Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 06:51, контрольная работа
Можно выделить четыре подхода к пониманию сущности экономического потенциала:
1. Экономический потенциал как совокупная способность отраслей народного хозяйства. При этом понимается совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную, сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозить грузы, оказывать услуги населению.
ТЕМА 1. Национальная экономика: цели, задачи, основные показатели
ТЕМА 2. Природные и исторические условия развития национальной
Экономики
ТЕМА 3. Промышленный потенциал России и его структура.
Промышленная политика
ТЕМА 4. Демографический и трудовой потенциал национальной экономики
ТЕМА 5. Научный комплекс национальной экономики
ТЕМА 6. Денежно-кредитная и финансовая ситемы в
национальной экономике
ТЕМА 7. Банковская система национальной экономики
ТЕМА 8. Экономическая эффективность национальной экономики
ТЕМА 9. Государственное регулирование национальной экономики
ТЕМА 10. Внешнеэкономический потенциал национальной экономики.
ТЕМА 11. Валютная система и валютный контроль
в национальной экономике.
ТЕМА 12. Национальная экономика и экономическая безопасность
Россию в недалеком будущем настигнут два мощных демографических удара в 2013 и 2033 гг., предпосылки которых возникли в 1990 – 1993 гг. путем двукратного снижения числа родившихся. Для покрытия дефицита неизбежно потребуется приглашать иммигрантов. До сих пор во всех странах, имеющих сходную с нашей демографическую ситуацию и пытающихся как-то ее исправить, применяются в основном меры материальной поддержки семей с помощью различного рода пособий и льгот. Как свидетельствует история, эффективность эти мер невелика. Необходимы более глубокие целенаправленные изменения в культуре, во всем образе жизни общества с тем, чтобы повысить престиж семейной жизни, престиж семьи с несколькими детьми, который сегодня очень низкий. Для этого необходима специальная семейная политика, широкомасштабные программы культурного, а не только экономического порядка.
В экономической литературе понятие человеческого капитала
рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле «одной из форм
капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта
форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что
представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе». В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.
В «Экономической энциклопедии» человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие
воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт».
Для более полной и развернутой характеристики человеческого капитала
используют функциональный подход. Принцип функциональности определения характеризует явление не только с точки зрения его внутренней структуры, но с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого использования. Поэтому человеческий капитал - это непросто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. И, в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить.
Особенности человеческого капитала:
- в современных условиях
человеческий капитал
общества и главным фактором экономического роста;
- формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего
общества значительных затрат;
- человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным
запасом, т.е. может быть накапливаемым;
- человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;
- человеческий капитал отличается от физического капитала по степени
ликвидности;
- человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой
личности;
- независимо от источников формирования, которые могут быть
государственными, семейными, частными и др., использование человеческого
капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.
В экономической литературе существует несколько подходов к
классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала
можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий
капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал
образования, капитал здоровья и капитал культуры.
С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию
общества различают
потребительский и производител
Следующим критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается:
1. Живой
капитал включает в себя
2. Неживой
капитал создается, когда
материальных формах.
3. Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала,
связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные
нужды общества. Он включает в себя все правительственные и
неправительственные институты,
использованию двух типов
учреждения).
Каковы методики определения его стоимости? Каким человеческим капиталом располагает Россия?
Человеческий капитал как сложная экономическая категория имеет
качественные и количественные характеристики. В рамках современной теории человеческого капитала оценивается не только объем вложений в человеческий капитал, но и объем аккумулированного индивидуумом человеческого капитала. При этом подсчитывают стоимость общего объема человеческого капитала как для одного индивидуума, так и для всей страны.
В экономической литературе используется большое разнообразие
подходов и методов оценки человеческого капитала. При определении величины человеческого капитала применяются как стоимостные (денежные) так и натуральные оценки.
Одним из наиболее простых способов является способ, использующий
натуральные (временные) оценки, измерения человеческого капитала (а именно образования) в человеко-годах обучения. Чем больше времени затрачено на образование человека, чем выше уровень образования, тем большим объемом человеческого капитала он обладает.
Распространенным
методом измерения
принцип капитализации будущих доходов, основанный на положении о так называемом «предпочтении благ во времени». Суть метода: люди склонны выше оценивать определенную сумму денег или набор благ в настоящем времени, чем такую же сумму или набор благ в будущем.
Каждого человека можно рассматривать как комбинацию одной единицы
простого труда и известного количества воплощенного в нем человеческого
капитала. Следовательно, и заработную плату, которую получает любой
работник, также можно рассматривать как сочетание рыночной цены его «плоти» и рентного дохода от вложенного в эту «плоть» человеческого капитала.
В отечественной экономической
При
оценке фонда образования
в течение того или иного длительного периода времени.
знаний, навыков, умений, опыта, которыми обладает рабочая сила в
определенный отрезок времени.
Методы
расчета стоимости
1. Метод расчета прямых затрат на персонал.
2. Метод конкурентной оценки стоимости человеческого капитала. Этот метод основан на сумме оценки затрат и потенциального ущерба, наносимого компании при возможном уходе из нее работника:
3. Метод перспективной стоимости человеческого капитала.
Учитывает в дополнение к методу конкурентной стоимости оценку
динамики стоимости человеческого капитала в перспективе на 3, 5,10 и 25
лет.
4. Оценка стоимости человеческого капитала на основе испытаний в
среде бизнеса.
Почему делается упор на средний класс? Реализована ли в других странах подобная концепция? Что в этом направлении происходит в России? Как делится наше население в процентном отношении на богатых, средних и бедных? Оптимальная ли такая структура?
Чаще всего в обществе принимается такое деление людей, как богатый и бедный. Особенно ярко это деление произошло в России после перестройки.
Причем «богатые» (независимо от образования, пола, национальности) занимают в обществе высокое социальное положение. Если рассматривать общество как пирамиду, то на ее вершине окажутся элитарные слои, занимающие высокий статус в обществе, так как они имеют либо крупную собственность, либо политическую власть. Другая часть общества стоит внизу пирамиды (более широкая ее часть) - это нищие, бедные, бродяги, которые, как правило, не имеют ничего или имеют все по минимуму. Чем больше людей скапливается внизу, тем менее устойчиво общество. Прочность пирамиды обеспечивает такой слой в обществе, как средний класс. (Еще Аристотель говорил, что благополучным является то государство, в котором люди обладают средней собственностью). К этому классу относят предпринимателей, фермеров, рабочих высокой квалификации. Важно, что формирование среднего слоя в обществе определяет судьбу самого общества, его стабильность. Ведь средний класс - это не только социальная основа рыночной экономики, но и гарант политического консенсуса и гражданского мира.
ТЕМА 5. Научный комплекс национальной экономики
Если обратиться к опыту развитых стран, то можно сказать, что без финансирования бюджета наука развиваться не может. Но существуют и другие источники финансирования: Фонды, частный сектор, коммерческие структуры.
Возможно ли использование в этой сфере рыночных конкурентных отношений?
Анализ российских компаний,
выпускающих технически сложную
продукцию в области
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета: |
||||||
в процентах к валовому внутреннему продукту |
- |
- |
0.43 |
0.27 |
0.31 |
0.30 |
в процентах к расходам бюджета |
- |
- |
2.47 |
1.58 |
2.05 |
2.05 |
Ассигнования по разделу "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" федерального бюджета: |
||||||
в процентах к валовому внутреннему продукту |
- |
- |
0.36 |
0.30 |
0.31 |
0.30 |
в процентах к расходам бюджета |
- |
- |
2.02 |
1.32 |
1.74 |
1.66 |
Информация о работе Контрольная работа по "Национальная экономика"