Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:55, курсовая работа
Целью работы является анализ деятельности налогового органа по организации и проведению камеральных налоговых проверок по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц на примере Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республики Саха (Якутии), а также разработка рекомендаций по их совершенствованию. Осуществление поставленной цели предопределило решение ряда следующих задач:
1) исследовать понятие и сущность камеральных налоговых проверок, а также методы их проведения;
2) определить порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок;
3) проанализировать автоматизированные технологии камеральных налоговых проверок,
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации и проведения камеральных налоговых проверок
1.1 Понятие и сущность камеральных налоговых проверок
1.2 Методы проведения камеральных налоговых проверок
1.3 Порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок
Глава 2. Анализ деятельности Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республики Саха (Якутии) по организации и проведению камеральных налоговых проверок
2.1 Автоматизированные информационные технологии камеральных налоговых проверок
2.2 Анализ эффективности проведения камеральных налоговых проверок
по единому социальному налогу
2.3 Анализ эффективности проведения камеральных налоговых проверок по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемых работодателями
Глава 3. Проблемы и перспективы совершенствования организации и проведения камеральных налоговых проверок
Заключение
Список источников
- бухгалтерская отчетность за проверяемый период, включая пояснительные записки;
- налоговая и бухгалтерская отчетность за предыдущие периоды;
- сведения и справки,
которые предоставляют о себе
налогоплательщики, банки и
- информация из базы
данных единого
- справки по операциям
и счетам налогоплательщиков, предоставляемые
банками в ответ на
- документы, полученные
от контрагентов
А также любая информация
о финансово-хозяйственной
- на основании соглашений
по обмену информацией с
- от банков, других организаций по запросам;
- от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления и т.д.);
- средств массовой информации
и сети Интернет (рекламные объявления,
содержащие сведения о
- в результате контрольной работы налогового органа, а также других налоговых органов.
«Объем информации, которую налоговые органы изучают в ходе камеральной проверки», считает Литвинова, «сравнительно небольшой. Но от этого камеральная проверка не теряет своей значимости. Регулярность, сплошной характер и в большинстве случаев автоматизированный режим ее проведения позволяют обнаружить скрытые объекты налогообложения и проверить правильность исчисления налоговой базы. Кроме того, в ходе камеральной проверки налоговые органы получают сведения о налогоплательщиках, в деятельности которых возможны налоговые правонарушения. Такие налогоплательщики впоследствии будут подвергнуты выездной налоговой проверке».
Проблема практики применения
судами положений, касающихся в целом
порядка истребования налоговыми органами
и представления
Поправки, внесенные Федеральным
законом N 137-ФЗ в ст. 88 НК РФ, решили эту
задачу, существенным образом изменив
подход к этой процедуре, - согласно
общему правилу, закрепленному в
п. 7 ст. 88 НК РФ (в новой редакции),
при проведении камеральной налоговой
проверки налоговый орган не вправе
истребовать у
Помимо этого, необходимо
отметить, что в настоящее время,
в отличие от ранее действующего
порядка, представление документов,
подтверждающих достоверность данных,
внесенных в налоговую
Таким образом, если руководствоваться
данными изменениями, по общему правилу
у налогоплательщика нет
Но из общего правила есть исключения, предусмотренные ст. 88 НК РФ и распространяющиеся на следующие случаи:
- при проведении камеральных
налоговых проверок налоговые
органы вправе истребовать в
установленном порядке у
- при подаче налоговой
декларации по налогу на
- при проведении камеральной
налоговой проверки по налогам,
Очевидны преимущества новой редакции ст. 88 НК РФ по сравнению с предыдущей, поскольку введенные Федеральным законом N 137-ФЗ ограничения по истребованию документов у проверяемых лиц не ущемляют интересов налоговых органов, а соответствуют приоритетным направлениям налогового контроля. При этом они призваны лишь оградить налогоплательщиков от возможного произвола со стороны сотрудников налоговых органов по неоправданному и необоснованному истребованию необъятного количества документов, что в значительной степени способствует нормальному обеспечению защиты прав и законных интересов налогоплательщиков и устранению ненужных конфликтных ситуаций.
Налоговым законодательством
установлен период в деятельности налогоплательщиков,
который может быть предметом
камеральных налоговых
Должны также сохраняться документы, подтверждающие получение доходов, произведенные расходы и уплату (удержание) налогов. В исключительных случаях налоговые органы могут затребовать документы, касающиеся налоговой проверки, за периоды, ею не охваченные.
Статья 88 НК РФ, изложенная в новой редакции, предоставляет сотрудникам налогового органа, проводящим камеральную налоговую проверку, право истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в исключительных случаях.
В целом, приходится констатировать,
что в НК РФ не раскрывается понятие
камеральной налоговой
Также камеральная проверка имеет двойное назначение: как средство контроля за правильностью и достоверностью отражения показателей в налоговых декларациях и как основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.
1.2 Методы проведения камеральных налоговых проверок
Традиционно под методом
понимается «способ теоретического
исчисления или практического
На начальном этапе камеральной проверки в обязательном порядке проводится визуальная проверка правильности оформления налоговой декларации в соответствии с требованиями к порядку ее заполнения.
На практике случается, что в представленной налоговой отчетности отсутствует какой-либо из обязательных реквизитов (например, ИНН или период, за который представлена декларация), нечетко заполнены отдельные реквизиты, что делает невозможным их однозначное прочтение, или они заполнены карандашом. Могут встречаться исправления, не подтвержденные подписью налогоплательщика или его представителя. В этих случаях налоговый орган должен уведомить налогоплательщика о необходимости представить документ, входящий в налоговую отчетность, по утвержденной форме в установленный налоговым органом срок, не превышающий пяти дней.
Указанное требование не распространяется на следующие случаи:
- выявлены обстоятельства, свидетельствующие о налоговых правонарушениях;
- установлены факты, что
сумма налога к возмещению (уменьшению)
или доплате (уплате) исчислена
налогоплательщиком в
Если налогоплательщик не
внес соответствующие исправления
в установленный срок, налоговый
орган истребует у
В тоже время Д.Г. Черник и
Л.П. Павлова базируются на том, что
«для выявления нарушений в
- общенаучный метод - анализ
и синтез, индукция и дедукция,
аналогия, сравнение, логический
метод, моделирование,
- специальные методы, применение
которых характерно для
Не основываясь на всем многообразии методов, В. И. Карпов выделяет три основных метода – «это негласный метод, метод поиска несоответствия в накопленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта, логически-дедуктивный метод», сущность которых состоит в следующем:
«1.Негласный метод.
В этом случае информация о
подготавливаемом или совершенном
нарушение поступает в
2. Метод поиска несоответствия
в накопленной информации о
деятельности хозяйствующего
Данный метод основывается на сравнении информации о деятельности хозяйствующего субъекта, полученной из различных источников, в том числе и от него самого. Очевидно, что если налогоплательщик показывает снижение объемов производства, а налоговый орган располагает данными о росте потребления электроэнергии, воды и других ресурсов, то это должно быть причиной повышенного к нему внимания.
Другим аспектом данного метода является поиск несоответствия в налоговой и бухгалтерской отчетности на основе контрольных соотношений. Сущность заключается в том, что для расчетов разных налогов используют одни и те же показатели или их составные части, которые в явном или скрытом виде содержатся в разных формах бухгалтерской или налоговой отчетности. Например, для НДС и налога на прибыль основой является выручка, для единого социального налога и налога на доходы физических лиц - размер фонда оплаты труда и т.п. Несоответствие одноименных величин или их производных в различных налоговых декларациях, бухгалтерской и другой отчетности должны дать повод для проверки этих отклонений.
Данный метод в настоящее время все шире находит применение в практике налоговых органов при камеральной проверке отчетности налогоплательщиков, налоговых агентов и других лиц.
3. Логически-дедуктивный метод.
Наиболее общий метод
выявления нарушений в
Данный метод позволяет выявить отрицательное поведения отдельных налогоплательщиков без указания на конкретику подобного поведения. Для уточнения результатов необходимо пользоваться методами первой и третьей группы».