Качество как стратегическая цель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2014 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – рассмотрение понятий качество, стратегия и конкурентоспособность, а так же международных систем качества.
Задачи, решаемые в курсовой работе - изучение существующих методик стратегического анализа, анализ политики и целей в области качества отдельного предприятия, изучение его внешней и внутренней среды, сильных и слабых сторон. Изучение качества продукции отдельного предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Качество, как объект стратегического управления 5
1.1 Понятие и сущность качества 5
1.2 Качество, как фактор конкурентоспособности 8
2 Анализ системы качества ОАО «УАЗ» 15
2.1 Краткая характеристика и история ОАО «УАЗ» 15
2.2 Политика и цели в области качества ОАО «УАЗ» 18
2.3 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 22
3. Современные системы качества в стратегическом менеджменте 30
3.1 Виды мировых систем качества 30
3.2 Сущность японского управления качеством 33
Заключение. 42
Список использованной литературы 44
Приложения 46

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая1.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом можно сказать, что слабыми сторонами ОАО «УАЗ» является:

  • Инновация
  • Уровень производства
  • Качество персонала

После проведения анализа мы видим, что у предприятия сильных сторон оказалось больше чем слабых, но еще больше оказалось нейтральных факторов, что никак не характеризует ОАО «УАЗ» с положительной стороны. Это говорит о том, что данная организация является не слабым предприятием и не сильным.

Далее проведем SWOT-анализ.

Во всем многообразии факторов внешней и внутренней среды, можно заметить их разделение на две группы: те, которые поддаются управлению со стороны руководства фирмы, и те, которые такому управлению не поддаются. Это разделение важно с точки зрения прогнозирования, конъюнктурных исследований, стратегического и иного планирования, выдвижения целей.

В стратегическом управлении наиболее часто используется метод анализа среды организации, получивший название SWOT-анализ. Применяя этот метод, удается установить линии связи между силой и слабостью и внешними угрозами и возможностями. Такие связи в дальнейшем используются для разработки стратегии3.

В процессе выработки стратегии необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Для успешного применения SWOT - анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

SWOT - анализ обычно применяется для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды организации и сведение их в единое целое, что позволяет получить общую картину действительности. На данный момент мы уже имеем анализ слабых и сильных сторон организации, поэтому сейчас нужно только сопоставить эти два анализа, для того чтобы получить общую картину состояния ОАО «УАЗ»

 

 

Таблица 6 – SWOT анализ

 

Возможности:

Угрозы:

 

1. Выход на новые рынки

2. Совершенствование технологии производства

1. Усиление конкуренции

2. Изменение покупательских предпочтений

Сильные стороны:

«Сила и возможности»

«Сила и угрозы»

  1. Достаточная известность
  2. Отлаженная дилерская сеть
  3. Четкая стратегия развития предприятия

- достаточная известность будет способствовать выходу на новые рынки;

- отлаженная дилерская сеть  совместно с совершенствованием  технологии производства позволят  увеличить объемы продаж;

- известность добавит преимуществ в конкуренции;

- отлаженная дилерская сеть поможет предотвратить падение продаж при изменение вкусов потребителей

Слабые стороны:

«Слабость и возможность»

«Слабость и угрозы»

  1. Недостатки в рекламной политике
  2. Неучастие персонала в принятии управленческих решений

-плохая рекламная политика создаст  затруднения при выходе на новые рынки;

-неучастие персонала в принятии  решений и недостаточный контроль  исполнения распоряжений при  снижении безработицы может привести  к саботажу;

-появление новых конкурентов, недостатки в рекламной политике ухудшит конкурентную позицию;

-непродуманная рекламная политика  не удержит покупателей при  изменении их вкусов;

- предприятие должно постоянно  улучшать качество продукции, чтобы  успешно конкурировать


 

Из SWOT-анализа можно сделать вывод, что сильных сторон больше чем слабых, как уже было отмечено ранее. Но тем не менее сильных сторон хватает только на использование возможностей, после чего происходит превращение слабых сторон в сильные. На устранение угроз остается очень малая часть ресурсов, что осложняет существование ОАО «УАЗ». Таким образом, можно говорить о том, что данная организация находится на промежуточном уровне развития, т.е. в настоящее время ситуация в ОАО «УАЗ» является стабильной.

Иными словами, если расценивать положение организации по трем критериям: плохое, нейтральное, хорошее, то ОАО «УАЗ» находится в стабильном положении.

Анализируя таблицу можно сделать вывод, что данной организации необходимо обеспечить выход на новые рынки сбыта, достаточную известность. Также необходимо обратить внимание на появление новых конкурентов, приложить больше усилий для улучшения рекламной политики. В следствие чего могут появится новые сильные стороны, а следовательно и возможности, которые необходимо вовремя использовать.

После всех проведенных анализов можно сказать, что предприятие ОАО «УАЗ» является стабильным, с некоторыми недостатками, но и с имеющимися сильными сторонами. Данное предприятие не является аутсайдером на рынке автомобилестроения и вполне конкурентоспособно по отношению к своим ближайшим конкурентам, таким как ОАО «ВАЗ», производящим автомобиль Chevrolet Niva и китайской компанией GREAT WALL, производящей внедорожник GREAT WALL SUV G5.

 

3. Современные системы качества в стратегическом менеджменте

3.1 Виды мировых систем качества

В настоящее время можно выделить 3 уровня систем управления качеством, имеющие некоторые концептуальные различия:

  • системы, соответствующие требованиям стандарта ИСО серии 9000 /2000;
  • общефирменные системы управления качеством (TQM – всеобщее управление качеством – Total Quality Management);
  • системы, соответствующие критериям национальных или международных (региональных) премий дипломов по касчеству.   

Системы, соответствующие стандартам ИСО серии 9000 /2000. С 1 января 2001 года в действие вступила версия ISO 9000 /2000. Эта версия уже не включает в себя альтернативных моделей обеспечения качества, подлежащих сертификации. С 2001 года сертифицировать по ISO 9000 можно лишь полномасштабную систему качества. В основу обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000 положены восемь ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями.

    1. Ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.
    2. Роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.
    3. Вовлечение работников. Это одно из ключевых положений, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.
    4. Процессный подход. Процесс – это деятельность, направленная на достижение установленной цели, которая имеет количественное выражение – результат. Поэтому для реализации процессного подхода организационная система должна переориентироваться с функционального управления на управление результатами, совокупность которых должна обеспечить повышение эффективности системы и конкурентоспособности предприятия.
    5. Системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс – как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей» к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура.
    6. Постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.
    7. Принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.
    8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению, как к внешним, так и внутренним поставщикам.[15]

Общефирменная система управления качеством (TQM).

TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Основная философия TQM базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка – ноль дефектов, к затратам – ноль непроизводительных затрат, к поставкам – точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно,  но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта философия имеет специальный термин – «Постоянное улучшение качества» (quality improvement).

Системы качества, соответствующие критериям национальных или региональных премий по качеству.  Премии по качеству как стимул создания на предприятиях эффективных систем качества широко используются в мире – премия Деминга  в Японии, премия Малкольма Болдриджа в США, Европейская премия в станах Европы и др. В России существует премия Правительства РФ в области качества. Следует отметить, что критерии премии по качеству, учитывая все передовое, что имеется в системах по ИСО 9000 /2000 и в TQM, еще в большей мере обращены к человеческому фактору.

Суть метода распределения функций качества (QFD) заключается, образно говоря, в переводе требований к качеству с одного языка на другой.

Метод анализ причин и последствий отказов (FMEA) впервые был разработан и применен в программе «Шаттл». Чаще всего он используется на стадии проектирования. Суть его заключается в том, что экспертно предполагаются наиболее критические отказы изделия, возможные в эксплуатации. Оцениваются (экспертно) возможные последствия этих отказов. В зависимости от серьезности этих последствий с определенной глубиной анализируются возможные причины отказов и принимаются конструктивные и технологические решения по недопущению этих причин.

Методы Тагути можно отнести к инженерно-эконмическим методам, позволяющим наиболее коротким способом с меньшими затратами прийти к правильному инженерному решению. Тагути создал надежный метод расчета, использовав отношение сигнал/шум, применяемое в электросвязи.

Групповые методы анализа и решения проблем получили достаточное воплощение в форме кружков качества. Однако в зарубежной практике групповая организация улучшения качества имеет много разновидностей. Саму по себе идею нельзя вырвать и насадить как нечто самостоятельное. Она должна быть органической частью продуманного проекта построения на предприятии системы качества.

Такие методы, как QFD, FMEA, Тагути, в зарубежной практике применяются очень широко и эффективно, входят неотъемлемой частью в программы подготовки специалистов по качеству.

Семь инструментов качества японской экономики изложены в переводной литературе японских авторов (Исикава, Куме) и в отечественных публикациях. Одно из достоинств этих методов – в их простоте и возможности использования работниками любого уровня – от директора до рабочего.

Статистические методы. Начальный опыт японской революции в качестве связан именно с массовым применением статистических методов. Использование статистических методов предполагает, что на предприятии имеется группа специалистов, квалифицированно владеющих этими методами и осуществляющих постановку их применения на предприятии. Статистические методы широко отражены в стандартах, справочниках и других материалах.

Итак, мы рассмотрели основные виды систем качества используемые в мире. Теперь давайте более детально рассмотрим японскую систему качества. Так как большинство предприятий как в мире, так и в России стараются использовать у себя на производстве именно японскую систему качества.

 

    1. Сущность японского управления качеством

Японская система управления качеством предусматривает перестройку сознания руководителей фирм и предприятий. Это – новый образ мышления в хозяйственном управлении.

В японских промышленных стандартах дано следующее определение управления качества: «Система методов производства, способствующая экономичному выпуску качественных товаров или предоставлению качественных услуг, которые удовлетворяют требованиям потребителей. Современное управление качеством основано на использовании статистических методов и часто называется статистическим контролем качества».

       Оставив в стороне определение  можно выделить несколько признаков, характерных для реализации функций управления качеством:

  1. Целью японского метода управления качеством является выпуск продукции, уровень которой может удовлетворять требованиям потребителей. Недостаточно простого соответствия требованиям национальных стандартов и технических условий. Японские промышленные стандарты  и международные стандарты, разработанные Международной организацией по стандартизации (ИСО) или Международной электротехнической комиссией (МЭК), не являются идеальными. В них много недостатков. Продукция, соответствующая требованиям японских промышленных стандартов, может не отвечать интересам потребителей. Также необходимо иметь в виду, что запросы потребителей меняются с каждым годом. Даже внося изменения в промышленные стандарты, можно не поспевать за растущими требованиями потребителей.
  2. Необходимо акцентировать внимание на потребительской направленности продукции.  Изготовитель должен изучать мнения и требования потребителей и принимать их во внимание при разработке, производстве и реализации своих изделий. Разрабатывая новый вид продукции, он должен предвидеть требования и нужды потребителей. Право выбора изделий принадлежит потребителю.
  3. Важно и то, как трактуется понятие «качество». В вышеприведенных определениях под качеством понимают качество продукции. Но здесь имеется в виду более широкое толкование. В широком смысле качество означает качество работы, обслуживания, информации, процесса, работы подразделений, работы персонала (включая рабочих, инженеров, руководящих и административных работников), качество функционирования системы, фирмы, задач и т.п. Основной подход состоит в управлении качеством в любом его проявлении.

Информация о работе Качество как стратегическая цель