Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:27, контрольная работа
Менеджмент (от англ. management — «управление, заведование, организация») — это управление производством или коммерцией, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
(ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»)
Экономико-технологический
ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Менеджмент»
Группа № 2к-20
Специальность коммерсант
Выполнил: Горобец Мария Владимировна
Шифр 07
Менеджмент (от англ. management —
«управление, заведование, организация»)
— это управление производством
или коммерцией, а также совокупность
принципов, методов, средств и форм
управления, разрабатываемых и применяемых
с целью повышения
Изначально понятие
«менеджмент» американского
На практике термин
«управление» не является
Более приемлемо в
наших условиях употреблять
В своей сущности
менеджмент представляет собой
сложное социально-
В настоящее время менеджмент рассматривается в трех аспектах:
— как область
— как область научного
исследования. Основные задачи менеджмента
как науки заключаются в
— как учебная дисциплина.
Менеджмент как научная
Спецификой можно назвать
наличие общих и специфических
целей. Общие или
К основным общим целям
менеджмента относятся
Следовательно, главная
цель менеджмента — это
Роль менеджмента в подготовке руководителей и специалистов.
Только в ХХ в. управление было признано самостоятельной областью знаний, подлежащей изучению и рассмотрению.
Рассмотрим основополагающие школы управления.
Научная школа управления (1885–1920 гг.).
Школа связана с именем Фредерика Уин-слоу Тейлора. Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы, обучения работников, их подготовки и переподготовки как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, а также рационализации труда и его мотивации.
Благодаря этой школе было разработано 12 принципов управления, которые не потеряли своего значения и в настоящее время:
1) отчетливо поставленные цели – исходный пункт управления;
2) здравый смысл, предполагающий признание ошибок и поиск их причин;
3) компетентная консультация
4) дисциплина, обеспеченная четкой
регламентацией деятельности
5) справедливое отношение к персоналу;
6) письменные стандартные инструкции;
7) нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;
8) нормализация условий труда;
9) нормирование операций; ^вознаграждение за производительность.
Классическая, или административная, школа (1920–1950 гг.).
Это направление связано с именем
Анри Файо-ля. Специалисты такого направления
исследовали эффективность
1) первоначальная функция – разделение труда;
2) полномочия и ответственность. Полномочие – право отдавать приказы, а ответственность – это ее составляющая противоположность;
3) дисциплина как взаимное
4) единоначалие и порядок;
5) единство направления, т. е. каждая группа действует в определенных рамках для достижения определенных целей;
6) подчиненность личных интересов общим;
7) скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на управленческой пирамиде;
8) стабильность рабочего места.
Школа человеческих отношений (с начала 1950-х гг. до настоящего времени).
Основная цель этой школы – повышение
эффективности работы организации
за счет лучшего использования
Менеджмент, как составная часть управления.
Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
Виды отношений внутри организации делятся на:
1) линейные отношения – это отношения между руководителем и подчиненными;
2) функциональные отношения –
отношения специалиста с
3) отношения управленческого
Между всеми составляющими
Увеличение количества элементов и уровней в организационной структуре управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления.
Связи между элементами структуры управления бывают:
1) вертикальными, когда
2) горизонтальными, когда
Основные системы управления организациями: линейная, функциональная, смешанная (линейно-функциональная), матричная, матрично-штабная.
Линейная система управления –
схема непосредственного
Функциональная система
Линейно-функциональная система. Решения,
подготовленные функциональными
Матричная система управления –
сеть горизонтальных связей, многочисленные
пересечения которых с
Матрично-штабная система
Функции контроля.
Контроль — это процесс
Существует три аспекта
установление стандартов — точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования;
измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами;
подготовка необходимых корректирующих действий.
Менеджер должен выбрать
одну из трех линий поведения:
ничего не предпринимать,
Выделяют следующие виды контроля:
предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления — реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок);
текущий контроль. Осуществляется непосредственно
в ходе проведения работ. Базируется
на измерении фактических
заключительный контроль. Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность.
Технология контроля осуществляется по следующей схеме:
выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка);
определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля);
установление норм контроля (этические, производственные, правовые);
выбор методов контроля (диагностический, терапевтический, предварительный, текущий, заключительный);
определение объема и области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции).
Модель процессов в процедуре контроля есть три четко заметных этапы: выработка стандартов и критериев, сопоставления с ними реальных результатов и принятия необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс разных мер.
Установление стандартов
Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько сочетании функции контроля и планирования. Стандарты – это конкретные цели. Эти цели вырастают из процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть избраны из многочисленных целей и стратегий организации.