Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 05:48, курс лекций
В группе у человека изменяются отношения к боли (уменьшается), снижается чувствительность к шумам, в 2-3 раза увеличивается концентрация внимания, в 2-3 раза увеличивается объем выполнения простых операций.
Примерно 80% конфликтов имеют социально-психологическую природу и переходят из производственных в межличностные. На конфликты и переживания тратится 15% рабочего времени. Конфликт усиливает недостатки личности: эгоизм, неуверенность в себе, некомпетентность, авторитарность.
В иерархии человеческих потребностей только физиологический уровень может быть удовлетворен вне общества. Нахождение людей в группе для личности всегда конфликтно.
1-й конфликтоген, как правило,
случаен, в результате
2: если не устранить КС, то
конфликт произойдет, он закономерен.
При наличии КС для
3 если несколько КС, то нужно
непременно их устранить,
Составление конфликта во всех случаях – конфликтогены. Наиболее сильный конфликтоген – КС.
В 10й формуле сила конфликтогенов выше, во 2-й последний конфликтоген может быть слабым, в 3-й формуле изначально имеется как минимум 2 очень сильных конфликтогена – КС.
Формулами 1, 2 и 3 исчерпываются все
схемы возникновения и
Лекция № 5
Правила формулирования конфликтных ситуаций (КС).
1. КС – это то, что нужно устранить.
2. КС всегда предваряет конфликт (в то время как инцидент возникает одновременно с конфликтом).
3. Формулировка КС должна
4. Задавайте вопросы «Почему?»
до тех пор, пока не
5. Сформулируйте КС своими словам
6. В формулировке КС обходитесь минимумом слов.
Типы конфликтогенов.
I. Стремление к превосходству:
II. Проявление агрессивности:
III. Эгоизм.
Стадии конфликта.
По Рамелю:
1 этап: латентный, который
2 этап: инициирующий – какое-либо событие провоцирует субъектов к активным действиям.
3 этап: балансирование сил –
стороны оценивают
4 этап: предпринимаются действия
для изменения обстоятельств
для решения проблем,
5 этап: раскол – стороны вновь вступают в противоборство.
Для анализа индустриальных конфликтов используется теория Зайцева:
Конфликт проходит четыре стадии. Индустриальный конфликт имеет начало и угасание:
- зарождение (скрытый характер, действия сторон носят словесный характер)
- формирование (формируются требования
сторон, осуществляется
- расцвет (время активных
- преобразование (угасание) конфликта (наступает либо после того, как исчерпаны ресурсы сторон, либо в результате достижения соглашения на переговорах. Этот этап, как правило, завершается тем, что народ приступает к работе).
Основными признаками КС являются объективные причины и субъективные. В общем случае в развитии конфликта можно выделить 3 стадии:
1. зарождение
2. развитие
3. завершающая стадия.
I. Зарождение – не всегда имеет латентный (скрытый) характер, в некоторых случаях оно отмечается конкретным действием, прямой провокацией и скандалом, однако даже в этих случаях КС зачастую вызревала в латентной форме. На латентной стадии в стихийной форме обсуждаются возможные требования, и именно в этот момент создаются наиболее благоприятные условия для предупреждения конфликта, поэтому, если принять своевременные превентивные меры, то можно избежать нежелательных деструктивных конфликтов. Если конфликт не избежен, то его можно уменьшить негативные последствия.
Латентные проявления конфликта:
1. Автономность позиций сторон, когда каждая сторона осуществляет действия по достижению своих интересов безотносительно к действиям другой стороны. В конфликт вовлекаются люди в соответствии с их интересами и предпочтениями, выявляются препятствия для осуществления интересов какой-либо одной или обеих сторон, эти препятствия могут быть связаны с объективной ситуацией (с положением человека в социальной структуре, с организацией общественной жизни), при этом формирование позиции второй стороны может происходить с запаздыванием во времени, сложнее ситуация, если источником конфликта является субъективная причина, а разрешение конфликта зависит от самого зачинщика.
2. Косвенные проявления КС:
Для государственных органов власти основанием для беспокойства может служить:
Латентная стадия продлится до тех пор, пока одна из сторон не перейдет к действиям. Обычно первое действие – предъявление требований ко второй стороне. Это означает, что конфликт перешел во вторую стадию.
II. Развитие – на этой стадии окончательно определяются интересы и позиции сторон, начинается балансирование сил. Используя различные способы, инициатор конфликта стремится привлечь на свою сторону как можно больше людей, мобилизует все ресурсы, и в результате накапливает либо больший, либо одинаковый с противником потенциал.
При этом каждая сторона изучает возможности и средства другой стороны. Стороны стремятся нанести ущерб друг другу, используя различные методы: от угроз до насильственных действий. О конфликте становится известно третьим лицам, которые могут повлиять на него. В конфликте могут широко использоваться угрозы, призывы к насилию. Жесткие угрозы, обычно, выражаются в форме ультиматума. Что касается другой стороны, то ее реакция неоднозначна. Компромиссы достаточно редки. Как правило, угрозы обостряют конфликт, повышают агрессивность и ведут к эскалации конфликта. Вообще, использование угроз более характерно для деструктивных конфликтов. Третья сторона может склонить конфликтующие стороны к компромиссу, способствовать разрешению конфликта, а может и усилить его. В социальных и национальных конфликтах такую роль часто выполняют СМИ.
По мере развития конфликт переходит в стадию зрелости. Характерными чертами этой стадии являются: 1) завершение формирования сторон, субъектов конфликта; 2) окончательное формулирование требований одной стороны к другой; 3) накал действий сторон усиливается до такой степени, что переходит в открытые формы борьбы. Если это не межличностный конфликт, то происходит самоорганизация сторон (выявляются лидеры, возникает структура управления).
III. Завершающая стадия включает в себя разрешение конфликта, но не сводится к нему, т.к. существует постконфликтный период. Завершение конфликта означает его окончание, разрешение противоречий и устранение причин конфронтации.
Наступление завершающей
Основные способы завершения конфликта.
Мнимое или нереализуемое
В этом случае возможно два варианта: симметричное и асимметричное завершение конфликта. При симметричном обе стороны находятся в равных положениях (обе проиграли или обе выиграли в конфликте). При асимметричном варианте – одна сторона выиграла, другая проиграла, однако оба варианта содержат неудовлетворенность от исхода конфликта. Это может послужить причиной нового возгорания, рецидива конфликта. Особенно часто это происходит в случае асимметричного завершения конфликта, поскольку проигравшая сторона редко смиряется со своим поражением и начинает копить силы для новой борьбы. Применение силы не всегда ведет к уничтожению одной из сторон. Другой вариант развития конфликта при неравных силах. В этом случае конфликт разрешается задавливанием внутрь. Постепенная ликвидация причин конфликта может привести к полному завершению конфликта, однако чаще всего задавливание внутрь приводит к его последующему разгоранию.
Затухание происходит при недостаточных условиях для разрешения разногласий в данное время имеющимися средствами. Это происходит в тех случаях, когда одна или обе стороны исчерпали свои ресурсы и прекратили борьбу, отказавшись от своих притязаний. Полное разрешение конфликта чаще происходит в тех случаях, когда ресурсы заканчиваются у инициатора конфликта. Расход ресурсов у противоположной стороны ведет обычно к затяжным конфликтам. Хотя развитие конфликта зависит от множества факторов. Когда конфликт завершается от того, что не может быть разрешен имеющимися средствами и способами, это другая ситуация.
управление конфликтом
Предупреждение конфликта – это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния. Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Прогноз – представление о будущем конфликта с определенной вероятностью, указание времени и места действия. Существуют научные методы прогнозирования:
- экстраполяция данной ситуации на будущее состояние;
- моделирование возможной конфликтной ситуации;
- статистический метод;
- мнение экспертов;
- выявление тенденций
изменения данной ситуации и
развитие имеющихся
Однако прогнозирование