Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 21:08, курсовая работа
Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.
Введение
1. Теоретические основы продукции и его контроля
1.1. Понятие и показатели качества продукции
1.2. Основные положения управления качеством на предприятии
1.3. Стандартизация и сертификация продукции
2. Анализ и оценка системы управления качеством продукции на предприятии ООО «Вкусное изобилие»
2.1. Анализ особенностей управления качеством на предприятии ООО «Вкусное изобилие»
2.2. Развитие системы контроля качества в ООО «Вкусное изобилие»
2.3. Методика анализа системы управления качеством на предприятии ООО «Вкусное изобилие» (метод экспертных оценок)
3. Основные направления совершенствования управления качеством на предприятии ООО «Вкусное изобилие»
3.1. Общие направления совершенствования управления качеством на предприятии
3.2. Совершенствование деятельности ООО «Вкусное изобилие» в сфере управления качеством продукции
Заключение
Список использованной литературы
обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;
новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия;
вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;
качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;
повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;
всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.[9]
Все это осуществимо только тогда, когда действует четко организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.
В условиях острой конкурентной борьбы фирмы смогут успешно развиваться, лишь внедряя системное управление качеством продукции.
1.3. Стандартизация и сертификация продукции
Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация — нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции. Главная задача стандартизации — создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.
При формировании системы качества нужно учитывать, что: необходима организация непрерывного обучения методам управления качеством с постоянным чередованием теории и практики среди всех работников предприятия – от руководителя до рабочего с участием всех звеньев; при создании системы качества не следует заранее отвергать или ломать действующую на предприятии систему управления качеством или ее элементы.[10]
Сертификация выделяется из процедур подтверждения соответствия тем, что выполняется третьей стороной, не зависимой от изготовителей (поставщиков) и потребителей, что гарантирует объективность ее результатов.
Органы по сертификации сертифицируют продукцию, выдают сертификаты соответствия и лицензии на применение знака соответствия, а также приостанавливают либо отменяют действие выданных ими сертификатов. Испытательные лаборатории, аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. Обязанностями изготовителей (продавцов, исполнителей) являются реализация продукции только при наличии сертификата; обеспечение соответствия реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована; извещение органа по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.[13]
Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Для реализации требований указанного выше закона Госстандартом России создана Система сертификации ГОСТ Р. Участниками обязательной, сертификации являются органы по сертификации, испытательные лаборатории, изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.[4]
Федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагается организация и проведение работ по обязательной сертификация, в пределах своей компетенции: создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах; ведут государственный реестр участников и объектов сертификации; устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний; рассматривают апелляции по вопросам сертификации; аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории.[18]
2 Анализ и оценка системы управления качеством продукции на предприятии ООО «Вкусное изобилие»
2.1. Анализ особенностей управления качеством на предприятии ООО «Вкусное изобилие»
Разработка политики в области качества осуществляется под непосредственным руководством генерального директора при участии всего персонала в обсуждении его проекта.
Политика ООО «Вкусное изобилие» в области качества предполагает: удовлетворение запросов потребителей в высококачественной продовольственной продукции - высшая цель деятельности предприятия, основа его дальнейшего развития и гарантия сохранения рабочих мест.
Главной задачей каждого сотрудника — от рабочего до генерального директора - является добросовестный труд и производство бездефектной продукции, удовлетворяющей потребителя.[12]
Намеченные цели и задачи достигаются путем постоянного улучшения качества результатов деятельности, что возможно лишь при активном участии в этом каждого работника предприятия.
Настоящее руководство по качеству разработано Управлением системы качества по решению Директора по качеству.
Содержание политики в области качества предполагает долгосрочное использование ее основных положений. Периодическая конкретизация целей и задач, поставленных ею, а также сроков их реализации предусматривается ежегодной комплексной программой обеспечения технического уровня. качества и конкурентоспособности продовольственной продукции.[11]
Контроль степени реализации политики, достижения поставленных целей и решения задач в области качества, периодически осуществляет генеральный директор ООО «Вкусное изобилие» с участием руководителей генеральной и технической дирекции предприятия при анализе функционирования системы качества со стороны руководства.
Ответственность и полномочия руководства предприятия в области качества установлены в соответствующих должностных инструкциях и «Матрице распределения ответственности руководства ООО «Вкусное изобилие» - по элементам системы качества» (таблица 1).
Таблица 1
Матрица распределения ответственности руководства ООО «Вкусное изобилие» по элементам системы менеджмента качества модели СТБ ИСО 9000-2001г.
Элементы качества системы |
Генеральный директор |
Финансовый директор |
Директор по сбыту и маркетингу |
Технический директор |
Директор по производству |
Директор по качеству |
Директор по кадрам | ||
1. Ответственность руководства |
О |
У |
У |
У |
У |
У |
У | ||
2. Система качества |
- |
У |
У |
У |
У |
О |
У | ||
3. Анализ контракта |
Внутренний рынок и рынок стран СНГ |
- |
У |
О |
У |
У |
У |
- | |
Рынок стран дальнего зарубежья |
- |
У |
- |
У |
У |
У |
- | ||
4. Управление проектированием |
- |
- |
У |
О |
- |
У |
- | ||
5. Управление документацией и данными |
Документация системы качества |
- |
У |
У |
У |
У |
О |
У | |
Нормативная и техническая документация |
- |
У |
У |
О |
У |
У |
У | ||
6. Закупки |
Внутренний рынок и рынок стран СНГ |
- |
У |
У |
У |
- |
У |
- | |
Рынок стран дальнего зарубежья |
- |
У |
У |
У |
- |
У |
- | ||
7. Управление продукцией, поставляемой потребителем |
Этот элемент не функционирует на ООО «Вкус изобилия», т.к. все сырье и комплектующие на изготовление продукции приобретается за счет собственных средств предприятия | ||||||||
8. Идентификация и прослеживаемость продукции |
Внутренняя (производства) |
- |
- |
У |
У |
О |
- |
- | |
Внешняя (обслуживание) |
- |
У |
- |
- |
- |
О |
- | ||
9. Управление процессами |
- |
У |
У |
О |
У |
У |
- | ||
10. Контроль и испытания |
Входной, технический и окончательный контроль и испытания продукции |
- |
- |
У |
У |
У |
О |
У | |
Испытания на надежность, долговечность и безопасность продукции |
- |
- |
- |
О |
- |
- |
- | ||
11. Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием |
- |
- |
- |
У |
У |
О |
- | ||
12. Статус контроля и испытаний |
- |
- |
У |
У |
У |
О |
- | ||
13. Управление несоответствующей продукцией |
- |
У |
У |
У |
У |
О |
- | ||
14. Корректирующие и предупреждающ |
- |
У |
У |
О |
У |
У |
У | ||
15. Погрузочно-разгрузочные работы, хранения, упаковка, консервация и поставка |
Комплектующих |
- |
У |
- |
У |
У |
У |
- | |
Готовой продукции |
- |
У |
О |
У |
У |
У |
- | ||
16. Управление регистрацией данных о качестве |
- |
У |
У |
У |
У |
О |
У | ||
17. Внутренние проверки качества |
- |
У |
У |
У |
У |
О |
У | ||
18. Подготовка кадров |
- |
У |
У |
У |
У |
У |
О | ||
19. Обслуживание |
Гарантийное обслуживание |
- |
- |
У |
У |
У |
О |
- | |
Сервисное обслуживание |
- |
- |
О |
У |
У |
- |
- | ||
20. Статистические методы |
- |
У |
У |
О |
У |
У |
У | ||
Представителем руководства, ответственным за создание, внедрение и функционирование системы качества на предприятии назначен директор по качеству.
Для оценки эффективности системы качества и ее соответствия требованиям СТБ ИСО 9000, а также для проверки реализации политики каждые полгода проводится «Анализ системы качества со стороны руководства» ООО «Вкусное изобилие» на основании отчета о функционировании системы качества, подготовку которого осуществляет отдел качества.
Целью элемента «Системы качества» является ее разработка, документальное оформление и поддержание в рабочем состоянии как средства, обеспечивающего соответствие продукции установленным требованиям.
Одним из основных документов системы качества является Руководство по качеству, разработанное на ООО «Вкусное изобилие» в рабочем и рекламном исполнении: для внутреннего применения и использования за пределами предприятия. Оно содержит обобщенную информацию по всем элементам действующей на предприятии системы менеджмента качества модели СТБ ИСО 9000 и ссылки на процедурные документы системы качества (рабочий вариант), разрабатываемые в виде стандартов предприятия (СТП). Они конкретизируют требования, регламентированные СТБ ИСО 9000, применительно к процессам, действующим на предприятии, и устанавливают:
- порядок планирования качества;
- ответственность руководства и исполнителей при проведении работ;
- порядок документирования
всех процедур системы
- и другие процедуры в соответствии с требованиями элементов модели СТБ ИСО 9000.
Ответственность за планирование и организацию работ по повышению качества несет директор по качеству.
Основной формой планирования качества является «Комплексная программа обеспечения технического уровня, качества и конкурентоспособности продовольственной продукции».
Контроль выполнения мероприятий по данной программе осуществляет Управление главного технолога.
Целью «Анализа контракта» является однозначное определение и согласование отраженных в контракте требований, как со стороны потребителей, так и со стороны предприятия.
Порядок организации и проведения анализа контракта описаны в процедурных документах системы качества.
Элемент «Закупки» предусматривает разработку и реализацию процедур, эффективное применение которых обеспечивает соответствие закупленной продукции (полуфабрикатов, материалов) установленным требованиям.
Элемент «Управление продукцией, поставляемой потребителем» не функционирует на ООО «Вкусное изобилие», так как полуфабрикаты и сырье, необходимые для изготовления продукции, приобретаются за счет собственных средств предприятия.[15]
Целью элемента «Управление
процессами» является обеспечение
производства продукции в управляемых условиях,
что подразумевает:
- управление планированием продажами;
- управление технологическим оборудованием;
- управление оснасткой и инструментом;
- обеспечение материалами и полуфабрикатами;
- обеспечение топливно-
- управление средствами измерений, контрольным и испытательным оборудованием;
- управление конструкторской и технологической документацией;
- контроль технологической дисциплины;
- управление персоналом.
Целью элемента «Контроль и испытания» является проведение контроля и испытаний для подтверждения установленного уровня качества.
Целью элемента «Статус контроля и испытаний» является идентификация статуса контроля и испытаний продукции с помощью технических средств, указывающих на соответствие или несоответствие продукции в отношении проведенного контроля и испытаний.[16]
Целью элемента «Корректирующие и предупреждающие действия» является разработка и реализация процедуры устранения причин фактических или потенциальных несоответствий с обязательной регистрацией и внедрением любых изменений в документированных процедурах, разработанных по результатам корректирующих и предупреждающих действий.
Целью элемента «Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка» является документирование и поддержание в рабочем состоянии технических и организационных методик, предупреждающих повреждение или порчу продукции при проведении погрузочно-разгрузочных работ, хранении, упаковке, консервации и поставке.[17]
«Внутренние проверки» качества проводятся с целью определения эффективности действующей на предприятии системы качества и выработки конкретных мероприятий по совершенствованию и поддержанию системы качества в рабочем состоянии.
Цель элемента «Подготовка кадров» обеспечить соответствующую подготовку персонала, выполняющего работы, влияющие на качество.
Цель элемента «Обслуживание» обеспечить соответствие показателей качества продукции установленным требованиям в течение всего срока ее службы (эксплуатации).
Информация о работе Качество продукции ООО «Вкусное изобилие»