Контрольная работа по "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 06:51, контрольная работа

Краткое описание

Можно выделить четыре подхода к пониманию сущности экономического потенциала:
1. Экономический потенциал как совокупная способность отраслей народного хозяйства. При этом понимается совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную, сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозить грузы, оказывать услуги населению.

Содержание

ТЕМА 1. Национальная экономика: цели, задачи, основные показатели
ТЕМА 2. Природные и исторические условия развития национальной
Экономики
ТЕМА 3. Промышленный потенциал России и его структура.
Промышленная политика
ТЕМА 4. Демографический и трудовой потенциал национальной экономики
ТЕМА 5. Научный комплекс национальной экономики
ТЕМА 6. Денежно-кредитная и финансовая ситемы в
национальной экономике
ТЕМА 7. Банковская система национальной экономики
ТЕМА 8. Экономическая эффективность национальной экономики
ТЕМА 9. Государственное регулирование национальной экономики
ТЕМА 10. Внешнеэкономический потенциал национальной экономики.
ТЕМА 11. Валютная система и валютный контроль
в национальной экономике.
ТЕМА 12. Национальная экономика и экономическая безопасность

Вложенные файлы: 1 файл

Национальная экономика.doc

— 589.00 Кб (Скачать файл)

Второй, денежный этап приватизации начался с 1994 года, он должен был обеспечить переход собственности, приобретенной во время первого этапа, в руки реального ответственного собственника через покупку пакетов акций. Этот этап должен был обеспечить выполнение 3 стратегических задач:

1. сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, чтобы повысить их интерес в долгосрочных инвестициях.

2. Обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами для их структурной перестройки.

3. Способствовать выполнению фискальных задач (пополнение доходов государства).

Но тем не менее  стратегические задачи не были выполнены. Новые собственники с одной стороны не имеют такого капитала, чтобы обеспечить инвестирование, с другой стороны — не хотят, т.к. многие из них конфликтуют с руководителями предприятий (оставшихся с прошлых времен), которые не смогли приспособиться к новым условиям, часть директоров продолжали разворовывать имущество, прокручивать день на счетах дочерних компаний и т.д. Большинство инвесторов отказываются вкладывать в предприятия деньги пока не смениться руководство.

В 1997 году в государственной  собственности осталось лишь 9,3%, в  муниципальной — 7,3%, в собственности общественных организаций — 5,2%, в частной —69% всех предприятий. По существу в России были выбраны 3 модели приватизации (номенклатурная, демократическая, малая). При  первом варианте предполагали переход к акционерной форме собственности, при которой в руках гос-ва кон центрировалась большая часть акций, а за конкретными госструктурами (фондами госимущества) закреплялась возможность почти бесконтрольного использования этих акций для создания холдингов или продажи их третьи лицом. Все это создавало благоприятные условия для сращивания номенклатуры на уровне предприятий (а она зачастую получала существенные привилегии в приобретении акций) с государственной и финансовой номенклатурой ("номенклатурная приватизация"). В большинстве случаев приватизация оказалась всего лишь формой для создания акционерных обществ, скрывающих корпоративную систему отношений собственности, когда госбюджет, банки и администрация пр-ий фактически стали безраздельными хозяевами бывшей госсобственности. Трудовой коллектив если и получал в свои руки определенную долю акций, то они либо являлись "безголосыми" либо прикрывали бесправие трудового коллектива, ибо за формой коллективного владения акциями не скрывалось реального экономического содержания - коллективного присвоения и распоряжения средствами производства. Малая приватизация, где основная часть предприятий должна была продаваться по конкурсу или на аукционе, образуя в основном товарищества с ограниченной ответственностью или АО закрытого типа. Здесь капитал госпредприятий не продается, а распределяется искусственным образом по условным, крайне заниженным ценам. Заниженная цена действительно облегчает участие в процессе приватизации для тех, кто в состоянии скупить акции и паи предприятий. Демократическая приватизация (народная). На практике она была осуществлена в незначительных масштабах и лишь фрагментально она предполагала приобретение каждым гражданином определенной доли госсобственности при помощи ваучера, которые создавал равные стартовые возможности в разгосударствлении, приобретении госсобственности для всех членов общества. Эта модель также предполагала более широкие возможности для приобретения предприятий на аукционах, поддержку частного бизнеса. Однако в процессе ваучеризации в России присвоение бывших гос. средств производства осуществлялось в основном теми, у кого на руках были ликвидные ресурсы (иностранные теневые капиталы, новые коммерческие структуры, бывшие госструктуры). Итак, перераспределение прав собственности приводит к постепенному сосредоточению производства в руках частного капитала, в значительной степени представленного не независимыми частными предпринимателями, а банками и другими финансовыми институтами.

В конечном счете, приватизация стимулировала трансформацию экономики России. Достаточно высока степень либерализации и открытости экономики, демонтирована планово-распределительная система. Активизировалось предпринимательство, негосударственный сектор занял доминирующее положение в экономике.

 

 

 

ТЕМА 3. Промышленный потенциал России и его структура. Промышленная политика

    1. Дайте оценку характеру преобразований в российской промышленности:

- способствовал  ли он НТП

Начиная с 1991 г. на фоне общего падения производства практически  исчез спрос на инновации, на знания. Государство отказалось от функций управления и контроля наукой. Финансирование прикладной, отраслевой науки было прекращено, и многие НИИ были ликвидированы. Финансирование государственных академий было уменьшено более чем в 10 раз, но их организации сумели сохраниться, а некоторые, найдя дополнительные источники финансирования, работают достаточно эффективно. Промышленная политика должна иметь инновационную, а не «догоняющую» направленность, ориентироваться на решение не только текущих, но и стратегических задач и носить этапный, кратко- и долгосрочный характер. В среднесрочном периоде это способствует преодолению кризиса производства, структурной перестройке промышленности и насыщению рынка конкурентоспособной продукцией. В долгосрочной перспективе такая стратегия должна помочь России восстановить свое положение в сообществе развитых стран. В последние годы государство осуществляет ряд шагов на пути создания национальной инновационной системы, в числе которых утвержденные Президентом РФ 30 марта 2002 г. «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Согласно этому документу, к приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники относятся информационно-телекоммуникационные технологии и электроника, космические и авиационные технологии, новые материалы и химические технологии, новые транспортные технологии, перспективные вооружения, военная и специальная техника, производственные технологии, технологии живых систем, экология и рациональное природопользование, энергосберегающие технологии. «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и на дальнейшую перспективу» предусмотрено выделение 4% средств федерального бюджета суммы расходов на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, однако в 2004 году эта статья расходов составила всего 1,74%. По данным 2003 года, доля инновационно-активных предприятий составляла всего 10,6% общего числа хозяйствующих субъектов за вычетом малого бизнеса. Тем не менее, Россия обладает значительным потенциалом: на миллион жителей приходится 131 патент, что выше, чем в Норвегии, Канаде, Польше. Согласно расчетам Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей, в России возможно довести к 2010 году долю инновационной продукции в общем объеме промышленного производства до 11-13%, но при безусловных серьезных структурных преобразованиях экономики. Устойчивое развитие, основанное на инновационном принципе, предполагает опору на воспроизводимые, прежде всего, интеллектуальные ресурсы. В государственной поддержке нуждаются системы образования и подготовки специалистов. Роль государства состоит в том, чтобы не только создать сильные стимулы для инновационной деятельности предприятий всех форм собственности, но и взять на себя наиболее затратную в организационном и финансовом отношении часть инновационного процесса. Государство должно финансировать проведение приоритетных научно-технических разработок на начальном этапе преимущественно за свой счет. Финансирование прикладных исследований может осуществляться через систему госзаказов на конкурсной основе. Кроме прямой поддержки инновационного процесса в виде государственных расходов, необходимо создание механизмов и стимулов рыночного самофинансирования, тем более что бюджетные схемы были ликвидированы в ходе реформ. Выделим несколько очевидных мер стимулирования инновационной активности. К ним относятся:

  • списание затрат на НИОКР из налогооблагаемой базы;
  • установление налоговых льгот при увеличении таких расходов;
  • освобождение предприятий от уплаты НДС при приобретении продуктов — объектов интеллектуальной собственности (равно и организаций-разработчиков, продающих такие продукты и другие инновации);
  • ускоренная амортизация нового научного оборудования;
  • поддержка экспорта наукоемкой продукции и подготовка менеджеров для коммерциализации научных разработок и введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;
  • госзаказ на подготовку кадров высокой квалификации, а также экономические, в первую очередь, налоговые меры стимулирования подготовки кадров за счет собственных отраслей и видов деятельности.

Ускорили ли они темпы экономического роста?

Печальный опыт показал, что за годы радикальных реформ еще  не созданы условия для устойчивого социально-экономического развития. Не преодолен системный кризис, охвативший все отрасли производства и обращение товаров. Главная причина состоит в том, что реформы слабо затронули производственную деятельность предприятий. Практически не сформирована новая, отвечающая требованиям развитого рынка, организационная структура производства, не подготовлен высокопрофессиональный слой предпринимателей. Приходится констатировать: по истечении всех реформационных лет выработать общественно признанную, теоретически ясную и практически действенную промышленную политику не удалось.

Таким образом, и в  научном, и в практическом планах проблема остается открытой.

Создали ли условия для постиндустриального развития своей и других отраслей?

    1. В чем выражаются эти диспропорции? Какой вред они наносят экономике в целом? Как следовало бы изменить сложившуюся структуру в промышленной отрасли России?

Реальный российский национальный профиль индустрии  существенно деформирован относительно среднемирового. Отклонения в неблагоприятную сторону, прежде всего, в связи с сырьевой ориентацией достигают десятков — сотен процентов. Для преодоления сырьевой направленности экономики необходим перелив капитала из энергетически-сырьевого комплекса в обрабатывающую промышленность. Теоретически государство имеет возможность использовать рычаги регулирования инвестиций для элиминации этих диспропорций. Проблема заключается в том, что на практике инвестиции вливаются в наиболее благополучные и, следовательно, наиболее привлекательные отрасли, в то время как особо остро нуждающиеся в капиталовложениях отрасли продолжают испытывать инвестиционный голод. Таким образом, структура фактических инвестиций усугубляет сырьевые и прочие диспропорции российской промышленности. Поэтому при разработке и реализации промышленной политики очень важно правильно расставить приоритеты. Это должны быть те отрасли и сферы, где имеются серьезные научно-технологические достижения и продвинутые позиции России на мировых рынках. Перспективными в этом плане являются авиакосмический комплекс, атомная энергетика и производство изотопов, приборостроение, программное обеспечение. Они способны стать локомотивами роста всей экономики, если будут созданы условия для их подъема.

 

    1. Заполните таблицу по приведенной форме:

В сопоставимых ценах в % отношении к предыдущему  году:

Темпы роста

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

ВВП

110,7

106,0

105,6

107,6

107,4

Промышленного производства

111,9

104,9

103,7

107,0

106,1


Источник: www.gks.ru

Прокомментируйте  полученные данные. Чем объясняется разница в темпах развития? Имеет ли это обстоятельство положительное значение для экономики и почему?

 

ТЕМА 4. Демографический  и трудовой потенциал национальной экономики

    1. Кого следует отнести к первой и второй группам населения? К какой категории будут принадлежать безработные?

Экономически активное население – это часть населения  в экономически активном возрасте от 15 до 72 лет, создающая рынок труда в части предложения рабочей силы для производства товаров, работ и услуг. Экономически активное население включает 2 категории: занятые и безработные. Обычно активное население включает лиц, чей статус (занятого или безработного) был определен исходя из длительного промежутка времени (как правило, это год).

Экономически активное население в данный период охватывает лиц, которые работали или были безработными  в течение короткого периода времени (недели или одного дня). Эту категорию называют также рабочей силой.

Безработица - это социально-экономическое  явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные, наряду с занятыми, формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. К безработным, согласно статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течение предыдущих четырех недель и зарегистрированные на бирже труда. Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую.

Структура безработицы  по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы:

1) потерявшие работу в результате увольнения;

2) добровольно оставившие работу;

3) пришедшие на рынок труда  после перерыва;

4) впервые пришедшие на рынок  труда.

Тождественна  ли названная классификация населения  понятиям «трудовые ресурсы» и «нетрудовые  ресурсы»

Да, поскольку трудовые ресурсы  – это часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными  способностями и знаниями, необходимыми для работы. Размеры трудовых ресурсов зависят от численности населения, режима его воспроизводства, состава  по полу и возрасту. Основную часть трудовых ресурсов страны составляет ее население в трудоспособном возрасте, а также подростки и лица пенсионного возраста, способные трудиться.

    1. Оцените с названных позиций демографическую ситуацию в России. О чем она свидетельствует? Как ее изменить в лучшую сторону?

Демографические процессы развиваются под воздействием других социальных процессов: экономических, политических и прочих. В свою очередь, и демографические процессы оказывают влияние на ход всех других общественных процессов. К примеру, низкий уровень рождаемости ведет к увеличению процентной доли пенсионеров в обществе и к обострению проблемы «отцов и детей». Колебания уровня рождаемости через определенное время проявляются в соответствующих (или противоположных) колебаниях уровня занятости на рынке труда, уровня преступности, конкурсов между абитуриентами при поступлении в учебные заведения и т.п. По мнению отечественных демографов, постарение России стало проявляться особенно выражение с конца 50-х - начала 60-х годов. Доля лиц в возрасте 60 лет и старше возросла с 9% в 1959 г. до 16,7% в 1993 г. Демографическая ситуация особенно ухудшилась после 1989 г. с резким увеличением числа пожилых и престарелых людей в двух возрастных группах: пожилые 60-69 лет, престарелые 80 лет и старше. С 1939 по 1996 гг. численность группы населения старше трудоспособного возраста выросла на 320%. Произошел быстрый рост доли этой группы в общей численности населения; за эти же годы численность пожилых увеличилась с 8,6 до 20,5%, т. е. в среднем за год увеличение происходило на 0,21%. Так как доля лиц до трудоспособного возраста сократилась с 38 до 22,4%, а доля лиц старше трудоспособного возраста возросла с 8,6 до 20,5%, можно говорить о старении населения России. 
 Парадоксальность ситуации в России заключается в том, что на фоне выраженного снижения средней продолжительности жизни (1987 г. - 70,1; 1992 г. - 67,9; 1993 г. - 65,1; 1994 г. - 64,1) доля лиц в возрасте 60 лет и старше постоянно растет: 1970 г.- 11,9%; 1975 г. - 13,6%; 1980 г. - 13,8%: 1990 г. -16,0%; 1992 г. - 16,5%; 1994 г. - 16,7%. Россия становится одной из самых "старых" стран мира, доля пожилых людей в общей численности населения России превысила 20%. С 1939 по 1994 гг. доля лиц 60 лет и старше во всем населении увеличилась с 6,7 до 16,7%, одна пятая населения России - это лица пенсионного возраста. Страна переживает демографическую деградацию.

Информация о работе Контрольная работа по "Национальная экономика"