Корпоративные информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности корпораций и этапов развития, а так же возможных пути совершенствования деятельности корпораций.

Для достижения задачи были поставлены следующие задачи:

1. Изучить сущность корпорации;

2. Рассмотреть этапы развития корпорации;

3. Проанализировать финансовые стратегии корпорации;

4. Рассмотреть процесс управление качеством в рамках корпорации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

      Анализируя  вышеприведенные факты, можно сделать  вывод о том, что данный подход имел следующий довольно существенный недостаток: само понятие «имущество» никоим образом не имеет возможности произвести классификацию разнообразным предпринимательским объединениям, так как отсутствует какой-либо критерий отделения одного объединения от прочего. В связи с этим не следует рассматривать корпорацию только лишь как объединенное «имущество». Однако любая корпорация не только не может быть создана и не может осуществлять свою деятельность без имущества, но и при его отсутствии подлежит ликвидации. При этом сказать то же самое, об участниках корпоративного объединения, акционерах, достаточно трудно, поскольку они не играют особой существенной роли -их появление или уход не могут оказать влияние на правовой статус корпорации. Следовательно, их связь с корпорацией обуславливается лишь вложенным имуществом.

      На  государственном монополистическом  этапе, как видно из приведенной  ранее таблицы 1, это начало ХХ в. -50-е гг. ХХ в., главной формой ведения хозяйственной деятельности становятся корпоративы. Данный фактор стал источником появления крупных монополистических объединений. Первоначально монополии появились в конце XIX ст. в виде разнообразных форм хозяйственных обществ, в основе которых находились отношения по поводу акций. Все дальнейшие процессы централизации капитала в начале ХХ ст. лишь укрепили господствующее положение корпораций и окончательно закрепили их на мировой экономической арене. О. М. Мозговой отметил, что «в это время курсы акций корпораций непрерывно росли, и разрыв между номинальной и реальной стоимостью их был огромен». Еще одним немаловажным фактором развития и расширения корпоративного сектора послужил рост курса акций и возможность получения прибыли от операций с ними.

      На  данном этапе корпорация становится важнейшим социально-экономическим явлением, «фундаментом» развития индустриального общества. Однако все эти процессы способствовали развитию рынков с несовершенной конкуренцией, что в свою очередь не могло ни вызвать ряда мер со стороны государства, направленных на разработку и закрепление ряда антимонопольных законов и постановлений.

      Таким образом, в этот период корпорация развивалась  под влиянием ряда внешних факторов, воздействовавших на нее как на институт индустриального общества. При этом главной целью корпорации, обеспечивающей ее «выживание» среди конкурентов, было снижение издержек и при этом получение максимальной прибыли. Это говорит о том, что внутренняя среда данного объединения в большей степени была ориентирована на экономическое переустройство всех сфер, принципов и методов деятельности.

      Анализ  развития корпораций, проведенный Карлом Марксом, показал, что «уже на стадии технологического производства кооперация под началом управляющего обеспечивает более высокую производительность капитала и его прогресс». При  этом акцентируется внимание на том, что дальнейшее корпоративное производственное развитие возможно лишь тогда, когда работники данной организационной структуры не имеют права владения и распоряжения средствами производства.

      В этой ситуации как нельзя лучше применима теория Л. Акоффа, о том, что «корпорация представляется как машина, целью которой является создание прибыли для ее владельца». Такая составляющая внутренней среды корпорации (рис.1), как рабочая сила, а именно основная трудовая мощь и служащие корпорации, подчиняющиеся владельцу, в теории Л. Акоффа представляются той самой машиной, которая посредством повторяющейся механической работы и простых однотипных заданий и производит основную прибыль всей организации.

      Однако  в связи с возникшими потребностями  в более высокой квалификации работников, а также с появлением и развитием менеджмента, отделенного от владельцев организации, «машинная» концепция корпорации постепенно исчезла, упор начал делаться на человеческий фактор, а именно на качественный, образованный рабочий штат.

      В соответствии с предложенной Л. Акоффом  теорией, в условиях рыночной экономики  корпорация в своем развитии проходит три основных этапа: машины, организма  и организации.

      Концепция корпорации как организма сформировалась по окончанию Второй мировой войны. Данный этап характеризуется постановкой собственных целей корпорации обособленно от ее собственников. При этом приоритетными целями и задачами корпорации становятся выживание и рост (как у обычного организма), а получение прибыли является необходимым, но не обязательным условием деятельности «организма».

      Некоторые экономисты отмечают, что на данном этапе в характерных чертах предприятия  происходят следующие существенные изменения: оно становится юридическим  лицом, собственником имущества, разрабатывает непосредственно собственные цели, от своего имени осуществляет все виды деятельности, функционируя при этом независимо от своих владельцев .

      Третий  этап, представленный в таблице 1 характеризуется появлением и быстрым распространением новых совершенных технологий, а следовательно, и ростом специализации и научных знаний работников, занятых в этих сферах. Данный факт повлек за собой необходимость учиться быстро реагировать на изменяющиеся потребности рынка. В данный период возникает новая социальная реальность, характерными признаками которой становятся рост потребностей и формирование желания и возможностей самовыражения, самореализации индивида. Следствием этого, как ответ на вновь образованный спрос, послужило расширение предложения спектра товаров и услуг, а также необходимость найма более квалифицированных в этой сфере работников.

      На  данном этапе и происходит превращение  корпорации в организацию, характеризующуюся  мощным социальным звеном, но при этом стремящейся к росту объемов производства и максимизации прибыли.

      Вспомним  об известной работе Р. Коуза «Природа фирмы», опубликованной в 1937 году. В  своих трудах Р. Коуз рассматривает  фирму как сеть или совокупность контрактов . Применяя эту точку  зрения к корпорации, можно отметить, что она является ничем иным, как совокупностью особых долговременных соглашений между различными группами участников ее внешней и внутренней среды -акционерами, менеджерами, работниками, кредиторами. Как отмечает Е. И. Чернявская, «с превращением корпорации в организацию корпорация становится особым хозяйствующим субъектом. Каждый участник производственного процесса -как менеджер, так и акционер может оказывать существенное влияние на результативность деятельности корпорации, а контракт (сеть контрактов) становится формой непрерывного развития производства»

      В современных экономических условиях корпоративный сектор характеризуется  согласованностью интересов всех участников корпоративного объединения; формированием  плана стратегического развития организации; ростом производства путем привлечения необходимых финансовых ресурсов; развитием новейших информационных технологий и знаний посредством стимулирования роста интеллектуального капитала и постоянным обучением своих работников; охватом большего количества отраслей и выходом на новые внешние рынки.

      Таким образом, корпоративный сектор является главным источником как экономического, так и социального прогресса. В последнее время корпоративные  отношения охватывают все большие  сферы деятельности общества. Продолжаются процессы глобализации мирового сообщества и расширение международных хозяйственных связей, растет роль корпоративного сектора в обществе, он выступает не только как совокупность объединений капиталов с целью развития производства, но и как форма согласования интересов субъектов мирового сообщества. Распространение транснациональных корпораций приводит к укрупнению масштабов корпоративного сектора. Однако необходимо отметить, что в связи с продолжающимся экономическим кризисом 2008-2009 гг. большая часть корпораций оказалась в некотором затруднительном положении и не располагает необходимыми финансовыми средствами, чтобы должным образом обеспечить использование новейших информационных технологий и реализацию программ, направленных на повышение образовательного уровня и квалификации работников. При этом, несмотря на данную ситуацию, обращаем внимание на то, что именно в рамках корпоративного сектора может быть достигнуто оптимальное сочетание экономического прогресса и социальной гармонии.

 

      

Глава 2. Возможные пути совершенствования деятельности корпораций 

2.1. Финансовые стратегии корпорации 

      В рамках финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта непременно возникают  две равноважные задачи:

      1. Задача привлечения ресурсов  для осуществления хозяйственной  деятельности (кредитная стратегия).

      Привлекаемые  ресурсы состоят из:

      – акционерного капитала (ресурсов, получаемых на относительно неопределенный срок с условием выплаты вознаграждения инвестору в виде дивидендов);

      – ссудного капитала (ресурсов, получаемых у специализированных кредитно-финансовых институтов на основе срочности, возвратности и платности);

      – кредиторской задолженности (ресурсов, получаемых у партнеров по бизнесу и государства в виде отсрочек по платежам и авансов);

      – реинвестируемой прибыли и фондов (ресурсов, получаемых в результате успешной коммерческой деятельности самого хозяйствующего общества, амортизационных отчислений).

      Хозяйствующий субъект для привлечения ресурсов выходит на ссудный рынок капиталов, на котором происходит кругооборот  предлагаемых к размещению ресурсов. Поскольку объем предлагаемых ресурсов существенно меньше, чем объем спроса на них, неизбежно возникает конкурентная борьба за наиболее дешевые ресурсы. Потенциальные вкладчики сравнивают потенциальные объекты вложения средств, изучают их инвестиционную привлекательность и т. д.

      Таким образом, инвестиционная привлекательность  хозяйствующего субъекта – совокупность характеристик, позволяющая инвестору  оценить, насколько тот или иной объект инвестиций привлекательнее  других.

      В результате перед субъектом возникает  задача улучшения своей инвестиционной привлекательности как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. В этой связи, руководству хозяйствующего субъекта необходимо сформировать кредитную  стратегию, основной задачей которой стала бы оптимизация показателей инвестиционной привлекательности.

      С другой стороны в непосредственной связи с первой задачей перед  обществом неизменно возникает  вторая.

      2. Задача распределения полученных  ресурсов (инвестиционная стратегия).

      Инвестиции  делятся на:

      – реальные (ресурсы направляются в производственные процессы);

      – финансовые (ресурсы направляются на приобретение финансовых инструментов: эмиссионных и производных ценных бумаг, объектов тезаврации, банковских депозитов);

      – интеллектуальные инвестиции (подготовка специалистов на курсах, передача опыта, вложения в разработку технологий).

         

      Рис. 2. Система анализа финансового потенциала субъектов финансовой системы 

      Для оценки инвестиционных возможностей необходимо исследовать кредитоспособность, которая  представляет собой совокупность характеристик, позволяющих оценить его инвестиционный потенциал.

      Инвестиционную привлекательность и кредитоспособность предприятий корпорации можно представить как основные составляющие финансового потенциала группы (рис. 2).

      Поскольку объем инвестиционных ресурсов субъекта ограничен, а потенциальные объекты  инвестиций обладают различной инвестиционной привлекательностью, обществу необходимо оптимально распределять свои инвестиционные ресурсы. В этой связи возникает необходимость формирования инвестиционной стратегии хозяйствующего общества.

      В совокупности инвестиционная стратегия и кредитная стратегия составляют финансовую стратегию корпорации (рис. 3). 

        

      Рис. 3. Финансовая стратегия корпорации

       

      Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии общества и достижение его целей.

      Поскольку корпорация представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, функционирующих в различных сферах экономики, представляется целесообразным структурировать подразделения по целям и задачам, выполняемым ими в рамках группы.

      На  основании такого распределения  функций разработка финансовой стратегии  основывается на совокупности финансовых функций подразделений корпорации (рис. 4).

Информация о работе Корпоративные информационные системы