Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 10:58, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы – рассмотреть механизм формирования конкурентной стратегии вуза в условиях реформирования системы высшего образования. Исходя из главной цели исследования, можно выделить несколько задач для ее достижения: Рассмотреть конкурентные стратегии ВУЗа, дать им четкую характеристику. Описать способы дифференциации, используемые российскими вузами. Изучить востребованность выпускников управленческого профиля на рынке труда. Описать деятельность Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников при СыктГУ. Выявить карьерные планы выпускников факультета управления СыктГу. Разработать рекомендации по совершенствованию деятельности центра содействия занятости.
Содержание
Введение ………………………………………………………..…………………3 Глава 1. Понятие и механизм разработки конкурентной стратегии ВУЗа………...……………………………………………………………………...5 1.1. Конкурентные стратегии ВУЗа …………………………………………......5 1.2. Востребованность выпускников ВУЗа как способ дифференциации образовательного учреждения ………………………………………………....14 1.3. Выпускники управленческого профиля на рынке труда …………………………………………………………………………….………25 Глава 2. Карьерные планы выпускников факультета управления СыктГу …………………………………………………………………………………….32 2.1. Описание деятельности Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников при СыктГУ………………….....32 2.2. Планы выпускников факультета управления после окончания СыктГУ ………………………………………………………………………………….…45 Заключение………………………………………………...…………………..…56 Список использованных источников……………………………………...……59
Объект исследования - выпускники факультета
управления, предмет – планы выпускников факультета управления
СыктГу.
Одно из важнейших условий обеспечения
долгосрочного преимущества вуза на рынке
образовательных услуг – это наличие
информации о том, каковы планы дальнейшего
трудоустройства выпускников. С 22 апреля
по 5 мая 2013 года нами было проведено исследование
с целью выявления планов выпускников
факультета Управления после окончания
СыктГУ.
Метод сбора информации: анкетный
опрос [ПРИЛОЖЕНИЕ 4]. В данном исследовании
была использована пропорциональная выборка.
Нами было опрошено 75 % выпускников по
следующим специальностям: менеджмент
организации, маркетинг, социально-культурный
сервис и туризм. В результате было опрошено
79 человек из 105 имеющихся в базе выпускников.
80,28 % респондентов женского пола и 19,72%
- мужского. 38,03 % опрошенных имеют больше
четверок, у 33,80 % есть тройки и 28,17 %
имеют преимущественно больше пятерок.
В ходе анкетирования было выявлено,
что большинство респондентов, а именно
38,03% выпускников, не работают в данный
момент, 36, 62 % работают не по специальности,
¼ опрошенных работают по специальности.
Рис. 2.2.1. Работа выпускников
в данный момент
Отмечающийся в последние полтора
десятилетия высокий спрос на образовательные
услуги в сфере подготовки по специальностям
экономико-менеджериального профиля формируется
исходя из имеющихся у населения общих
представлений о том, какие специальности
сегодня на российском рынке труда являются
наиболее востребованными. Между тем,
как неоднократно отмечалось экспертами
в области образования и рынка труда, при
поступлении в вуз большинство студентов
не представляют, где будут работать. Вузы,
в свою очередь, тоже мало озабочены судьбами
своих выпускников, ориентированы на удовлетворение
кратковременного рыночного спроса, «рынка
родительских амбиций» [20].
Основная проблема «биржи труда»
(«биржа труда» - модель, ориентированная
на решение тактических задач: оказание
информационной посреднической поддержки
выпускникам или студентам в поиске работы
и трудоустройстве по их индивидуальным
запросам) – трудоустройство по специальности.
Именно такое трудоустройство называется
эффективным. По оценкам экспертов, около
50 % выпускников не планируют работать
по специальности, в то время как вуз заинтересован
в эффективном трудоустройстве как показателе
своего престижа на рынке образовательных
услуг [19].
Было важно выяснить, каковы
планы выпускников факультета управления
СыктГУ после окончания университета.
Половина респондентов (52,11 %) ответили,
что планируют работать по специальности
, 32,39 % выпускников – работать не по специальности
,11,27 % хотят продолжить обучение, а
4,23 % ответили, что хотят устроиться на
работу по специальности и продолжить
обучение.
Рис. 2.2.2. Планы выпускников
Были выявлены основные причины,
почему выпускники факультета Управления
не собираются работать по специальности.
Большая часть, а именно 56 %, отметили, что
довольно трудно найти работу по специальности.
1/3 всех респондентов (32 %) не нравится своя
специальность, 16 % опрошенных не хотят
работать по своей специальности из-за
низкого уровня заработной платы. 8 % ответили,
что не видят возможности для карьерного
роста.
Рис. 2.2.3. Причины,
почему выпускники не хотят работать по
специальности
В ходе анкетирования было выяснено
, где выпускники планируют продолжить
обучение . 5 респондентов ответили, что
хотят продолжить обучение в магистратуре
СыктГУ, 3 человека – в магистратуре
за границей, в том числе 1 из них в BI NorwegianBusinessSchool,
2 выпускника – в Санкт – Петербурге и
один респондент – в Коми Республиканской
академии государственной службы и управления.
Посредством анкеты было выяснено,
как выпускники оценивают свои шансы по
трудоустройству после окончания вуза.
1/3 опрошенных ( 32, 39 %) ответили, что имеются
перспективы трудоустройства по специальности
на хорошую работу, у 28,17 % имеются перспективы
трудоустройства не по специальности,
но на хорошую работу, по19,72 % соответственно
отметили, что имеются перспективы трудоустройства
по специальности, но на плохую работу
и никаких перспектив по трудоустройству
не видят.
Рис. 2.2.4. Шансы выпускников
после окончания вуза
В ходе исследования было выявлено,
какой первоначальный уровень зарплаты
устроил бы выпускника. Почти половина
респондентов (42,25 %) ответили, что считают
хорошей первоначальную зарплату в
15-20 тысяч рублей, 28, 17 % опрошенных –
10-15 тысяч рублей, 15,49 % - зарплату более
25 тысяч рублей, 12, 68 % выпускников считают
приемлемой первоначальную зарплату в
размере 20-25 тысяч рублей и лишь 1,41 % - зарплату
в размере 7-10 тысяч рублей.
Рис. 2.2.5. Первоначальный
уровень зарплаты
С помощью анкетирования были
выявлены основные факторы , на которые
выпускники обращают внимание при поиске
работы (оценка по 10-бальной шкале)
. Данные представлены в таблице 2.2.1.
Фактор
Важность (средний балл)
Заработная плата
9,85
Возможность карьерного роста
9,03
Интересная работа
7,62
Режим рабочего времени
6,79
Стабильность, надежность
6,70
Наличие выходных, отпусков
5,55
Социальные гарантии
5,30
Наличие премий, бонусов
4,79
Удобное месторасположение
4,75
Престижность компании
4,75
Табл. 2.2.1. Факторы, влияющие на поиск работы
Рис.2.2.6. Факторы,
влияющие на поиск работы
Далее было выяснено, какие
каналы поиска работы являются наиболее
предпочтительными для выпускников факультета
Управления. В ходе исследования было
выявлено, что первые три позиции занимают
такие каналы, как интернет, поиск работы
посредством знакомых, друзей и СМИ (газеты
и журналы). Далее по важности следуют
Центры занятости и рекрутинговые компании
и агентства по трудоустройству. Среди
наименее предпочтительных каналов поиска
работы оказались объявления на стендах,
поиск работы с помощью кафедры и с помощью
Центра содействия трудоустройству при
СыктГУ. Рейтинг можно наблюдать в таблице
2.2.2.
Канал поиска работы
Важность (средний балл)
Интернет
7,62
По знакомству
7,27
СМИ (газеты и журналы)
6,38
Центры занятости
6,10
Рекрутинговые компании и агентства
5,76
Объявления на стендах
3,96
С помощью кафедры
3,93
Центр содействия трудоустройству
при СыктГУ
2,87
Табл. 2.2.2. Каналы
поиска работы
Рис.2.2.7. Каналы поиска
работы
Как было сказано раннее, одним
из факторов конкурентоспособности ВУЗа
является эффективное трудоустройство
выпускников. В организационную структуру
СыктГУ входит Центр содействия трудоустройству,
который является для студентов проводником
на рынке труда. Выпускникам факультета
управления был задан ряд вопросов, связанных
с данным центром.
В ходе исследования было выявлено,
что более ½ респондентов, а именно
57, 75 %, знают о существовании Центра
содействия трудоустройству СыктГУ. 42,25
% никогда не слышали о данном центре.
Рис.2.2.8. Осведомленность
выпускников о центре
В ходе анкетирования было выяснено,
что 95,77 % никогда не обращались в данный
центр, и всего 4, 23 % выпускников пытались
найти работу посредством данного канала.
Рис. 2.2.9. Поиск работы
посредством Центра
В результате проведенного
нами исследования были сделаны следующие
выводы:
Более половины респондентов
собираются работать по специальности.
Основной причиной будущего
трудоустройства не по специальности является тяжелый поиск работы по специальности.
Приемлемый первоначальный
уровень зарплаты для опрошенных выпускников
– 15-20 тысяч рублей.
У большинства респондентов
имеется перспектива трудоустройства
по специальности и на хорошую работу. Это говорит о востребованности выпускников управленческого профиля на рынке труда.
Основными факторами при выборе будущего места работы являются
заработная плата, возможность карьерного
роста и интересная работа.
Наиболее предпочтительными
каналами поиска работы для респондентов
являются интернет и поиск работы по знакомству.
Более половины респондентов
знают о существовании Центра содействия
трудоустройству СыкгГУ, однако обращались в данный центр всего
4, 23 % опрошенных.
Основываясь на данном исследовании,
можно дать следующие рекомендации:
Осуществлять профориентационную деятельность с абитуриентами и студентами.
Способствовать трудоустройству
выпускников и студентов по специальности.
Повысить значимость Центра
трудоустройства при СыктГУ как канала поиска работы путем создания
благоприятного имиджа.
Разработать PR-кампанию для Центра трудоустройства
при СыктГУ.
Заключение
В ходе написания курсовой работы
был рассмотрен механизм формирования
конкурентной стратегии ВУЗа в условиях
реформирования системы высшего образования.
В данной работе мы рассмотрели
два вида конкурентных стратегий ВУЗа:
стратегия лидерства по издержкам и стратегия
дифференциации. Конкурентная стратегия
ВУЗа может осуществляться по следующим
направлениям:
Лидерство по издержкам на рынке
массового образования;
Сосредоточение на издержках
на рынке узкоспециализированного образования;
Дифференциация на рынке массового
образования;
Сфокусированная специализация
на рынке элитного узкоспециализированного
образования.
Конкурентное преимущество
в виде меньших издержек выражается на
рынке в относительно низких ценах на
образовательные услуги среднего качества.
В этом случае вузы либо должны ориентироваться
на рынок массового образования и иметь
высокую рыночную долю, либо на узкую нишу
— узкий сегмент образовательного рынка,
предлагая ограниченный набор узко специализированных
программ обучения по низким ценам.
Стратегия дифференциации применительно
к услугам в области образования заключается
в придании этим услугам особых качеств,
трудно поддающихся повторению для конкурентов.
Стратегия дифференциации является
инструментом позиционирования вуза,
формирования успешного бренда.
Специфика маркетингового
позиционирования высших учебных заведений
определяется характером их деятельности
и проявляется в использовании таких характеристик,
как статус вуза, социальная инфраструктура,
бренд вуза, востребованность приобретенных
знаний.
В качестве одного
из способов дифференциации ВУЗа выступает
востребованность выпускников на рынке
труда, под которой понимается возможность
последующего трудоустройства, контроль
знаний, глубина подготовки студентов.
В настоящее время востребованность
специалистов управленческого профиля
снижается, на первый план выходят специалисты
инженерного и IT профиля. В ТОП-10 2013 года
вошли такие управленческие специальности,
как менеджер по продажам (оптовая торговля),
менеджер по логистике и менеджер по закупкам
в сырьевой отрасли.
Что касается направления «маркетинг»,
то сегодня на российском рынке труда
профессия маркетолога является новой,
но одной из наиболее востребованных.
Представители данного профиля занимаются
преимущественно исследованием рынка,
созданием стратегии развития предприятия,
но их должностные обязанности на каждом
конкретном предприятии изменяются, расширяются
и модифицируются.
Описав деятельность Центра
содействия занятости учащейся молодежи
и трудоустройства выпускников при СыктГУ
мы пришли к выводу о том, что для эффективного
трудоустройства выпускников ему не хватает
как кадровых, так и финансовых ресурсов.
В рамках проведенного исследования
было выявлено, что у большинства выпускников
факультета управления имеются перспективы
трудоустройства по специальности на
хорошую работу. Основными факторами при
выборе будущего места работы являются:
заработная плата, возможность карьерного
роста и интересная работа.