же, хоть и медленно и в недостаточном объеме, но претворял проекты реформ в жизнь. Первая революция, которая была вызвана накопившимся недовольством народа и на самом деле была ярким показателем необходимости давно назревших реформ, для монарха оказалась абсолютно непоказательной. Все произошедшие кровавые события и большое количество жертв так и не подвели его к реальной оценке и выводам о положении в стране.

Информация о работе Государственный аппарат в России в начале 20го века: государственная Дума, ее роль и место в системе государственного управления (манифест