Коммуникативные личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:29, реферат

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему организаторских и коммуникативных качеств личности в психологической литературе.
2. Рассмотреть различные подходы к изучению данной проблемы в психологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1 Теоретические исследования организаторских и коммуникативных качеств личности в профессиональной деятельности…………. ……............6
1.1. Изучение понятия «профессионально-важные качества личности» в отечественной и зарубежной психологической науке………………………………………………………….............................6
1.2 Характеристика организаторских и коммуникативных качеств личности…………………………………………………………………….…19
Глава 2 Эмпирическое исследование организаторских и коммуникативных качеств личности……………………………………………………………………….…30
2.1.Краткая характеристика предприятия ОАО «Тяжмаш»........................30
2.2 Исследование организаторских и коммуникативных качеств личности менеджеров…………………………………………….………………………..32
2.3 Анализ и интерпретация результатов……..………………………………35
Заключение ………………………………………………………………………46
Список литературы ……………………………………………………………..53

Вложенные файлы: 1 файл

Костромитина ВКР.docx

— 108.85 Кб (Скачать файл)

 Проведя наше исследование  с рабочими и менеджерами среднего звена мы пришли к выводу, что у большинства менеджеров высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей, это означает, они отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

В работе  были исследованы  организаторские и коммуникативные качества личности. На основе теоретического анализа исследований были выявлены качества личности, определяющей ее развитие.

Профессиональная деятельность -поле реализации разноплановой деятельности. Анализ эмпирического материала  позволяет утверждать, что каждый человек выбирает для себя такую профессиональную деятельность, которая может удовлетворить максимально полное число ее потребностей: трудовых, учебных.

Успех любой коллективной деятельности зависит от уровня способностей и профессионализма управленцев. При этом не менее важно определить индивидуально-психологические качества личности, ее реальное состояние и возможности, степень конфликтности и коммуникабельности [29].

Поскольку руководитель —  это должностное лицо, уполномоченное и способное управлять, то он должен обладать административными способностями, которые выражаются в:

  • способности самостоятельно принимать решения;
  • аналитических способностях, при помощи которых человек может видеть перспективу;
  • обладании предприимчивостью, достижении своей цели, реализуя оригинальные идеи и принимая нестандартные решения, связанные в том числе и с риском, видеть риски и управлять ими;
  • развитом интеллекте, развитой интуиции, способности к творчеству.

Кроме перечисленных способностей, руководитель-администратор должен обладать организаторскими, коммуникативными, научно-техническими, педагогическими  способностями. Ему должны быть присущи такие качества личности, как убеждения, принципиальность, честность, оптимизм, коллективизм, уверенность в своих силах, инициативность, сообразительность, самообладание.

У администратора должна быть соответствующая квалификация, подготовленность, производственный и профессиональный опыт, а также соответствующая  направленность личности и индивидуально-психологические  особенности.

В практике административной деятельности большое значение имеет  умение убеждать партнеров по общению, причем, иногда одновременно большое  количество людей. Каждому администатору  необходимы навыки свободного поведения  в различных аудиториях, а значит и навыки ораторского мастерства, а также знание некоторых особенностей передачи информации.

Т.к. группа административных профессий относится к типу «человек-человек», особенно к классу преобразующих  специальностей, то в этом случае предъявляются  особые требования к человеку-администратору. Это руководители всех уровней управления, мастера, работники кадровых служб  и многие другие. Для такой деятельности необходим широкий диапазон требований к личности человека.

Для достижения высоких показателей  в работе коллектива современный  руководитель нуждается в эффективных  организаторских способностях, которые  объединяются в три типа:

1. Организационная проницательность, включающая:

  • психологическую избирательность — умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;
  • практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;
  • психологический такт — способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность  — умение влиять, способность  воздействовать на других людей  волей и эмоциями. Она складывается  из следующих факторов:

  • энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;
  • требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;
  • способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской  деятельности, т. е. готовность  к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов  и заканчивая профессиональной  подготовленностью.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

  • широким кругозором, жаждой знаний,
  • профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;
  • чувством понимания ситуации;
  • творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;
  • нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;
  • готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;
  • стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
  • эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;
  • ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;
  • способностью работать в коллективе и с коллективом;
  • умением предвидеть результат;
  • внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;
  • способностью и умением рисковать;
  • способностью действовать самостоятельно;
  • ответственностью за деятельность и за принятые решения;
  • способностью увидеть, выделить существенное;
  • искусством выполнять планы.

В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при  формировании и управлении организацией:

  • умение при управлении учитывать поведение подчиненных;
  • способность устанавливать и контролировать дисциплину;
  • стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;
  • осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;
  • развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;
  • отдача четких однозначных указаний и распоряжений;
  • регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
  • стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;
  • системный подход к анализу работы;
  • квалифицированное делегирование полномочий;
  • избежание слишком частого применения негативного подкрепления;
  • создание эффективной обратной связи;
  • защита персонала организации от внешних угроз;
  • поиск способов повышения результативности работы сотрудников;
  • установление системы оценки работы и критериев успеха.

Эффективное руководство  предполагает, что люди совместно  координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют  деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые  возможности, коллективный подход —  решать проблемы сообща. Тем самым  вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются  возможности для появления стрессовых ситуаций.

Психодиагностические методы достаточно быстро и надежно обеспечивают сбор данных для формирования психологического диагноза. Они предполагают обязательное сравнение, сопоставление получаемых данных, на основе которого и может  быть сформулировано заключение о выраженности психологических особенностей испытуемого. В психодиагностике выделяют малоформализованные  и высокоформализованные методики. К малоформализованным методикам  относятся: наблюдения, опросы, беседы, с помощью которых фиксируются  виды поведенческих реакций испытуемых в разных условиях, личностные особенности  и многое другое, что трудно выявить  другими способами. К высокоформализованным методикам относят: тесты, анкеты, проективные методики, психофизиологические методики.

В зависимости от способов предъявления материала, вспомогательных  средств, выделяют различные типы тестов: выполняемые индивидуально или  группой; устно или письменно; вербально  или невербально [30]. Вербальные –  тесты, осуществляемые в словесно-логической форме; невербальные – тесты, представленные чертежами, графиками, картинками. Так  же различают тесты: интеллекта, способностей, достижений, личностные, познавательных процессов.

Современная деловая жизнь, выдвигает задачи по измерению различных  степеней сложности переменных, характеризующих  уровень способностей человека. Особенно высокие требования предъявляются  к психологической организации, интеллектуальнм, личностным качествам  менеджера, занятого управленческой деятельностью.

Кроме тестов применяются  различные коррекционные методики, с целью формирования определенных навыков у личности. В частности, коррекционные методики – тренинги делового общения, с помощью которых  можно развить уровень способностей человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Абрамова, Г.С. Возрастная  психология Текст. / Г.С. Абрамова,- Екатеринбург, 2009. - С.551-555.

2. Абульханова-Славская, К.А.  Деятельность и психология личности  Текст. / К.А. Абульханова-Славская.- М., 2010.- С.335.

3. Абульханова-Славская, К.  А. Развитие личности в процессе  жизнедеятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития  личности. Отв. ред. Л.И. Анцыферова.- М. ; 2010.-С .19-45.

4. Абульханова-Славская, К.  А. Стратегия жизни Текст./ К.А.  Абульханова-Славская.- М.,2010.- С.7-8.

5. Абульханова-Славская, К.А.  Типология активности личности / К. А. Абульханова-Славская // Психолог, журнал, 1985.- Т.6. №5.- С.18-29.

6. Аверьянов, А.Н. Система:  философская категория и реальность  Текст. / А.Н. Аверьянов.- М., 1976.-С. 131.

7. Азаров, Ю.П. Игра и  труд Текст. / Ю.П. Азаров.- М., 1973.- 93с. 

8. Ананьев, Б. Г. Возрастная  периодизация фаз развития взрослого  человека / Б. Г Ананьев // О проблемах  современного человекознания.- СПб., 2001. -С.113, 235-237.

9. Ананьев, Б. Г. К  психофизиологии студенческого  возраста / Б. Г. Ананьев // Современные  психофизиологические проблемы  высшей школы.- Л.; 1979.- С.3-15.

10. Ананьев, Б.Г. О системе  возрастной психологии / Б.Г. 

11. Ананьев Вопр. Психологии.- 1957.- № 5.- С.156-169.

12. Ананьев, Б.Г. Человек  как предмет познания Текст. / ® Б.Г. Ананьев.- СПб., 2001. С.89-90.

13. Ананьев, Б. Г. Индивидуальное  развитие человека и константность  восприятия Текст. / Б.Г. Ананьев,  М.Д. Дворяшина.- М., 1968.- С.45.

 

14. Андреева Г.М. Социальная  психология : учебник для (•' высших  учебных заведений Текст. / Г.М.  Андреева.1. М. ,- 2009.- 376с.

15. Анцыферова, Л.И. К психологии  личности как ® развивающейся  системы / Л.И. Анцыферова //

16. Психология формирования  и развития личности.- М., 2010.- С.3-18.

17. Анцыферова, Л.И. Некоторые  теоретические проблемы Ф психологии  личности / Л.И. Анцыферова // Вопр.

18. Психологии.- 2008.- № 1.- С.37-50.

19. Анцыферова, Л.И. Психологические  закономерности развития личности  взрослого человека и проблема  непрерывного образования // Психол. Журнал.- Т.1.ф №2.- 2010.- С.52-60.

20. Анцыферова, Л.И. Психология  формирования и развития личности / Л.И. Анцыферова // Человек в системенаук.- М., 1989.- С.426-433.

21. Асеев, В.Г. О диалектике  детерминации психического развития / В. Г. Асеев // Принципы развития  в психологии.- М., 197 8.- С.28.

22. Асмолов, А.Г. Деятельность  и установка Текст. / % А.Г. Асмолов.- М., 1979.

23. Асмолов, А.Г. Личность  как предмет психологического  исследования Текст. / А.Г. Асмолов  М., 2009.- 105с.

24. Асмолов, А.Г. Психология  личности Текст. / ® А.Г. Асмолов.- М., 1990.- С.88-91, 152-172.

Информация о работе Коммуникативные личности