Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 05:48, курс лекций
В группе у человека изменяются отношения к боли (уменьшается), снижается чувствительность к шумам, в 2-3 раза увеличивается концентрация внимания, в 2-3 раза увеличивается объем выполнения простых операций.
Примерно 80% конфликтов имеют социально-психологическую природу и переходят из производственных в межличностные. На конфликты и переживания тратится 15% рабочего времени. Конфликт усиливает недостатки личности: эгоизм, неуверенность в себе, некомпетентность, авторитарность.
В иерархии человеческих потребностей только физиологический уровень может быть удовлетворен вне общества. Нахождение людей в группе для личности всегда конфликтно.
Стимулирование конструктивных конфликтов – это не нагнетание конфронтации, а мобилизация активности для решения проблем. Самые общие формы проявления конструктивных конфликтов – это борьба нового со старым, прогрессивного с консервативным. Стимулирование нового всегда идет через конфликты. Инициирование определенных конфликтов часто используется для нейтрализации других разрушительных и опасных для общества конфликтов.
Регулирование конфликта.
Подавление, разрешение, регулирование – это активное вмешательство в конфликт. Регулирование – действие управляющего субъекта, с целью смягчения, ослабления, подавления конфликта, либо перевода его в конструктивное русло. Регулируемый конфликт – это контролируемый, а, следовательно, предсказуемый конфликт.
Процесс регулирования конфликта имеет следующие этапы:
Регулирование конфликта осуществляется при помощи следующих технологий:
- информационной;
- коммуникативной;
- социально-психологического
- различных организационных
Информационные технологии – ликвидация дефицита информации ведет к устранению слухов о поведении сторон, к устранению искажений мнений о сторонах, а, следовательно, к снижению конфронтации.
Коммуникативный способ – организация общения между людьми, что является условием согласования позиций.
Социально-психологический мето
Организационные приемы – совершенствование организационного порядка и разумное применение организационных методов позволяет блокировать конфликтную ситуацию.
Разрешение конфликта.
Регулирование конфликта не есть его разрешение, потому что сохраняются основные структурные компоненты конфликта и регулирование создает только предпосылки разрешения конфликта, либо собственно момент этого процесса. Разрешение конфликта – это его заключительный этап и тут кроме основных моделей разрешения («победитель-побежденный», «победитель-победитель») целесообразно использовать понятия максимальный выигрыш и минимальный выигрыш, или взаимный выигрыш, или сочетание выигрыша и проигрыша. Во всех многообразных формах реализуются различные виды завершения конфликта:
При первом и четвертом варианте происходит обострение борьбы. При двух других вариантах – постепенное затухание конфликта.
Существует полное и неполное разрешение конфликта. Если имеет место преобразование или устранение причин, предмета конфликта, то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение конфликта имеет место тогда, когда устраняются или преобразовываются только некоторые элементы конфликта. Ситуация неполного разрешения конфликта чревата его возобновлением.
Разрешение конфликта нужно отличать от его подавления, т.е. насильственного устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин.
Не ведет к его разрешению и отмена конфликта, т.е. попытка избавиться от конфликта путем затушевывания противоречий.
Как бы ни были разнообразны конфликты, процесс их разрешения характеризуется некоторыми общими чертами.
Предпосылки разрешения конфликта:
Конфликт складывается из трех этапов:
Диагностика включает:
На этапе анализа важно
Разработка стратегии
Различают силовую, компромиссную и интегративную модель конфликта. Силовая модель ведет конфликт к двум видам: «победа-поражение» и «поражение-поражение». Две другие модели ведут к возможному разрешению конфликта по типу «победа-победа». Силовая модель характерна для правовых конфликтов. В зависимости от модели разрешения конфликта применяется пять основных стилей его разрешения:
Конкуренция используется тогда, когда субъект активен, и в разрешении конфликта стремиться удовлетворить, прежде всего, свои собственные интересы, как правило, в ущерб интересам других. Уклонение применяется, когда субъект не уверен в положительном для него разрешении конфликта, или когда не хочет тратить силы на его решение или когда чувствует себя неправым. Приспособление характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Этот стиль следует использовать, если вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. Например, если вы понимаете, что итог разрешения конфликта гораздо важнее для оппонента. Сотрудничество – субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая свои интересы, при этом, стараясь совместно с другим субъектом искать пути обоюдно выгодного решения. Субъекты обладают равными ресурсами и возможностями для решения конфликта, при этом разрешение конфликта очень важно для обеих сторон и никто не собирается уклоняться, при этом для сотрудничества характерно наличие длительных и взаимозависимых отношений между субъектами. Оба субъекта способы изложить суть своих интересов и выслушать друг друга. Компромисс – обе стороны ищут решение конфликта, основываясь на взаимных уступках. Этот стиль особенно эффективен, если обе стороны хотят одн6ого и того же, но понимают, что это не возможно. Обе стороны обладают одинаковыми ресурсами и имеют взаимоисключающие интересы, при этом тех и других может устроить временное решение, они могут использовать временные выгоды.
В зависимости от типа модели разрешения конфликта все методы можно разделить на две группы. Негативные: все виды борьбы, т.е. в результате конфликта происходит разрушение единства конфликтующих сторон, а при использовании позитивных методов предполагается сохранение единства между сторонами конфликта. Различие между этими методами условно. Часто одни методы дополняют другие (самая жесткая борьба не исключает переговоры). Без борьбы нового со старым нет творческого развития.
В любой борьбе нужно уметь:
Методы, которые могут применяться в борьбе конфликтующих сторон:
1. Достижение победы вследствие получения необходимой свободы действий. Реализуется это:
а) созданием свободы действий для себя;
б) сковыванием свободы оппонента;
в) приобретением лучших позиций ценой каких-то потерь. Например, в дискуссии эффективным приемом может быть навязывание противнику в качестве предмета разговора таких вопросов, в которых он малокомпетентен и может себя скомпрометировать. Эффективен может быть метод использования одной стороной в своих целях функций и резервов противника – в дискуссии это использование аргументов своего противника.
2. Выведение из строя в первую очередь управляющих центров противника и вместе с ними – руководящих личностей. В дискуссии это будет упор на дискредитацию ведущих участников, на опровержение основных тезисов их позиций, в политической борьбе особое значение имеет критика отрицательных черт лидера, и через нее – выводы о несостоятельности его деятельности.
3. Метод правовой. Несмотря на то, что одним из главных принципов разрешения конфликта является принцип своевременности. Тем не менее, в борьбе может успешно использоваться и метод затягивания дела. Это частный случай выбора соответствующего мета и времени для нанесения удара. Медлительность оправдывается необходимостью сосредоточения больших сил и ресурсов для одержания победы (формула – «время работает на нас»).
4. Метод ухода от борьбы:
а) когда не решена задача по мобилизации сил и ресурсов;
б) для заманивания противника в подготовленную ловушку;
в) когда имитируется бегство для того, чтобы затем застигнуть противника в врасплох и спровоцировать его выполнение невыгодных для него действий.
Выход из конфликтной ситуации
Все методы управления конфликтом можно разделить на структурные и межличностные. Межличностные:
- структура системы вознаграждения. Не должно быть поощрения неконструктивного поведения отдельных лиц или групп.
Переговоры являются основным позитивным методом разрешения конфликтов и наиболее предпочтительным. Они являются продолжением с одной стороны, и в то же время средством его преодоления. Если акцент делать на то, что переговоры - .то продолжение, то .то нужно вести их с позиции силы; если с целью преодоления конфликта, то в .том случае переговоры должны иметь форму честных и открытых переговоров, рассчитанных на взаимные уступки. На переговорах каждая сторона стремится получить большую выгоду за счет противоположной стороны, и поэтому некоторые исследователи считают переговоры неэффективным методом решения конфликта. Поскольку переговоры заканчиваются соглашением, в котором фиксируются уступки сторон, то есть обе стороны как бы проиграли, и это может вызвать новые столкновения. Но, тем не менее, переговоры зачастую единственный способ решить имеющиеся противоречия мирным путем.
Одним из наиболее известных методов является метод принципиальных договоров, он означает жесткий подход к рассматриваемой проблеме, но мягкий подход по отношению к участникам переговоров.
Этот метод характеризуется чет