Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:07, контрольная работа
Платоновская идеалистическая диалектика развивалась в борьбе против материализма Демокрита и гераклитовской диалектики логоса и мира вещей, а также против античной софистики.
Как и всякая великая эпоха в истории философии, эпоха Платона обусловлена постановкой гносеологической проблемы, – размышлением о сущности знания. Этот поворот мышления в сторону исследования самого себя совершается здесь впервые, и великое научное значение Платона заключается именно в том, что он в этом повороте увидел существенную и самую важную сторону деятельности Сократа.
созерцание , совместима с пессимизмом .
Почему метафизика Шопенгауэра приняла форму
монистического волюнтаризма ? То есть почему Шопенгауэр
признал именно волю сокровенной сущностью вещей и почему
всякая множественность
вещей и сознаний ) представляется ему лишь видимым
отображением единой мировой воли ? ответ на первый
вопрос можно получить из сопоставления личности
Шопенгауэра с его
волевой деятельности , мучительный разлад между жаждой
жизни и в то же время полною неудовлетворенностью ее
содержанием , - вот что было источником личной трагедии
Шопенгауэра . Что же касается второго вопроса о монизме
Шопенгауэра , то эта черта его системы представляет
логически необходимое следствие его радикального
идеализма . Впрочем Шопенгауэр вводит в понятие единой
воли множественность потенций или Идей , в частности
множественность “умопостигаемых характеров” , равных по
числу множественности
Теория познания Шопенгауэра . Шопенгауэр анализирует “
закон достаточного основания ” , где появляется неясность
в смешении логического основания и фактической причины .
Чтобы устранить эти неясности , надо прежде всего
указать на ту коренную особенность нашего сознания ,
которою определяются главные разновидности закона
достаточного основания . Это свойство сознания ,
образующее “корень закона достаточного основания ” , есть
неотделимость субъекта от объекта и объекта от субъекта
: “Все наши представления суть объекты субъекта и все
объекты субъекта суть наши представления . Отсюда
вытекает что все наши представления находятся между собою
в закономерной связи , которую можно определить a priori
в том , что касается формы ; в силу этой связи ничто
изолированное и независимое , одиноко , особняком стоящее
не может стать нашим объектом” . Из корня разветвляются
четыре вида закона достаточного основания .
1) Закон достаточного основания “бывания”.
2) Закон достаточного основания
3) Закон достаточного основания бытия .
4) Четвертый вид закона достаточного основания есть
закон мотивации .
Метафизика Шопенгауэра . К только что изложенному учению
Шопенгауэра примыкает его метафизическое воззрение на волю
как сущность бытия . В 1813 году , когда Шопенгауэр
заканчивал свою первую работу , его отношение к “ вещи в
себе” вообще было сдержанным : он говорит о “
подозрительном” понятии “
противоречивый характер . В книге “Мир как воля и
представление” оказывается , что этому понятию соответствует
некоторое положительное содержание , Но , признавши
причинность субъективной функцией интеллекта , невозможно
без противоречия самому себе признать познаваемость вещи в
себе , ибо в таком случае пришлось бы допустить причинное
воздействие ее на познающий субъект , т.е. перенести
закон причинности за пределы сознания . Шопенгауэр ,
однако , полагает , что он избег упрека в свой адрес , ибо
, по его мнению , мы постигаем существование и природу вещи
в себе алогистическим , интуитивным , непосредственным ,
мистическим путем . Для нашего интеллекта дан лишь мир-
представление , но непосредственное чувство , сопровождающее
“неясное разграничение
путем вводит нас в сущность всякого бытия , в волю . Наше
тело знакомит нас и с физическими , и с психическими
переменами : в движениях его нам нередко дана причинность
в форме и бывания , и мотивации . Вот тут-то в актах ,
совершаемых нами одновременно по механической причинности и
по мотивам анм
общим корнем и физического , и психического является
мировая воля . Очевидность эта есть самоочевидность – она
не нуждается в логическом обосновании , тем не менее
бесчисленное множество фактов , вся структура мира-
представления убедительно
так . Какими же чертами характеризуется мировая воля ?
1) Она алогистична : ей чужды наши законы достаточного
основания : пространство , время , причинность и
подчиненность законам мысли . Ее независимость от
законов мысли делает понятным , почему противоречивость
этого понятия ( воли –вещи в себе )не должна нас смущать
.
2) Она бессознательна : раз сознание есть условие
существования мира-представления , воля , как
потусторонняя сущность мира , должна быть чем-то
лежащим вне условий сознания , чем-то бессознательным .
3) Она едина : раз принципы индивидуальности ( пространство
и время ) неприложимы к сущности явлений , последняя
должна быть единой .
4) К ней , строго говоря , неприложимы и понятия и
духовного , и материального – она представляет нечто
возвышающееся над этими противоположностями , не
поддающийся логически
понятий : слепой стихийный побуд , движение и в то же
время стремление к жизни , к бытию в индивидуальных
чувственных формах .
Титаническая борьба сил в неорганической природе , вечное
зарождение новой жизни , жадное , непрерывное , безмерно-
изобильное в природе ( гибель бесчисленного множества
зародышей ) – все это свидетельствует о непрестанном
распадении ил воплощении единой воли в множестве
индивидуальностей . Хотя мировая воля едина , но мире-
представлении ее воплощения
образуют рад ступеней
. Низшей ступенью объективации является костная материя :
тяжесть , толчок , движение и т.д. представляют аналог
влечениям – в основе их , как внутреннее ядро так называемых
материальных явлений , лежит воля , единая сущность мира .
Органические формы растительные и животные возникли из низших
видов материи , но их происхождение не сводимо к физико-
химическим процессам : вся природа образует устойчивую
иерархию сущностей ; этим ступеням воплощения воли
соответствует мир неподвижных образцов для воплощения воли ,
мир Идей в платоновском смысле слова . Этот мир Идей
является как бы третьею
мировою волею и миром-представлением . Шопенгауэр был
трансформистом , т.е. предполагал происхождение высших
животных форм из низших , а последних из костной материи .
Сознание появилось в мире только с появлением животных , Его
нет у минералов , у растений есть лишь квази-сознание ,
лишенное познания. Как объяснить существование
досознательного бытия Шопенгауэр дает следующий ответ :
“Предшествовавшие всякой жизни на земле геологические
перевороты не существовали ни в чьем сознании , ни в
собственном , которого у них нет , ни в чужом , ибо его тогда
не было”. Так же он горит : Оно ( объективное существование )
в сущности гипотетично, т.е. если бы в то первоисконное
время существовало сознание , то в нем изображались бы такие
процессы. К этому приводит казуальный регресс явлений ,
следовательно в вещи в себе заключалась необходимость
изображаться в таких процессах”.Значит , вся эволюция
досознательного мира обладает эмпирической реальность. В
человеческих индивидуумах
полное воплощение :не человечеству , как роду , но каждому
человеку соответствует особая идея или потенция в мировой воле
; следовательно в человеке воля индивидуализируется во
множественности единичных “
первичное , исконное , коренное в человеке – то , чем
характеризуется его сущность, это – воля ( чувствования и
страсти Шопенгауэр включает в понятие воли , в
противоположность
другая основная психическая способность – играет по
отношению к воле служебную роль . Нами постоянно руководит
воля – она всячески влияет на интеллект , когда он расходится
с ее стремлениями . Господство воли над интеллектом и ее
вечная неудовлетворенность являются источником того , что
жизнь человека есть
доводы сводятся к указанию на непрочность , мимолетность
наслаждений и на их
достигнуто нами , снова возникает неудовлетворенность , и мы
вечно переходим от страдания к скуке и обратно через
кратковременные промежутки
следует добавить всю ту массу зла , которую вносит в мир
несчастный случай , человеческие эгоизм , глупость и злоба .
Единственными оазисами в
наука и искусство а так же сострадание другим живым существам
. Шопенгауэр в значительной
указанием на моральное значение мира . По Шопенгауэру ,
распадение воли на множественность индивидуальных
существований – утверждение воли к жизни есть вина , и
искупление ее должно заключаться в обратном процессе – в
отрицании воли к жизни . В связи с этим у Шопенгауэра
своеобразное воззрение на половую любовь . В этом явлении
прослеживается метафизическая основа жизни Любовь есть
неудержимый инстинкт , могучее стихийное влечение к
продолжению рода . Влюбленный не имеет себе равного по безумию
в идеализации любимого
хитрость” гения рода , в руках которого любящий является
слепым орудием , игрушкою . Такой взгляд на любовь между
полами делает женщину главной виновницей зла в мире , ибо
через нее происходит постоянное новое и новое утверждение
Информация о работе Идеализм Платона. Место Платона в истории философии