Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 12:52, курсовая работа
Цель представленной курсовой работы заключается в том, чтобы, проанализировав эффективность коммуникаций в отдельно взятой организации (ЗАО Центр Технического Обслуживания и Ремонта Авиационной Техники «Авиасервис»), выявить существующие проблемы, а также разработать блок рекомендации по преодолению существующих проблем.
Введение 4
Глава 1: Теоретические аспекты вопроса коммуникаций в организации. 7
1.1. Что такое коммуникации и зачем они нужны в организации? 7
1.2. Менеджер как коммуникатор 9
1.3. Виды коммуникаций 11
1.3.1. Классификация коммуникаций 11
1.3.2. Внешние коммуникации 13
1.3.3. Внутренние коммуникации 14
1.4. Коммуникационный процесс 18
1.4.1. Этапы процесса коммуникации 19
1.4.2. Вопросы эффективности процесса коммуникаций: обратная связь и коммуникационный шум 21
1.5. Эффективные межличностные коммуникации 23
1.5.1. Преграды в межличностных коммуникациях 23
1.5.2. Совершенствование межличностных коммуникаций 24
1.5.3. «Слушать» не значит «слышать»: правила активного слушания 26
1.6. Организационные коммуникации 28
1.6.1. Преграды в организационных коммуникациях 28
1.6.2. Повышение эффективности корпоративных коммуникаций 30
Глава 2. Исследование проблем коммуникаций в ЗАО ЦТО и РАТ «Авиасервис» 35
2.1. Характеристика предприятия 35
2.1.1. История создания организации и основные виды производственной деятельности 35
2.1.2. Организационная структура 37
2.1.3. Внешняя среда организации 39
2.1.4. Персонал предприятия 42
2.1.5. Анализ хозяйственной деятельности предприятия 43
2.2. Коммуникации в ЗАО ЦТО и РАТ «Авиасервис» 45
2.3. Проведение анкетирования персонала и анализ полученных результатов 48
2.3.1. Анкеты для подчиненных 48
2.3.2. Анкеты для руководителей 62
2.4. Проблемы, выявленные в результате проведенного анкетирования 75
Глава 3: Рекомендации по совершенствованию коммуникаций в организации ЗАО ЦТО и РАТ «Авиасервис» 78
3.1. Рекомендации по решению проблем, выявленных в ходе анкетирования 78
3.2. Конкретные примеры «ремонта» коммуникаций на предприятиях 81
3.3. Из личного опыта: организационные коммуникации в отеле Hilton 88
Заключение 92
Библиографический список 94
ЗАО ЦТО и РАТ «Авиасервис» зарегистрировано Решением Регистрационной Палаты Администрации р.п. Чердаклы Ульяновской области 8 сентября 1999г. за № 443 (свидетельство № 443 от 08.09.99г.).
Учредители ЗАО ЦТО и РАТ «Авиасервис»: ЗАО «Авиастар-СП»: юридическое лицо; ЗАО «Международный аэропорт Ульяновск – Восточный»: юридическое лицо; ОАО «Авиастар»: юридическое лицо.
Этап подготовки документации для юридического оформления организации как закрытого акционерного общества длился около года. За это время также было подготовлено все необходимое для получения сертификата, дающего право выполнять гарантийное обслуживание, доработку по бюллетеням и ремонт авиационного оборудования, регламентные работы, и послепродажное техническое обслуживание самолетов АН-124, АН-124-100, ТУ-204-100, ТУ-204-120.
Уставный капитал общества составляет 37 800 000 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая. Все акции были размещены между акционерами-учредителями. С февраля 2004г. 100 %-ным обладателем всех акций является ЗАО «Авиастар – СП».
ЗАО ЦТО и РАТ "Авиасервис" выполняет следующие виды услуг:
Техническое обслуживание и ремонт авиационной техники: АН – 124, АН – 124 – 100, ТУ – 204 – 100, ТУ – 204 – 120, которые включают в себя:
гарантийное обслуживание;
доработка по бюллетеням и ремонт авиационного оборудования;
выполнение регламентных работ и на перечисленных самолетах;
послепродажное техническое обслуживание.
Работы, не связанные с с ремонтом самолетов:
услуги по заправке азотом и кислородом.
зарядка аккумуляторных батарей 12 САМ-28, НКП 3-7, 20 НКБН-25, 20 FP 25-Н1СТ-R.
зарядка и проверка на герметичность огнетушителей.
практическая подготовка инженеров, авиатехников на самолеты АН – 124 – 100, ТУ – 204.
Стиль управления
Определяя стиль управления в организации ЗАО ЦТО и РАТ «Авиасервис» по управленческой решетке Блейка-Моутона (Приложение 8), я постаралась учесть все данные как о личных качествах руководителя организации, так и собственно положение дел, наблюдаемое на данный момент.
Нынешний генеральный директор, прежде всего, твердый «хозяйственник», отлично знающий производство, стремящийся добиться совершенства в этой области. Кроме того, он неплохой управленец, который понимает, кроме прочего, важность человеческого фактора в процессе деятельности организации. Однако для вывода организации из кризисной ситуации порой приходится терпеть некоторые временные неудобства, и работники, желающие своей организации процветания, должны это понимать.
Таким образом, на мой взгляд, стиль управления по решетке Блейка-Моутона для данной организации определяется как «8.6»
Организационная структура предприятия ЗАО ЦТО и РАТ «Авиасервис» функциональная. Образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Департаментализация производится по функциональным блокам (подразделениям). Во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками, сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Сам такой руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня.
При таком построении в наибольшей степени соблюдается принцип единоначалия: одно лицо сосредотачивает в своих руках управление всей совокупностью операций, подчиненные выполняют распоряжение только одного руководителя.
Подробная организационная структура ЗАО ЦТО и РАТ «Авиасервис» приведена в виде схемы в Приложении 2.
Функции подразделений организации:
Планово-экономическая служба осуществляет функцию планирования, нормирования и контроля, которая проявляется в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, анализа результатов производственной деятельности и доведения их до руководителей производственников и служб управления с целью подготовки соответствующих решений. Функция планирования и контроля реализуется на основе информации о выполнении плановых заданий, выявления отклонений от установленных показателей и анализа причин отклонений. Функция нормирования включает в себя процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количественную и качественную оценку различных элементов, используемых в процессе производства.
Договорной отдел обеспечивает заключение договоров с покупателями и поставщиками.
Служба бухгалтерии выполняет нормативное обеспечение деятельности предприятия, осуществляет учет и контроль использования денежных, основных средств, составляет отчетность для налоговых и прочих органов.
Производственно-диспетчерское бюро оперативно оформляет документацию и доставляет необходимые материалы и ПКИ на склады.
Служба качества осуществляет проверку качества сырья и материалов, технологического процесса, организует контрольные испытания, правила приемки.
К функциям службы персонала относится заключение трудовых договоров, оформление кадровых документов, разработка проектов систем оплаты труда, тарифных ставок, окладов, положений о премировании (совместно с планово-экономической службой), учет использования рабочего времени персоналом, учет и анализ нарушений трудовой дисциплины, оформление поощрений и взысканий, организация проведения обучения, переподготовка и повышение квалификации кадров, оформление пенсионных дел.
Функции службы организации управления производством: оперативное управление производством характеризуется принятием решений в реально сложившейся производственной ситуации. В этих условиях разработанные плановые задания и решения руководителей производственных подразделений обеспечивают четкий во времени порядок выполнения запланированных работ. Этому соответствует разработка сменно-суточных заданий на уровне участков и рабочих мест.
Служба эксплуатации занимается оперативным решением вопросов, связанных с обслуживанием самолетов.
Специалист по охране труда, техники безопасности и экологии проводит регулярные инструктажи по технике безопасности.
Служба эксплуатации зданий и сооружений следит за состоянием помещений, организует их ремонт по мере необходимости.
Рассматривая ЗАО ЦТО и РАТ “Авиасервис” как систему, взаимодействующую с внешней средой, следует отметить факторы прямого и косвенного воздействия на организацию.
Среда прямого воздействия
От поставщиков зависит, насколько точно в срок будут изготовлены, отремонтированы и доставлены необходимые детали. Задержка в выполнении работ вызывает у ЦТО и РАТ осложнения с потребителями и, как следствие, может снизить в дальнейшем конкурентоспособность ЦТО и РАТ на рынке услуг.
Поставщики материально-технических ресурсов для осуществления деятельности Ценра:
ЗАО “Авиастар – СП” (60% поставок) – детали и нормали
НПО ”Наука” (г.Санкт-Петербург) – блоки и радиоприборы
Ульяновский завод приборостроения (УКПБ) – ремонт отказавших блоков.
От потребителей зависит само существование организации: нет потребителей нет денег нет организации.
В данное время ЗАО ЦТО и РАТ “Авиасервис” находится на этапе роста. Осваивается не только отечественный рынок предоставления услуг, но и дальнего зарубежья. Потребителями услуг “Авиасервиса” являются авиакомпании таких городов РФ как: Воронеж (ЗАО АК “Полет”), Ульяновск (АК “Волга - Днепр”), Новосибирск (АК «Сибирь»), Минеральные Воды (АК “КавМинВодыАвиа”), Москва (“АвиаПромСервис”), и зарубежные партнеры: Египет, г. Каир (АК “Cairo Aviation”).
Основными потребителями услуг по обслуживанию АН-124 у Центра являются авиакомпании:
АК «Полет»
АК «Волга-Днепр»
ИФК «Техник Ильюшин Финанс»»
Воинские летные части, имеющие в своем арсенале данный тип самолета
Потребители услуг по воздушным судам типа ТУ-204:
АК «Владивосток-Авиа»
АК «Кавминводы-Авиа»
АК «Внуково»
АК «Трансаэро»
АК «Авиастар-ТУ»
АК “CAIRO AVIATION”
ТУ-214 и ВС типа “Боинг”
АК «Трансаэро»
Потребители продукции диктуют свои условия, т.к. у них есть выбор между несколькими фирмами, осуществляющими подобные услуги, но главное наше преимущество - в сравнительно невысоких ценах.
Конкуренты могут привлечь потребителей услуг либо снижением цен, либо улучшением качества выполняемых работ, услуг. И все это скажется на финансовом состоянии ЦТО и РАТ. Ведь снижать цены - не всегда разумно и оправданно, хотя, чтобы получить выгоду в дальнейшем, можно пойти на временное снижение цен. На улучшение качества работ конкурентом, ответить можно только тем же качеством. Или же, и это не секрет, установлением личных дружественных взаимоотношений с руководством организации - потребителя.
Основные конкуренты ЗАО ЦТО и РАТ «Авиасервис» в области ремонта авиационной техники представлены в таблице:
Наименование предприятия | Возможные причины усиления конкуренции |
ЗАО АК «Полет» | Высокая зарплата специалистов; возможность карьерного роста. |
ОАО АК «Сибирь» | - |
ЗАО АК «Волга – Днепр» | Высокая зарплата специалистов; возможность карьерного роста;полеты за рубеж. |
ЦТО и РАТ «Авиастар – Техник» | - |
Государство влияет на ЦТО и РАТ установлением обязательных платежей (налогов, сборов) в бюджетные и внебюджетные фонды, в зависимости от денежных оборотов, финансовых результатов хозяйственной деятельности (т.е. прибыли или убытков). В зависимости от принимаемых законов и постановлений меняется порядок бухгалтерского и налогового учета, порядок и оформление бухгалтерской первичной документации и документации на оказание услуг, отчетность перед налоговыми органами, бюджетными и внебюджетными фондами.
Кроме того, влияние государства проявляется в разработке и утверждении законодательной документации в области гражданской авиации, положения которой так или иначе регламентируют деятельность Центра, а именно: ГК РФ; Воздушный кодекс; федеральные авиационные правила "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники"
(ФАП-145)Приказ по Минтрансу РФ «Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники» (НТЭРАТ 93-ГА); прочие нормативные документы по линии ГС ГА (государственной сертификации гражданской авиации).
Среда косвенного воздействия
Демографическая ситуация пока не оказывает влияния на ЦТО и РАТ - еще много работников, не достигших пенсионного возраста.
Политическая обстановка оказывала свое влияние на функционирование Центра в определенный момент истории – с приходом очередного нового губернатора в ЦТО и РАТ произошла смена директора (из окружения губернатора); с ослаблением влияния губернатора - опять смена директора.
Воздействие международной обстановки ЦТО и РАТ ощутил в полной мере после событий 11 сентября в Америке, взрыва пассажирского самолета украинскими ВВС. После этого резко сократилась численность пассажиров, летающих рейсами из Москвы в направлении стран африканского континента. В результате, египетский партнер Центра авиакомпания Cairo Aviation стал терпеть убытки из-за отсутствия туристов. И в свою очередь, из-за отсутствия средств, задерживать ежемесячные платежи ЦТО и РАТ. А это сказалось на финансовом состоянии предприятия и его работников: сокращение ежемесячной премии, вплоть до её полной отмены, отправка работников в вынужденный простой, было отложено увеличение зарплаты, появились долги перед бюджетом.
В данное время численность персонала ЦТО и РАТ составляет 306 человека. Из них вспомогательных рабочих 53 человека, основных рабочих 104 человека, руководителей 55 человек, специалистов 94 человека.
Повышение квалификации персонала (авиатехников), имеющего сертификаты на выполнение определенных видов работ проводится регулярно, а остального персонала (например, бухгалтеров) редко и лишь по настоянию руководителей отделов.