Контрольная работа по "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 06:51, контрольная работа

Краткое описание

Можно выделить четыре подхода к пониманию сущности экономического потенциала:
1. Экономический потенциал как совокупная способность отраслей народного хозяйства. При этом понимается совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную, сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозить грузы, оказывать услуги населению.

Содержание

ТЕМА 1. Национальная экономика: цели, задачи, основные показатели
ТЕМА 2. Природные и исторические условия развития национальной
Экономики
ТЕМА 3. Промышленный потенциал России и его структура.
Промышленная политика
ТЕМА 4. Демографический и трудовой потенциал национальной экономики
ТЕМА 5. Научный комплекс национальной экономики
ТЕМА 6. Денежно-кредитная и финансовая ситемы в
национальной экономике
ТЕМА 7. Банковская система национальной экономики
ТЕМА 8. Экономическая эффективность национальной экономики
ТЕМА 9. Государственное регулирование национальной экономики
ТЕМА 10. Внешнеэкономический потенциал национальной экономики.
ТЕМА 11. Валютная система и валютный контроль
в национальной экономике.
ТЕМА 12. Национальная экономика и экономическая безопасность

Вложенные файлы: 1 файл

Национальная экономика.doc

— 589.00 Кб (Скачать файл)

Сейчас в России 56 технопарков. Некоторые уже прошли период становления  и успешно работают, признаны международными экспертами (например, технополис Зеленоград в Свердловской области, технопарки в Уфе и Томске, Международный центр развития науки и технологий “Дубна”). В этих структурах функционируют 900 инновационных фирм и 150 малых обслуживающих фирм, создано свыше 7 тысяч новых рабочих мест.

Еще в 1990 году была создана  Ассоциация “Технопарк”, которая в 1996 объединяла 27 технопарков и 65 инкубаторов инновационного бизнеса (центров по развитию малого и, в частности, наукоемкого предпринимательства). С 1993 года Ассоциация “Технопарк” совместно с научным парком Уорвикского университета Великобритании осуществила международный проект по подготовке команд менеджеров и консультантов для технопарков. В конце 1995 года эта же организация совместно с Ассоциацией университетских научных парков США и Канады реализовала проект обучения специалистов для технопарков России и СНГ, профинансированный американским фондом “Евразия”.

В целом, можно сказать, что технопарки прижились на российской земле. Важную роль играют специальные  фонды финансирования, инициируемые государством и объединениями предпринимателей, Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и т.д. Но в этой сфере есть и немалое количество проблем. Ключевыми проблемами технопарков и инкубаторов бизнеса является отсутствие надежной правовой базы их создания и развития (хотя сами понятия и признаки технопарков, концепция и технология их создания уже выработаны), недостаточность материально-технической и финансовой поддержки со стороны государства и, конечно, отсутствие квалифицированных кадров. Положение также осложняется сложной экономической ситуацией в стране, особенно высокими налогами на производство и дороговизной кредита.

 

ТЕМА 6. Денежно-кредитная  и финансовая ситемы в национальной экономике

  1. Какой орган является проводником денежно-кредитной политики государства в России? Каковы его цели, задачи, полномочия? Каким органом регулируется его деятельность?

Под денежно-кредитной  политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования  денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Центральным звеном денежной политики государства является  центральный банк РФ. Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами ЦБ  являются:  операции на открытом рынке ценных бумаг,  уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и  величина обязательных резервов.  Также  Центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.

Банк России сохраняет преемственность в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства. Снижение инфляции при обеспечении роста ВВП по-прежнему остается конечной целью денежно-кредитной политики. Задачей определения количественных параметров экономической политики является выбор наилучшего сочетания экономического роста и инфляции. Критерием такого выбора должно быть повышение доходов населения в реальном выражении.

При проведении денежно-кредитной  политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее  время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям. 

Уставный капитал и  имущество ЦБ нашего государства  являются федеральной собственностью. Банк России использует их на правах владения,  пользования и распоряжения. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, т.е. не финансируется. Банку России даны определенные льготы: он не регистрируется в налоговых органах (следовательно, не платит налогов), хотя и является юридическим лицом. Однако, на деятельность ЦБ наложен и ряд ограничений (например, ЦБ РФ не может участвовать в капиталах российских кредитных организаций; участие в капиталах международных организаций также ограничено). Кроме того, следует подчеркнуть, что Государство не отвечает по обязательствам Банка России,  а Банк России по обязательствам государства.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе  и призваны регулировать кредит и  денежное обращение, обеспечивать устойчивость национальной денежной единицы и её курса, стимулировать рост национальной экономики.

Одной из важнейших задач  центрального банка является укрепление денежного обращения в стране. Проводимые меры направлены на:

  • поддержание покупательной способности денег внутри страны;
  • поддержание стабильного соотношения между национальной валютой и твердыми иностранными валютами;
  • сохранение долгосрочного равновесия платежного баланса.

Следующей задачей центрального банка является предотвращение финансовых спадов. Для этой цели центральный банк использует кредитные ресурсы, направляя их в приоритетные отрасли и на цели увеличения производства.

Еще одна задача центрального банка - управлять государственным  долгом, т.е. изменять ту его часть, которая  представлена прямыми и гарантированными облигациями. Центральный банк определяет условия выпуска ценных бумаг и место их размещения. Операции с государственными ценными бумагами позволяют: обеспечить рыночное финансирование бюджетного дефицита; способствовать проведению более эффективной денежной политики и обеспечить фундамент, на котором будут развиваться все прочие элементы рынка капитала.

Главная цель банковского  регулирования и надзора –  поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредитов.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России

2. Назовите  факторы, способствующие снижению  уровня инфляции в России? Носят  ли они устойчивый характер? Каков уровень инфляции сейчас и его прогноз на ближайшую перспективу?

Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему денежно-кредитной  и в целом экономической политики. Способы управления неоднозначны, противоречивы  по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдержать раскручивание инфляционной спирали, а с другой - поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплексных мер, помогающих в определенной мере сочетать незначительный рост цен со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма страны. Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

1) Политика, направленная  на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии,  сдерживание денежной эмиссии. В соответствие с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста валового национального продукта

2) Политика регулирования  цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзиной, и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания  инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых для лечения средств зависят от постановки правильного диагноза. Поставить диагноз - значит, определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. В данном случае не следует рассчитывать на какие-либо готовые схемы, и серией чрезвычайных мер покончить с инфляцией. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».

Один из основных факторов снижения инфляции в России - замедление роста денежного предложения  в сочетании с замедлением скорости обращения денег. Об этом говорится прогнозе социально-экономического развития страны на 2007-2009 годы, подготовленном Минэкономразвития РФ.

«Одним из основных факторов снижения инфляции будет замедление роста денежного предложения  в сочетании с замедлением скорости обращения денег. В рамках второго варианта (прогноза — умеренно-оптимистичного) прирост денежного спроса (денежного агрегата М2) снизится в 2009 году до 16-20%. В структуре денежной массы повысится доля депозитов населения и снизится доля наличных денег, что соответствует общей тенденции к росту доходов населения и будет способствовать снижению инфляции». По оценкам экспертов министерства, уровень монетизации экономики возрастет с 28% ВВП в 2005 году до 34-39% в 2009 году, что отражает рост сбережений и расширение ресурсов банковской системы и финансовых рынков

Снижение темпов инфляции в прогнозном периоде будет обеспечиваться комплексом антиинфляционных мер, утвержденным правительством РФ. Он включает следующие  основные направления:

- ограничение роста  регулируемых цен на продукцию  естественных монополий и тарифов  на услуги ЖКХ при усилении  контроля за издержками монополистов. Предельный уровень повышения  тарифов ЖКХ, устанавливаемый  правительством, позволит снизить  вклад данного фактора в инфляцию до 1,1 п.п. в 2009 году;

- сдерживание роста  цен на ГСМ посредством стимулирования  конкуренции, в том числе путем  организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем  рынке за счет снижения фискальной  нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора. Предполагается, что реализация этих мер в сочетании с поворотом мировых нефтяных цен в сторону снижения позволят снизить темп роста цен ГСМ до 6-8% в 2007 году;

- Стимулирование роста  предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции. - меры по повышению доверия населения к финансовым рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег;

-проведение консервативной  денежной и бюджетной политики.

 Источник: aksnews.ru

3. Могут ли  финансовые отношения использоваться в целях регулирования рыночной экономики?

Финансы — это совокупность денежных отношений, в процессе которых  осуществляются формирование и использование  общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством экономических, социальных и политических задач. Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та "работа", которую выполняют финансы.

функции финансов:

  • распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды);
  • перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества);
  • регулирующая (финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его);
  • контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары).

Как это можно осуществить  на практике, какие рычаги привести в действие?

Финансовый механизм – совокупность форм организации финансовых отношений, которая позволяет формировать и использовать финансовые ресурсы. Инструментами выступают налоги и неналоговые поступления. Большое значение имеет выработка финансового механизма для выполнения финансовой политики. Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения. Множество финансовых взаимосвязей предопределяет различные формы и методы организации.

Государство на основе объективных  законов определяет формы и методы распределения стоимости валового национального продукта национального дохода. Государство определяет налоги, принципы и направления использования финансовых ресурсов, амортизационную политику. Государство осуществляет планирование и прогнозирование, нормативно оформляя способы организации финансовых отношений. При этом важное значение имеет контроль.

Основная задача финансовой политики заключается в достижении макроэкономического равновесия - между  совокупным спросом и совокупным предложением. В этом регулирующем процессе участвуют все элементы финансовой системы, но прежде всего речь идет о расходах и доходах.

Существуют различные  классификации государственных  расходов. Выделяют так называемые трансформационные и трансфертные расходы. К трансформационным относят  государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплату из бюджета заработной платы. В этом случае потоку денежных средств государства противостоит услуга, выраженная в товаре или труде. При трансфертных расходах затраты государства не предполагают встречную услугу и выступают как прямая передача средств (трансферт). Среди трансфертных расходов - субсидии, пособия домашним хозяйствам, социальное обеспечение.

Информация о работе Контрольная работа по "Национальная экономика"