Курс лекций по «Конфликтологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 05:48, курс лекций

Краткое описание

В группе у человека изменяются отношения к боли (уменьшается), снижается чувствительность к шумам, в 2-3 раза увеличивается концентрация внимания, в 2-3 раза увеличивается объем выполнения простых операций.
Примерно 80% конфликтов имеют социально-психологическую природу и переходят из производственных в межличностные. На конфликты и переживания тратится 15% рабочего времени. Конфликт усиливает недостатки личности: эгоизм, неуверенность в себе, некомпетентность, авторитарность.
В иерархии человеческих потребностей только физиологический уровень может быть удовлетворен вне общества. Нахождение людей в группе для личности всегда конфликтно.

Вложенные файлы: 1 файл

Бургвиц КОНФЛИКТОЛОГИЯ.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

Стимулирование конструктивных конфликтов – это не нагнетание конфронтации, а мобилизация активности для решения проблем. Самые общие формы проявления конструктивных конфликтов – это борьба нового со старым, прогрессивного с консервативным. Стимулирование нового всегда идет через конфликты. Инициирование определенных конфликтов часто используется для нейтрализации других разрушительных и опасных для общества конфликтов.

Регулирование конфликта.

Подавление, разрешение, регулирование  – это активное вмешательство  в конфликт. Регулирование – действие управляющего субъекта, с целью смягчения, ослабления, подавления конфликта, либо перевода его в конструктивное русло. Регулируемый конфликт – это контролируемый, а, следовательно, предсказуемый конфликт.

Процесс регулирования конфликта  имеет следующие этапы:

  1. его признание, выявление как реальности. Это не просто, т.к. одна из сторон часто стремится скрыть свои действия и отрицает наличие конфликтной ситуации. Без признания дальнейшее управление конфликтом невозможно.
  2. институционализация – определение правил и норм функционирования и развития конфликта.
  3. легитимизация – признание конфликтующими сторонами установленных норм и правил поведения в конфликте. Это означает, что общество относится к этому конфликту как к правомерному. Все это побуждает стороны к принятию не совсем выгодных для них предложений, но ведущих к прекращению разрушительной силы конфликта.
  4. структурирование конфликтующих групп – позволяет определить иерархию в структуре общественных отношений, путем структурирования социальных групп, выявляется реальное состояние и взаимоотношения интересов, и выявляются приоритеты в этих интересах. Можно добиться последовательного ослабления конфликта путем перевода его в другое русло, или на другой уровень. Например, общественный конфликт может быть перенесен на уровень личного. Очень широко используется метод поиска общего врага.

Регулирование конфликта осуществляется при помощи следующих технологий:

- информационной;

- коммуникативной;

- социально-психологического воздействия;

- различных организационных приемов.

Информационные технологии – ликвидация дефицита информации ведет к устранению слухов о поведении сторон, к устранению искажений мнений о сторонах, а, следовательно, к снижению конфронтации.

Коммуникативный способ – организация  общения между людьми, что является условием согласования позиций.

Социально-психологический метод – развитие общения формирует общие, сходные установки и ценности, оценки и социальные переживания, что в результате нейтрализует влияние эмоций, накал страстей.

Организационные приемы – совершенствование  организационного порядка и разумное применение организационных методов позволяет блокировать конфликтную ситуацию.

Разрешение  конфликта.

 

Регулирование конфликта не есть его  разрешение, потому что сохраняются  основные структурные компоненты конфликта  и регулирование создает только предпосылки разрешения конфликта, либо собственно момент этого процесса. Разрешение конфликта – это его заключительный этап и тут кроме основных моделей разрешения («победитель-побежденный», «победитель-победитель») целесообразно использовать понятия максимальный выигрыш и минимальный выигрыш, или взаимный выигрыш, или сочетание выигрыша и проигрыша. Во всех многообразных формах реализуются различные виды завершения конфликта:

  1. прекращение конфликта путем уничтожения одной из сторон или полного подчинения другой;
  2. преобразование обоих конфликтующих сторон в направлении согласования их интересов и позиций на новой основе;
  3. взаимное примирение сторон;
  4. взаимное уничтожение.

При первом и четвертом варианте происходит обострение борьбы. При  двух других вариантах – постепенное  затухание конфликта.

Существует полное и неполное разрешение конфликта. Если имеет место преобразование или устранение причин, предмета конфликта, то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение конфликта имеет  место тогда, когда устраняются  или преобразовываются только некоторые элементы конфликта. Ситуация неполного разрешения конфликта чревата его возобновлением.

Разрешение конфликта нужно  отличать от его подавления, т.е. насильственного  устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин.

Не ведет к его разрешению и отмена конфликта, т.е. попытка избавиться от конфликта путем затушевывания противоречий.

Как бы ни были разнообразны конфликты, процесс их разрешения характеризуется  некоторыми общими чертами.

Предпосылки разрешения конфликта:

  1. Достаточная зрелость конфликта, которая выражается в видимых формах его проявления, в формировании позиций конфликтующих групп, организации групп;
  1. Потребность субъектов разрешить конфликт, их способность это сделать;
  2. Наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.

Конфликт складывается из трех этапов:

  • подготовительный (диагностика);
  • разработка стратегии разрешения и выработка технологий;
  • практическое применение.

Диагностика включает:

  • описание видимых явлений;
  • определение уровня развития конфликта;
  • выявление причин конфликта и его природы;
  • измерение интенсивности;
  • определение сферы распространенности конфликта.

На этапе анализа важно отделить проблему от конфликта, выделить определяющий фактор, который лежит в основе конфликта, различить объективные  и субъективные причины.

Разработка стратегии разрешения конфликта зависит от конкретной ситуации, вида конфликта, степени интенсивности, уровня развития. Если завершение конфликта  предполагается по схеме «победа-поражение», то стратегия – устранение одной  из сторон путем доведения борьбы до победного конца. Если возможна модель «победа-победа», то прорабатывается стратегия завершения конфликта путем взаимного преобразования сторон и на основе этого обоюдного примирения. В ситуации, когда ни одна из сторон не может выиграть, целесообразной оказывается стратегия подавления конфликта.

Различают силовую, компромиссную  и интегративную модель конфликта. Силовая модель ведет конфликт к  двум видам: «победа-поражение» и «поражение-поражение». Две другие модели ведут к возможному разрешению конфликта по типу «победа-победа». Силовая модель характерна для правовых конфликтов. В зависимости от модели разрешения конфликта применяется пять основных стилей его разрешения:

  • стиль конкуренции;
  • стиль уклонения;
  • стиль приспособления;
  • стиль содружества;
  • стиль компромисса.

Конкуренция используется тогда, когда  субъект активен, и в разрешении конфликта стремиться удовлетворить, прежде всего, свои собственные интересы, как правило, в ущерб интересам  других. Уклонение применяется, когда  субъект не уверен в положительном для него разрешении конфликта, или когда не хочет тратить силы на его решение или когда чувствует себя неправым. Приспособление характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Этот стиль следует использовать, если вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. Например, если вы понимаете, что итог разрешения конфликта гораздо важнее для оппонента. Сотрудничество – субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая свои интересы, при этом, стараясь совместно с другим субъектом искать пути обоюдно выгодного решения. Субъекты обладают равными ресурсами и возможностями для решения конфликта, при этом разрешение конфликта очень важно для обеих сторон и никто не собирается уклоняться, при этом для сотрудничества характерно наличие длительных и взаимозависимых отношений между субъектами. Оба субъекта способы изложить суть своих интересов и выслушать друг друга. Компромисс – обе стороны ищут решение конфликта, основываясь на взаимных уступках. Этот стиль особенно эффективен, если обе стороны хотят одн6ого и того же, но понимают, что это не возможно. Обе стороны обладают одинаковыми ресурсами и имеют взаимоисключающие интересы, при этом тех и других может устроить временное решение, они могут использовать временные выгоды.

В зависимости от типа модели разрешения конфликта все  методы можно разделить на две  группы. Негативные: все виды борьбы, т.е. в результате конфликта происходит разрушение единства конфликтующих сторон, а при использовании позитивных методов предполагается сохранение единства между сторонами конфликта. Различие между этими методами условно. Часто одни методы дополняют другие (самая жесткая борьба не исключает переговоры). Без борьбы нового со старым нет творческого развития.

В любой борьбе нужно уметь:

  • наилучшим образом выбрать место борьбы;
  • сосредоточить нужные силы в этом месте;
  • выбрать нужный момент для нанесения удара.

Методы, которые могут применяться в борьбе конфликтующих сторон:

1. Достижение победы вследствие  получения необходимой свободы  действий. Реализуется это: 

а) созданием свободы действий для  себя;

б) сковыванием свободы оппонента;

в) приобретением лучших позиций  ценой каких-то потерь. Например, в дискуссии эффективным приемом может быть навязывание противнику в качестве предмета разговора таких вопросов, в которых он малокомпетентен и может себя скомпрометировать. Эффективен может быть метод использования одной стороной в своих целях функций и резервов противника – в дискуссии это использование аргументов своего противника.

2. Выведение из строя в первую  очередь управляющих центров  противника и вместе с ними  – руководящих личностей. В  дискуссии это будет упор на  дискредитацию ведущих участников, на опровержение основных тезисов их позиций, в политической борьбе особое значение имеет критика отрицательных черт лидера, и через нее – выводы о несостоятельности его деятельности.

3. Метод правовой. Несмотря на  то, что одним из главных принципов разрешения конфликта является принцип своевременности. Тем не менее, в борьбе может успешно использоваться и метод затягивания дела. Это частный случай выбора соответствующего мета и времени для нанесения удара. Медлительность оправдывается необходимостью сосредоточения больших сил и ресурсов для одержания победы (формула – «время работает на нас»). 

4. Метод ухода от  борьбы:

а) когда не решена задача по мобилизации сил и ресурсов;

б) для заманивания  противника в подготовленную ловушку;

в) когда имитируется бегство для того, чтобы затем застигнуть противника в врасплох и спровоцировать его выполнение невыгодных для него действий.

Выход из конфликтной  ситуации

Все методы управления конфликтом можно разделить на структурные  и межличностные. Межличностные:

  • необходимо разъяснить требования к работе; разъяснить, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника, степень ответственности каждого; кто предоставляет информацию, кто ее получает и каков результат;
  • координационные и интеграционные механизмы, установление иерархии полномочий, что упорядочивает взаимоотношения людей, помогает выработке решений и обеспечивает передачу информации. Если двое или несколько подчиненных имеют разногласия, то конфликт можно избежать, если руководитель примет правильное решение. Управление конфликтной ситуацией значительно облегчает принцип единоначалия;
  • организационные комплексные цели. Идея – направить усилия всех участников к достижению общих целей;

- структура системы  вознаграждения. Не должно быть  поощрения неконструктивного поведения отдельных лиц или групп.

Переговоры являются основным позитивным методом разрешения конфликтов и наиболее предпочтительным. Они являются продолжением с одной стороны, и в то же время средством его преодоления. Если акцент делать на то, что переговоры - .то продолжение, то .то нужно вести их с позиции силы; если с целью преодоления конфликта, то в .том случае переговоры должны иметь форму честных и открытых переговоров, рассчитанных на взаимные уступки. На переговорах каждая сторона стремится получить большую выгоду за счет противоположной стороны, и поэтому некоторые исследователи считают  переговоры неэффективным методом решения конфликта. Поскольку переговоры заканчиваются соглашением, в котором фиксируются уступки сторон, то есть обе стороны как бы проиграли, и это может вызвать новые столкновения. Но, тем не менее, переговоры зачастую единственный способ решить имеющиеся противоречия мирным путем.

Одним из наиболее известных методов  является метод принципиальных договоров, он означает жесткий подход  к рассматриваемой проблеме, но мягкий подход по отношению к участникам переговоров.

Этот метод характеризуется четырьмя основными правилами:

  1. Отделите человека от проблемы. Это означает, что критика личных качеств человека должна быть категорически исключена.
  2. Сконцентрируйтесь на интересах, а не на позициях. Зачастую оппоненты скрывают за своей позицией подлинные цели и интересы, но именно интересы лежат в основе противоречивых позиций. Например, у депутатов – за лоббированием скрываются их интересы.
  3. Разработайте взаимовыгодные варианты, обдумайте несколько вариантов.
  4. Найдите объективные критерии. Согласие должно основываться на общих и нейтральных по отношению к обеим сторонам критериях. И только так оно может быть справедливым и длительным. Если критерии будут несправедливыми, то одна из сторон будет чувствовать себя ущемленной, и решение будет восприниматься как несправедливое. Для обеспечения справедливых решений может быть использован жребий, посредник, арбитр и т. д.

Информация о работе Курс лекций по «Конфликтологии»