Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 10:58, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы – рассмотреть механизм формирования конкурентной стратегии вуза в условиях реформирования системы высшего образования. Исходя из главной цели исследования, можно выделить несколько задач для ее достижения: Рассмотреть конкурентные стратегии ВУЗа, дать им четкую характеристику. Описать способы дифференциации, используемые российскими вузами. Изучить востребованность выпускников управленческого профиля на рынке труда. Описать деятельность Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников при СыктГУ. Выявить карьерные планы выпускников факультета управления СыктГу. Разработать рекомендации по совершенствованию деятельности центра содействия занятости.
Содержание
Введение ………………………………………………………..…………………3 Глава 1. Понятие и механизм разработки конкурентной стратегии ВУЗа………...……………………………………………………………………...5 1.1. Конкурентные стратегии ВУЗа …………………………………………......5 1.2. Востребованность выпускников ВУЗа как способ дифференциации образовательного учреждения ………………………………………………....14 1.3. Выпускники управленческого профиля на рынке труда …………………………………………………………………………….………25 Глава 2. Карьерные планы выпускников факультета управления СыктГу …………………………………………………………………………………….32 2.1. Описание деятельности Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников при СыктГУ………………….....32 2.2. Планы выпускников факультета управления после окончания СыктГУ ………………………………………………………………………………….…45 Заключение………………………………………………...…………………..…56 Список использованных источников……………………………………...……59
мониторинг трудоустройства
в регионе специалистов-выпускников СыктГУ:
проведение статистического
анализа;
изучение специфики регионального
рынка труда;
использование результатов
мониторинга для рекомендаций по формированию
в учебных планах специальностей блоков
«региональный (вузовский) компонент»;
проведение исследований и
разработок по заказам организаций независимо
от организационно-правовой формы собственности.
консультационные:
консультирование заинтересованных
организаций по использованию обучающихся
студентов и выпускников СыктГУ;
консультирование студентов
по результатам изучения регионального
рынка труда, и данных регионального Центра
занятости.
Функции Центра исполняет начальник,
который подчиняется непосредственно
начальнику Управления качества и развития
образовательной деятельности, с которым
было проведено интервью 21 мая 2013 года
[ПРИЛОЖЕНИЕ 3].
В ходе интервью было выявлено
следующее. В 2008-2009 годах наблюдалась такая
тенденция, что слишком много выпускников
СыктГУ трудоустраивается не по специальности,
либо трудоустраивается не в Республике
Коми. Поэтому в Министерстве образования
науки РФ возникла идея – проводить мониторинг
трудоустройства выпускников. В 2009
году наш университет заключил договор
с Управлением Республики Коми по занятости
населения о том, что они отдельно проводят
мониторинг наших выпускников, всевозможными
способами содействуют работе Центра
содействия трудоустройству при СыктГУ,
а также предоставляют в Центр базу вакансий
по всей Республике Коми.
В целях получения оперативных,
достоверных и полных показателей трудоустройства
выпускников Сыктывкарского государственного
университета, в том числе по полученной
специальности, а также анализа этих показателей
и формирования индикаторов, позволяющих
оценить эффективность процесса трудоустройства
в каждом структурном подразделении назначается
ответственный за мониторинг трудоустройства
выпускников.
Ответственные от факультетов/институтов/колледжа:
1. Проводят сбор и обработку
информации о планируемом трудоустройстве
студентов выпускных курсов.
2. Проводят сбор и обработку
информации о трудоустройстве
выпускников в течение 3 лет после
окончания университета.
3. Проводят сбор подтверждающих
документов.
4. Заполняют протоколы
и формы трудоустройства, разработанные
ЦСЗУМиТВ.
5. Проводят анкетирование
и опрос предприятий-работодателей
о трудоустройстве к ним молодых
специалистов.
6. Организуют комиссии
по трудоустройству с целью
получения информации о месте
работы трудоустроенных выпускников
и ознакомление нетрудоустроенных
выпускников с базой вакансий (в соответствии
с полученной ими специальностью).
7. Привлекают на комиссию
по трудоустройству работодателей
для более детального «знакомства»
с тем или иным предприятием,
спецификой работы в той или
иной должности, требованиями, предъявляемыми
работодателем к тому или иному
специалисту.
8. Вносят в центр содействия
занятости учащейся молодежи и трудоустройства
выпускников предложения по усовершенствованию
системы мониторинга.
Рис. 2.1.1. Сроки предоставления
информации
В связи с этим Центр содействия
занятости учащейся молодежи и трудоустройства
выпускников:
1. Разрабатывает формы
отчетности в соответствии с
требованиями Министерства образования
и науки Российской Федерации.
2. Предоставляет информационной
поддержки ответственным от факультетов.
3. Заполняет отчетов Минобразования
РК, КЦСТ МГТУ, Минобрнауки РФ.
4. Проводит организационно-методическое
обеспечение содействия трудоустройству
соискателей.
5. Доводит результаты
мониторинга до сведения учебных
подразделений университета.
По словам Русеевой Натальи
Николаевны, начальника Центра, по состоянию
на 2009 год Центр содействия трудоустройству
при СыктГУ стал первым, кто начал сотрудничать
с Управлением РК. В Республике Коми УГТУ
активно сотрудничает с работодателями,
они являются региональным Центром карьеры.
Фактически они (УГТУ), говорит Наталья
Николаевна, должны нам помогать, содействовать
с Республикой Коми, с Правительством
РК, с Министерствами РФ. Но за 4 года существования
этого регионального Центра ни Управление
РК не слышало о них, ни Глава РК. Это говорит
о том,что их работа не выполняется на
должном уровне, и в связи с этим Центр
содействия трудоустройству хочет подать
заявку в Москву на то, чтобы нашему
Центру было присвоено название «Региональный
Центр трудоустройства выпускников»,
потому что туда обращаются не только
выпускники и студенты нашего университета,
но и выпускники других городов. По
словам Натальи Николаевны, это не должно
оставаться без внимания.
До 29 апреля 2013 года в Центре
содействия занятости учащейся молодежи
и трудоустройства выпускников при СыктГУ
работал только один человек, его начальник.
С этого момента ввели еще одну должность
«специалист по методической работе»,
который должен прорабатывать нормативные
документы, потому что они меняются, осуществлять
методическую работу с выпускниками, следить
за сайтом Центра.
У Центра существует несколько
каналов связи со своей аудиторией:
проведение лекций по теме «Построение карьеры в современных условиях»;
сайт (http://aist.syktsu.ru/);
стенды (корпус №1,2 СыктГУ, общежитие №2).
За год существования сайта,
посетителей набралось около 300 000 человек.
Благодаря этому каналу каждый день добавляется
по 3-4 соискателя. Кроме того, год назад,
Центр разместил свои стенды в корпусе
№2 на улице Старовского, 55и в общежитии
СыктГУ по улице Коммунистическая, 72. За
нерегулярные обновления стендов, доверие
студентов, к сожалению, упало, поэтому
Центру необходимо постоянное обновление
информации.
По мнению начальника Центра
Натальи Николаевны, основными проблемами
отдела являются:
недопонимание между выпускником
(студентом) и работодателем, Центру постоянно
нужно искать точки соприкосновения;
работодатели не готовы брать
выпускников без опыта работы, потому что всем нужен готовый
специалист с определенным набором знаний
и компетенций;
отсутствие обратной связи
со студентами.
Наталья Николаевна в связи
с вышеизложенным поделилась с нами информацией
о том, что Управление РК по занятости
населения вышло к Центру содействия трудоустройству
СыктГУ с предложением провести большую
ярмарку вакансий, а так как Центр с ними
сотрудничает, все это будет привязано
к какому-нибудь проекту по республике.
В октябре Центр планирует провести глобальное
мероприятие в виде конференции республиканского
уровня по проблемам занятости молодежи,
их трудоустройства. Самый главный вопрос,
который стоит перед Центром - узнать,
что конкретно нужно студентам, чтобы
найти работу.
Как отмечалось выше, ответственные
от факультетов каждый год проводят сбор
и обработку информации о планируемом
трудоустройстве студентов выпускных
курсов посредством анкетирования.
В 2012 году по факультету
управления были получены следующие результаты.
Можно проследить динамику показателей
трудоустройства за 5 лет, с 2008 года по
2012 год. Из графика мы видим, что уровень
заявок на подготовку по профилю «Маркетинг»
растет, в 2012 году он составил 69%. Однако
количество выпускников, направленных
на работу и выпускников, работающих в
регионе, значительно снизилось.
Рис.2.1.2. Выпускники
профиля «Маркетинг»
Уровень выпускников, работающих
в регионе, и уровень выпускников, направленных
на работу по профилю «Менеджмент» превышает
количество заявок на подготовку по данному
профилю.
Рис. 2.1.3. Выпускники
профиля «Менеджмент»
По профилю «Социально-культурный
сервис и туризм» наблюдаются следующие
тенденции: количество заявок на подготовку
значительно снизилось; количество выпускников,
работающих в регионе, остается примерно
на одном уровне, составляет примерно
90 % от всех выпускников данного профиля;
уровень выпускников, направленных на
работу, находится в диапазоне от 80 до
95 %.
Рис.2.1.4. Выпускники
профиля «Социально-культурный сервис
и туризм»
Исходя из графиков, можно прийти
к выводу, что растет спрос на специалистов
по профилю маркетинг, однако предложение
снижается из-за утечки кадров в другие
субъекты РФ.
Вопрос о судьбе выпускников
после окончания вуза актуален и интересен
для многих. Во-первых, для абитуриентов.
Выбирая вуз, вчерашние школьники рассчитывают
получить хорошее образование и найти
высокооплачиваемую работу после его
окончания. Во-вторых, для работодателей.
Компании, заинтересованные в развитии
своего кадрового потенциала, готовы выстроить
взаимодействие с высшими учебными заведениями,
исходя из знания реально достигаемых
конкретным вузом результатов образовательной
деятельности, в том числе уровня востребованности
его выпускников на рынке труда. В-третьих,
для государственных органов исполнительной
власти, органов управления образованием,
учредителей высших учебных заведений.
Решение вопросов трудоустройства важно
также для принятия управленческих решений.
С целью получения объективной
и достоверной информации о трудоустройстве
выпускников вузов на момент завершения
обучения в Московском автомобильно-дорожном
государственном техническом университете
(МАДИ) разработана модель независимой
оценки качества образования на основе
востребованности выпускников на рынке
труда PROвуз .
Модель PROвуз позволяет получать
информацию об эффективности трудоустройства
выпускников вуза, на основе которой можно
анализировать характеристики процесса
трудоустройства как одного, так и группы
вузов. В основе PROвуз лежит исследование,
целью которого является анализ результатов
трудоустройства выпускников вузов и
выявление факторов, оказывающих ключевое
влияние на эффективность трудоустройства.
Исследование проводится на момент завершения
выпускниками обучения в вузе, когда вузы
могут получить наиболее достоверную
информацию.
PROвуз включает:
• методику сбора первичной
информации, в т. ч. анкетный материал;
• информационно-аналитический
комплекс, позволяющий обрабатывать результаты
исследования;
• методику интерпретации результатов
исследования [1].
Основываясь на опыте такого
российского вуза, как Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет,
можно предложить следующие рекомендации
для Центра содействия трудоустройству
СыктГУ:
1. Необходимо проводить мероприятия
для повышения эффективности процесса
трудоустройства и улучшения показателей
оценки качества образования на основе
анализа востребованности выпускников
2. Повысить информированность
студентов и выпускников о Центре: разместить
стенды во всех учебных корпусах и общежитиях
СыктГУ, своевременно их обновлять
3. Проводить анализ процесса
трудоустройства, который будет обеспечивать:
• максимальную достоверность
за счет опроса всех выпускников вуза
и автоматизированного контроля заполнения
анкет
• многофакторный анализ процесса
трудоустройства (получаемая при исследовании
информация отражает не только результаты
трудоустройства, но и факторы, оказывающие
на него влияние);
• систематизацию информации
за счет представления результатов исследования
в виде таблиц, диаграмм и графиков, а также
карты показателей;
• возможность проводить анализ
трудоустройства по различным выборкам
[по вузу в целом, по факультетам (институтам),
по специальностям или группам специальностей,
по укрупненным группам специальностей,
по уровням подготовки].
4. Расширить каналы связи со
своей аудиторией посредством создания
групп в социальных сетях, так как интернет
является одним из наиболее предпочтительных
источников получения информации для
современной молодежи
5. Разработать ежегодный план
мероприятий с учетом специфики каждого
факультета, вовлечь в данный процесс
студентов. Необходимо заинтересовать
студентов, донести до них значимость
Центра и перспективы трудоустройства
посредством данного канала поиска работы.