Идеализм Платона. Место Платона в истории философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:07, контрольная работа

Краткое описание

Платоновская идеалистическая диалектика развивалась в борьбе против материализма Демокрита и гераклитовской диалектики логоса и мира вещей, а также против античной софистики.
Как и всякая великая эпоха в истории философии, эпоха Платона обусловлена постановкой гносеологической проблемы, – размышлением о сущности знания. Этот поворот мышления в сторону исследования самого себя совершается здесь впервые, и великое научное значение Платона заключается именно в том, что он в этом повороте увидел существенную и самую важную сторону деятельности Сократа.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

А стало быть, у нас  остается только один путь – путь истинного знания, ведущий от веры к убеждённости!

Но знание – это  и есть смирение! Ибо тот, кто обладает истинным знанием, никогда не откажется  от смирения. По сути это одно и то же. Подлинное знание влечёт за собой  смирение как нечто само собой  разумеющееся. Там, где нет смирения, не бывает и истинного знания! Но дело не только в этом. Смирение есть свобода! Только в смирении сокрыта подлинная свобода всякого человеческого духа!

"Вот к чему приводят  нас естественные познания. Если  они не истинны, то совсем  нет истины в человеке; если  же, напротив, они истинны, то он находит в них великий повод к смирению, будучи принужден принизить себя тем или другим способом. Так как он не может существовать, не веря им, то хотелось бы, чтобы он, прежде чем приступить к самым обширным исследованиям природы, не торопясь и серьезно посмотрел на нее, взглянул бы также на самого себя и рассудил, имеет ли он какую-нибудь соразмерность с нею при сравнении им этих двух предметов).

Пусть же рассмотрит человек  всю природу в ее высоком и  полном величии; пусть перенесет  свой взор с низших окружающих его предметов к тому блестящему светилу, которое подобно вечной лампаде освещает вселенную. Земля покажется ему тогда точкою в сравнении с необъятным кругом, описываемым этим светилом; пусть он подивится тому, что этот необъятный круг, в свою очередь, не больше как очень мелкая точка в сравнении с путем, который описывают в небесном пространстве звезды. Но когда взор его остановится на этой грани, пусть воображение уходит дальше: скорее утомится оно, чем истощится природа в снабжении его все новою пищей.

Весь этот видимый  мир есть лишь незаметная черта в  обширном лоне природы. Никакая мысль  не обнимет ее. Сколько бы мы ни тщеславились нашим проникновением за пределы  мыслимых пространств, мы воспроизведем  лишь атомы в сравнении с действительным бытием. Эта бесконечная сфера, центр коей везде, а окружность нигде. Наконец, самое осязательное свидетельство всемогущества Божия, это то, что наше воображение теряется в этой мысли.

Пусть, пришедши в себя, человек посмотрит, что представляет он в сравнении со всем бытием, пусть представит себя как бы заблудившимся в этом далеком уголке природы и пусть по этой келье - я разумею вселенную нашу - он научится ценить землю, царства, города, и себя самого, в своем истинном значении" говорил Блез Паскаль.

Даже если человек столь многое приписывает собственной сообразительности или достижениям науки, то это ничего не меняет в том, что все его достижения опираются на так называемый "поиск" следствий из существующих Законов Природы. Тем самым человек "познаёт" их, используя же законы на практике, он "приспосабливается" к ним. А это и есть не что иное, как безусловное "послушание" человека, смиренно склонившегося перед ними.

 

 

 


Информация о работе Идеализм Платона. Место Платона в истории философии