Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:07, контрольная работа
Платоновская идеалистическая диалектика развивалась в борьбе против материализма Демокрита и гераклитовской диалектики логоса и мира вещей, а также против античной софистики.
Как и всякая великая эпоха в истории философии, эпоха Платона обусловлена постановкой гносеологической проблемы, – размышлением о сущности знания. Этот поворот мышления в сторону исследования самого себя совершается здесь впервые, и великое научное значение Платона заключается именно в том, что он в этом повороте увидел существенную и самую важную сторону деятельности Сократа.
воли к жизни . “ Узкоплечий , широкобедрый , низкорослый пол”
лишен всякой истинной оригинальности духа , женщины не
создали ничего истинно великого , они легкомысленны и
безнравственны . Благодаря их мотовству и стремлению к роскоши
, происходит 9/10 экономических бедствий человечества. В
конце концов Шопенгауэр смог сказать вместе с Пшибышевским ,
что женщина – это та веревка , на которой черти тащат души
грешников в ад . Итак , подтверждение воли к жизни ведет
человечество лишь к бедствиям , и только обратный процесс
отрицания воли к жизни ведет к облегчению . Кроме
философского познания , есть три стороны в жизни человека ,
смягчающие тягостность существования и содействующие
облегчению благодатного процесса искупления ,- это
эстетическое созерцание , мораль сострадания и аскетический
“квиетив воли”.
Эстетика Шопенгауэра . С раннего детства Шопенгауэр , имея
возможность путешествовать , мог развивать свой эстетический
вкус , а чувство красоты пробудилось в нем с особенной силой
при знакомстве с классическим миром .Сущность искусства
сводится к наслаждению безвольным созерцанием вечно
совершенных Архетипов-Идей и мировой воли – идей , поскольку
последние находят себе выражение в образах чувственной
красоты. Самые идеи вневременны и внепространственны , но
искусство , пробуждая в нас чувство красоты в прекрасных
образах , дает нам возможность прозревать сверхразумным
мистическим путем
искусства и их роды
определенной ступени
трагическое в искусстве , Шопенгауэр отводит надлежащее место
и комическому , предлагая особую теорию смешного . В своей
эстетике Шопенгауэр
метафизического содержания искусства , сравнительно меньше он
останавливается на формальных условиях красоты .
Этика Шопенгауэра . Кроме художественного прозрения в
сущность мира , есть еще другой путь к освобождению себя от
страданий , это – углубление в моральный смысл бытия .
Моральную проблему Шопенгауэр тесно связывает с вопросом о
свободе воли . Воля едина , но , как сказано , она включает в
себя мистическим образом
в виде Идей и некоторую множественность “умопостигаемых
характеров” , численно равную числу человеческих индивидуумов
в опыте . Характер каждого человека в опыте строго подчинен
законам достаточного
свойственны следующие черты :
1) он прирожден , мы появляемся на свет , наследуя строго
определенный характер от отца и умственные способности
от матери .
2) он эмпиричен , т.е. по мере нашего развития мы
постепенно узнаем его и иногда против собственного
ожидания открываем в себе известные присущие нам черты
характера .
3) он постоянен . В своих существенных чертах характер
неизменно сопровождает
Поэтому нравственное воспитание , с точки зрения
Шопенгауэра , невозможно. Воля человека , как эмпирической
личности , строго детерминирована . Но та сторона воли ,
которая кроется в “
пренадлежит воле как вещи в себе , внепричинна и свободна .
Шопенгауэр пишет : “Свобода - это такая мысль , которая , хотя
, мы ее и высказываем и отводим ей известное место , на самом
деле не может быть нами отчетливо мыслима . Следовательно ,
учение о свободе мистично”.
3) Общество
Современное общество – это более 5 млрд. землян, тысячи больших и малых народов, более полутора сотен государств; это многообразие экономических укладов, форм социально-политической и культурной жизни.
Одна из причин такого разнообразия – различие природных условий, физической среды обитания людей. Эти условия влияют на многие стороны общественной жизни, но в первую очередь на хозяйственную деятельность человека.
В древности климат, плодородие почв, растительность предопределяли способы обработки земли и разведения домашнего скота, стимулировали создание тех или иных орудий труда и производство различных изделий. Природные условия сказываются не только на характере жилища, стилях одежды, домашней утвари и боевого орудия.
Естественная среда обитания влияла и на политическое устройство государств, и на отношения между людьми, и на складывающиеся формы собственности.
Наряду с природными условиями разнообразие общественной жизни связано с исторической средой существования обществ, которая складывается в результате взаимодействия их с другими племенами, народами, государствами.
Вот что писал об этом Г.Плеханов: "Так как почти каждое общество подвергается влиянию своих соседей, можно сказать, что для каждого общества существует в свою очередь известная, историческая среда, влияющая на его развитие. Сумма влияний, испытываемых каждым данным обществом со стороны его соседей, никогда не может быть равна сумме тех же влияний, испытываемых в то самое время другим обществом. Поэтому всякое общество живет в своей особой исторической среде, которая может быть – и действительно часто бывает – очень похожа на историческую среду, окружающую другие народы, но никогда не может быть и никогда не бывает тождественна с нею. Это вносит чрезвычайно сильный элемент разнообразия … в процесс общественного развития".
Однако если отвлечься от некоторых уникальных, присущих каждому конкретному обществу черт, то можно утверждать что и сегодня, как много веком назад, человечество представлено двумя основными типами цивилизаций, уходящими своими корнями в далекое прошлое.
Первый тип цивилизаций – традиционные общества. Они берут свое начало в древневосточной цивилизации, где земля, ирригационная система были собственностью общины. Каждая семья имела свой определенный участок земли, который давался ей во временное пользование. Господствовала экстенсивная технология, направленная главным образом на овладение внешними природными процессами.
Этот тип общества, получивший название традиционного, сохранился до наших дней. Он представлен многими государствами "третьего мира": странами Азии и Африки, сравнительно недавно освободившимися от колониального гнета. И сегодня среди духовных ценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию к природным условиям, не поощряется стремление к их целенаправленному преобразованию. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на самосозерцание. Особое значение имеют традиции, обычаи, передаваемые от поколения к поколению. В целом ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставится выше экономической.
Однако преобладавшие в хозяйственной деятельности восточных народов экстенсивные технологии, которые в ранний период существования традиционных обществ способствовали их экономическому прогрессу (благоприятные природные условия, простота создаваемых человеком средств труда), в дальнейшем стали тормозить его, обусловив не только постепенное исчерпание природных богатств, но и застой в развитии техники. Указанные факторы объясняют характерную сегодня для ряда стран "третьего мира" экономическую отсталость.
Большую роль в общественной
жизни этих стран играет религия.
В тех из них, где господствующей
религией является ислам, выдвигается
идея возрождения исламской
Западная же цивилизация существует чуть более 300 лет. Сложившееся в европейском регионе с его более суровой по сравнению со странами Востока природной средой интенсивное производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда. Способов воздействия на природу.
В связи с этим формировалась и новая система ценностей. Постепенно на первый план выдвигалась активная, творческая, преобразующая деятельность человека. Идеалами цивилизации стали постоянное обновление, могучая поступь прогресса. Безусловную ценность приобрело научное познание, существенно расширяющее интеллектуальные силы, изобретательные способности человека, его возможности преобразовывать мир.
Таким образом "созерцательности" традиционных обществ противостояло деятельное начало западных обществ.
К середине нашего столетия индустриальная цивилизация превратилась в общество массового производства и потребления.
Однако к середине 70-х годов сложившаяся на этих принципах система производства и общественный уклад жизни стала сдавать сбои. Появились многочисленные ограничения для движения по уже проложенному пути. Первым из них стал энергетический кризис: дальнейший рост потребления все более дорожавшей нефти грозил подорвать национальные экономики тех стран, которые жили за счет ее ввоза. Все более скудели запасы и других ресурсов планеты, необходимые для развития производства и общества, в том числе природные ископаемые (каменный уголь, руды различных металлов и т.д.)
Сказались и экологические ограничения. Массовое производства было дешевым не только в силу своих масштабов, но и потому, что производители не тратились на охрану окружающей среды, на исключение вредных выбросов в атмосферу и т.д.
Снижение уровня духовно-нравственных ценностей западного общества, нравственная и моральная "вседозволенность" все это привело к тому, в каком обществе мы сейчас и живем.
Идея многообразия общества не противоречит идее единства человечества.
Все более крепнущие и расширяющиеся экономические, политические, культурные связи, помогая преодолевать разобщенность, формируют в землянах чувство принадлежности к единой человеческой семье.
Французский мыслитель первой половины нашего века Тейяр де Шарден так выразил это чувство: "... для человека нет будущего, ожидаемого в результате эволюции, вне его объединения с другими людьми".
Но это не только взаимодействие людей на личностном, индивидуальном уровне – идет диалог культур, цивилизаций. И сегодня мы понимаем, что надо учиться вести этот диалог, который поможет сделать достижения разных культур и цивилизаций достоянием всего человечества.
"Мы вступаем в период, когда культура будет иметь большое значение, чем когда-либо. Культура не является чем-то окаменевшем в янтаре, это то, что мы создаем заново каждый день. Постиндустриальное общество будет содержать в себе много культур, и это базис для морали. Быть может, это и есть подлинный базис для взаимопонимания людей, для формирования новых моральных ценностей в отношениях между людьми" О. Тоффлер.
2. Общество как
Общество- это сложная социальная система. Как и всякая система, общество может быть охарактеризована:
1. С точки зрения способа существования – общество как часть мира, образованная совместно действующими, сознательно преобразующими его людьми;
2. С точки зрения
функциональных характеристик –
3. С точки зрения
его структуры – общество как
совокупность элементов,
Информация о работе Идеализм Платона. Место Платона в истории философии