Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2014 в 09:40, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – рассмотрение понятий качество, стратегия и конкурентоспособность, а так же международных систем качества.
Задачи, решаемые в курсовой работе - изучение существующих методик стратегического анализа, анализ политики и целей в области качества отдельного предприятия, изучение его внешней и внутренней среды, сильных и слабых сторон. Изучение качества продукции отдельного предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Качество, как объект стратегического управления 5
1.1 Понятие и сущность качества 5
1.2 Качество, как фактор конкурентоспособности 8
2 Анализ системы качества ОАО «УАЗ» 15
2.1 Краткая характеристика и история ОАО «УАЗ» 15
2.2 Политика и цели в области качества ОАО «УАЗ» 18
2.3 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 22
3. Современные системы качества в стратегическом менеджменте 30
3.1 Виды мировых систем качества 30
3.2 Сущность японского управления качеством 33
Заключение. 42
Список использованной литературы 44
Приложения 46
Официально оформленная политика в области качества доводится до всего персонала организации и является документом прямого действия, используемым на всех рабочих местах.
Политика в области качества актуализируется при изменении внешних, внутренних условий ведения бизнеса, при изменениях области распространения системы менеджмента качества, а также по результатам оценки системы менеджмента качества.
Внутри организации Политика в области качества применяется в качестве исходной базы для установления целей в области качества и организации всей деятельности в области качества.
Цели в области качества ОАО «УАЗ» утверждаются на год исполнительным директором.
На основании целей в области качества организации разрабатываются цели в области качества подразделений.
Ответственность за постановку целей возложена на руководство организации и руководителей подразделений.
Цели основным и поддерживающим процессам устанавливаются таким образом, чтобы в результате достижения целей каждого процесса обеспечивалось достижение корпоративных целей. При пересмотре корпоративных целей подлежат пересмотру и цели процессов.Анализ достижения целей проводится на конференциях по качеству, его результаты учитываются при разработке целей в области качества на следующий год.
Для выполнения требований по реализации процессов системы менеджмента качества и достижения целей в области качества на предприятии на основании анализа системы менеджмента качества со стороны руководства ежегодно разрабатываются:
Планы и мероприятия направлены на улучшение качества, технического уровня и конкурентности изделий и предназначены для организации совместной работы подразделений ОАО «УАЗ» по совершенствованию конструкции изделий и технологических процессов с целью полного удовлетворения запросов потребителей, снижения уровня несоответствий деталей, узлов и изделий в целом.
На ОАО «УАЗ» разработана, документирована, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии система менеджмента качества, соответствующая требованиям ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ РВ 15.002, которая является средством реализации Политики в области качества, достижения целей в области качества и обеспечения уверенности в том, что выпускаемая продукция соответствует требованиям и ожиданиям потребителей, в том числе Государственного Заказчика.
Давайте проведем детализированный анализ качества продукции. В исследовании будем применять как общепринятые показатели анализа качества продукции, так и используемые конкретно на ОАО “УАЗ”.
Рассмотрим динамику обобщающих показателей качества:
В таблице 2 представлена динамика данных показателей для ОАО “УАЗ”.
Таблица 2 - Динамика обобщающих показателей качества продукции ОАО “УАЗ”
Показатели |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
Отклонения (+,-) | |
2012г. к 2011г. |
2013г. к 2012г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Легковые автомобили, шт. |
29141 |
27180 |
29320 |
-1961 |
2140 |
Грузовые автомобили, шт. |
19465 |
18093 |
19142 |
-1372 |
1049 |
Автобусы, шт. |
20081 |
19780 |
18960 |
-301 |
-820 |
Итого, шт. |
68687 |
65053 |
67422 |
-3634 |
2369 |
Количество новых автомобилей, шт. |
7141 |
9373 |
12347 |
2232 |
2974 |
Количество кузовов с окончательным браком, шт. |
9 |
11 |
12 |
2 |
1 |
Уровень новых изделий, % |
10,40 |
14,41 |
18,31 |
4,0 |
3,9 |
Уровень бракованных кузовов, % |
0,01 |
0,02 |
0,01 |
0,01 |
-0,01 |
Обобщающие показатели качества продукции ОАО “УАЗ” имеют тенденцию к росту, что положительно характеризует систему менеджмента качества на предприятии. В 2012 г. уровень новых изделий повысился с 10,4% до 14,41%, в 2013 г. уровень повысился с 14,41% до 18,31%.
Общее количество бракованных автомобилей в 2012 г. снижается за счет сокращения количества брака сборочных цехов по покупным деталям и отдельным операциям сборки. Данному снижению способствовали мероприятия по замене покупных на покупные других производителей, изменению организационной структуры службы складского хозяйства, в результате которой возник отдел проверки закупаемых комплектующих, созданию новой системы премирования за показатели качества.
Структура бракованных кузовов и автомобилей на конец 2013 г. Представлена на рис.1.
Рис. 1 - Структура бракованных кузовов и автомобилей в 2013 г.
Как показывает диаграмма, основной процент брака по кузовам и автомобилям относится к сборке (87,1%).
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что ОАО «УАЗ» имеет достаточно четкую политику в отношении качества продукции. И то, что количество брака имеет отрицательную динамику. То есть работа по улучшению качества продукции на предприятии идет полным ходом.
2.3 Анализ внешней и внутренней среды предприятия
Проведем стратегический анализ внешней среды или так называемый STEP – анализ. Этот анализ выявляет наиболее значимые положительно и отрицательно влияющие факторы макросреды, в частности и для машиностроительного бизнеса в России, используя актуальные сведения о состоянии 4 групп факторов внешней среды: социальные, экономические, политические, технологические.
Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; разделяемые людьми ценности; демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей или готовность к перемене места жительства и т.п. Значение социальной компоненты очень важно, так как она является всепроникающей, влияющей как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Социальные процессы изменяются относительно медленно. Однако если происходят определенные социальные изменения, то они приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении организации. Поэтому организация должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения.
Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.
Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какое отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы, при этом важно уяснить: насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры, чтобы, используя это недовольство, захватить власть.
Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции, прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным последствиям для них. [2, стр. 190-191]
Таблица 3 – STEP анализ
Политика |
P |
Экономика |
E |
Выборы президента страны. С первого взгляда кажется, что выборы президента никак не влияют на деятельность ОАО «УАЗ», но это не так. От президента зависит все основное внешнее влияние, а главное от него зависит весь политический фактор. Президент влияет на Государственную Думу РФ, на внешнюю политику и на внутреннюю политику. Несовершенная и сложная налоговая система. Налоговое законодательство не должно содержать противоречий между статьями одного или нескольких законодательных актов. Наличие таких противоречий приводит к осложнениям при уплате налоговых отчислений и потери денежных средств. |
Уровень инфляции. Инфляция несет угрозу снижения цены на продукцию ОАО «УАЗ» или же наоборот, может дать возможность повысить цены. В зависимости от характера или вида инфляции она несет для предприятия возможности или угрозы. Рост благосостояния общества приведет к большим покупательским возможностям населения, вследствие чего увеличиться сбыт автомобилей. | ||
Социум |
S |
Технология |
T |
Низкая платежеспособность населения и ее дальнейшее падение. Данный фактор несет угрозу снижения объема реализации продукции, снижение объема производства и следовательно снижение прибыли. Отрицательное влияние может оказать сочетание данного фактора с ориентацией на качество реализуемой продукции, т.к. себестоимость продукции будет невозможно снизить, а следовательно и его конечную цену. Уровень образования и выбираемая профессия определяет уровень квалификации кадров. |
Государственная поддержка инновационной деятельности. Данный фактор несет угрозу, т.к. с ним связано множество проблем, которые так или иначе влияют на качество товара. В результате инновационная деятельность на предприятии находится в трудном положении, а совершенствовать и разработать новые виды автомобилей просто необходимо, чтобы удовлетворить потребности покупателей. Скорость обновления и освоения новых технологий. Данный фактор влияет на деятельность предприятия, т.к. ОАО «УАЗ» занимается непосредственным производством продукции. |
Далее мы рассмотрим анализ конкурентов (Таблица 3), т.е. анализ фактора непосредственного окружения.
Таблица 4 - Анализ конкурентов
Наименование товара конкурентов |
Наименование организации конкурентов |
Конкурентные преимущества |
Конкурентные отставания |
Chevrolet Niva |
ОАО «ВАЗ» |
|
|
GREAT WALL SUV G5 |
GREAT WALL |
|
|
Теперь приступим к рассмотрению SNW-анализа.
SNW-анализ - это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. SNW - Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральная сторона), и Weakness (слабая сторона). В отличии от анализа слабых и сильных сторон SNW-анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что "зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S".
Таблица 5 - SNW анализ ОАО «УАЗ»
№ п/п |
Наименование стратегической позиции |
Количественная оценка позиции | ||
Сильная (S) |
Нейтральная (N) |
Слабая (W) | ||
1 |
Стратегия организации |
* |
||
2 |
Оргструктура |
* |
||
3 |
Финансовое положение |
* |
||
4 |
Продукт как конкурентоспособность |
* |
||
4.1 |
УАЗ Patriot |
* |
||
4.2 |
УАЗ Hunter |
* |
||
5 |
Информационная технология |
* |
||
6 |
Инновация |
* | ||
7 |
Способности к лидерству (в целом) |
* |
||
7.1 |
Первого лица организации |
* |
||
7.2 |
Всего персонала |
* | ||
8 |
Уровень производства |
* | ||
9 |
Уровень маркетинга |
* |
||
10 |
Качество торговой марки |
* |
||
11 |
Качество персонала |
* | ||
12 |
Отношения с органами власти |
* |
||
13 |
Отношения с профсоюзами |
* |
||
14 |
Репутация на рынке |
* |