Качество как стратегическая цель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2014 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – рассмотрение понятий качество, стратегия и конкурентоспособность, а так же международных систем качества.
Задачи, решаемые в курсовой работе - изучение существующих методик стратегического анализа, анализ политики и целей в области качества отдельного предприятия, изучение его внешней и внутренней среды, сильных и слабых сторон. Изучение качества продукции отдельного предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Качество, как объект стратегического управления 5
1.1 Понятие и сущность качества 5
1.2 Качество, как фактор конкурентоспособности 8
2 Анализ системы качества ОАО «УАЗ» 15
2.1 Краткая характеристика и история ОАО «УАЗ» 15
2.2 Политика и цели в области качества ОАО «УАЗ» 18
2.3 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 22
3. Современные системы качества в стратегическом менеджменте 30
3.1 Виды мировых систем качества 30
3.2 Сущность японского управления качеством 33
Заключение. 42
Список использованной литературы 44
Приложения 46

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая1.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее изучена конкурентоспособность товаров. При этом в большинстве работ это понятие, в первую очередь, связывается с качеством товара. Одной из первых работ в данном направлении является монография М. Г. Долинской и И. А. Соловьева, где авторы дают следующее определение конкурентоспособности товара: это «характеристика продукции, которая отражает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение»[13].

Таблица 1 – Характеристика уровней конкурентоспособности

Уровень

конкуренто-способности

Объект или субъект

конкуренто-способности

Некоторые факторы конкурентоспособности

товарный

Товары

(работы, услуги)

  • Качество продукции, соответствие нормам и стандартам.
  • Цена.
  • Соответствие потребительскому спросу

микроуровень

Товаропроизво-дитель

(организация, фирма)

  • Сравнительная конкурентоспособность продукции.
  • Эффективность производственной деятельности.
  • Финансовые показатели деятельности.
  • Эффективность организации и сбыта продукции на рынке и его доля

мезоуровень

Объединение предприятий, отрасли

  • Внутренняя структура отрасли.
  • Влияние внешней среды.
  • Конкурентоспособность отдельных элементов.
  • Взаимодействие между элементами системы

макроуровень

Народное хозяйство в целом, страновая конкурентоспособ-ность, конкурентоспособ-ность регионов

  • Инвестиционный климат.
  • Научно-технический уровень.
  • Конкурентоспособность промышленности и отраслей народнохозяйственного комплекса в целом

 

При анализе понятия «конкурентоспособность товара» рассматриваются, помимо качества, такие характеристики, как цена товара и условия ее реализации. Отечественными авторами широко используется подход к определению конкурентоспособности, основанный на сравнении качественных и стоимостных характеристик. Так, в работе В. Д. Андрианова под конкурентоспособностью товара понимается «комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешнем рынке»2.

Таким образом, конкурентоспособность товара определяется совокупностью его характеристик, которые учитываются потребителем, и проявляется в результате сравнения с товарами-аналогами.

Конкурентоспособность на микро- (предприятия, организации) и мезоуровне (объединения предприятий, отрасли) определяется характеристиками, отличными от используемых при анализе конкурентоспособности товара.

Понятие конкурентоспособности применительно к организациям и предприятиям связываются, в первую очередь, с понятием эффективности их функционирования.

Основная предпосылка конкурентоспособности предприятий ― производство и реализация конкурентоспособных товаров, однако, для реализации данной предпосылки необходима эффективная организация работы на рынке, т. е. под конкурентоспособностью понимается «текущее положение предприятия на рынке, в первую очередь, доля рынка и тенденция ее изменения».

Если обобщить существующие точки зрения по данному вопросу, то конкурентоспособностью обладают те хозяйствующие субъекты, которые эффективно функционируют и предоставляют потребителю конкурентоспособные товары и услуги.

Вопросы, касающиеся конкурентоспособности отрасли и объединений предприятий, проработаны недостаточно. Наиболее подробный анализ конкурентоспособности отрасли и факторов, ее определяющих, проведен профессором Гарвардского университета М. Портером. По его мнению, она определяется наличием у отрасли конкурентных преимуществ, выражающихся в возможности производить с издержками не выше мирового уровня продукцию высокого качества и поставлять ее на мировой конкурентный рынок в оптимальные сроки.

На следующем макроуровне конкурентоспособность рассматривается применительно к регионам и странам. Конкурентоспособность региона зависит от того, насколько эффективно в нем используются имеющиеся ресурсы, и может быть выражена в таком понятии, как валовой региональный продукт.

Наконец, можно рассматривать конкурентоспособность страны в целом, при этом единого подхода в данном направлении не выработано. С одной стороны, подчеркивается его важность, т. к. конкурентоспособность представляет собой «концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и других возможностей страны», с другой стороны, выражается сомнение в связи с использованием данного термина по отношению к странам.

Исходя из представленного выше анализа определений понятия «конкурентоспособность», были выявлены признаки, раскрывающие сущность данной категории:

  1. Конкурентоспособность проявляется на рынке.
  2. Понятие «конкурентоспособность» обладает свойством универсальности и распространяется как на объект рыночных отношений (товар, услуга), так и на субъект (организация, отрасль, страна в целом).
  3. Конкурентоспособность обладает многоуровневостью (микро-, мезо- и макроуровень, на каждом из которых используется свой набор характеристик для определения конкурентоспособности).
  4. Конкурентоспособность объектов и субъектов хозяйствования находится в динамичном и неустойчивом состоянии в связи с постоянно меняющейся конкурентной средой.
  5. Конкурентоспособность величина относительная, где базой для сравнения выступают аналогичные показатели конкурентов.
  6. Конкурентоспособность продукции и предприятия являются взаимосвязанными понятиями, так как предприятие является опосредованным носителем конкурентоспособности через свои товары и услуги, вместе с тем конкурентоспособность предприятия определяется характеристиками, отличными от используемых при определении конкурентоспособности продукции.

Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно отметить следующее: глобализация экономики и развитие международных торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. Потребитель получил возможность выбирать из большого числа поставщиков и диктовать свои требования к качеству товаров, которые он готов приобрести. И если раньше потребитель довольствовался подтверждением качества самих товаров и услуг, то теперь он хочет иметь подтверждение того, что производство товаров, за которые он собирается платить деньги, организовано таким образом, что оно действительно обеспечивает декларируемое качество.

 

2 Анализ системы качества ОАО  «УАЗ»

2.1 Краткая характеристика и история ОАО «УАЗ»

Исследуемое в данной курсовой работе предприятие ОАО “Ульяновский автомобильный завод” принадлежит к числу промышленных крупных производственных предприятий.

Отрытое акционерное общество «Ульяновский автомобильный завод» является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации.

Ульяновский автомобильный завод – предприятие, выпускающее малотоннажные машины повышенной проходимости – знаменитые «уазики».

В тяжёлое время 1941 года под угрозой оказались важнейшие государственные объекты и среди них – Московский автозавод, поэтому Советское правительство приняло решение завод эвакуировать. Четыре города стали пунктами эвакуации завода: Челябинск, Миасс, Шадринск и Ульяновск. В ноябре-декабре 1941 года из Москвы прибыло около двух тысяч платформ с оборудованием. Так с декабря 1941 года началась новая жизнь московского автозавода на ульяновской земле.

В январе 1942 года, автозаводцы собрали первую партию автомобилей ЗИС-5. Всего в течение 1942 г. было выпущено около двух тысяч машин. В том же году, в октябре, был сдан в эксплуатацию главный сборочный конвейер. К концу 1943 года с главного конвейера сходило до ста автомобилей ежедневно.

После окончания Великой Отечественной Войны, автозаводцы выпускали грузовые автомобили ГАЗ-АА (полуторки), а в 1954 году, из Горького в Ульяновск передается производство автомобилей ГАЗ-69 и    ГАЗ-69А.

С 15 декабря 1972 года завод начал выпускать УАЗ-469, а через два года, в 1974 году, с конвейера сошел миллионный с начала освоения завода автомобиль марки «УАЗ».

В 2005 году поставлен на производство новый автомобиль УАЗ-3163 «Патриот». В настоящее время ОАО «УАЗ» выпускает 13 моделей (6 легковых и 7 грузовых) и 23 модификации (12 легковых и 11 грузовых) для внутреннего и внешнего рынка.

Сегодня Ульяновский автомобильный завод является одним из производителей полноприводных легковых, малотоннажных и грузопассажирских автомобилей, которые характеризуются повышенной проходимостью, простотой обслуживания, ремонта и эксплуатации в сочетании с относительно низкой стоимостью.

В будущем ОАО “УАЗ” планирует разработать гамму автомобилей на базе нового грузового шасси, включающую в себя и современный микроавтобус, и новый малотоннажный грузовик, и новый вариант грузопассажирского автомобиля с грузовой платформой.

Тип производства - массовый.

Производственная структура предприятия - это состав и соотношение производственных подразделений (производственные единицы, цехи, участки, рабочие места и т.п.), а также формы производственных связей между ними. В производственной структуре  различают подразделения основного, вспомогательного, побочного и подсобного производств - по видам протекающих в них производственных процессов.

В структуру ОАО «УАЗ» входят четырнадцать цехов основного производства.

Под структурой аппарата управления предприятия понимается совокупность линейных и функциональных органов управления, формы связей и взаимоотношения между ними. Состав производственных подразделений и звеньев аппарата управления представляют организационную структуру управления. В акционерном обществе высшим звеном управления является собрание акционеров. Исполнительный директор руководит всей деятельностью и организует работу предприятия. К компетенции общего собрания акционеров относятся:

  1. внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции;
  2. реорганизация общества;
  3. ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
  4. избрание членов совета директоров общества и досрочное прекращение их полномочий;
  5. определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
  6. увеличение уставного капитала общества путем размещения акций посредством закрытой подписки;
  7. размещение эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции, посредством закрытой подписки;
  8. увеличение уставного капитала общества путем размещения посредством открытой подписки обыкновенных акций, составляющих более 25 процентов ранее размещенных обыкновенных акций;
  9. размещение посредством открытой подписки конвертируемых в обыкновенные акции эмиссионных ценных бумаг, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 25 процентов ранее размещенных обыкновенных акций;
  10. увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций.

Организационная структура предприятия представлена в Приложении 1.

Целенаправленная работа по улучшению качества машин способствует тому, что «уазики» не только в нашей стране, но и за рубежом пользуются очень большой популярностью. Они экспонировались на многих зарубежных выставках и автосалонах. Продукция ОАО «УАЗ» эксплуатируется в более чем в 30 странах мира.

Основными видами деятельности ОАО “УАЗ” по Уставу являются:

  • Разработка,  производство, сбыт и гарантийное обслуживание автомобилей, запчастей к ним и товаров народного потребления;
  • Оказание платных услуг населению;
  • Финансовые, фондовые, страховые операции, а так же операции с 
    недвижимостью;
  • Полиграфическая и издательская деятельность;
  • Выполнение инженерных изысканий;
  • Выполнение строительно-монтажных работ (функции генподрядчика);
  • Производство строительных материалов, конструкций и изделий;

УАЗ осуществляет любые  виды хозяйственной деятельности, за исключение запрещенных законодательными актами РФ, и соответствии с целью своей деятельности.

 

2.2 Политика и цели в области качества ОАО «УАЗ»

 Политика в области качества ОАО «УАЗ» отражает в концентрированной форме стратегические цели организации в области качества

и руководящие принципы их достижения.

Политика ОАО «УАЗ» в области качества основана на следующих принципах:

  • Превышение ожиданий потребителей, в том числе по ценам, которые они могут себе позволить, и именно в тот момент, когда они нуждаются в нашей продукции.
  • Качество выпускаемых автомобилей должно полностью удовлетворять обязательным законодательно установленным требованиям и требованиям Государственного Заказчика.
  • Первый руководитель ОАО "УАЗ" и руководители подразделений являются лидерами в деятельности по менеджменту качества.
  • Вовлечение каждого работника в систему менеджмента качества, его личная ответственность за качество и непрерывное улучшение.
  • Наши работники – наше самое большое преимущество в конкурентной борьбе.
  • Создание условий для повышения удовлетворенности работников.
  • Единство целей всех подразделений ОАО "УАЗ".
  • Открытость информационных потоков.
  • Работа с поставщиками в улучшении качества их продукции.
  • Достижение успеха за счет эффективного производства, минимизации затрат и снижения риска для потребителя.
  • Взаимное уважение всех ко всем.
  • Постоянное повышение результативности системы менеджмента качества за счет совместного улучшения всех процессов в ОАО "УАЗ".

Информация о работе Качество как стратегическая цель