Идеализм Платона. Место Платона в истории философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:07, контрольная работа

Краткое описание

Платоновская идеалистическая диалектика развивалась в борьбе против материализма Демокрита и гераклитовской диалектики логоса и мира вещей, а также против античной софистики.
Как и всякая великая эпоха в истории философии, эпоха Платона обусловлена постановкой гносеологической проблемы, – размышлением о сущности знания. Этот поворот мышления в сторону исследования самого себя совершается здесь впервые, и великое научное значение Платона заключается именно в том, что он в этом повороте увидел существенную и самую важную сторону деятельности Сократа.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Простейшими элементами организованной человеческой деятельности являются три класса структурных  образований:

1. Класс субъектов,  с которыми связана сама способность  действовать;

2. Класс объектов, которые люди используют для достижения своих целей, распадающихся на два вида: вещи и символы;

3. Общественные связи  и отношения, наличием которых  определяется само существование  системы, её способность функционировать  и развиваться как единое целое.

Наиболее значимы в социальной системе общественные отношения, которые устанавливаются между людьми в процессе их совместной материальной и духовной деятельности и проявляются в разделении общественного труда, собственности или власти. Они распадаются на материальные и идеологические. Производство материальных благ составляется основу существования и развития человеческого общества. Поэтому из всех общественных отношений важнейшими являются производственные, экономические, они определяют характер политических правовых, нравственных, религиозных и других отношений. Все это – элементы общественной организации (субъекты, объекты, отношения). Что же представляют собой ее подсистемы?

В общественной жизни, исходя из основных видов деятельности, можно  выделить четыре основные сферы (подсистемы):

1.материально-производственную, производящую предметы практической  жизнедеятельности;

2.социальную (вся деятельность, связанная с человеком становящимся);

3.регулятивную (деятельность, направленная на создание и  регуляцию многообразных общественных связей и отношений);

4.духовную (деятельность  по производству и воспроизводству  необходимых форм человеческого  сознания: знаний, умений, художественных  образов, нравственных норм, религиозных  верований и др.)

Такова структурная  организация общества, включающая социальные элементы, общественные сферы (подсистемы), общественные отношения.

Проанализировав общество как социальную структуру, мы очертили его структуру, вычленили составляющие. Но этого недостаточно, чтобы ответить на вопрос о функционировании общества как целостного развивающегося социального организма.

Для этого необходимо рассмотреть, каким образом функционируют  отдельные составляющие, как они  взаимодействуют между собой, что  вызывает такое взаимодействие и  какова его последовательность, т.е. рассмотреть общество функционально; раскрывая совокупность важнейшего взаимодействия на всех уровнях социальной системы, в результате которых общество оказывается способным функционировать, т.е. поддерживать и воспроизводить свою целостность в самых различных условиях существования.

Общество – это  не только социальная система, не только целостный организм, но и развивающийся организм. Поэтому можно поставить еще один вопрос: как удается обществу сохранить преемственность в процессе изменения. Чтобы ответить на него, необходимо выявить универсальные законы функционирования и развития, которые проявляются в любом обществе, и главные факторы, лежащие в основе функционирования общества.

В зависимости от мировоззренческой  позиции исследователей можно выделить и различные подходы при рассмотрении этого комплекса вопросов:

1. Сторонники материалистического  понимания истории анализируют  историю человечества как смену  общественно-экономических формаций, считают материальное производство (производительные силы и производственно-экономические отношения) определяющим фактором развития;

2. Основополагающую роль  духовной жизни общества подчеркивают  сторонники рассмотрения исторического  развития как постоянной циклической  сменой соцкультурных систем;

3. Нередки попытки синтезировать эти два взаимоисключающих подхода, тогда связь материального и духовного рассматривается как взаимодействие, в котором отсутствует однозначная связь причины и следствия.

Общество – это  развивающаяся система, поэтому  наряду со структурным и функциональным анализом необходимо рассматривать его в динамике. Представить общество как закономерный естественно- исторический процесс, определив его сущность, направленность, выявив, каким образом соотносится внутреннее единство этого процесса с его внешним конкретно-историческим многообразием.

При рассмотрении этого  вопроса также выявляются различные  подходы:

1. восхождение человечества  на более высокие исторические  ступени поступательного развития  осуществляется в процессе смены  общественно-экономических формаций.

2. динамику общественного  развития авторы теорий модернизации  и других концепций общественно-экономического  и политического развития в  западной социологии объясняют  процессом перехода от стабильного  "традиционного" к непрерывно  меняющемуся современному индустриальному обществу.

Преодоление эволюционной "отсталости" традиционных обществ  мыслится результатом такого изменения  социальных институтов, которое поощряло бы развитие рациональности европейского типа, вознаграждало индивидуальные усилии. Умственную энергию и изобретательность.

Выявляются два типа модернизации. Первые тип – оригинальная спонтанная модернизация – характерен для стран, переживающих переход  к рациональным общественным структурам в результате постепенного развития внутренних процессов.

Другой тип – вторичная, "обращенная" модернизация – характерен дл стран по тем или иным причинам, отставшим в своем развитии и  теперь, при широком использовании  опыта передовых государств, пытающихся достичь того же уровня и качества жизни.

В целом же характерная  черта теории модернизации – концентрация внимания на межформационных, длительных линиях истории в поисках решения  проблемы преемственности развития стран как результата противоречивого  взаимодействия внутренних и общецивилизационных соцкультурных факторов.

Рассматривая общество как развивающуюся систему, следует  специально подчеркнуть одно важное обстоятельство. При различных подходах к его исследованию мы имеем не "ставший" объект, а "становящийся", подвижный, изменяющийся. Кроме того, все его функциональные элементы тоже подвижны. Они коэволюционно развиваются, даже если в определенные периоды вступают в противоречие друг с другом.

3. Истина и заблуждение.  Вера и знание

Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое, в конечном счете, при помощи критерия практики. Характеристика истинности относится именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения.

Истина есть достояние всех людей без исключения. Они ведь происходят от неё, ибо истина обитает у истоков человеческого духа. Из этого следует, что в своей естественной простоте истина может быть доступна всем простым людям. Однако как только изложение истины делается сложным и непонятным, оно либо лишается чистоты и подлинности, либо описания теряются в мелочах, не имеющих того значения, что и ядро.

Ядро это есть подлинное  знание и должно быть понятно всем. Всё, что вознесено на пьедестал  искусственным путём, находится  в удалении от естественности, а  стало быть, вряд ли может таить  в себе мудрость. Всякий, кто не способен просто и естественно изложить истинное знание, не постиг его. Такой человек либо невольно пытается что-то скрыть, либо подобен разряженной, но безжизненной кукле.

Истинное знание не вправе прибегать к непонятному способу изложения, ибо в нём самом заложена не только возможность, но и потребность изъясняться простыми словами.

Истина это законы природы, исполняя которые мы приобретаем  благо.

Все, что противоречит этим законам, есть заблуждение.

Мне очень жаль всех тех  верующих и им подобных, которые в ложном смирении от громких претензий на знание не хотят признать простую истину и даже насмехаются над ней или благосклонно пытаются ещё "улучшить" её. Именно таким людям вскоре предстоит ощутить себя ничтожными и жалкими, утратив всякую опору, ибо ни их вера, ни их знание вообще никогда не были для них опорой. Они пойдут тем, путём, которого так настойчиво желали придерживаться и по которому уже не смогут возвратиться к жизни. У них ведь никто никогда не отнимал права выбора.

Этих людей страшит возможность внезапно оказаться перед лицом истины, совсем непохожей на то ленивое самодовольство, которым они убаюкивали себя до сих пор.

Но тем самым они  попадают в смертоносные объятия  слепой веры, созерцая всё прочее как  бы в сумеречном свете, так что, в конце концов, вся картина смещается, истина же покрывается серой пеленой. Единственная опора, остающаяся у них в этом состоянии – искусственное построение извращённых теорий, которые неизбежно обрушатся под своей собственной тяжестью в день познания.

На самом деле в  таких людях нет живой веры, ибо веруют-то они в церковь, а  вовсе не в Бога. Буря примется швырять  их из стороны в сторону, как увядший  лист, а ураган окончательно погубит  их. Но у таких людей ещё есть путь к спасению – своевременно осознать, что их вера была пустой и застывшей, и потрудиться с великим тщанием, дабы впитать в себя жизнь из истины, которая светит превыше всех бурь.

Неправедная вера есть бредовое заблуждение! Она накрепко связывает  человека, и одолеть её способна лишь живая сила истинного слова Божьего. Поэтому пусть прислушается к его зову каждый, кого оно коснулось. Зов ощутит лишь тот, для кого он предназначен! Ощутив его, такой человек проверит, взвесит – и станет свободным!

Однако он не забудет, что порвать путы, которые он сам наложил на себя неправедною верой, он сможет только тогда, когда примет самостоятельное решение. В своё время комфорт или леность побудили его принять решение стать слепым приверженцем того или иного учения, не подвергнутого им серьёзной проверке во всех деталях.

Так и теперь – от него самого должно исходить первое воление беспощадной проверки при поиске! Только в этом случае он сможет сдвинуться с места, к которому его приковывала до сих пор его же собственная воля, и сделать первый шаг по пути к истине, а стало быть, к свободе.

Ныне грядёт новый, великий  переворот, несущий с собой новое  знание! Сами люди уже говорят об этом перевороте и, тем не менее, они  в очередной раз представляют его себе лишь как исполнение тщеславных человеческих желаний каким-то способом, вымышленным ими самими.

Настало время изгнать  все болезненные измышления человеческого  мозга, дабы он не препятствовал более  озарению, что истина выглядит иначе, чем те беспочвенные призраки, что почерпнули из дурманящего болота низменной ограниченности хвастливое самомнение, делячество, больное воображение и лицемерие, стремясь к власти на земле и к мирскому поклонению.

Ведь это так легко для нас – верить в невероятное, ибо для этого не нужно никаких усилий, нет нужды мыслить самостоятельно, нет необходимости подвергать проверке то, что неспособно выдержать испытания Законами Природы; нам остаётся, не спрашивая, как и почему – просто верить, верить слепо, воображая себя при этом великими! Мы, кто на столь удобный манер считает себя особенно верующим, просто приподнялись над сомнениями... чувствуя себя праведными, надёжно укрытыми, благородными, благочестивыми и достойными блаженства!

Но этим мы не возвысились  над сомнениями, а просто трусливо прошли мимо них! Духовно мы были слишком косны, чтобы свершить что-либо самостоятельно; слепую веру мы предпочли познанию естественных свершений, согласных с природой. А помогли нам в этом измышления человеческого разума. Ибо, чем невозможнее и непостижимее то, во что нас обязывают верить, тем удобнее нам верить в это слепо и буквально – иначе при таких обстоятельствах не бывает. Тут нет места ни познанию, ни убеждённости.

В слепой, безотчётной  вере нуждается только невозможное, ибо всё, что возможно тотчас же стимулирует  собственное мышление. Там, где есть истина, неизменно проявляющая естественность и логичность, сами собой возникают мышление и восприимчивость. Процесс этот нарушается только там, где естественное отсутствует; то есть там, где нет места истине. И только благодаря восприимчивости нечто может стать убеждённостью – единственным источником ценностей для духа человеческого.

Верой довольствуются лишь ленивые. И вот, ложно истолкованное слово "вера" стало шлагбаумом, преграждающим ныне путь дальнейшему развитию человечества.

Вера не вправе служить покрывалом, великодушно маскирующим косность мышления, обволакивающим и парализующим дух человеческий, подобно сонной болезни! В действительности, вера должна стать убеждённостью. Убеждённость же требует жизни, точнейшей проверки!

Там, где остаётся хоть один пробел, хоть одна неразгаданная загадка, там нет места убеждённости. А посему, никому не дано обладать истинной верой, не отыскав предварительно ответов на все до единого свои вопросы.

Вера (или, точнее говоря, заблуждение) исповедуемая громадным большинством нынешнего человечества, не могла не оказаться несостоятельной. Более того, она должна была повлечь за собой беду и погибель, ибо она мертва, чужда истинной жизни!

Учения, требующие слепой веры, надлежит отринуть как мёртвые и вредоносные. Лишь те учения, которые призывают стать живыми, то есть зовут к самостоятельному мышлению, дабы взрастить убеждённость на основе истинного понимания, только такие учения несут освобождение и избавление!

Только полное, не допускающее пробелов постижение равнозначно убеждённости, и лишь она одна обладает духовной ценностью!

С другой стороны, борьба с сомнениями и есть проверка на собственном опыте, за которой с  несомненной неизбежностью последует  избавление от догматического балласта. Но ведь только полностью освободившийся от всякого непонимания дух способен воспарить в убеждённости к знанию!

Сама истина, которая  не знает пробелов и доступна пониманию  в своём простом величии, в  первую очередь должна быть естественной, ибо то, что люди называют природой, проистекает из ее совершенства. Заложенная в природе жизнь и ныне пребывает неизменной по роду своему, но именно поэтому она вообще не допускает исключений.

Информация о работе Идеализм Платона. Место Платона в истории философии