Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 06:51, контрольная работа
Можно выделить четыре подхода к пониманию сущности экономического потенциала:
1. Экономический потенциал как совокупная способность отраслей народного хозяйства. При этом понимается совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную, сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозить грузы, оказывать услуги населению.
ТЕМА 1. Национальная экономика: цели, задачи, основные показатели
ТЕМА 2. Природные и исторические условия развития национальной
Экономики
ТЕМА 3. Промышленный потенциал России и его структура.
Промышленная политика
ТЕМА 4. Демографический и трудовой потенциал национальной экономики
ТЕМА 5. Научный комплекс национальной экономики
ТЕМА 6. Денежно-кредитная и финансовая ситемы в
национальной экономике
ТЕМА 7. Банковская система национальной экономики
ТЕМА 8. Экономическая эффективность национальной экономики
ТЕМА 9. Государственное регулирование национальной экономики
ТЕМА 10. Внешнеэкономический потенциал национальной экономики.
ТЕМА 11. Валютная система и валютный контроль
в национальной экономике.
ТЕМА 12. Национальная экономика и экономическая безопасность
Другая систематизация расходов связана с институциональным направлением. Принцип, на котором она основана, - распределение средств по исполнительным структурам государственной власти (министерствам, департаментам). Используется и функциональный принцип классификации расходов. На его основе расходы группируют по целевому назначению:
- военные;
- экономические;
- на социальные цели;
- на внешнеэкономическую
и внешнеполитическую
- на содержание аппарата управления.
Среди разнообразных
государственных доходов
Фискальная функция
заключается в том, что благодаря
налогам создаются
Предположим, что государство вводит единовременно выплачиваемый налог, сумма которого не изменяется при любом уровне ВНП (налог постоянной величины). Введение этого налога приведет к уменьшению располагаемого дохода населения, следовательно, сократятся и потребительские расходы. Это отразится на всей сумме совокупных расходов: она уменьшится.
Противоположная картина будет складываться при снижении налогов.
Влияние налогов на объем ВНП имеет специфику по сравнению с воздействием инвестиций и государственных расходов. Величина располагаемого дохода используется не только на потребление, но и на сбережения населения. Снижение располагаемого дохода налогоплательщиков, вызванное ростом налогов, уменьшает не только потребительские расходы, но и сбережения.
Финансовый механизм – это использование финансов в качестве рычага воздействия на экономику, то есть на прекращение спада производства, на стимулирование тех или иных отраслей, на хозяйственную самостоятельность каждого субъекта и т.п.
Приведите примеры регулирующей функции финансов из российской действительности.
Накануне дефолта Россия получила от МВФ очередной транш кредита по программе увеличенного расширенного финансирования. Однако эти средства были использованы не по назначению, хотя предназначались на цели бюджетного финансирования, и были отнесены на государственный внутренний долг, что не могло остаться незамеченным со стороны МВФ. В распоряжении Центрального банка РФ оказались 3,7 млрд. долл. США, которые затем были направлены через ММВБ и внебиржевой валютные рынки на счета коммерческих банков за рубежом. На некоторое время это ослабило давление на рубль. В августе 1998 г. на валютные интервенции было израсходовано около 6 млрд. долл. США, т. е. 1/3 всех международных валютных резервов России. Это свидетельствовало о неминуемой девальвации рубля. Таким образом, внутренний дефолт был предопределен.
4.
Какие способы изменения в
структуре налогов или элементо
Увеличение сбора налогов достигается путем расширения налогооблагаемой базы, сокращения просроченной задолженности, усиления финансового контроля, изменения порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, введения государственной монополии на производство алкогольной продукции. Особую роль играет изменение налогового законодательства. В частности, целесообразна отмена налоговых льгот, индексация специфических ставок акцизов, снижение ставки налога на прибыль и НДС, расширение сферы применения единого налога на вмененный доход. Несвоевременно также увеличение тарифов взносов для физических лиц в Пенсионный фонд РФ и установление взносов в Государственный фонд занятости населения РФ, которые значительно усиливают налоговое бремя на основную массу экономически активного населения.
Низкий уровень сбора налогов — это не только сокрытие выручки налогоплательщиками, но и фактическое создание механизма ухода от уплаты налогов через недостатки, заложенные в правовых актах, а главное — постоянное сужение налогооблагаемой базы в результате сокращения реального ВВП. Девиз: «Больше налогов — сильнее государство», — можно рассматривать на современном этапе только через призму расширения совокупного покупательского спроса, снижения налогового бремени для отечественного товаропроизводителя, стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики. В то же время увеличить сбор налогов без существенного расширения налогооблагаемой базы невозможно. Ее реальное расширение надо начинать с повышения доходов населения, а это требует решения фундаментальной проблемы рынка: стоимость такого товара, как рабочая сила, должна быть адекватной ее фактической рыночной оценке. Пока главная производительная сила общества — экономически активный человек — не имеет возможности для своего нормального расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей, образуется «порочный круг»: нет доходов, нет спроса на продукцию, нет развития производства, нет инвестиций, нет накоплений, растет импорт, растут долги, неплатежи, процентные ставки, спекулятивные сделки, падает национальная валюта, сокращается уровень жизни, увеличивается зависимость от иностранного капитала.
Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли. Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Законодательство устанавливает взаимоотношения коммерческих организаций и предприятий с бюджетами разных уровней.
Реализация принципы
самофинансирования – одно из основных
условий предпринимательской
Финансовые ресурсы коммерческих организаций – это денежные доходы и поступления, находящиеся в их распоряжении и предназначенные для обеспечения потребностей, связанные с их функционированием: выполнение финансовых обязательств перед контрагентами, осуществление расходов по уставной (основной) деятельности, включая затраты по расширенному производству, экономическому стимулированию работающих, социальным вопросам.
Формирование финансовых ресурсов коммерческих организаций может осуществляться по трем каналам:
- за счет собственных и приравненных к ним средств;
- мобилизация ресурсов на финансовом рынке;
- поступление денежных средств от финансовой системы в порядке перераспределения.
Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный капитал (фонд). Источники формирования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы хозяйствования: акционерное общество, кооператив, государственное предприятие, товарищество и т.д.
Основным источником финансовых ресурсов на действующих коммерческих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции, оказанной услуги. В процессе распределения выручки различные части стоимости реализованной продукции принимают форму денежных накоплений.
Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли. Кроме того, источниками финансовых ресурсов выступают: выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, различные целевые поступления, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве, средства от сдачи имущества в аренду и др.
Значительные финансовые ресурсы могут мобилизоваться на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, а также кредитные инвестиции. Осуществление деятельности в условиях рынка сопряжено с различными видами рисков: предпринимательские риски, валютные риски, коммерческие риски т.д. В этой связи коммерческие организации все в большей мере прибегают к страхованию своей деятельности. Это обусловливает выплату им страхового возмещения.
Таким образом, в составе финансовых ресурсов вес большую роль играют средства, мобилизуемые на финансовом рынке и выплаты страхового возмещения, поступающие от страховых компаний.
ТЕМА 7. Банковская система национальной экономики
Вся совокупность банков в национальной экономике образует банковскую систему страны. В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой банковская система имеет два уровня.
Какие функции выполняет данная система в целом и каждый уровень в отдельности? Какими структурными единицами представлен каждый уровень банковской системы России?
Первый уровень банковской системы образует центральный банк .За ним законодательно закрепляются монополия на эмиссию национальных денежных знаков и ряд особых функций в области кредитно-денежной политики. В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются, в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.
Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами. Центральный банк является главным звеном современной банковской системы. Призван укреплять денежное обращение, защищать и обеспечивать устойчивость национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранной валюте, развивать и укреплять банковскую систему страны, Он представляет собой орган государственного регулирования экономики.
В настоящее время
центральные банки обладают монопольным правом на выпуск банкнот, что позволяет
им регулировать денежное обращение. Особая
роль центрального банка в кредитной системе
состоит в том, что он главным образом
обслуживает коммерческие банки и государство,
являясь для них кредитором последней
инстанции. Центральный банк является
также регулирующим, контролирующим и
исследовательско-
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.
Второй уровень двухуровневой банковской системы занимают коммерческие банки. Они концентрируют основную часть кредитных ресурсов, осуществляют в широком диапазоне банковские операции и финансовые услуги для юридических и физических лиц. Эти банки организуются на паевых (акционерных) началах и по форме собственности делятся на государственные, акционерные, кооперативные.
Основными функциями коммерческих банков являются:
Информация о работе Контрольная работа по "Национальная экономика"