Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 06:51, контрольная работа
Можно выделить четыре подхода к пониманию сущности экономического потенциала:
1. Экономический потенциал как совокупная способность отраслей народного хозяйства. При этом понимается совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную, сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозить грузы, оказывать услуги населению.
ТЕМА 1. Национальная экономика: цели, задачи, основные показатели
ТЕМА 2. Природные и исторические условия развития национальной
Экономики
ТЕМА 3. Промышленный потенциал России и его структура.
Промышленная политика
ТЕМА 4. Демографический и трудовой потенциал национальной экономики
ТЕМА 5. Научный комплекс национальной экономики
ТЕМА 6. Денежно-кредитная и финансовая ситемы в
национальной экономике
ТЕМА 7. Банковская система национальной экономики
ТЕМА 8. Экономическая эффективность национальной экономики
ТЕМА 9. Государственное регулирование национальной экономики
ТЕМА 10. Внешнеэкономический потенциал национальной экономики.
ТЕМА 11. Валютная система и валютный контроль
в национальной экономике.
ТЕМА 12. Национальная экономика и экономическая безопасность
Источник: сайт Госкомстата России
Следует ли считать выявленное положение нормальным? Как следует решать проблему научного комплекса в России?
Переход к рынку обнажил недостатки российской экономики и, прежде всего, научно-промышленного комплекса. В условиях инфляции цены на новую технику росли значительно быстрее, чем производительность этой техники, что вызывает неуклонное снижение экономического эффекта от её применения. Главная же проблема в том, что новая техника стоит дороже, чем низкоквалифицированная рабочая сила, и дорожает значительно быстрее. При таком положении дел модернизация становится невыгодной, поскольку предприятия не использующие достижения научно-технического прогресса, имеют более низкие издержки и, следовательно, лучшие индивидуальные условия производства. Малопроизводительный, но нищенски оплачиваемый труд успешно конкурирует с передовой техникой. Именно необходимость замещать машины живым трудом стала основной причиной падения рыночного спроса предприятий на новейшие наукоемкие средства производства. К этому надо добавить резкое снижение объемов финансирования НИОКР со стороны государства и «утечку мозгов» за границу (по оценкам экспертов ежегодный ущерб от этого явления составляет 50-60 млрд. долл.). Разрушается, таким образом, научный потенциал России.
Отсутствие жестких планов, норм производства, необходимость повышения производительности труда и выпуска конкурентоспособной продукции привели к поиску путей выхода из кризиса. Научно-исследовательские организации из-за недостатка финансирования, в поисках потребителей результатов своих разработок, ищут контактов с производящей сферой — главного потребителя научно-технической информации. Были изучены различные модели инновационного процесса, опыт капиталистических стран. Ключевую роль в становлении малого инновационного предпринимательства призвана сыграть система институтов его поддержки, или инновационная инфраструктура. Она, судя по опыту стран развитой рыночной экономики, включает три главных функциональных блока. Это блоки: а) специализированных организаций поддержки и обслуживания малых инновационных фирм, б) центров выращивания последних, в) зон (территорий) инновационного предпринимательства.
Системная проработка государственной научно-технической политики должна охватывать поддержку и стимулирование науки, отечественных высоких и наукоемких технологий, трансфер технологий, расширение научно-технического кадрового потенциала, политику информатизации, развитие научных элит, поддержку статуса науки и ученых, концепцию бюджета науки, различные формы финансирования, социальные проблемы: престижность, социальные гарантии, статус ученых, отношение с обществом, основы региональной научно-технологической политики, создание новых организационных форм и взаимодействие с производством, новые формы — технополисы, технограды, технопарки, инкубаторы и. т.п.
Одной из особенностей, происходящих в настоящее время изменений в сфере научно-исследовательской деятельности и образования, является альтернативность их финансирования. В настоящий момент, как образовательные учреждения, так и ученые, кроме традиционного, бюджетного финансирования, имеют возможность получать дополнительные средства, становясь обладателями различных грантов зарубежных и отечественных благотворительных организаций и фондов. В последнее время средства, поступающие от благотворительных организаций, с каждым годом увеличиваются и суммы достигают впечатляющих размеров. В связи с этим, весьма актуальной становится деятельность вузов, ученых, преподавателей, студентов и аспирантов в сфере так называемого фандрайзинга, то есть поиска дополнительных средств финансирования их научной деятельности, выделяемых на безвозмездной основе – грантов.
Прежде, чем обращаться в фонд за поддержкой проекта, следует иметь информацию об основных особенностях фондов с учетом области их приоритетов и ясно представлять, на какую форму поддержки может рассчитывать научная группа или отдельные ученые, занимающиеся поиском фадрайзеров или доноров.
В роли доноров могут
выступать государственные
Государственные доноры - это учреждения, получающие средства из бюджета своего государства. Например, федеральная целевая программа "Интеграция науки и высшего образования России" ("Интеграция"), Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Министерство промышленности, науки и технологий РФ (Минпромнауки), Российский фонд технологического развития (РФТР) и другие. Это самые требовательные доноры. Их программы поддержки всегда направлены на узко определенный круг потенциальных получателей, а требования к оформлению заявок и отчетности наиболее строги. Очень часто такие доноры ориентированы исключительно на граждан своего государства и не финансируют работу иностранцев. Однако в некоторых случаях они предоставляют гранты иностранным заявителям, обычно не напрямую, а через организацию-посредника.
Доноры-посредники - общественные организации, получающие средства от государственных доноров и распределяющие их по организациям-заявителям. Например, АЙРЕКС (IREX - International Research and Exchange Board), Фонд Евразия (Eurasia Fund), Японское общество содействия науке и другие.
Частные доноры - это фонды, частные некоммерческие организации, получающие средства от частных граждан (пожертвования), либо корпорации (коммерческие фирмы), а также частные лица. Написание заявок частным донорам иногда требует меньше усилий, так как требования к оформлению заявки менее жесткие, а отчетность сильно упрощена по сравнению с государственными донорами. Однако и некоторые частные фонды могут быть весьма требовательны. Это такие фонды, как фонд Сороса, фонд Форда, Фонд Фольксвагена и другие.
Технопарки функционируют в общем поле так называемых зонтичных структур. Эти структуры (к которым относятся также бизнес-инкубаторы, инновационные центры, инжиниринг-центры и др.) призваны обслуживать начинающих предпринимателей, ученых, разработчиков, инженеров с целью обеспечить быстрое и прямое внедрение разработок и бизнес-планов. Специфика технопарка — научные, конструкторские и технологические разработки, связанные с высокими технологиями (hi-tech). Автор идеи представляет администрации технопарка свой проект, написанный в виде бизнес-плана. Если проект одобряется, то с автором заключается контракт обычно на 2 — 3 года (в течение которых он может быть и расторгнут, если стороны не выполняют записанных в нем условий) и автор становится клиентом технопарка. Ему предоставляют «ячейку» — производственный модуль технопарка, где он и работает. Клиенты технопарков на льготных условиях пользуются телекоммуникационными услугами, бухгалтерией, консультациями управленцев, юристов и т. п., причем тут же, на месте. Нет необходимости искать нужного специалиста на стороне — все они здесь имеются. Для оплаты этих услуг и других расходов, связанных с выполнением проекта, клиенты получают от технопарка кредит (иногда его предоставляют банки или заинтересованные фирмы). Все это входит в перечень сервисных услуг технопарка. В этом и заключается зонтичность. Этот сервис становится эффективным и начинает приносить доход технопарку (а значит, и вузу или научному центру, обычно учреждающему технопарк), когда проекты будут наиболее эффективными и прибыльными. Несмотря на сильные различия в экономических условиях разных стран имеется одна универсальная причина появления технопарков в государственных вузах. Эта причина кроется в том, что для обеспечения наиболее благоприятных условий для развития вузы создают многоканальные системы финансирования своей деятельности.
Первой основной компонентой этой системы является государственное (федеральное) финансирование учебной и научной деятельности.
Вторая компонента — это пополнение бюджета вуза за счет ведения научных исследований — НИЧевская составляющая. Основной задачей НИЧ является организация научных исследований в различных областях науки и техники. Такое положение вещей было, есть и будет. Однако некоторые направления исследований получают столь мощное развитие, что требуют качественно новой экспериментальной или даже производственной базы. Таким образом, эти направления перерастают рамки НИЧ и для своего дальнейшего развития требуют образования юридического лица — либо в форме НИИ, либо в форме УНЦ, либо в форме малого предприятия. Объединение подобных юридических лиц и создают технопарк.
Третья компонента — за счет ведения образовательной деятельности на коммерческой основе (коммерческий прием, различные образовательные услуги).
Четвертая компонента — за счет производственной деятельности технического вуза (технопарк).
Пятая — по международным связям, финансирования по международным программам, спонсорская помощь и так далее.
Первый российский научный парк был создан в Томске в 1990 году . В своем развитии он пережил три этапа. Он был организован как ассоциация государственных учреждений со 100%-й государственной собственностью. Его учредили в то время Государственный комитет по образованию СССР, Минвуз России, властные структуры региона, ведущие вузы города, Томский научный центр СО РАН и промышленные крупные предприятия. Затем он был реформирован в АОЗТ, в котором государственная собственность составляла уже около 3% и появились акционеры физические лица (200 ведущих ученых, преподавателей вузов и инженеров Томска). И наконец, переживая большие экономические трудности из-за неудач в коммерческой деятельности, в 1995 году технопарк был реорганизован и его правопреемником стало АООТ Томский международный деловой центр «Технопарк». Технопарк сыграл существенную роль в формировании рыночной инфраструктуры в Томской области. Он помог появиться на свет более чем 200 малым предприятиям и фирмам с различными формами собственности и направлениями деятельности, которые функционируют до настоящего времени.
В мае 1991 года был создан
республиканский технопарк “
Довольно успешно работают технопарки Санкт-Петербургского электротехнического института, Саратовского государственного университета и технического университета, Марийского политехнического института, Самарского аэрокосмического университета, МИФИ и ряда других. Гораздо дальше дело продвинулось в Москве, Подмосковье (самый известный - в Зеленограде), в городах-спутниках Нижнего Новгорода. В зеленоградском технопарке ("Научно-технический парк", директор — Сергей Поляков) реализуются сейчас около 30 проектов. 3 уже вышли на стадию производства и продажи, в том числе и на мировом рынке. Продукция одного из них (туннельный микроскоп) пользуется большим спросом на Западе. Он уже продается в Великобританию, Италию и Японию по цене 80 тыс. долларов. Первый российский научный парк созданный на основе университета - научный парк МГУ. Его учредители: МГУ им. Ломоносова, компания рисковых инвестиций РИКО, Ассоциация сотрудничества с зарубежными странами в области науки, техники и образования “УНИСОН” и НПО “Алькор”. На площади 1,5 га расположены здания для фирм, телекоммуникационный центр, гостиница на 30-40 мест, здание вспомогательных служб, два склада и гараж. Строительство заняло около двух лет и стоило по тем временам 50 млн. рублей, более 60% уставного капитала принадлежит МГУ. Парк создан на основе «американской» модели технопарка. Основные направления деятельности технопарка — информационно-компьютерные технологии, оптическая и лазерная техника, биотехнология и экологический мониторинг. Уже в 1992 году появились первые разработки: метод выращивания высококачественных кристаллов для лазеров (есть зарубежные заказы), электростимуляторы для глаз, порошкообразный материал - при замачивании в воде увеличивается в объеме в 50 раз и др.
Одним из неуниверситетских технопарков, успешно действующих на территории России является АО «Технопарк Астро-Гермес» . В 1992 году научно-производственное объединение “Астрофизика”, ведущие структуры многопрофильного концерна «Гермес» и некоторые предприятия оборонного комплекса объединились и создали научный парк. Содружество входящих в АО партнеров обеспечивает ему сочетание мощной производственной базы, научно-технического потенциала высококвалифицированных специалистов, финансовую поддержку солидных структур, разветвленную сеть маркетинга и сбыта готовой продукции. Все это создает условия для разработки и реализации крупных технических проектов, использования новейших технологий, достижений технической мысли. Технопарк ведет разработку и внедрение новых технологий, приборов и оборудования в различных отраслях промышленности и, прежде всего, в нефтегазовом и нефтеперерабатывающем комплексе страны. Изготавливает технологии и оборудование для полной переработки сырой нефти, технологии, позволяющие максимально снизить потери при добыче и хранении нефтепродуктов и др. Только за первый год работы были созданы несколько медицинских диагностических приборов, производятся дефицитные лекарства и разработанные в Технопарке препараты. Для АПК - новые технологии сохранения зерна при повышенной влажности, производство малогабаритных роторных мельниц.
Информация о работе Контрольная работа по "Национальная экономика"