Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:29, реферат
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему организаторских и коммуникативных качеств личности в психологической литературе.
2. Рассмотреть различные подходы к изучению данной проблемы в психологии.
Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1 Теоретические исследования организаторских и коммуникативных качеств личности в профессиональной деятельности…………. ……............6
1.1. Изучение понятия «профессионально-важные качества личности» в отечественной и зарубежной психологической науке………………………………………………………….............................6
1.2 Характеристика организаторских и коммуникативных качеств личности…………………………………………………………………….…19
Глава 2 Эмпирическое исследование организаторских и коммуникативных качеств личности……………………………………………………………………….…30
2.1.Краткая характеристика предприятия ОАО «Тяжмаш»........................30
2.2 Исследование организаторских и коммуникативных качеств личности менеджеров…………………………………………….………………………..32
2.3 Анализ и интерпретация результатов……..………………………………35
Заключение ………………………………………………………………………46
Список литературы ……………………………………………………………..53
Успешность в деятельности
и общении определяется системой
различных способностей, при этом
они могут
В психологии
общения коммуникабельность
— это умение налаживать
Коммуникативные
способности менеджера
Способность
к общению проявляется в
Способность
к общению предполагает и
Социальная
перцепция проявляется в
Во все времена
в людях ценилась способность
общаться с другими людьми,
умение находить общий язык
в любой обстановке, решать спорные
вопросы и т. д. Этой
Именно такие
барьеры обычно мешают
Коммуникабельный
человек – явление чрезвычайно
Эффективное
слушание и речевые умения, будучи
противоположными, но взаимосвязанными
сторонами одного процесса, являются
важнейшим средством общения.
В большинстве случаев
Таким образом следует понимать, что организационные качества и коммуникативность являются не только врожденными качествами, но и приобретенными путем саморазвития, самоанализа, работы над собой и способностью конструктивного и взаимообогающего общения с окружающими.
2. Эмпирическое исследование организаторских и коммуникативных качеств личности.
2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Тяжмаш».
2.2 Описание методик использованных в исследовании.
2.3. Анализ исследования.
Эмпирическое исследование проходило на ОАО «Тяжмаш» с 18 по 31 октября 2012 г., по теме: «Исследование организаторских и коммуникативных качеств личности менеджеров » . Завод «Тяжмаш» основан в 1941 г. и является в настоящее время одним из ведущих предприятий тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения. Энергетика, черная и цветная металлургия, стройиндустрия, химия и нефтепереработка, сельское хозяйство, золото- и алмазодобыча, оборона и космос, вот неполный перечень отраслей, где успешно работают изделия, созданные на ОАО "Тяжмаш". Практически все ТЭС страны, работающие на твердом топливе, ГЭС и АЭС, крупнейшие горно-обогатительные комбинаты, перерабатывающие железные, медные, вольфрамомолибденовые, золото и алмазосодержащие руды, крупнейшие доменные печи, открытые карьеры и шахты, цементные и химические заводы, пусковые установки космодромов и ракетных войск и многие другие объекты укомплектованы продукцией ОАО "Тяжмаш".
Завод заслужил признание
и наладил деловые связи
ОАО «Тяжмаш» имеет все возможности для выполнения заказа любой сложности, свойственного тяжелому, энергетическому и транспортному машиностроению.Готов к деловому сотрудничеству и освоению новых видов продукции."
2.2.Описание методик использованных в исследовании
В эксперименте принимало участие – 20 человек. Все эти люди- сотрудники ОАО «Тяжмаш», работающие в управлении организации. Из расчетного отдела, из отдела планово-экономического, из отдела маркетинга, отдела материально-технического снабжения, из технического отдела, из производственного отдела, из маркшейдерского отдела, администрации.
Для экспериментальной работы участники были объединены в две группы 1 группа рабочие (10ч), вторая, экспериментальная, группа – управленцы (10 человек).
Таблица 1. Сводная таблица данных о респондентах
Группа |
количество респондентов |
средний возраст по группе |
из них женщи) |
из них мужчин |
1 |
20 |
36 |
10 |
10 |
Экспериментальная работа заключается в проведении исследования, задачами которого являются:
Наблюдение показало, что испытуемые из первой группы (рабочие) в разных ситуциях были примерно одинаковыми, т.е. они не проявляли иннициативы в общении, в работе придерживались указаний, не проявляли повышенного интереса к исследователями сследованию в целом, в свободное от работы время старались остаться в одиночестве. На собрании посвященному отчету о проделанной работе за текущий год и предложениям по повышению качества производительности больше отмалчивались, не делали никаких предложений, имели скучающий вид. Напротив, вторая группа(управленцы) с легкостью шли на контакт с исследователями, охотно отвечали на вопросы, заполняли анкеты, чувствовали себя непринужденно,высказывали свои предложения как лучше выстроить исследование. На собрании высказывали свои мнения, вносили предложения, активно участвовали в беседе.
Из этого следует, что вторая группа(управленцы) имеют выраженные коммуникативные и организаторские качаства.
Вторая часть исследования состояла из анкетирования экспериментальных групп. Мы использовали такие опросники как:
№1.Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)» ( анкеты в приложении № (напишите номер приложения)
Методика по определению
коммуникативных и
№2. Методика определения
организаторских и
Некоторые организаторские и коммуникативные качества личности, такие как деловитость, уверенность, требовательность, стремление к доминированию в группе и др., могут быть определены с помощью теста-опросника Л. П. Калининского. Несомненное достоинство этой методики состоит в том, что она позволяет определить уровни развития перечисленных выше качеств, сравнить их сильные и слабые стороны.
Опросник может быть использован как при самооценке своих организаторских и коммуникативных качеств, так и при оценке этих качеств у испытуемых. Всего можно определить уровни десяти качеств личности: направленность личности, деловитость, стремление к доминированию в группе, уверенность, требовательность, упрямство, уступчивость, зависимость, психологический такт, отзывчивость. Опросник содержит 160 утверждений, которые требуют 20–30 минут интенсивной работы по самооценке личности.
№3. Экспертная оценка эффективности деятельности руководителя. (опросник в приложении № (напишите номер приложения)
Предлагаемая методика дает возможность оценить целый ряд факторов, на основании которых экспертами может быть составлено мнение об эффективности конкретного руководителя. В большей степени он пригоден для оценки руководителей среднего звена управления. Опросник составлен по типу полярных профилей. Он содержит 30 факторов, оцениваемых по 7-балльной шкале. Оценивая конкретного руководителя необходимо возле каждого из факторов отметить балл, который подходит для данного руководителя.
4. Методикам М. Снайдера «Оценка способностей», В.Н. Лавриненко «Уровень деловых качеств»
Далее мы представим анализ и интерпретацию результатов анкетирования.
2.3 Анализ и интерпретация результатов
По полученным результатам исследования коммуникативных и организаторских способностей (КОС )составим сводную таблицу:
№ |
Ф.И.О. |
Низкий уровнь проявления
коммуникативных и |
средний уровень проявления
коммуникативных и |
Высокий уровень коммуникативных
и организаторских склонностей( |
1 |
Авдеева |
4 |
||
2 |
Аверьянова |
11 |
||
3 |
Богданова |
3 |
||
4 |
Вилкова |
3 |
||
5 |
Гусева |
10 |
||
6 |
Дударев |
2 |
||
7 |
Жукова |
4 |
||
8 |
Землянская |
3 |
||
9 |
Иванова |
7 |
||
10 |
Коровина |
7 |
||
11 |
Левков |
7 |
||
12 |
Мусорина |
14 | ||
13 |
Опоров |
12 |
||
14 |
Петров |
14 | ||
15 |
Ревякин |
9 |
||
16 |
Сидоров |
5 |
||
17 |
Тимохин |
9 |
||
18 |
Тимофеев |
9 |
||
19 |
Федотов |
10 |
||
20 |
Уваев |
9 |