Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:27, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент (от англ. management — «управление, заведование, организация») — это управление производством или коммерцией, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент маша.docx

— 73.63 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный  торгово-экономический университет»

(ФГБОУ ВПО  «СПбГТЭУ»)

Экономико-технологический колледж  питания

 

 

 

 

 

ДОМАШНЯЯ  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Менеджмент»

Группа № 2к-20

Специальность коммерсант

 

 

Выполнил: Горобец Мария Владимировна

Шифр 07

 

Менеджмент (от англ. management —  «управление, заведование, организация») — это управление производством  или коммерцией, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых  с целью повышения эффективности  производства и увеличения прибыли.

 Изначально понятие  «менеджмент» американского происхождения  и в дословном переводе означает  «управление», «администрация». Русское  слово «управление» и английское  слово «менеджмент» считаются  синонимами, но в действительности  их смысловое содержание различается.  Употребляя термин «менеджмент»  необходимо следовать установившейся  в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается  вполне определенный круг явлений  и процессов.

 На практике термин  «управление» не является эквивалентом  термина «менеджмент», так как  речь идет лишь об одной  из форм управления, а именно  об управлении социально-экономическими  процессами посредством и в  рамках предпринимательской структуры,  акционерной компании. Причем адекватной  экономической основой менеджмента  является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной  организации производства или  коммерции. Таким образом, термин  «менеджмент» употребляется применительно  к управлению хозяйственной деятельностью,  т. е. любой сферой производства  товаров и услуг.

 Более приемлемо в  наших условиях употреблять термины  «организация», «управление» и  «администрирование». Государственные,  общественные и иные организации  также должны использовать принципы  и методы менеджмента, если  они стремятся к достижению  своих целей при минимуме затрат.

 В своей сущности  менеджмент представляет собой  сложное социально-экономическое,  информационное и организационно-техническое  явление, являющееся одновременно  процессом деятельности и науки,  имеющие дело с постоянно изменяющимися  условиями функционирования объекта  управления, со сменой его состояний  и качеств. В силу этого менеджмент, как и любая другая наука,  имеет определенные закономерности, принципы и, безусловно, свои цели  и задачи.

В настоящее время менеджмент рассматривается в трех аспектах:

 — как область профессиональной  деятельности и обозначает функцию  и людей, ее выполняющих, указывает  на социальное или должностное  положение;

 — как область научного  исследования. Основные задачи менеджмента  как науки заключаются в следующем:  выделить цели и задачи управления, разработать определенные мероприятия  и способы по их достижению, разделить задачи на различные  виды операций, распределить работы, координировать взаимодействия  различных подразделений внутри  организации, совершенствовать формальные  иерархические структуры, оптимизировать  процессы принятия решений и  коммуникаций, а также поиск эффективных  систем мотивации деятельности, культуры организации, стиля управления.

 — как учебная дисциплина. Менеджмент как научная дисциплина  ставит своей целью сформулировать  общие принципы управления, пригодные  для любой организации.

 Спецификой можно назвать  наличие общих и специфических  целей. Общие или стратегические  цели определяют концепцию развития  организации в целом, направлены  на перспективу, а специфические разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности предприятия. Рациональное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов предполагает достижение цели при минимуме затрат и максимуме эффективности. Это достигается совместными усилиями работников компании, направленными на достижение общих целей.

К основным общим целям  менеджмента относятся прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов в деятельности предприятия. Конечная цель состоит в обеспечении  прибыльности (экономической целесообразности) функционирования той или иной организации. Это может быть достигнуто посредством  создания рациональной организации  производственного процесса. Не менее  важными целями менеджмента являются управление производством, совершенствование  научно-технологической базы, а также  эффективное использование кадрового  потенциала, повышение его квалификации и стимулирование.

 Следовательно, главная  цель менеджмента — это управление, ориентированное на успешную  деятельность, присущее каждой организации  и отдельно взятому человеку. Но для разных людей и организаций  успех может интерпретироваться  по-разному, например, перечисляя  компании, фирмы, организации, которые  можно назвать успешными, мы  вспоминаем наименования крупных,  хорошо известных фирм. Как показывает  практика, размер компании и ее  прибыльность не всегда могут  считаться критериями успеха. Как  правило, любая организация существует  для реализации определенных  целей, и потому если достижение  огромного размера не является  одной из ее целей, то тогда  и организация малого бизнеса  может считаться столь же успешной, как и крупная. Например, братья  МакДональд продали права на  использование своего имени и  своей системы Рею Кроку. Причиной  тому были в основном небольшие  амбиции и то, что они не  захотели приносить себя в  жертву, как это обычно бывает  при расширении предприятия. Добившись  от жизни всего, что им хотелось  и заработав при этом миллионы, Мак Дональды едва ли могут рассматриваться как неудачники, даже если принять во внимание то, что объем продажи существующей сегодня корпорации «Мак Дональд» вырос в тысячи раз. Организацию можно считаться добившейся успеха, если она достигла своей цели, а достижение успеха и есть цель менеджмента.

Роль менеджмента в подготовке руководителей и специалистов.

Только в ХХ в. управление было признано самостоятельной областью знаний, подлежащей изучению и рассмотрению.

Рассмотрим основополагающие школы управления.

Научная школа управления (1885–1920 гг.).

Школа связана с именем Фредерика  Уин-слоу Тейлора. Представители этой школы обосновали необходимость  подбора конкретных работников для  выполнения определенной работы, обучения работников, их подготовки и переподготовки как внутри предприятия, так и  в сторонних организациях, а также  рационализации труда и его мотивации.

Благодаря этой школе было разработано 12 принципов управления, которые  не потеряли своего значения и в настоящее время:

1) отчетливо поставленные цели – исходный пункт управления;

2) здравый смысл, предполагающий  признание ошибок и поиск их причин;

3) компетентная консультация профессионалов  и совершенствование процессов  управления на основе их рекомендаций;

4) дисциплина, обеспеченная четкой  регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением;

5) справедливое отношение к персоналу;

6) письменные стандартные инструкции;

7) нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;

8) нормализация условий труда;

9) нормирование операций; ^вознаграждение за производительность.

Классическая, или административная, школа (1920–1950 гг.).

Это направление связано с именем Анри Файо-ля. Специалисты такого направления  исследовали эффективность работы всей организации. Итогом многих работ  и проведенных исследований А. Файо-ля является создание принципов управления всей организацией:

1) первоначальная функция – разделение труда;

2) полномочия и ответственность.  Полномочие – право отдавать  приказы, а ответственность –  это ее составляющая противоположность;

3) дисциплина как взаимное уважение, достигнутое соглашением;

4) единоначалие и порядок;

5) единство направления, т. е.  каждая группа действует в  определенных рамках для достижения определенных целей;

6) подчиненность личных интересов общим;

7) скалярная цепь – это ряд  лиц, стоящих на управленческой пирамиде;

8) стабильность рабочего места.

Школа человеческих отношений (с начала 1950-х гг. до настоящего времени).

Основная цель этой школы – повышение  эффективности работы организации  за счет лучшего использования человеческих ресурсов. Представители данной школы  провели исследования и эксперименты по вопросам мотивации людей, характера  власти, лидерства, качества трудовой жизни и т. д. В результате этого были сделаны выводы о том, что система человеческих отношений влияет на результативность.

Менеджмент, как составная часть  управления.

 Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Виды отношений внутри организации делятся на:

1) линейные отношения – это  отношения между руководителем и подчиненными;

2) функциональные отношения –  отношения специалиста с другими  членами организации;

3) отношения управленческого аппарата, имеющие место в случае представления  чьих-либо прав и полномочий. Должностные  обязанности при этом состоят  в предоставлении рекомендаций, советов.

Между всеми составляющими организационной  структуры управления существуют отношения  взаимозависимости: изменения в  каждой из них вызывают необходимость пересмотра всех остальных.

Увеличение количества элементов  и уровней в организационной  структуре управления неизбежно  приводит к многократному росту  числа и сложности связей, возникающих  в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко  является замедление процесса управления.

Связи между элементами структуры управления бывают:

1) вертикальными, когда происходит  взаимодействие между руководителем  и подчиненным;

2) горизонтальными, когда происходит  взаимодействие равноправных элементов.

Основные системы управления организациями: линейная, функциональная, смешанная (линейно-функциональная), матричная, матрично-штабная.

Линейная система управления –  схема непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений  вышестоящим. Такая система достаточно проста и вполне эффективна.

Функциональная система управления – система представляет собой  схему подчинения нижестоящего подразделения  ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления –  технические, плановые, финансовые и т. д.

Линейно-функциональная система. Решения, подготовленные функциональными подразделениями, рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям.

Матричная система управления –  сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальными  образуются в результате взаимодействия руководителей проектов.

Матрично-штабная система управления – система отражает все виды руководства  и обеспечивает всестороннюю координацию  деятельности между ними, сохраняя единство распорядительства и контроля на высшем уровне.

Функции контроля.

Контроль — это процесс обеспечения  достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.

Существует три аспекта управленческого  контроля:

установление стандартов — точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок  времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования;

измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами;

подготовка необходимых корректирующих действий.

 Менеджер должен выбрать  одну из трех линий поведения:  ничего не предпринимать, устранить  отклонение или пересмотреть стандарт.

Выделяют следующие виды контроля:

предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления — реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и  навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор  квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок);

текущий контроль. Осуществляется непосредственно  в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь;

заключительный контроль. Одна из функций состоит в том, что  контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую  результативность.

Технология контроля осуществляется по следующей схеме:

выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка);

определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность  контроля);

установление норм контроля (этические, производственные, правовые);

выбор методов контроля (диагностический, терапевтический, предварительный, текущий, заключительный);

определение объема и области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции).

Модель процессов в процедуре контроля есть три четко заметных этапы: выработка стандартов и критериев, сопоставления с ними реальных результатов и принятия необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс разных мер.

Установление стандартов

Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько сочетании  функции контроля и планирования. Стандарты – это конкретные цели. Эти цели вырастают из процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть избраны из многочисленных целей и стратегий организации.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"