Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование групповой динамики.
Для раскрытия данной цели были поставлены следующие задачи:
-исследовать управление в социальных группах, а также выявить причины, которые влияют на эффективность работы группы.
-рассмотреть понятие групповая динамика.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и сущность групп ……………………………………………….…..4
2.Групповая динамика………………………………………………………..………..…7
3. Классификация групп и их значение………………………………………..9
4. Характеристики неформальных организаций ……………………………..12
4.1. Плюсы и минусы неформальных групп…………………………………...12
4.2.Управление неформальной организацией.Модель Хомаса……………….13
5. Факторы, влияющие на эффективность работы группы…………………...14
6. Руководство и лидерство……………………………………………………..16
6.1.Функции руководства……………………………………………………….17
6.2 Стили руководства………………………………………………...………...18
7. Формы власти и влияния…………………………………………..…………22
8.Лидерство. ………….........................................................................................26
9. Управление конфликтами, изменениями и стрессами……………………..32
9.1.Конфликты…………………………………………………………………...32
9.2. Стрессы………………………………………………………………………35
9.3.Изменения……………………………………………………………………36
10.Мотивация и групповая динамика………………….……………..………..38
Заключение……………………………………………………………………….41
Анализ конкретной ситуации…………………………………………………...42
Библиографический список……………………………………………………..
Обзор реферативных журналов…………………………………………………
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Кузбасский Государственный Технический Университет
им. Т.Ф.Горбачева»
Кафедра Отраслевой экономики
на тему:
«Групповая динамика: понятие, управление».
Выполнил:
Студентка гр. ЭМб-111
Аленькина Татьяна,
Проверил:
Доцент кафедры отраслевой экономики
Савосин И.В.
Кемерово
2013
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и сущность групп ……………………………………………….…..4
2.Групповая динамика……………………………………………………….
3. Классификация групп и их значение………………………………………..9
4. Характеристики неформальных организаций ……………………………..12
4.1. Плюсы и минусы неформальных групп…………………………………...12
4.2.Управление неформальной
организацией.Модель Хомаса…………
5. Факторы, влияющие
на эффективность работы
6. Руководство и лидерство…………………………………………………….
6.1.Функции руководства…………………………………………………
6.2 Стили руководства……………………………………………….
7. Формы власти и влияния…………………………………………..…………
8.Лидерство. …………..........................
9. Управление конфликтами, изменениями и стрессами……………………..32
9.1.Конфликты……………………………………………
9.2. Стрессы……………………………………………………………
9.3.Изменения……………………………………………
10.Мотивация и групповая динамика………………….……………..………..38
Заключение……………………………………………………
Анализ конкретной ситуации…………………………………………………...
Библиографический список……………………………………………………..
Обзор реферативных журналов…………………………………………………
Введение.
В наше время значительно
Человек находится в основе организации, он является ее сущностью и основным богатством, именно поэтому необходимо рассматривать все факторы, влияющие на человека вo время непосредственной рабoты. Но с точки зрения управления нельзя сказать о человеке вoобще, потому что все люди разные, к тому же на любом предприятии челoвек рабoтает в oкружении коллег, товарищей по работе. Работник является членом формальных и неформальных групп, формирующихся в организации, что оказывает на него существенное влияние: либо, помогая раскрываться его способностям, либо подавляя умения и желания работать с полной отдачей. Организация считает, что человек должен выполнять свою, определенную роль. Если член организации успешно выполняет свою роль и если при этом он сам лично удовлетворен характером, содержанием и результатами своей работы в компании и ему нравится коллектив, в котором он работает, то не возникает конфликтных ситуаций, которые ухудшают взаимодействия работника и организации, а это важно для развития организации в целом. Благоприятный климат между работниками способствует положительной динамике и росту организации.
Поэтому изучение динамики групп является актуальной проблемой.
Динамика групп рассматривалась в работах западных исследователей, а на практике применяется в организациях восточных стран.
Целью курсовой работы является исследование групповой динамики.
Для раскрытия данной цели были поставлены следующие задачи:
-исследовать управление
в социальных группах, а также
выявить причины, которые
-рассмотреть понятие групповая динамика.
1. Понятие и сущность групп.
Каждому человеку нужно общение с другими людьми, и каждый человек получает удовлетворение от данного общения. Все люди активно ищут общение с другими людьми. Большинство наших контактов кратковременны и незначительны.
Группа - это два человека или более, взаимодействующих друг с другом так, что каждый человек влияет на других людей и в то же время находится под воздействием других людей (6, с. 311).
Социологи
называют группой двух и более
индивидов, имеющие общие
В следствие происходят четыре действия. Во-первых, отношения рассматриваются как действия, которые осуществляются в определенных рамках, так что люди находятся “внутри” либо “вне” группы. Во-вторых, приписываются группам “объективное” существование и воспринимаются они так, как если бы были реальными и осязаемыми. В-третьих, группа является носителем своей субкультуры или контркультуры. В-четвертых, у членов развивается чувство преданности группе, дающее ощущение того, что они представляют собой единое целое, имеющее свои исключительные свойства.
Группа – реальное образование, люди в котором взаимосвязаны каким-либо общим элементом.(1)
Группа
– это что-то большее, чем
кучка людей. Социологи
Группа различается и от катего
Каждый
из нас может относиться
-Любви и привязанности. Люди, живущие без любого проявления любви, вряд ли существуют.
-Чувства принадлежности. Каждому нравится ощущать, что он — часть какого-то племени, организации или тайного общества. Человек не может существовать в одиночестве.
- Признания и благодарности. Кто подтвердит, что снесенный памятник здесь вообще когда-либо стоял? У нас существует необходимость знать, что мы есть и люди нас замечают, в данный момент.
Кроме того, находясь в команде, мы получаем;
- Обмен идеями. Самый быстрый и эффективный способ обучения — учиться у других людей. Если бы не было других людей, мы бы снова и снова изобретали велосипед.
-Чувство личной ценности. Мы видим себя глазами других. По сути, социальная жизнь — это бенчмаркинг самого себя.(12)
Особенности характерные для любой группы:
-члены группы выступают как бы от имени группы;
-человек говорит не о себе, а о группе, к которой он принадлежит;
- взаимодействие
между членами группы основано
на непосредственных контактах.
- в группе наряду
с формальным распределением
ролей, если неформальное
Статусы и роли – это своеобразные кирпичики для строительства более обширных и сложных социальных структур, включая группы. Исходя из этого каждый член группы имеет свою роль в группе, к которой он относится.
Основой зарождения групп является нормальное стремление человека к взаимодействию с другими людьми, а также к появлению устойчивых форм взаимного действия. Группа дает ее члену чувство защищенности, от нее он хочет добиться поддержки, помощи в решении своих проблем и предостережения от неправильных поступков. В группе человеку легче добиться «вознаграждения» в виде признания, похвалы или материального поощрения. Соединяясь в группы, люди ощущают себя сильнее и увереннее перед лицом барьеров и препятствий (1, c.235). Принадлежность к определенной группе может давать ее члену престижное положение в обществе, в коллективе, среди друзей и родственников. Также удовлетворяется и потребность в самоуважении. При этом, группа дает человеку возможность проведения времени в приятной для него компании и возможность избежать одиночества.
Современная практика управления подкрепляет присутствие неоспоримых превосходств у групповой формы организации труда перед персональной. Взаимная помощь на базе симпатий и дружественных отношений, способствуя сплочению группы, может вызывать синергический эффект, повышающий действенность работы.
Но групповая форма несет в себе и отрицательные для компании последствия. Одним из таковых отрицательных проявлений - групповщина, которая складывается при условии, что в целом ошибочно организовано управление группой и ошибочно скооперировано ее функционирование в компании. Второй - группа начинает чувствовать себя неуязвимой и неодолимой при конфликтном столкновении. Третье - в группе формируется атмосфера конформизма, рвение вынудить всех достигать соглашения с единственным мнением уклонение выслушивать и дискуссировать остальные мнения и т.п. Четвертое - в группе складывается согласие. Люди начинают все больше раздумывать, как другие. И даже если у них появляются другие представления, они не высказывают их, полагая, что правильно всеобщее мировоззрение. Пятое - группа не хочет обсуждать внешнее мнение, если оно не совпадает с групповым мнением. (12, c.537).
2. Групповая динамика.
Групповая динамика в социально-психологической
науке имеет разный смысл.
Групповая динамика
– процесс взаимодействия участников
группы на основе взаимной зависимости
и влияния для удовлетворения личных
и групповых интересов и потребностей.(1)
Групповая
динамика— объединение внутригрупповых
социально-психологических явлений и
действий, которые описывают целый цикл
жизни малой группы и его стадии: функционирование,
образование, развитие, распад, стагнацию,
регресс.
К действиям динамики
группы относятся управление и лидерство;
нормообразование т. е. формирование групповых
ценностей, правил и понятий, создание
функционально-ролевой структуры группы;
принятие групповых решений; объединение;
конфликты; групповое влияние и остальные
методы регуляции личного поведения, т.
е. все процессы, какие укрепляют и обеспечивают
психологические конфигурации, возникающие
в группе за весь период существования.
Эти конфигурации объясняются как наружными
обстоятельствами групповой жизнедеятельности,
так и внутренними противоречиями, которые
продиктованы взаимным действием 2-ух
предполагающих и сразу отрицающих друг
друга веяний групповой активности —
интеграции и дифференциации. Первая определяет
упрочение психологической целостности
членов группы, стабилизацию и упорядочение
межличностных отношений и взаимных действий,
что является нужной предпосылкой сохранности
и сравнительно устойчивого и неизменного
воспроизводства группы как социально-психологической
общности. Вторая имеет место быть в неизбежно
сопутствующих хоть какой групповой жизнедеятельности
квалификации и
иерархизации эмоциональных и деловых взаимных связей участников группы и соответственном различии их психологических статусов и многофункциональных ролей, которые являются стимулом и итогом развития группы, тем не менее, время может привести к нарушению согласии в отношениях членов группы.
Взаимное существование данных тенденций объясняет неритмичность и импульсный нрав процесса развития малой группы, который предполагает несколько качественно типичных уровней (шагов) и подключающего вероятность как поочередного восхождения группы на наиболее высочайшую степень развития, так и обратного движения. В отдельных вариантах термин групповой динамики употребляется для обозначения направленности социально-психологических изучений малых групп, который сформировался в середине 40-х гг. в США благодаря работам К. Левина и его коллег.(3)