Групповая динамика: понятие, управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование групповой динамики.
Для раскрытия данной цели были поставлены следующие задачи:
-исследовать управление в социальных группах, а также выявить причины, которые влияют на эффективность работы группы.
-рассмотреть понятие групповая динамика.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и сущность групп ……………………………………………….…..4
2.Групповая динамика………………………………………………………..………..…7
3. Классификация групп и их значение………………………………………..9
4. Характеристики неформальных организаций ……………………………..12
4.1. Плюсы и минусы неформальных групп…………………………………...12
4.2.Управление неформальной организацией.Модель Хомаса……………….13
5. Факторы, влияющие на эффективность работы группы…………………...14
6. Руководство и лидерство……………………………………………………..16
6.1.Функции руководства……………………………………………………….17
6.2 Стили руководства………………………………………………...………...18
7. Формы власти и влияния…………………………………………..…………22
8.Лидерство. ………….........................................................................................26
9. Управление конфликтами, изменениями и стрессами……………………..32
9.1.Конфликты…………………………………………………………………...32
9.2. Стрессы………………………………………………………………………35
9.3.Изменения……………………………………………………………………36
10.Мотивация и групповая динамика………………….……………..………..38
Заключение……………………………………………………………………….41
Анализ конкретной ситуации…………………………………………………...42
Библиографический список……………………………………………………..
Обзор реферативных журналов…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Менеджмент Аленькина - копия.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

       Впервые термин " групповая динамика " был применен К. Левином. " Групповая динамика " - это наука, изучающая позитивные и отрицательные силы, какие действуют в группе (11).

Если определять группу как что-то единое, то некие закономерности групповой динамики разъясняются действием 2-ух главных законов: 
      - Целое преобладает над его долями. Группа – это не элементарно сумма индивидов: она трансформирует поведение собственных членов. Извне проще воздействовать на поведение всех членов группы, чем на поведение единичного ее участника. Любой член  группы признает, что он зависит от всех членов группы, в которой он находится. 
      -Отдельные составляющие соединяются в единое. Не схожесть, а взаимозависимость членов является базой для появления группы. Человек склонен делаться членом группы, с которой он себя связывает, а совсем не той, от которой он больше всего зависит. Человек остается посреди тех, к кому он ощущает себя присущим, даже если их поведение видится несправедливым, а влияние  враждебным. 
       В новом осмысливании групповая динамика – это формирование или перемещение группы во времени, которое обусловлено взаимным действием и взаимными отношениями участников группы меж собой, а еще наружным действием на группу.(1 с.256)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Классификация групп и их значение.

 

        Исходя из определения " группы ", следует полагать, что организация хоть какого размера состоит из нескольких групп. Руководство формирует группы по собственной воле, когда осуществляет деление труда по вертикали (уровни управления) и по горизонтали (подразделения), отсюда следует, что  крупная организация может быть сформирована практически из сотен или даже тысяч малых групп

       Есть два типа групп: формальные и неформальные. Данные типы групп имеют смысл для организации и очень сильно воздействуют на  членов организации.

    

Рис. 15.1.Механизм образования формальных и неформальных организаций.

 

Формальные группы — это группы, сделанные по воле руководителей.

       Определяют группы руководителей, рабочие (целевые) группы и комитеты.

- Группа руководителей. Состоит из управляющего и его прямых подчиненных, которые находятся под его контролем (президент и вице-президенты).

- Рабочая (целевая) группа — это сотрудники, которые  работают над исполнением одного определенного поручения.

-Комитет — группа, которая находится  внутри  организации. Ей  переданы возможности для выполнения какого-либо поручения или комплекса заданий. Иногда комитеты именуют советами, целевыми группами, комиссиями. Определяют постоянные и особые комитеты.

        Неформальная группа — спонтанно сформированная  группа людей, часто вступающих во взаимное действие для достижения поставленной цели. Причиной вступления является чувство принадлежности, общение, защита, взаимная помощь. 
       Неформальные организации исполняют социальный контроль над своими членами. Они  устанавливают определенные нормы, которые каждый член группы обязан соблюдать. В неформальных организациях существует  желание к сопротивлению нововведениям и переменам. Часто неформальная организация формируется вокруг неформального лидера. Неформальный лидер обязан поддерживать существование группы и помогать группе в достижении целей.

       Формальные группы, как правило, определяются как структурные подразделения в компании. Они имеют назначенного руководителя, формально определенную структуру должностей, ролей и позиций в компании, а также формально закрепленные за ними задачи и функции.

       Формальная группа имеет следующие особенности:

1. Рациональность, т. е.  в ее базе лежит принцип  целесообразности, сознательного движения к поставленной цели;

2. Безличность, т. е.  она рассчитана на личностей, дела между которыми устанавливаются по составленной программе.

      В формальной группе существуют лишь служебные отношения между индивидами, и подчиняется она лишь многофункциональным целям.

      К формальным группам относятся:

- Вертикальная организация,  которая соединяет ряд органов и подразделений так, что каждое из них находится меж двумя другими — выше- и нижестоящими, а руководство каждым из органов и подразделений определено в одном лице.

- Функциональная организация.  Руководство распределяется между группой лиц, которые специализируются на выполнении определенных работ и функций.

- Штабная организация.  Характеризуется наличием штаба  советчиков, помощников, экспертов, которые не включены в систему вертикальной организации. (5, c.212).

       Неформальные группы формируются не по распоряжению руководства компании и не по формальному распоряжению, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, схожими увлечениями и привычками, общими интересами. Такие группы существуют в каждой компании, но они не представлены в схемах, которые отражают строение организации и структуру.

        Неформальные группы традиционно имеют свои неписаные нормы поведения и правила, люди отлично знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах организовывается определенное расположение позиций и ролей. Часто данные группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Нередко неформальные группы оказывают на собственных членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры.

       Неформальные группы – это внезапно (самопроизвольно) сложившаяся система социальных связей, действий, норм, которые являются результатом  длительного межличностного общения.

       Выделяют ряд причин, по которым люди вступают в неформальные группы, а именно: 
· потребность в принадлежности к определенной организации; 
· помощь, которую работники рассчитывают получать от неформальных организаций; 
·защита сотрудников, например соблюдение требований условий труда. 
· потребность в общении.

·желание людей объединяться по престижным интересам и отдалится от остального коллектива; 
·взаимные симпатии людей, связи между ними, родственные отношения.

        В зависимости от того какой стиль поведения выбирает неформальная группа следует разделить их таким образом:

-Просоциальные. Это социально-положительная группа. Это общественно- политические клубы международной дружбы, группы экологической охраны, фонды социальных инициатив и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения. Они имеют позитивную направленность.

-Асоциальные. Это группы, которые не затрагивают социальные проблемы.

-Антисоциальные. Это, как правило, самая неблагополучная часть общества, которая вызывает у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность взять в толк других, иную точку зрения, с другой — часто личные боль и страдания, выпавшие на долю этой группе людей, содействуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей(3, c.146)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Характеристики неформальных организаций.

 

Характеристики, приведенные  ниже, имеют непосредственное отношение к управлению, потому что они оказывают большое влияние на эффективность работы формальной организации. 

Социальный контроль - установление и укрепление норм: групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения. Членов группы, которые не соблюдают эти правила, ждет отчуждение. Данный контроль, как правило, оказывает положительное влияние в ходе достижения целей формальной организации.  
    Сопротивление переменам – считается, что перемены способны угрожать существованию неформальной организации и могут привести к распаду группы.  
    Неформальные лидеры – люди, которые обладают властью, основанной на признании группой. Круг влияния неформального лидера нередко выходит за административные рамки формальной организации.

    

4.1. Плюсы и минусы неформальных групп.

 

Неформальные группы могут формировать проблемы для формальной организации: 
-уменьшение эффективной деятельности предприятия; 
-распространение ложных слухов и негативное отношение прогрессивным переменам; 
-перенаправление организации в сторону от достижения целей и решения задач; 
-ориентация на реализацию целей неформальных групп и их лидеров, а не на достижение формальных целей.  
 
Тем не менее, неформальные организации могут приносить пользу, если групповые нормы больше, чем официально установленные. Данная выгода заключается в следующем: 
-преданность предприятию; 
-высок дух коллективизма; 
-высокая производительность труда; 
-поддержание социальной целостности коллектива; 
-отсутствие социальных напряжений в коллективе; 
-поддержание самоуважения и высокой самооценки; 
-выполнение роли барьера между индивидом и жесткой формальной организацией, смягчая ее воздействие на сотрудников.

 

 

 

4.2.Управление неформальной организацией.

Модель Хоманса.

       Действительно  важно осознание руководство  того, что неформальные организации  находятся в тесно взаимодействии с формальными. Первый, кто начал выделять внимание данному фактору, был Джордж Хоманс. В его модели виды деятельности – это задачи, которые выполняют люди. В ходе выполнения поставленных задач, люди постоянно находятся во взаимодействии. Это приводит к развитию определенных чувств – различных эмоций в отношениях. Данные эмоции оказывают влияние на взаимодействие этих людей в будущем. 

Модель Хоманса. 
Модель показывает каким образом из процесса управления формируются неформальные организации. Также она показывает необходимость контроля и управления неформальной организацией. Так как эмоции в группе влияют не только на задачи, но и на взаимодействие членов организации. В зависимости от характера взаимодействия и эмоций можно сделать прогноз: будет ли работа компании эффективна.

Таким образом, хоть неформальная организация и создана не по воле руководителя, ею все равно необходимо управлять, потому что она может способствовать более эффективному достижению целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Факторы, влияющие на эффективность работы группы.

 

       Группа может эффективно достигать собственные цели в зависимости от влияния определенных факторов: состава, размера, сплоченности, конфликтности, групповых норм, статуса и многофункциональной роли членов группы (6, c.318).

       На эффективность работы формальных и неформальных групп воздействуют одни и те же  условия: 
1. Размер группы. При увеличении группы, общение меж ее участниками становится сложнее. Внутри группы имеют все шансы возникнуть другие неформальные группы со своими определенными целями. Полагают, что лучший размер группы 5 — 11 человек. 
2. Групповые нормы. Каждый участник группы обязан соблюдать определенные правила. (Положительные нормы — нормы, поддерживающие поведение, которое направлено на достижение поставленных целей. Отрицательные нормы — нормы, поощряющие поведение, которое не способствует достижению целей, например, опоздания,  кражи,  прогулы).  
3. Состав (или степень сходства точек зрения членов группы, подходов, личностей). Есть точка зрения, что наиболее правильное решение могут принять группы, которые состоят из людей, окружающих на различных позициях (т. е. непохожих людей). 
4. Групповое единогласие. Это тенденция подавления отдельным членом своих взглядов на какое-либо  явление, чтобы не нарушать гармонию в группе.  
5. Сплоченность. Это мера тяготения участников группы к самой группе и друг к другу. Высокая степень сплоченности группы увеличивает  эффективность работы  организации. 
6. Конфликтность. Различие в понятиях увеличивает возможность возникновения конфликтных ситуаций. Последствия конфликта могут оказаться положительными, потому что умеют возможность выявить разные мнения (это ведет к увеличению эффективности работы группы). Отрицательные последствия несут в себе снижении эффективности группы: нехорошее состояние духа, низкую степень сотрудничества, смещение упора (придание большого внимания собственной  " победе " в конфликте, а не решению существующей проблемы). 
7. Статус членов группы. Определяется старшинством в официальной иерархии, информированностью, образованием, опытом, названием должности. Довольно часто члены группы с высочайшим статусом оказывают большее влияние на других участников группы. Лучше, чтобы мнение членов группы с высоким статусом не было преобладающим в группе. 
8.Роли членов группы. Поведение каждого члена группы является критическим фактором, влияющим на эффективность работы групп. Для эффективной работы, члены группы должны действовать так, чтобы их действия способствовали достижению целей организации. Есть две главные классификации ролей в группе. Они представлены в таблице.

ЦЕЛЕВЫЕ РОЛИ

1. Инициирование деятельности. Предлагать новые решения, новые постановки проблем, новые идеи, новые подходы к решению задач, или новую организацию материала.

2. Поиск информации. Находить разъяснение выдвинутого предложения, факты или дополнительную информацию.

3. Сбор мнений. Просить членов группы высказывать свое мнение к обсуждаемым вопросам, объяснять свои ценности и идеи.

4. Предоставление информации. Предоставлять группе факты или обобщения, прибегать к использованию собственного опыта в решении проблем группы или для иллюстрации положений.

5. Высказывание мнений. Высказывать мнения или убеждения, которые касаются какого-либо предложения.

6. Проработка. Разъяснять, приводить примеры, развивать мысль, прогнозировать дальнейшую судьбу предложения, если оно будет принято.

7. Координирование. Разъяснять взаимные связи между идеями, пытаться суммировать предложения, пытаться интегрировать деятельность различных подгрупп или членов группы.

8. Обобщение. Повторно перечислить предложения по окончанию дискуссии.

ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ  РОЛИ

1. Поощрение. Быть душевным, дружелюбным, отзывчивым по отношению к другим. Хвалить других за их идеи, соглашаться и положительно оценивать их вклад в решение проблем.

2. Обеспечение участия. Пытаться создать обстановку, в которой каждый участник группы может внести предложение.

3. Установление критериев. Устанавливать критерии, которыми должна руководствоваться группа, выбирая содержательные или процедурные моменты, или оценивая решение группы. Напоминать группе о необходимости исключать решения, которые не согласуются с групповыми критериями.

4. Исполнительность.Следовать решениям группы, вдумчиво относясь к идеям других людей, составляющих аудиторию во время групповых дискуссий.

5. Выражение чувств группы. Обобщать то, что формируется, как ощущение группы. Описывать реакцию членов группы на идеи и варианты решения проблем.


 

   Итак, на эффективную работу группы воздействует несколько факторов, с которыми организации необходимо считаться. Все причины взаимосвязаны и формируются один из другого, также они оказывают влияние на поведение индивидуума, а значит и на группу в целом

6. Руководство и лидерство.

       Может  показаться изначально, что эти  два понятия тождественны. Но  это не так. У них, конечно,  есть общие аспекты, но все  же это разные понятия. Попробуем разобраться в различии данных понятий.

Информация о работе Групповая динамика: понятие, управление