Качество как стратегическая цель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2014 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – рассмотрение понятий качество, стратегия и конкурентоспособность, а так же международных систем качества.
Задачи, решаемые в курсовой работе - изучение существующих методик стратегического анализа, анализ политики и целей в области качества отдельного предприятия, изучение его внешней и внутренней среды, сильных и слабых сторон. Изучение качества продукции отдельного предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Качество, как объект стратегического управления 5
1.1 Понятие и сущность качества 5
1.2 Качество, как фактор конкурентоспособности 8
2 Анализ системы качества ОАО «УАЗ» 15
2.1 Краткая характеристика и история ОАО «УАЗ» 15
2.2 Политика и цели в области качества ОАО «УАЗ» 18
2.3 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 22
3. Современные системы качества в стратегическом менеджменте 30
3.1 Виды мировых систем качества 30
3.2 Сущность японского управления качеством 33
Заключение. 42
Список использованной литературы 44
Приложения 46

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая1.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

Официально оформленная политика в области качества доводится до всего персонала организации и является документом прямого действия, используемым на всех рабочих местах.

Политика в области качества актуализируется при изменении внешних, внутренних условий ведения бизнеса, при изменениях области распространения системы менеджмента качества, а также по результатам оценки системы менеджмента качества.

Внутри организации Политика в области качества применяется в качестве исходной базы для установления целей в области качества и организации всей деятельности в области качества.

Цели в области качества ОАО «УАЗ» утверждаются на год исполнительным директором.

На основании целей в области качества организации разрабатываются цели в области качества подразделений.

Ответственность за постановку целей возложена на руководство организации и руководителей подразделений.

Цели основным и поддерживающим процессам устанавливаются таким образом, чтобы в результате достижения целей каждого процесса обеспечивалось достижение корпоративных целей. При пересмотре корпоративных целей подлежат пересмотру и цели процессов.Анализ достижения целей проводится на конференциях по качеству, его результаты учитываются при разработке целей в области качества на следующий год.

Для выполнения требований по реализации процессов системы менеджмента качества и достижения целей в области качества на предприятии на основании анализа системы менеджмента качества со стороны руководства ежегодно разрабатываются:

  • План мероприятий по улучшению качества выпускаемой продукции;
  • План развития персонала ОАО «УАЗ».
  • Оперативные планы по улучшению качества выпускаемой продукции.

Планы и мероприятия направлены на улучшение качества, технического уровня и конкурентности изделий и предназначены для организации совместной работы подразделений ОАО «УАЗ» по совершенствованию конструкции изделий и технологических процессов с целью полного удовлетворения запросов потребителей, снижения уровня несоответствий деталей, узлов и изделий в целом.

На ОАО «УАЗ» разработана, документирована, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии система менеджмента качества, соответствующая требованиям ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ РВ 15.002, которая является средством реализации Политики в области качества, достижения целей в области качества и обеспечения уверенности в том, что выпускаемая продукция соответствует требованиям и ожиданиям потребителей, в том числе Государственного Заказчика.

Давайте проведем детализированный анализ качества продукции. В исследовании будем применять как общепринятые показатели анализа качества продукции, так и используемые конкретно на ОАО “УАЗ”.

Рассмотрим динамику обобщающих показателей качества:

  • удельный вес новых изделий в общем, объеме продукции;
  • удельный вес бракованной продукции в общем, ее объеме.

В таблице 2 представлена динамика данных показателей для ОАО “УАЗ”.

 

 

Таблица 2 - Динамика обобщающих показателей качества продукции ОАО “УАЗ”

Показатели

2011г.

2012г.

2013г.

Отклонения (+,-)

2012г. к

2011г.

2013г. к

2012г.

1

2

3

4

5

6

Легковые автомобили, шт.

29141

27180

29320

-1961

2140

Грузовые автомобили, шт.

19465

18093

19142

-1372

1049

Автобусы, шт.

20081

19780

18960

-301

-820

Итого, шт.

68687

65053

67422

-3634

2369

Количество новых автомобилей, шт.

7141

9373

12347

2232

2974

Количество кузовов с окончательным браком, шт.

9

11

12

2

1

Уровень новых изделий, %

10,40

14,41

18,31

4,0

3,9

Уровень бракованных кузовов, %

0,01

0,02

0,01

0,01

-0,01


 

Обобщающие показатели качества продукции ОАО “УАЗ” имеют тенденцию к росту, что положительно характеризует систему менеджмента качества на предприятии. В 2012 г. уровень новых изделий повысился с 10,4% до 14,41%, в  2013 г. уровень повысился с 14,41% до 18,31%.

Общее количество бракованных автомобилей в 2012 г. снижается за счет сокращения количества брака сборочных цехов по покупным деталям и отдельным операциям сборки. Данному снижению способствовали мероприятия по замене покупных на покупные других производителей, изменению организационной структуры службы складского хозяйства, в результате которой возник отдел проверки закупаемых комплектующих, созданию новой системы премирования за показатели качества.

Структура бракованных кузовов и автомобилей на конец 2013 г.      Представлена на рис.1.

Рис. 1 - Структура бракованных кузовов и автомобилей в 2013 г.

Как показывает диаграмма, основной процент брака по кузовам и автомобилям относится к сборке (87,1%).

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что ОАО «УАЗ» имеет достаточно четкую политику в отношении качества продукции. И то, что количество брака имеет отрицательную динамику. То есть работа по улучшению качества продукции на предприятии идет полным ходом.

 

2.3 Анализ внешней и внутренней среды предприятия

Проведем стратегический анализ внешней среды или так называемый STEP – анализ. Этот анализ выявляет наиболее значимые положительно и отрицательно влияющие факторы макросреды, в частности и для машиностроительного бизнеса в России, используя актуальные сведения о состоянии 4 групп факторов внешней среды: социальные, экономические, политические, технологические.

Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; разделяемые людьми ценности; демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей или готовность к перемене места жительства и т.п. Значение социальной компоненты очень важно, так как она является всепроникающей, влияющей как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Социальные процессы изменяются относительно медленно. Однако если происходят определенные социальные изменения, то они приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении организации. Поэтому организация должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения.

Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.      Изучение политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какое отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы, при этом важно уяснить: насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры, чтобы, используя это недовольство, захватить власть.

Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции, прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным последствиям для них. [2, стр. 190-191]

Таблица 3 – STEP анализ

Политика

P

Экономика

E

Выборы президента страны. С первого взгляда кажется, что выборы президента никак не влияют на деятельность ОАО «УАЗ», но это не так. От президента зависит все основное внешнее влияние, а главное от него зависит весь политический фактор. Президент влияет на Государственную Думу РФ, на внешнюю политику и на внутреннюю политику.

Несовершенная и сложная налоговая система. Налоговое законодательство не должно содержать противоречий между статьями одного или нескольких законодательных актов. Наличие таких противоречий приводит к осложнениям при уплате налоговых отчислений и потери денежных средств.

Уровень инфляции. Инфляция несет угрозу снижения цены на продукцию ОАО «УАЗ» или же наоборот, может дать возможность повысить цены. В зависимости от характера или вида инфляции она несет для предприятия возможности или угрозы.

Рост благосостояния общества приведет к большим покупательским возможностям населения, вследствие чего увеличиться сбыт автомобилей.

Социум

S

Технология

T

Низкая платежеспособность населения и ее дальнейшее падение. Данный фактор несет угрозу снижения объема реализации продукции, снижение объема производства и следовательно снижение прибыли. Отрицательное влияние может оказать сочетание данного фактора с ориентацией на качество реализуемой продукции, т.к. себестоимость продукции будет невозможно снизить, а следовательно и его конечную цену.

Уровень образования и выбираемая профессия определяет уровень квалификации кадров.

Государственная поддержка инновационной деятельности. Данный фактор несет угрозу, т.к. с ним связано множество проблем,  которые так или иначе влияют на качество товара. В результате инновационная деятельность на предприятии находится в трудном положении, а совершенствовать и разработать новые виды автомобилей просто необходимо, чтобы удовлетворить потребности покупателей.

Скорость обновления и освоения новых технологий. Данный фактор влияет на деятельность предприятия, т.к. ОАО «УАЗ» занимается непосредственным производством продукции.


 

Далее мы рассмотрим анализ конкурентов (Таблица 3), т.е. анализ фактора непосредственного окружения.

Таблица 4 - Анализ конкурентов

Наименование товара конкурентов

Наименование организации конкурентов

Конкурентные преимущества

Конкурентные отставания

Chevrolet Niva

ОАО «ВАЗ»

  • хорошая управляемость,
  • высокий уровень пассивной безопасности
  • недостаточная прочность на бездорожье,
  • недостаточная проходимость,
  • небольшой салон и маленький багажник

GREAT WALL SUV G5

GREAT WALL

  • комфорт,
  • комплектация
  • низкое качество кузова,
  • низкое качество и высокая стоимость ТО
  • отсутствие запасных частей

 

Теперь приступим к рассмотрению SNW-анализа.

SNW-анализ - это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. SNW - Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральная сторона), и Weakness (слабая сторона). В отличии от анализа слабых и сильных сторон SNW-анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что "зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S".

 

 

 

 

 

 

Таблица 5 - SNW анализ ОАО «УАЗ»

№ п/п

Наименование стратегической позиции

Количественная оценка  позиции

Сильная

(S)

Нейтральная

(N)

Слабая

(W)

1

Стратегия организации

*

   

2

Оргструктура

 

*

 

3

Финансовое положение

 

*

 

4

Продукт как конкурентоспособность

 

*

 

4.1

УАЗ Patriot

 

*

 

4.2

УАЗ Hunter

*

   

5

Информационная технология

 

*

 

6

Инновация

   

*

7

Способности к лидерству (в целом)

 

*

 

7.1

Первого лица организации

*

   

7.2

Всего персонала

   

*

8

Уровень производства

   

*

9

Уровень маркетинга

 

*

 

10

Качество торговой марки

 

*

 

11

Качество персонала

   

*

12

Отношения с органами власти

*

   

13

Отношения с профсоюзами

*

   

14

Репутация на рынке

 

*

 

Информация о работе Качество как стратегическая цель