Концепция стратегического менеджмента в современной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 00:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы внимательно изучить теоретические особенности концепции стратегического менеджмента в современной организации, ознакомится с процессом стратегического менеджмента, с методами построения стратегии предприятия, а также понимать суть и структуру стратегического планирования и управления организацией, а также проанализировать особенности стратегической деятельности торговой сети «Евроопт».

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3

1 Теоретические особенности концепции стратегического менеджмента в современной организации ……………………………………………………..….. 7

1.1 Общая концепция стратегического менеджмента ……………………….…...7

1.2 Процесс стратегического менеджмента в организации ……………………..10

1.3 Эффективность стратегического менеджмента ……………………………...12

1.4 Недостатки и ограничения стратегического менеджмента …........................13

2 Стратегическое планирование и стратегическое управление организацией ..14
2.1 Общий подход к выделению этапов стратегического управления и их характеристика …………………………………………………………….…….…14

2.2 Стратегическое планирование как основа развития предприятия ………....16

2.3 Стратегия предприятия и методы ее построения …………………………....19

2.4 Структура процесса стратегического управления и планирования ………..27
2.5 Выбор приемлемого плана разработки стратегии предприятия, его оценка и контроль ………………………………………………………………………...…..31
3. Стратегическая деятельность предприятия ………………………………..….33
3.1. Особенности стратегической деятельности торговой сети «Евроопт» …..33
3.2. Характеристика факторов внешней среды ……………………………....…..34
3.3. Маркетинг……………………………………………………………….….….35

3.4. Кадры ……………………………………………………………………..……36

3.5. Анализ внешней и внутренней среды торговой сети «Евроопт» ………….36

3.6. Выбор стратегии торговой сети «Евроопт» ……………………………..…..39

Заключение …………………………………………………………………………41

Список использованных источников ………………………………………….….43

Вложенные файлы: 1 файл

AAAAA ОСНОВА для написания Концепция стратегического менеджмента в современных условияхование.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение …………………………………………………………………………….3

1 Теоретические  особенности концепции стратегического  менеджмента в современной организации ……………………………………………………..….. 7

1.1 Общая концепция стратегического менеджмента ……………………….…...7

1.2 Процесс  стратегического менеджмента в организации ……………………..10

1.3 Эффективность стратегического менеджмента ……………………………...12

1.4 Недостатки и ограничения стратегического менеджмента …........................13

2 Стратегическое планирование и стратегическое  управление организацией ..14

2.1 Общий подход к выделению этапов стратегического управления и их характеристика …………………………………………………………….…….…14

2.2 Стратегическое  планирование как основа развития  предприятия ………....16

2.3 Стратегия предприятия и методы ее построения …………………………....19

2.4 Структура  процесса стратегического управления  и планирования ………..27

2.5 Выбор  приемлемого плана разработки  стратегии предприятия, его оценка  и контроль ………………………………………………………………………...…..31

3. Стратегическая деятельность предприятия ………………………………..….33

3.1. Особенности стратегической деятельности торговой сети «Евроопт» …..33

3.2. Характеристика  факторов внешней среды ……………………………....…..34

3.3. Маркетинг……………………………………………………………….….….35

3.4. Кадры ……………………………………………………………………..……36

3.5. Анализ  внешней и внутренней среды торговой сети «Евроопт» ………….36

3.6. Выбор  стратегии торговой сети «Евроопт» ……………………………..…..39

Заключение …………………………………………………………………………41

Список  использованных источников ………………………………………….….43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Основной анализ бизнеса начинается с исследования его современного состояния, т. е. того состояния, в котором он дошел до исследователя, будучи подвергнутым, влиянию всех тех решений, действий и результатов, происшедших в прошлом. При этом необходимо видеть сам скелет, суть, т.е. экономическую структуру сложившегося бизнеса.

     В современных условиях степень самостоятельности  и ответственности организаций  значительно возрастает. Основная часть  решений, касающихся производства, сбыта  продукции, установления контактов  с поставщиками и клиентами переходит в компетенцию организаций.

     Кроме того, появляются такие новые факторы, как интернационализация экономики, множество конкурентов во всех сферах деятельности, изменение правил функционирования организаций. Сама организация несет ответственность за создание ресурсов, обеспечивающих возможность ее развития и удовлетворения запросов коллективов и отдельных личностей.

     В 90-х годах ХХ в. в теории управления организациями происходит изменение  общей парадигмы управления. Персонал начинает рассматриваться как основной ресурс фирмы, определяющий в первую очередь успех деятельности всей организации. Одновременно усиливается внимание к стратегическим вопросам управления деятельностью организаций [10, с. 123].

     Для того чтобы добиться оптимального функционирования, предприятие должно выбрать наиболее приемлемую и адаптированную стратегию, которая, в свою очередь, должна строиться на сильных позициях и использовании возможностей. Для выбора стратегий применяются различные модели. Одной из главных стратегических задач предприятия является проблема выбора сфер бизнеса, в которых оно намерено осуществлять свою деятельность. Это связано с обеспечением равновесия между краткосрочной и долгосрочной прибыльностью.

     Стратегический  менеджмент – это концепция, не так давно появившаяся в практике менеджмента. В первую очередь стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Изучению и анализу этой области стратегического менеджмента лишь в недавнее время стали уделять должное внимание [13, с. 58].

     Деятельность  предприятия на свободном рынке  справедливо сравнивают с действиями армии на фронте. Действительно, работа предприятия в условиях свободного рынка ни что иное, как участие  в жестокой войне, результатом которой может быть либо выживание и развитие предприятия, либо его банкротство. Любая армия обречена на поражение, если ее руководители бросят своих солдат в атаку на противника без предварительной разведки ситуации, определенной стратегии и четкого плана действий. Современная стадия развития экономики такова, что предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное - свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. Многие ли предприятия имеют сегодня корпоративную стратегию и планы своего развития? В масштабах страны - единицы из сотен, а возможно и тысяч! Если у директора появился план, то возникает и необходимость его выполнения. Есть план - будут продуманные действия, а не рефлексивная суета. С другой стороны, план позволяет определить критерии и контролировать эффективность работы менеджмента. Быстрые изменения внешней среды отечественных предприятий стимулируют появление новых методов, систем и подходов к управлению. Если внешняя среда практически стабильна, то нет особой нужды заниматься стратегическим управлением. В настоящее время большинство предприятий работают в достаточно быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического управления, хотя часто и недопонимают это. Сегодня руководители предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопределенности последствий таких решений, к тому же зачастую при недостатке экономических, коммерческих знаний и практического опыта работы в новых условиях [1, с. 34].

     Предприятие без ясной и эффективной стратегии  развития - это не бизнес, а набор  активов, отягощенных обязательствами. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне.

     Безусловно, идеальных планов, которые будут  выполнены в точности, как это  задумывалось первоначально, не существует. Планы разрабатываются для определения  стратегии и тактики, а жизнь регулярно вносит в них свои коррективы. Однако следует понимать, что для руководителей предприятий важен сам процесс планирования как таковой.

     Он  позволяет мобилизовать необходимые  ресурсы для достижения совершенно определенных целей и превратить процесс принятия управленческих решений из хаотичного - в хорошо организованный, последовательный и логичный.

     Стратегическое  планирование - это выработка стратегии  с помощью комплекса формализованных  процедур, которые направлены на построение как модели будущего компании, так и программы перехода из текущего состояния к этой модели.

     Стратегическое  планирование - относительно молодой  вид деятельности организаций. Его  предтечей стало долгосрочное планирование, которое бизнес стал применять в 50-х гг. XX века. В конце 60-х гг. на смену долгосрочному планированию приходит стратегическое планирование. В стратегическом планировании, по сравнению с долгосрочным, пространство деятельности фирмы становится более объемным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде фирмы [4, с. 356].

     В настоящее время важнейшей предпосылкой стратегического планирования и  роста объемов производства на отечественных предприятиях стало развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование. Поэтому сейчас стратегическое планирование на отечественных предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников. Процесс стратегического планирования по своей сути является доминантой, которой определяются все управленческие функции. Практика показывает, что, используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди получают в свои руки эффективный способ оценки цели и направления развития предприятия. Основная функция стратегического планирования - обеспечивать основу для управления организацией.

     Стратегическое  планирование - это одна из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование является основой для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации [14, с. 89].

     Актуальность  выбранной темы проявляется в  том, что вместе с развитием рыночной экономики усиливается и конкуренция  как основной механизм регулирования  хозяйственного процесса. Конкурентоспособность любому предприятию может обеспечить только рациональное управление движением всех ресурсов (материальных, финансовых, трудовых) находящихся в его распоряжении. Любые ресурсы ограничены, и добиться максимального эффекта можно не только за счет регулирования их объема, но, прежде всего, путем оптимального соотнесения различных видов ресурсов. Стратегическое управление предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения обязанностей в рамках организационных структур управления, а также распределение ограниченного объема ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития.

     Цель  данной курсовой работы состоит в  том, чтобы внимательно изучить  теоретические особенности концепции стратегического менеджмента в современной организации, ознакомится с процессом стратегического менеджмента, с методами построения стратегии предприятия, а также понимать суть и структуру стратегического планирования и управления организацией, а также проанализировать особенности стратегической деятельности торговой сети «Евроопт».

       Предметом курсовой работы являются – система стратегического планирования и управления организацией в современных условиях.

     Объектом  курсовой работы является – ООО «Евроторг» сеть магазинов «Евроопт».

   В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решить следующие задачи:

     - изучить теоретические особенности концепции стратегического менеджмента в современной организации;

     - рассмотреть процесс стратегического менеджмента;

     - понять, что дает эффективность стратегического менеджмента для предприятия, а также выявить недостатки и ограничения;

     - рассмотреть систему стратегического планирования и стратегического  управления, как основу для развития организации;

     - проанализировать особенности стратегической деятельности торговой сети «Евроопт».

     Методологической  основой структуры работы и логической связи в ней вопросов реализации стратегии предприятия в современных  условиях послужили разработки отечественных  и зарубежных ученых в области  стратегического и финансового менеджмента, маркетинга и менеджмента, теории анализа хозяйственной деятельности.

     Курсовая  работа изложена на 43 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     1. Теоретические особенности концепции стратегического менеджмента в современной организации  

    1.   Общая концепция стратегического менеджмента
 

     В стратегическом менеджменте доминирующая парадигма характеризуется двумя  основными принципами: формирование стратегии и ее применением. Основной вклад в развитие этих подходов внесли такие выдающиеся ученые, как Ansoff, Andrews, Porter. В целом суть стратегического менеджмента состоит в том, как разрабатываются и реализуются стратегии. С другой стороны, формирование стратегий определяется тем, каким образом компания предпочитает определять свою стратегию и как она ее реализует посредством стратегического менеджмента. В конечном счете именно подход к формированию стратегии определяет возможный стиль менеджмента. С другой стороны, управленческий стиль и степень эффективности высшего звена руководства могут в свою очередь оказать влияние на процесс формирования стратегий в организациях. В результате на вооружение принимается конкретный подход к стратегическому менеджменту. Только после того как компания определит, каким образом она намерена формировать стратегию, можно с эффективностью следовать путем стратегического менеджмента. Разработка стратегии может быть либо формальной, либо рациональной, появляющейся или последовательно развивающейся по логически обоснованной траектории. Стратегический менеджмент призван управлять процессом разработки стратегии и тем, как и где анализируются внешняя среда деятельности организации – это предшествует выбору и реализации стратегии [16, с. 201].

Информация о работе Концепция стратегического менеджмента в современной организации