Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2014 в 09:40, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – рассмотрение понятий качество, стратегия и конкурентоспособность, а так же международных систем качества.
Задачи, решаемые в курсовой работе - изучение существующих методик стратегического анализа, анализ политики и целей в области качества отдельного предприятия, изучение его внешней и внутренней среды, сильных и слабых сторон. Изучение качества продукции отдельного предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Качество, как объект стратегического управления 5
1.1 Понятие и сущность качества 5
1.2 Качество, как фактор конкурентоспособности 8
2 Анализ системы качества ОАО «УАЗ» 15
2.1 Краткая характеристика и история ОАО «УАЗ» 15
2.2 Политика и цели в области качества ОАО «УАЗ» 18
2.3 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 22
3. Современные системы качества в стратегическом менеджменте 30
3.1 Виды мировых систем качества 30
3.2 Сущность японского управления качеством 33
Заключение. 42
Список использованной литературы 44
Приложения 46
Наиболее изучена конкурентоспособность товаров. При этом в большинстве работ это понятие, в первую очередь, связывается с качеством товара. Одной из первых работ в данном направлении является монография М. Г. Долинской и И. А. Соловьева, где авторы дают следующее определение конкурентоспособности товара: это «характеристика продукции, которая отражает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение»[13].
Таблица 1 – Характеристика уровней конкурентоспособности
Уровень конкуренто-способности |
Объект или субъект конкуренто-способности |
Некоторые факторы конкурентоспособности |
товарный |
Товары (работы, услуги) |
|
микроуровень |
Товаропроизво-дитель (организация, фирма) |
|
мезоуровень |
Объединение предприятий, отрасли |
|
макроуровень |
Народное хозяйство в целом, страновая конкурентоспособ-ность, конкурентоспособ-ность регионов |
|
При анализе понятия «конкурентоспособность товара» рассматриваются, помимо качества, такие характеристики, как цена товара и условия ее реализации. Отечественными авторами широко используется подход к определению конкурентоспособности, основанный на сравнении качественных и стоимостных характеристик. Так, в работе В. Д. Андрианова под конкурентоспособностью товара понимается «комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешнем рынке»2.
Таким образом, конкурентоспособность товара определяется совокупностью его характеристик, которые учитываются потребителем, и проявляется в результате сравнения с товарами-аналогами.
Конкурентоспособность на микро- (предприятия, организации) и мезоуровне (объединения предприятий, отрасли) определяется характеристиками, отличными от используемых при анализе конкурентоспособности товара.
Понятие конкурентоспособности применительно к организациям и предприятиям связываются, в первую очередь, с понятием эффективности их функционирования.
Основная предпосылка конкурентоспособности предприятий ― производство и реализация конкурентоспособных товаров, однако, для реализации данной предпосылки необходима эффективная организация работы на рынке, т. е. под конкурентоспособностью понимается «текущее положение предприятия на рынке, в первую очередь, доля рынка и тенденция ее изменения».
Если обобщить существующие точки зрения по данному вопросу, то конкурентоспособностью обладают те хозяйствующие субъекты, которые эффективно функционируют и предоставляют потребителю конкурентоспособные товары и услуги.
Вопросы, касающиеся конкурентоспособности отрасли и объединений предприятий, проработаны недостаточно. Наиболее подробный анализ конкурентоспособности отрасли и факторов, ее определяющих, проведен профессором Гарвардского университета М. Портером. По его мнению, она определяется наличием у отрасли конкурентных преимуществ, выражающихся в возможности производить с издержками не выше мирового уровня продукцию высокого качества и поставлять ее на мировой конкурентный рынок в оптимальные сроки.
На следующем макроуровне конкурентоспособность рассматривается применительно к регионам и странам. Конкурентоспособность региона зависит от того, насколько эффективно в нем используются имеющиеся ресурсы, и может быть выражена в таком понятии, как валовой региональный продукт.
Наконец, можно рассматривать конкурентоспособность страны в целом, при этом единого подхода в данном направлении не выработано. С одной стороны, подчеркивается его важность, т. к. конкурентоспособность представляет собой «концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и других возможностей страны», с другой стороны, выражается сомнение в связи с использованием данного термина по отношению к странам.
Исходя из представленного выше анализа определений понятия «конкурентоспособность», были выявлены признаки, раскрывающие сущность данной категории:
Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно отметить следующее: глобализация экономики и развитие международных торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. Потребитель получил возможность выбирать из большого числа поставщиков и диктовать свои требования к качеству товаров, которые он готов приобрести. И если раньше потребитель довольствовался подтверждением качества самих товаров и услуг, то теперь он хочет иметь подтверждение того, что производство товаров, за которые он собирается платить деньги, организовано таким образом, что оно действительно обеспечивает декларируемое качество.
2 Анализ системы качества ОАО «УАЗ»
2.1 Краткая характеристика и история ОАО «УАЗ»
Исследуемое в данной курсовой работе предприятие ОАО “Ульяновский автомобильный завод” принадлежит к числу промышленных крупных производственных предприятий.
Отрытое акционерное общество «Ульяновский автомобильный завод» является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации.
Ульяновский автомобильный завод – предприятие, выпускающее малотоннажные машины повышенной проходимости – знаменитые «уазики».
В тяжёлое время 1941 года под угрозой оказались важнейшие государственные объекты и среди них – Московский автозавод, поэтому Советское правительство приняло решение завод эвакуировать. Четыре города стали пунктами эвакуации завода: Челябинск, Миасс, Шадринск и Ульяновск. В ноябре-декабре 1941 года из Москвы прибыло около двух тысяч платформ с оборудованием. Так с декабря 1941 года началась новая жизнь московского автозавода на ульяновской земле.
В январе 1942 года, автозаводцы собрали первую партию автомобилей ЗИС-5. Всего в течение 1942 г. было выпущено около двух тысяч машин. В том же году, в октябре, был сдан в эксплуатацию главный сборочный конвейер. К концу 1943 года с главного конвейера сходило до ста автомобилей ежедневно.
После окончания Великой Отечественной Войны, автозаводцы выпускали грузовые автомобили ГАЗ-АА (полуторки), а в 1954 году, из Горького в Ульяновск передается производство автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А.
С 15 декабря 1972 года завод начал выпускать УАЗ-469, а через два года, в 1974 году, с конвейера сошел миллионный с начала освоения завода автомобиль марки «УАЗ».
В 2005 году поставлен на производство новый автомобиль УАЗ-3163 «Патриот». В настоящее время ОАО «УАЗ» выпускает 13 моделей (6 легковых и 7 грузовых) и 23 модификации (12 легковых и 11 грузовых) для внутреннего и внешнего рынка.
Сегодня Ульяновский автомобильный завод является одним из производителей полноприводных легковых, малотоннажных и грузопассажирских автомобилей, которые характеризуются повышенной проходимостью, простотой обслуживания, ремонта и эксплуатации в сочетании с относительно низкой стоимостью.
В будущем ОАО “УАЗ” планирует разработать гамму автомобилей на базе нового грузового шасси, включающую в себя и современный микроавтобус, и новый малотоннажный грузовик, и новый вариант грузопассажирского автомобиля с грузовой платформой.
Тип производства - массовый.
Производственная структура предприятия - это состав и соотношение производственных подразделений (производственные единицы, цехи, участки, рабочие места и т.п.), а также формы производственных связей между ними. В производственной структуре различают подразделения основного, вспомогательного, побочного и подсобного производств - по видам протекающих в них производственных процессов.
В структуру ОАО «УАЗ» входят четырнадцать цехов основного производства.
Под структурой аппарата управления предприятия понимается совокупность линейных и функциональных органов управления, формы связей и взаимоотношения между ними. Состав производственных подразделений и звеньев аппарата управления представляют организационную структуру управления. В акционерном обществе высшим звеном управления является собрание акционеров. Исполнительный директор руководит всей деятельностью и организует работу предприятия. К компетенции общего собрания акционеров относятся:
Организационная структура предприятия представлена в Приложении 1.
Целенаправленная работа по улучшению качества машин способствует тому, что «уазики» не только в нашей стране, но и за рубежом пользуются очень большой популярностью. Они экспонировались на многих зарубежных выставках и автосалонах. Продукция ОАО «УАЗ» эксплуатируется в более чем в 30 странах мира.
Основными видами деятельности ОАО “УАЗ” по Уставу являются:
УАЗ осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, за исключение запрещенных законодательными актами РФ, и соответствии с целью своей деятельности.
2.2 Политика и цели в области качества ОАО «УАЗ»
Политика в области качества ОАО «УАЗ» отражает в концентрированной форме стратегические цели организации в области качества
и руководящие принципы их достижения.
Политика ОАО «УАЗ» в области качества основана на следующих принципах: