Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение сущности корпораций и этапов развития, а так же возможных пути совершенствования деятельности корпораций.
Для достижения задачи были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность корпорации;
2. Рассмотреть этапы развития корпорации;
3. Проанализировать финансовые стратегии корпорации;
4. Рассмотреть процесс управление качеством в рамках корпорации.
Содержание
Введение
Корпорация (от новолат. corporatio – объединение) – юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них (то есть самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.
Юридическое отделение корпорации от её участников даёт ей преимущества, недоступные другим формам объединений, например обществам с ограниченной ответственностью. Конкретный правовой статус и правоспособность корпорации определяется местом её создания.
Учредители и/или предприниматели часто создают предприятия в форме акционерных обществ и, поскольку в настоящее время эта форма предприятий преобладает, термин «корпорация» применяется как синоним термину «акционерное общество».
Первые корпорации возникли в Древнем Риме. В период республики разрешалось свободное создание новых корпораций, при условии, что их устав не противоречит законам, но в период империи создание новых корпораций было затруднено, и для этого требовалось специальное решение сената. Дела корпорации вели лица, избираемые её членами. Собственность корпорации при её ликвидации делилась между составом участников на момент ликвидации.
В
последнее время организации
предпринимательской
Объектом курсовой работы является деятельность корпорации.
Предметом работы является возможные пути совершенствования деятельности корпорации.
Целью данной курсовой работы является изучение сущности корпораций и этапов развития, а так же возможных пути совершенствования деятельности корпораций.
Для достижения задачи были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность корпорации;
2. Рассмотреть этапы развития корпорации;
3. Проанализировать финансовые стратегии корпорации;
4. Рассмотреть процесс управление качеством в рамках корпорации.
Для написания курсовой работы были использованы учебники, монографии, статьи, научная литературы, а так же сеть Интернет.
Глава
1. Понятие корпорации
и этапы ее развития
1.1.
Сущность корпорации
Одной
из важнейших составляющих институциональной
структуры экономики любой
На
сегодняшний день и в экономической,
и в правовой литературе в силу
различных обстоятельств
В современной практике термин «корпорация» используется в достаточно широком контексте, чаще всего как синоним акционерного общества. Большая часть экономистов делает акцент на том, что данная категория изначально встречается в США и первоисточником сущности термина «корпорация» является форма бизнеса, отстраненного от конкретных, владеющих им, лиц. При этом важно обратить внимание, что термин «корпорация» отделяется от понятия «частное предприятие».
В экономической теории корпорация считается одной из трех основных форм организации предприятия, помимо партнерства и компании с одним владельцем.
Если
изучать иностранную
В зарубежных научных источниках корпорациями принято считать акционерные общества, средства которых образуются, благодаря выпуску акций. В закрытых акционерных обществах, где уставный капитал образуется путем распределения среди учредителей акций, встречается термин «закрытая корпорация». В случае же с открытыми акционерными обществами, в которых уставный капитал образуется посредством публичного подписания акций, их называют «открытыми корпорациями» .
Следует отметить, что к корпорациям относятся и те общества с ограниченной ответственностью, в названия которых добавляется в конце приставка «Лимитед» (Ltd.) или же «Инкорпорейтед» (Inc.).
В практике США выделяется пять обязательных критериев, в соответствии с которыми некоторые юридические лица могут быть отнесены к корпорациям:
1) статус юридического лица;
2)
существование корпорации
3)
ограниченная ответственность
4) возможность инвесторов данной корпорации свободно передавать
другим лицам акции;
5)
централизованное управление
Существуют
несколько определений
«Корпорация – это широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму»
Э. Дж. Долан, Д. Линдсей «Корпорация – это фирма, имеющая статус юридически независимого субъекта, в котором собственность разделена на части (доли, паи, акции), и ответственность каждого совладельца ограничена его вкладом в предприятие»
К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю «Корпорация – это юридическое лицо, которое может приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, а также выполнять все те функции, которые выполняют деловые предприятия любого другого типа. Управляют большинством таких корпораций наемные менеджеры»
П. Ю. Буряк «Корпорация – это коллективная организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединении капиталов (добровольных взносах) и осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность»
В. П. Грузинов, В. Д. Грибов «Корпорация – акционерное общество, объединяющее деятельность крупных фирм для достижения их общих целей или защиты привилегий»
С. А. Масютин «Корпорация -единый производственно-хозяйственный комплекс, обладающий необходимым для осуществления своей деятельности имуществом, созданный самостоятельными субъектами экономики для ведения определенной хозяйственной деятельности и руководства ею, состоящий из наделенных хозяйственной компетенцией и находящихся в устойчивых связях внутрикорпоративных структур и органов управления, один из которых является центром системы»
Некоторые авторы отождествляют понятие «корпорация» и понятие «акционерное общество». Под корпорацией они понимают «форму организации бизнеса, при которой владение и управление явно отделены друг от друга». Термин «акционерное общество» используется при этом как второе название корпорации.
В теории корпоративного управления встречается также определение корпорации как акционерной компании (общества), в которой на основе централизации капиталов и сбережений наемных работников осуществляется коллективное присвоение результатов производственной деятельности в зависимости от величины полученных на вложенные средства акций.
Корпорация -это система, обладающая рядом характеристик, к которым можно отнести: постановка внутренних системных целей; динамичность некоторых параметров системы и наличие у них предельных возможностей; некоторая непредсказуемость поведения системы в тех или иных условиях, а, следовательно, и способность формировать модель и структуру поведения в зависимости от этих условий; способность приспособления к изменяющимся условиям.
Исходя из вышеперечисленного, автором сделан вывод, что корпорация – это открытая изменяющаяся система, где одновременно протекают процессы функционирования и развития. Как и любая другая система, корпорация является частью определенной среды, взаимодействие с факторами которой отражается на результатах ее деятельности. Внешняя и внутренняя среда корпорации представлена на рисунке 1.
Необходимо отметить, что внутренняя и внешняя среда корпорации находятся в постоянном взаимодействии и взаимосвязи, в связи с этим деление на внутреннюю и внешнюю среду является достаточно условным.
Если говорить об истории возникновения
и развития корпорации, то следует
обратить внимание, что весь процесс
эволюции данной формы хозяйствования
необходимо рассматривать в соответствии
с основными этапами развития рыночной
экономики, на протяжении которых менялись
и теоретические подходы к объяснению
сущности корпорации.
Рис. 1. Взаимодействие
корпорации с факторами внутренней и внешней
среды
«Корпорация
как особая форма организации хозяйственной
деятельности зародилась, исходя из потребностей
крупномасштабного производства, потребовавшего
значительного капитала и вызвавшего
появление новых способов привлечения
финансовых ресурсов. Первые образцы акционерных
компаний современного типа зафиксированы
в 1850 г. железнодорожной индустрии, а в
начале 1880 г. в отраслях, производящих
потребительские товары» .1
1.2.
Этапы развития корпорации
Основные исторические этапы становления и развития корпораций
представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные
исторические этапы становления
и развития корпоративной формы
организации бизнеса
Рассмотрим содержание
Промышленная
революция и научно-
В связи с этим был создан ряд крупнейших корпораций в Западной Европе и США, на базе деятельности которых интенсивными темпами происходило развитие промышленной индустрии. В этот период значительное количество товаров потребления и услуг производилось уже акционерными обществам. Можно привести пример, что по итогам 1899 г. в США на долю предприятий с акционерной формой хозяйствования приходилось 66 % стоимости продукции всей обрабатывающей промышленности.
Необходимо отметить, что на данном этапе становления и развития корпоративной формы организации бизнеса появилась возможность реализации крупномасштабных идей и проектов посредством быстрой централизации капитала, что в свою очередь стимулировало развитие производительных сил и укрепление деятельности акционерных обществ.
В этот же период появляется определение сущности корпорации как «объединенное имущество». При этом данное понятие предполагает рассмотрение корпорации не как объединение лиц (акционеров), а как объединение имущества. Именно имущество и все отношения, связанные с ним, являются сущностью корпорации и играют здесь основополагающую роль, а именно отношения и права по поводу обладания акциями. Акции являются центральным моментом данной теории и выступают в роли своеобразного фундамента корпорации, делая ее вещественно-правовым обществом.