Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 10:58, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы – рассмотреть механизм формирования конкурентной стратегии вуза в условиях реформирования системы высшего образования. Исходя из главной цели исследования, можно выделить несколько задач для ее достижения: Рассмотреть конкурентные стратегии ВУЗа, дать им четкую характеристику. Описать способы дифференциации, используемые российскими вузами. Изучить востребованность выпускников управленческого профиля на рынке труда. Описать деятельность Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников при СыктГУ. Выявить карьерные планы выпускников факультета управления СыктГу. Разработать рекомендации по совершенствованию деятельности центра содействия занятости.
Содержание
Введение ………………………………………………………..…………………3 Глава 1. Понятие и механизм разработки конкурентной стратегии ВУЗа………...……………………………………………………………………...5 1.1. Конкурентные стратегии ВУЗа …………………………………………......5 1.2. Востребованность выпускников ВУЗа как способ дифференциации образовательного учреждения ………………………………………………....14 1.3. Выпускники управленческого профиля на рынке труда …………………………………………………………………………….………25 Глава 2. Карьерные планы выпускников факультета управления СыктГу …………………………………………………………………………………….32 2.1. Описание деятельности Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников при СыктГУ………………….....32 2.2. Планы выпускников факультета управления после окончания СыктГУ ………………………………………………………………………………….…45 Заключение………………………………………………...…………………..…56 Список использованных источников……………………………………...……59
В качестве примера реализации
стратегии «Лидерство
по издержкам на рынке массового образования»
можно привести рынок экономических специальностей
Санкт-Петербурга за 2009 год. Лидером по
издержкам на данном рынке являлся «Инжэкон»,
который предлагал широкий спектр экономических
специальностей по средним ценам (цены
были ниже «Финэка» и факультета менеджмента
СПбГУ).
Международный банковский институт
реализует стратегию «Сосредоточение
на издержках на рынке узко специализированного
образования», предлагая ограниченный
перечень экономических специальностей
по самым низким (из перечисленных игроков)
ценам.
Стоит добавить, что в области
цен на образовательные услуги отсутствует
обоснованность. Здесь можно наблюдать:
демпинговые цены, обман потребителей
услуг, завышенные затраты, сверхприбыльность
отдельных программ, убытки слабых учебных
заведений, значительную дифференциацию
качества обучения при одинаковой стоимости,
финансовые пирамиды, дилетантство директоров
образовательных учреждений в отношении
себестоимости обучения и т.п. Это ведет
к проблемам, с которыми приходиться сталкиваться
высшим учебным заведениям. В первую очередь,
отсутствие практического опыта ценообразования
на образовательные услуги. Этот спектр
экономики не так давно функционирует
в условиях рыночных отношений, следовательно,
сложно говорить о каких-либо экономических
традициях. Данное обстоятельство влечет
за собой такие последствия как недостаточный
уровень проработанности методик ценообразования,
отсутствие эффективных антиинфляционных
мер при формировании цены на образовательные
услуги. Ситуацию усугубляет неразработанность
соответствующей нормативной базы [30].
Для того, чтобы устранить демпинговые
цены в вузах России в 2013 году Правительство
РФ подготовило постановление, которое
разъясняет порядок предоставления платных
услуг в образовательных организациях.
В проекте документа дано понятие "платных
образовательных услуг", разъясняется,
кто является "заказчиком", а кто
"исполнителем" услуги. Подчеркивается,
что образовательная организация не имеет
права предоставлять платные услуги вместо
услуг, которые уже профинансированы бюджетом.
Плата за дополнительные курсы, кружки
и секции может снижаться исполнителем,
если он найдет способ покрыть недостающую
сумму за счет собственных средств. В том
числе - за счет своей коммерческой деятельности,
пожертвований и целевых взносов спонсоров
- физических и юридических лиц. Увеличение
платы не допускается. Исключение сделано
лишь для поправки цены с учетом инфляции
в размере, определенном в федеральном
бюджете.
Как быть, если заказчик услуг
не доволен качеством? Можно потребовать
безвозмездного оказания услуг, уменьшения
их стоимости, возмещения расходов по
устранению недостатков.
Если услуга не оказана во время,
заказчик имеет право назначить новый
срок. Можно также поручить эти образовательные
услуги третьим лицам, потребовав возмещения
расходов. Заказчик имеет право на уменьшение
стоимости услуг или вообще расторжение
договора.
Исполнитель тоже имеет право
расторгнуть договор. Например, если ученика
или студента, который получает платную
образовательную услугу, отчислили из
школы, колледжа, вуза за проступки. Договор
может быть расторгнут при просрочке оплаты
или из-за того, что человек, оплативший
услугу, лодырничает и не хочет заниматься.
В частности, финансирование государственных
высших учебных заведениях осуществляется
в форме федеральных субсидий, а не бюджетной
сметы.
Основное отличие в том, что
финансирование следует за каждым студентом
очником. То есть в зависимости от специальности
на обучение каждого студента в год государство
будет выделять от 60 тысяч 200 рублей и выше.
Соответственно стоимость обучения на
платном отделении не может быть ниже
цены ее бюджетного финансирования. Некоторые
вузы, филиалы и представительства, обучают
студентов по более низким ценам, нежели
рекомендовано Минобрнауки РФ. Хотя стоимость
обучения в филиале не может быть ниже
стоимости, установленной в головном вузе
[22].
Стратегия дифференциации (differentiation strategy) – одна из общих
стратегий фирмы, направленных на создание
и/или на усиление её конкурентных преимуществ
[9]. Данная стратегия применительно к услугам
в области образования заключается в придании
этим услугам особых качеств, трудно поддающихся
повторению для конкурентов.
К таким качествам следует отнести:
высокий уровень предлагаемых
образовательных услуг, достигаемый за
счет привлечения квалификационного профессорско-преподавательского
состава, создания необходимого методического
обеспечения учебного процесса, применения
новых информационных и образовательных
технологий;
предложение потенциальным
потребителям широко спектра направлений
и специальностей, которые не могут быть
реализованы в других образовательных
учреждениях;
организация новых форм и технологий
обучения (непрерывная подготовка, колледж
- вуз, параллельное образование, использование
дистанционных технологий и т.п.) [21].
На примере Российской экономической
академии им.Г.В. Плеханова хотелось бы
продемонстрировать стратегию «Дифференциация
на рынке массового образования».
Российская экономическая академия им.
Г.В. Плеханова активно сотрудничает с
зарубежными вузами с конца 80-х. Уже обыденными
стали программы мобильности студентов
и преподавателей. РЭА участвует в европейской
системе Двойного диплома и на настоящий
момент имеет двусторонние договоры с
11 зарубежными вузами. Ежегодно до 50 студентов
МШБ-РЭА командируются для обучения по
программе Двойного Диплома в вузы Голландии,
Швеции, Франции, Германии. Уже более 120
выпускников окончили РЭА, получив при
этом Двойные дипломы. Двойной диплом
означает, что за тот же срок обучения
(4 года для бакалавра и 5 лет для дипломированного
специалиста) студенты РЭА получают два
полновесных диплома государственного
образца. Таким образом, диплом РЭА приравнивается
к дипломам Германии, Франции, Нидерландов,
Швеции. Ежегодно 5 студентов магистратуры
РЭА будут уезжать на один семестр в Дрезден
(Германия) и проходить там обучение по
программе магистра международного бизнеса
в давнем вузе-партнере РЭА — университете
прикладных наук Дрездена.
В стадии разработки находится
более масштабный международный проект
— создание партнерской сети вузов, разрабатывающих
совместные магистерские программы. Партнерская
сеть на данный момент включает вузы и
образовательные организации Великобритании,
Финляндии, Норвегии. Интерес проявляют
и известные университеты Швеции. Цель
этого проекта — дать доступ студентам
всех вузов-партнеров к уникальным программам,
существующим в конкретном вузе, а также
разработать совместные модули, которые
укрепили бы конкурентоспособность каждого
вуза, участника сети [36].
Стратегию «Сфокусированная
дифференциация на рынке элитного узко
специализированного образования»
реализует СПбГУ, который выделил экономический
факультет и факультет менеджмента в качестве
отдельных институтов, каждый из которых
реализует стратегию сфокусированной
дифференциации, предлагая ограниченный
спектр экономических и менеджерских
специальностей по самым высоким ценам
(рынок элитного образования).
Стоит отметить, стратегия дифференциации
является инструментом позиционирования
вуза, формирования успешного бренда.
Бренд вуза формируется посредством
внешней и внутренней составляющих.
К внутренней составляющей
относится весь процесс оказания собственно
образовательной услуги высокого качества,
то есть организация деятельности вуза
в соответствии с нормативно-правовыми
актами, регулирующими ВПО, материально-техническое
состояние вуза, использование в деятельности
вуза современных технологий, научный
и интеллектуальный потенциал вуза, уровень
организационной культуры. Внешняя составляющая
бренда вуза выражается в деловой репутации
и позитивном реальном образе вуза.
Внешняя составляющая бренда
вуза является проекцией внутренней составляющей
в сознании потребителей посредством
комплекса маркетинговых коммуникаций
и бренд-технологий [32].
Маркетинговое позиционирование
высших учебных заведений представляет
собой деятельность, ориентированную
на наиболее выгодное представление вуза
и его услуг с использованием маркетингового
инструментария на основании их рациональных
объективных преимуществ перед конкурентами.
Специфика маркетингового позиционирования
высших учебных заведений определяется
характером их деятельности и проявляется
в использовании следующих характеристик:
1) статус вуза (ведомственная
принадлежность, наличие государственной
аккредитации и аттестации, положение
в рейтинге Рособразования);
2) социальная инфраструктура
(обеспеченность общежитиями, стипендии,
социальные доплаты, льготные туристские
поездки, другие формы социальной поддержки);
3) бренд вуза (корпоративная
культура вуза, традиции, история, выпускники).
4) востребованность приобретенных
знаний (возможность последующего трудоустройства,
контроль знаний, глубина подготовки студентов)
[7].
В качестве одного из способов
дифференциации ВУЗа выступает востребованность
выпускников на рынке труда, которую мы
рассмотрим подробно в следующем пункте.
Востребованность выпускников ВУЗа как способ дифференциации образовательного учреждения
Одними из наиболее проблематичных
участников российского рынка труда являются
молодые специалисты – выпускники высших
профессиональных учреждений. В России
насчитывается 1156 вузов, а если считать
филиалы, то и все 3 тысячи, из которых ежегодно
выпускается 1,1 млн. дипломированных специалистов.
Несбалансированность объемов и профилей
подготовки специалистов с потребностями
рынка труда в ряде случаев усугубляет
проблемы трудоустройства выпускников
образовательных учреждений (особенно
коммерческого сектора профессионального
образования) [10].
Выпускники колледжей и ВУЗов
часто сталкиваются с проблемой трудоустройства:
из-за отсутствия у них опыта работы их,
зачастую, не берут работать по специальности,
в результате – они устраиваются работать
не по своей специальности, разочаровываются
в полученном образовании, и иногда и жизни
в целом.
Итак, как же российские ВУЗы
помогают трудоустроиться своим выпускникам?
Рассмотрим данный вопрос на примере трех
высших учебных заведений таких как МГУ
(Московский государственный университет
им. М.В Ломоносова), ВШЭ (Высшая Школа Экономики),
СПБГУ (Санкт-Петербургский государственный
университет) и ВШМ СПБГУ (Высшая школа
менеджмента СПБГУ).
1. Московский
государственный университет им. М.В Ломоносова
В воскресенье, 31 марта 2013, в
МГУ имени Ломоносова прошел традиционный
«весенний» день открытых дверей. В этот
день перед абитуриентами выступил ректор
вуза Виктор Садовничий. Он заявил, что
абсолютное большинство выпускников МГУ
не имеет проблем с трудоустройством и
90% выпускников данного вуза сразу
принимают на работу [25].
На сайте Московского государственного
университета им. М.В Ломоносова есть разделы
для студентов и выпускников с вакансиями
[ПРИЛОЖЕНИЕ 1].
Раздел «Карьера и поиск работы
для студентов и выпускников» включает
в себя [35]:
• Вакансии
• Сайт клуба выпускников МГУ:
Работа и карьера
• Поиск работы: вакансии и резюме
• Профориентация студентов
и выпускников: компьютерное тестирование
и консультация психолога по выбору: типа
карьеры, сферы приложения знаний, наиболее
подходящей должностной позиции, компании
для трудоустройства
• Портал о ярмарках вакансий
и работе для выпускников
• Портал о карьере и поиске
работы
• Профориентация студентов
и выпускников: компьютерное тестирование
и консультация психолога по выбору: типа
карьеры, сферы приложения знаний, наиболее
подходящей должностной позиции, компании
для трудоустройства
• Вакансии для студентов и
молодых специалистов, стажировки
2. Высшая школа
экономики
Лучшим индикатором
качества подготовки служит трудоустройство
выпускников. По данным исследования
карьерного роста выпускников, проведенного
в ГУ–ВШЭ в 2007 г., через 6 месяцев
после окончания университета 80%
выпускников работают по специальности,
а 20% продолжают обучение в магистратуре
или в аспирантуре. Согласно независимым
рейтингам, ГУ-ВШЭ занимает первое
место в России по уровню
заработной платы выпускников
[34].