Курс лекций по «Конфликтологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 05:48, курс лекций

Краткое описание

В группе у человека изменяются отношения к боли (уменьшается), снижается чувствительность к шумам, в 2-3 раза увеличивается концентрация внимания, в 2-3 раза увеличивается объем выполнения простых операций.
Примерно 80% конфликтов имеют социально-психологическую природу и переходят из производственных в межличностные. На конфликты и переживания тратится 15% рабочего времени. Конфликт усиливает недостатки личности: эгоизм, неуверенность в себе, некомпетентность, авторитарность.
В иерархии человеческих потребностей только физиологический уровень может быть удовлетворен вне общества. Нахождение людей в группе для личности всегда конфликтно.

Вложенные файлы: 1 файл

Бургвиц КОНФЛИКТОЛОГИЯ.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

- действительный интерес,  который объективно отражает  положение групп в социальном  конфликте и его исходе.

  • ценностно-ориентированный интерес со знанием того, что должно быть.
  • Завышенный интерес, который вызван переоценкой имеющихся сил неадекватностью предъявляемых претензий.
  • Надуманный интерес, который вызван искаженным пониманием своего положения.
  • Интерес, который не является реальным интересом данной группы, а представляет интерес совсем другой группы.

Типология конфликтных личностей.

 

1. Демонстративный. Стремится всегда быть первым, в центре внимания, и даже при отсутствии каких-либо оснований готовы идти на конфликт, чтобы себя продемонстрировать. Любят хорошо выглядеть в глазах других, относятся к людям так же, как люди относятся к ним. ИМ легко даются поверхностные конфликты, в них есть момент самолюбования, хорошо приспосабливаются к любым ситуациям, слабо развито рациональное поведение, преобладает эмоциональное поведение. Планирование деятельности осуществляется ситуативно, слабо претворяют планы в жизнь. Избегают кропотливой системной работы, не уходят от к-та. Более того, часто оказываются инициаторами, коими себя ни в коем случае не считают.                  

2. Ригидные (негибкие). Честолюбивы, завышенная самооценка, нежелание считаться с окружающими, подозрительны, им постоянно требуется подтверждение собственной значимости и выражение почтения. Это воспринимается, как должное, а выражение недоброжелательности вызывает обиду. Малокритичны, обидчивы, бесцеремонны до грубости.             

3. Неуправляемые. Импульсивные, непредсказуемые, самоконтроль отсутствует, не обращают внимания на общепринятые нормы, высокий уровень притязаний, не самокритичны, в неудачах склонны обвинять других, не могут грамотно спланировать свою деятельность и последовательно претворять в жизнь свои планы. Из прошлого извлекают мало пользы, поведение агрессивно и вызывающе.                

4. Сверхточные. Добросовестные, скрупулезные, с завышенными требованиями, а тех, кто не удовлетворяет этим требованиям, они подвергают критике. Сдержанны во внешних проявлениях, особенно эмоциональных, не очень чувствуют реальные взаимоотношения в группе. Обладают повышенной тревожностью, чувствительны к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Как правило, у них неустроенная личная жизнь, очень переживают свои просчеты.                 

5. Рационалисты. Расчетливые, готовые в любой момент к конфликту, только если они могут добиться своих личностных целей, извлечь выгоду. При этом они долгое время могут быть идеальными подчиненными, до тех пор, пока не закачается кресло под руководителем.

6. Бесконфликтные. Безвольные, отсутствие собственных принципов и убеждений, не устойчивы в оценках и мнениях, обладают легкой внушаемостью. Для них характерна непоследовательность в поведении. Они зависят от мнения от мнения окружающих, особенно лидеров, слишком стремятся к компромиссу, слишком не задумываются о последствиях своих поступков, а так же ориентируются на сиюминутный успех, внутренне противоречивы. Бесконфликтные в руках человека недостойного становятся опасными: в обычных условиях эти люди добрые и хорошие, от которых не ожидают подвоха, поэтому, если они выступят в роли инициатора конфликта, то это воспринимается, как безусловно заслуживающее внимания. Тип проявляется в определенной ситуации.

 

Общее у всех этих типов  то, что у них болезненное честолюбие и привычка не отказываться от своих желаний. Это, скорее их беда, а не вина для ригидных, неуправляемых, демонстративных, сверхточных, т. к. большинство из них страдают комплексами,  особенно неполноценности. Зная это, руководитель не должен отвечать на вызов. Рук-ль не должен быть конфликтной личностью, нельзя использовать положение для разрядки.

Поведение руководителя в  условиях конфликта:

 

В условиях конфликта  руководитель может руководствоваться  следующими стратегиями:

1. Стратегическое соперничество (противоборство). Руководитель стремится к командной роли, к тому, чтобы диктовать своим партнерам свой путь выхода из ситуации. Такая стратегия способствует успеху, но при этом, как правило, игнорируются интересы другой стороны.

2. Стратегия сотрудничества (кооперация). Положительные результаты получаются при учете интересов другой стороны.

3. Стратегия компромисса.  Что – то среднее между противоборством  и сотрудничеством. Такая стратегия  не является пораженческой, но  и не совсем результативная, она направлена на установление хороших отношений, чем на хорошие результаты, из-за боязни риска и ответственности.                                                                                                                    

4. Стратегия избежания конфликта (уход). Уход от намеченной цели, от ответственности. Такую стратегию выбирают некомпетентные руководители.                                              

  1. Стратегия приспособления (умиротворение). Руководитель не проявляет ни активности ни заинтересованности в достижении цели, стремится избежать конфликта с начальником и другими руководителями, уходит от ситуации.

Выбор стратегии зависит  от руководителя.

 

 

 

Кодекс поведения  в конфликте.

1. Дайте партнеру выпустить  пар. До этого договориться  с конфликтно настроенным человеком невозможно. Во время такого взрыва следует держаться спокойно и уверенно, без высокомерия. Представьте, что вы в оболочке, через которую проходит агрессия.

2. Потребуйте от партнера  спокойно обосновать свои претензии  и изложить только факты. Спрашивайте его: «То, что вы говорите, относится к фактам, или это ваше личное мнение?»

3. Сбивайте агрессию  неожиданными приемами: задать вопрос  не по теме, но который его  волнует; сделайте комплимент.                     

4. Не давайте партнеру отрицательных оценок: «Вы лжете!» и т. д.               

5. Попросите сформулировать  конечную цель конфликта, чего  он хочет добиться. Проблема –  это то, что нужно решить, а  отношение к человеку – условия,  в которых эту проблему нужно  решить. Определите эту проблему вместе с партнером, и не позволяйте эмоциям управлять собой.                    

6. Предложите ему высказать  свои варианты решения проблемы. Не ищите виновных и не объясняйте  создавшееся положение, а ищите  из него выход, создавайте несколько вариантов, которые должны быть взаимовыгодными.                         

7. В любом случае  дайте партнеру сохранить лицо, не отвечайте агрессией на  агрессию, не задевайте его чувство  собственного достоинства. Это  он не простит никогда, даже  если уступит нажиму. Не переходите на личности, давая оценку его действиям.

8. При общении с  ним отражайте его высказывания  и претензии. Такая тактика  устраняет недоразумения и показывает  внимание к человеку, что снижает  агрессию.                                  

9. Держитесь на равных, это помогает не потерять лицо, и удержаться от агрессии.                           

10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете, что виноваты, т.  к. это обезоруживайте партнера, вызывает уважение. На извинения  способны только благородные уверенные в себе люди.                   

11. В случае достижения  договоренности обязательно оформите  это документально.                        

12. Независимо от результата  разрешения конфликта старайтесь  не разрушать отношения, выразите  свое уважение  и расположение к партнеру, сожаление по поводу трудностей, тогда вы не потеряете его как будущего партнера или клиента.

 

Что нельзя делать в конфликте?

 

  • критически оценивать партнера;
  • приписывать ему плохие намерения;
  • демонстрировать знаки превосходства;
  • обвинять, приписывать ответственность только партнеру;
  • игнорировать интересы партнера;
  • видеть все только со своей позиции;
  • уменьшать заслуги партнера, его заслуги;
  • кричать, раздражаться;
  • преувеличивать свои заслуги;
  • задевать больные места партнера;
  • Обрушивать на партнера много претензий.

 

 

Реагирование на конфликтное  поведение

Независимо от того, как  вы, ответите в конфликте (мягко или  жестко,…), гораздо важнее ваше душевное состояние и чувство собственного достоинства.

  1. На все смотрите  как бы сверху и широко, как взрослые на детей. Старайтесь видеть не оскорбление, а естественную агрессивность. Если отвечать, то не для отместки, а ля снятия напряжённости.
  2. Понимание другого. « Сволочь» - ярлык, нездоров, больная самооценка, недостаток воспитания, но н не может справиться с ситуацией. Тогда он достоин возмущения или жалости, ведь, скорее всего, ему плохо – пожалейте его и простите, помогите справиться с проблемами.
  3. Как сохранить себя? Сохранение чувства собственного достоинства. Душевно здорового человека трудно унизить или оскорбить. Если вы знаете себе цену, то почему вы поверите случайным словам случайного человека? То, что говориться о вас, может быть либо правдой, либо ложью. Но на правду обижаться глупо, а на ложь тем более. А если вас все – таки задело, обратите внимание на свои комплексы. Например, Лайза Минелли сама иронизировала по поводу своей внешности – длинный нос, в то же время пользовалась большой популярностью у мужчин. Чем ответить на грубость? Ответная агрессия неконструктивна, т. к вызывает эскалацию конфликтогенов. Выручает миролюбие. Подумайте, если бы теперь тот, другой, сделал бы шаг вперед, то вы бы пошли ему на встречу? Скорее всего – да. Не думайте о других хуже, чем о себе. Он тоже ответит на примирение, если вы первый проявите миролюбие.
  4. Будьте готовы признать свою вину. В редком конфликте виновата одна сторона. Но до тех пор, пока вы считаете виновным только другого, он будет защищаться и винить вас. Начав со своей вины, вы облегчите ему возможность сделать то же самое.
  5. Не будьте мстительны! Человек, плохой для вас, не обязательно плох для других.

 




Информация о работе Курс лекций по «Конфликтологии»