Групповая динамика: понятие, управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование групповой динамики.
Для раскрытия данной цели были поставлены следующие задачи:
-исследовать управление в социальных группах, а также выявить причины, которые влияют на эффективность работы группы.
-рассмотреть понятие групповая динамика.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и сущность групп ……………………………………………….…..4
2.Групповая динамика………………………………………………………..………..…7
3. Классификация групп и их значение………………………………………..9
4. Характеристики неформальных организаций ……………………………..12
4.1. Плюсы и минусы неформальных групп…………………………………...12
4.2.Управление неформальной организацией.Модель Хомаса……………….13
5. Факторы, влияющие на эффективность работы группы…………………...14
6. Руководство и лидерство……………………………………………………..16
6.1.Функции руководства……………………………………………………….17
6.2 Стили руководства………………………………………………...………...18
7. Формы власти и влияния…………………………………………..…………22
8.Лидерство. ………….........................................................................................26
9. Управление конфликтами, изменениями и стрессами……………………..32
9.1.Конфликты…………………………………………………………………...32
9.2. Стрессы………………………………………………………………………35
9.3.Изменения……………………………………………………………………36
10.Мотивация и групповая динамика………………….……………..………..38
Заключение……………………………………………………………………….41
Анализ конкретной ситуации…………………………………………………...42
Библиографический список……………………………………………………..
Обзор реферативных журналов…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Менеджмент Аленькина - копия.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Кузбасский Государственный Технический Университет

им. Т.Ф.Горбачева»

Кафедра Отраслевой экономики

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Групповая динамика: понятие, управление».

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка гр. ЭМб-111

Аленькина Татьяна,

 

Проверил:

Доцент кафедры отраслевой экономики

Савосин И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово

2013

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие и сущность групп ……………………………………………….…..4

2.Групповая динамика………………………………………………………..………..…7

3. Классификация групп и их значение………………………………………..9

4. Характеристики неформальных организаций ……………………………..12

4.1. Плюсы и минусы неформальных групп…………………………………...12

4.2.Управление неформальной  организацией.Модель Хомаса……………….13

5. Факторы, влияющие  на эффективность работы группы…………………...14

6. Руководство и лидерство……………………………………………………..16

6.1.Функции руководства……………………………………………………….17

6.2 Стили руководства………………………………………………...………...18

7. Формы власти и влияния…………………………………………..…………22

8.Лидерство. ………….........................................................................................26

9. Управление конфликтами, изменениями и стрессами……………………..32

9.1.Конфликты…………………………………………………………………...32

9.2. Стрессы………………………………………………………………………35

9.3.Изменения……………………………………………………………………36

10.Мотивация и групповая  динамика………………….……………..………..38

Заключение……………………………………………………………………….41

Анализ конкретной ситуации…………………………………………………...42

Библиографический список……………………………………………………..

Обзор реферативных журналов…………………………………………………

 

 

Введение.

          В наше время значительно усилилась   коллективный метод деятельности, и возросло внимание к понятию групповой динамики. Большее и большее количество исследований ученых нацелены на  проблемы развития  компаний и эффективного управления работниками в организации, координации развивающихся между ними отношений и использованию разнообразных средств и методов воздействия на них.

        Человек находится в  основе организации, он является ее сущностью и основным богатством, именно  поэтому необходимо рассматривать все факторы, влияющие на человека вo время непосредственной рабoты. Но с точки зрения управления  нельзя сказать о человеке вoобще, потому что все люди разные, к тому же на любом предприятии челoвек рабoтает в oкружении коллег, товарищей по работе. Работник является членом формальных и неформальных групп, формирующихся в организации, что оказывает на него существенное влияние: либо, помогая раскрываться его способностям, либо подавляя умения и желания работать с полной отдачей. Организация считает, что человек должен выполнять свою, определенную роль. Если член организации успешно выполняет свою роль и если при этом он сам лично удовлетворен характером, содержанием и результатами своей работы в компании и ему нравится коллектив, в котором он работает, то не возникает конфликтных ситуаций, которые  ухудшают взаимодействия работника и организации, а это важно для развития организации в целом. Благоприятный климат между работниками способствует положительной динамике и росту организации.

        Поэтому изучение динамики групп является актуальной проблемой.

       Динамика групп рассматривалась в работах западных исследователей, а на практике применяется в организациях восточных стран.

       Целью курсовой работы является исследование групповой динамики.

       Для раскрытия данной цели были поставлены следующие задачи:

-исследовать управление  в социальных группах, а также  выявить причины, которые влияют  на эффективность работы группы.

-рассмотреть понятие  групповая динамика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

1. Понятие и сущность групп.

 

       Каждому человеку нужно общение с другими людьми, и каждый человек получает удовлетворение от данного общения. Все люди  активно ищут общение с другими людьми. Большинство наших контактов кратковременны и незначительны.

       Группа - это два человека или более, взаимодействующих друг с другом так, что каждый человек влияет на других людей и в то же время находится под воздействием других людей (6, с. 311).

       Социологи  называют группой двух и более  индивидов, имеющие  общие взгляды  и связанные между собой устойчивыми моделями социального взаимодействия. Когда отношения между людьми поддерживаются в течение продолжительного времени, то им приписываются свойства группы.

       В  следствие происходят четыре  действия. Во-первых, отношения рассматриваются как действия, которые осуществляются в определенных рамках, так что люди находятся “внутри” либо “вне” группы. Во-вторых, приписываются группам “объективное” существование и воспринимаются они так, как если бы были реальными и осязаемыми. В-третьих, группа является носителем своей субкультуры или контркультуры. В-четвертых, у членов развивается чувство преданности группе, дающее ощущение того, что они представляют собой единое целое, имеющее свои исключительные свойства.

       Группа  – реальное образование, люди в котором взаимосвязаны каким-либо общим элементом.(1)

       Группа  – это что-то большее, чем  кучка людей. Социологи выделяют  ее от агрегата – простого количества анонимных лиц, которые находятся в одно время и месте. Покупатели в магазине, люди, стоящие в очереди, зрители в кино и толпа, следящая за футбольным матчем – все это примеры агрегатов. Каждый из людей много раз за день примеряет на себе роль агрегата. Модели социальной упорядоченности существуют не долгое время, так как люди постоянно вступают друг с другом в быстротечные и временные отношения.

        Группа различается и от категории – собрания людей с одним совместным качеством, расцениваемое как социально значимое. Обычные категории – это собрания людей одного возраста, пола, расы, рода занятий и уровня образования. Очень часто категории – это просто статистические группировки. Тем не менее, информация о таких категориях может иметь важное значение. Например, если известна возрастная структура населения, можно выявить спрос на различные социальные услуги, в том числе социальное обеспечение и пособия, выплачиваемые в соответствии с программами государственного страхования по болезни. Кроме того, сознание того, что некоторые черты имеют и другие люди, может послужить мотивацией к взаимодействию.          Нередко людьми, объединенными общими интересами, создаются организации для достижения общих целей. Например, некоторые женщины объединились в “Комитет солдатских матерей” в силу того, что осознали себя социальной категорией с общими проблемами.(10)

       Каждый  из нас может относиться одновременно  к нескольким десяткам группам.  Почти каждый человек, член  нескольких семейных групп: своей  непосредственной семьи, семей  бабушек и дедушек, родственников  жены или мужа, двоюродных сестер  и братьев и т.д. Большее количество людей принадлежит к нескольким группам друзей, например, кругу людей, которые часто видятся друг с другом. От групп, в которых мы находимся, мы хотим того же, чего и вообще oт жизни:

       -Любви и привязанности. Люди, живущие без любого проявления любви, вряд ли существуют.

       -Чувства принадлежности. Каждому нравится ощущать, что он — часть какого-то племени, организации или тайного общества. Человек не может существовать в одиночестве.

       - Признания и благодарности. Кто подтвердит, что снесенный памятник здесь вообще когда-либо стоял? У нас существует  необходимость знать, что мы есть и люди нас замечают, в данный момент.

       Кроме того, находясь в команде,  мы получаем;

     - Обмен идеями. Самый быстрый и эффективный способ обучения — учиться у других людей. Если бы не было других людей, мы бы снова и снова изобретали велосипед.

       -Чувство личной ценности. Мы видим себя глазами других. По сути, социальная жизнь — это бенчмаркинг самого себя.(12)

       Особенности характерные для любой группы:

-члены группы  выступают как бы от имени группы;

  -человек говорит  не о себе, а о группе, к которой  он принадлежит;

  - взаимодействие  между членами группы основано  на непосредственных контактах.  В группе люди непосредственно общаются друг с другом, придавая формальным взаимодействиям форму человеческого общения;

  - в группе наряду  с формальным распределением  ролей, если неформальное распределение  ролей, обычно признаваемое группой  (9).

       Статусы  и роли – это своеобразные кирпичики для строительства более обширных и сложных социальных структур, включая группы. Исходя из этого  каждый член группы имеет свою роль в группе, к которой он относится.

Основой зарождения групп  является нормальное стремление человека к взаимодействию с другими людьми, а также  к появлению устойчивых форм взаимного действия. Группа дает ее члену чувство защищенности, от нее он хочет добиться поддержки, помощи в решении своих проблем и предостережения от неправильных поступков. В группе человеку легче добиться «вознаграждения» в виде признания, похвалы или материального поощрения. Соединяясь в группы, люди ощущают себя сильнее и увереннее перед лицом барьеров и препятствий (1, c.235). Принадлежность к определенной группе может давать ее члену престижное положение в обществе, в коллективе, среди друзей и родственников. Также удовлетворяется и потребность в самоуважении. При этом, группа дает человеку возможность проведения времени в приятной для него компании и возможность избежать одиночества.

       Современная практика управления подкрепляет присутствие неоспоримых превосходств у групповой формы организации труда перед персональной. Взаимная помощь на базе симпатий и дружественных отношений, способствуя сплочению группы, может вызывать синергический эффект, повышающий действенность работы.

       Но групповая форма несет в себе и отрицательные для компании последствия. Одним из таковых отрицательных проявлений  -  групповщина, которая складывается при условии, что в целом ошибочно организовано  управление группой и ошибочно скооперировано ее функционирование в компании. Второй -  группа начинает чувствовать себя неуязвимой и неодолимой при конфликтном  столкновении. Третье -  в группе формируется атмосфера конформизма, рвение вынудить всех достигать соглашения с единственным мнением уклонение выслушивать и дискуссировать остальные мнения и т.п. Четвертое -  в группе складывается согласие. Люди начинают все больше раздумывать, как другие. И даже если у них появляются другие представления, они не высказывают их, полагая, что правильно всеобщее мировоззрение. Пятое - группа не хочет обсуждать внешнее мнение, если оно не совпадает с групповым мнением. (12, c.537).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

 

 

 

2. Групповая динамика.

 

       Групповая динамика в социально-психологической науке имеет разный смысл. 
       Групповая динамика – процесс взаимодействия участников группы на основе взаимной зависимости и влияния для удовлетворения личных  и групповых интересов и потребностей.(1)

       Групповая динамика— объединение внутригрупповых социально-психологических явлений и действий, которые описывают целый цикл жизни малой группы и его стадии: функционирование, образование, развитие, распад, стагнацию, регресс. 
        К действиям динамики группы  относятся управление и лидерство; нормообразование т. е. формирование групповых ценностей, правил и понятий, создание функционально-ролевой структуры группы; принятие групповых решений; объединение; конфликты; групповое влияние и остальные методы регуляции личного поведения, т. е. все процессы, какие укрепляют и обеспечивают психологические конфигурации, возникающие в группе за весь период существования. Эти конфигурации объясняются как наружными обстоятельствами групповой жизнедеятельности, так и внутренними противоречиями, которые продиктованы взаимным действием 2-ух предполагающих и сразу отрицающих друг друга веяний групповой активности — интеграции и дифференциации. Первая определяет упрочение психологической целостности членов группы, стабилизацию и упорядочение межличностных отношений и взаимных действий, что является нужной предпосылкой сохранности и сравнительно устойчивого и неизменного воспроизводства группы как социально-психологической общности. Вторая имеет место быть в неизбежно сопутствующих хоть какой групповой жизнедеятельности квалификации и

иерархизации эмоциональных и деловых взаимных связей участников группы и соответственном различии их психологических статусов и многофункциональных ролей, которые являются стимулом и итогом развития группы, тем не менее, время может привести к нарушению согласии в отношениях членов группы.

        Взаимное существование данных тенденций объясняет неритмичность и импульсный нрав процесса развития малой группы, который предполагает несколько качественно типичных уровней (шагов) и подключающего вероятность как поочередного восхождения группы на наиболее высочайшую степень развития, так и обратного движения. В отдельных вариантах термин групповой динамики употребляется для обозначения направленности социально-психологических изучений малых групп, который сформировался в середине 40-х гг. в США благодаря работам К. Левина и его коллег.(3)

Информация о работе Групповая динамика: понятие, управление